Источник

24. В ту же неделю

Ныне Св. Церковь напоминает нам о падении Адама и о том горьком положении, до какого довел грех его и всех людей. Адама изгнал Бог из рая, наказал его тяжкими трудами и самой смертью изгнал, но и тут оказал ему милость. Если бы не изгнал Адама из рая, то он вечно жил бы и вечно грешил бы. Если бы не поразил его болезнями, то не заставил бы оплакивать грех свой. Если бы не смерть разрушила его тело, то грех не притупил бы свое жало, не уменьшил бы свою ядовитость, а созрел бы, усилился бы до того, что грешник сделался бы таким, как диавол, весь и всецело зло. Невольно смиряется человек, видя на себе рубища греховные, тяжелые, многоболезненные, тленные. Невольно смиряется человек, видя себя в лице брата безгласным, бездыханным и безобразным. Невольно смиряется грешник, видя на себе кары Божии до смерти и после смерти. Станем же каяться по примеру Адама и горько оплакивать грехи свои. Знаю, что не все радуются наступающим дням покаяния и поста: одни радуются, а другие желали бы продолжить Масленицу с ее удовольствиями. Но стоит ли скорбеть за днями многоядения? Не многоядение, но пост врачует наши страсти, обуздывает наши похоти. Сожалеть о днях веселия, многоядения – не значит ли желать продолжения греховной жизни, болезни, смерти для тела и души? Страсти и грехи умерщвляют душу, а без души что за жизнь? Мы должны желать смерти, но не телу и главным образом душе, а нашим страстям. Кто умер для греха, тот более не грешит. Жизнь безгрешная драгоценна для нас, а жизнь греховная опасна, она только умножает грехи наши и делает нас злейшими врагами Божиими, достойными вечных мучений ада. Был ли на свете хотя один человек, который, умирая, не раскаивался бы во грехах своих? Разве какой отчаянный или безбожник. Почему же после каждого греха совесть мучит человека, особенно предсмертно? Отчего преступник прячется от людей, как Адам прятался от Бога? Не стыдится ли пьяница, вор, распутный, убийца и всякий грешник не стыдится ли людей сам себя и Бога? Нет на свете такого греха, который бы навсегда мог заглушить совесть человека. Многие тяжкие грешники сами себе требовали большего и тягчайшего, сильнейшего наказания, а слабым и малым наказанием были недовольны. Поэтому, кто бы ты ни был, никогда не забывай, что совесть до тех пор будет мучить тебя, пока ты не отстанешь от греха, пока не очистишь себя покаянием. «Побей меня, да хорошенько,» – говорит муж своей благочестивой жене после пьянства. И вот Святая Церковь для облегчения и очищения твоей совести возлагает на тебя епитимию – наказание не карательное, но исправительное: пост, молитвы, поклоны и слезы. Если ты бросишь навсегда свой любимый грех, то ты получишь от самого Бога прощение, переродишься, просветишься, сделаешься другом Божиим, ибо Бог все прежние грехи твои простит тебе и не станет наказывать тебя за них. Неужели не наскучило тебе пьянство, блудодеяние и другие грехи? Отчего же стонет твое тело? Отчего болит твоя голова? Отчего ты в горести своей иногда сам плачешь? Желаешь себе лучше смерти, нежели на свете вести такую жизнь? И ты еще хвалишься такой жизнью? И ты желаешь, дабы она продолжилась для тебя? Но подумай, не одному ли диаволу может нравиться такая жизнь? Не он ли один может находить наслаждение во зле, во грехе, в злобе? И неужели человек, созданный для вечного блаженства, может дойти до такого греха, до такого ослепления, до такого несчастья, что черное признает белым, зло – добром, порок – добродетелью, болезнь – здоровьем, несчастье – счастьем, злобу сердца – утешением, буйство, пьянство, разврат – удовольствием для себя? О, христиане! Покаемся лучше! Двери покаяния завтра же отверзнутся для всех, за исключением нераскаянных и отчаянных грешников. Господи! отверзи нам двери покаяния и помилуй нас. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 10. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1881. – 543 с.

Комментарии для сайта Cackle