Источник

159. Поучение о духовнике

В деле нашего спасения весьма важно иметь опытного, строгого, разумного и благочестивого духовника: разумного, дабы он понимал всю важность своей обязанности и свойство всякого греха, всякой душевной болезни, и многоразличные способы врачевания. Если лекарь телесный, не знающий своего дела, а берущийся за лечение, еще больше может увеличить болезнь, тем более необходимо разумение при лечении душевных и сердечных болезней. Надобно иметь духовника опытного, который не только бы разумел важность греха, но знал бы и все способы врачевания душ человеческих, и разные роды грехов и грешников. Грешники бывают разные: богатые и бедные, старые и юные, мужеский пол и женский. Есть грехи разные: старые и недавние, смертные и не смертные. Последние, будучи повторяемы и усиливаемы, обращаются в грехи смертные. Все это надобно уметь различать, нужно знать, где и как поступать, дабы от малого греха не допустить впасть человеку в грехи большие. Надобно иметь духовника благочестивого, который бы сколько опытностью в лечении, столько молитвами мог привлечь на человека благодать Божию всеврачующую. Не на себя мы должны надеяться, не мы пастыри, врачи, но Христос Господь, врач душ и телес наших. Надобно иметь духовника строгого, который при исповеди и покаянии грешника не страшился бы лица богатого, не судил по лицеприятию, не был снисходителен в суждении о грехах наших. Чем строже духовник, тем он полезнее для нашего спасения. К прискорбию, мы должны сознаться, что есть пастыри, которые не радят о своей важной должности, так что всякий душевно болеющий может ему сказать врачу: «исцелися сам». Горе нам, пастырям, если мы, будучи неблагоразумны, беремся за сие святое дело! Горе нам, что мы, будучи не строги к себе, строги к другим! Горе нам, если мы по лицеприятию и благоснисхождению налагаем малые епитимии за тяжкие грехи и щадим грешников. Не мало грешат те христиане, которые постоянно переменяют духовников: то к молодому идут на исповедь, то к старому. Один не нравится по лицу, другой по нраву. Нет, духовник у каждого должен быть один. Он должен знать всю твою жизнь, твои грехи, твои привычки и слабости. Ты должен не раз в год, но всякий раз прибегать к своему духовнику и раскрывать пред ним свои мысли греховные, свои чувствования и все, что тебя смущает, соблазняет, искушает. Он должен быть домашний друг, твой советник, примиритель с Богом и ближними. Он должен до гроба не оставлять тебя и на страшный суд Божий должен явиться с тобой, молиться о тебе при жизни и после смерти и дать ответ пред Богом за тебя. Господи! Спаси нас и наших овец, молящихся Тебе. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle