160. Поучение об оскудении истины
"Спаси мя Боже, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих». (Пс.11:2).
Часто мне приходят на мысль сии достопримечательные слова царя Давида. С каждым годом почти усматриваешь оскудение святых и праведных людей между нынешними христианами; с каждым годом чувствуется уменьшение истины между людьми. Подумаешь: «О, как мало таких лиц, каковы были наши деды и прадеды! Как много было старцев, украшенных сединами и благочестием! Как много было тех, которые всегда ходили в церковь, которые держались крепко, истины и ложь считали за величайший грех»! И что будет далее с нами, когда вовсе не станет между нами праведников? Когда вовсе иссякнет между людьми благочестие, когда ложь и обман воцарятся вместо истины и справедливости? Очевидно, что такой стране угрожает участь беззаконных городов Содома и Гоморры. В древние времена легко было различить святых от праведных, потому что святые христиане стояли во храме и каждый день приобщались Святых и Животворящих Таин, а грешники стояли на паперти церкви или в притворе и назывались кающимися. В то время была всенародная исповедь: каждый грешник пред всей церковью говорил свои грехи и пред всеми людьми приносил покаяние и просил христиан, входящих во храм, молиться за него Богу. А теперь все, и праведные, и грешные, смешались. Как текущая вода сладкая в реке, делается горькой, когда впадает в море, так праведники все заразились грехами и смешались вместе с грешниками: «Вси ныне уклонишася от путей правды, – сказал пророк, – вси непотребны, сделались несть творяй благостыню, несть до единого». Если и приходят в наш город святые лица из святых мест, то и те увлекаются потоком беззаконий, соблазняются и падают в грех. Где нет истины, там нет честности, а где нет честности, там нет правды. Горе нам, что между нами презирается истина, правда и честность. Горе нам, что ныне над тем смеются, кто старается вести себя честно, хочет доказать правду и открыть истину. Что же управляет ныне делами человеческими, если нет между ними правды и истины? Очевидно, страсти: честолюбие, корыстолюбие, жажда удовольствий и роскоши. Где людьми управляют страсти, оттуда удаляется Бог, туда вмешивается диавол, потому что страсти его – любимейшие пружины, которыми он вращает сердца человеческие. Приятно, весьма приятно диаволу, если люди живут греховно и управляются страстями, если люди далеко гонят от себя честность, презирают добродетельных и смиренных, хвалят гордых и буйных, когда дружба и любовь заменяется лицемерием, правда – ложью, честность – плутовством и хитростью, благочестие – лицемерием, смирение – ханжеством и фарисейством. В таком городе и общество, и законы Божии не в уважении, церковь в пренебрежении, уставы ее в презрении. Здесь пороки воздвигают свои дома, пьянство заражает всех, роскошь похваляется; на месте добродетелей торжествуют пороки и беззакония. В таком случае тем осмотрительнее должен жить тот, кто хочет спастись: он должен скрывать свои добродетели, он должен говорить правду там, где ее послушают, он должен проповедывать истину там, где ее примут, иначе и его добродетельное сердце заразится тлетворным дыханием мира сего, лукавого и прелюбодейного. Спаси мя, Господи, яко оскуде, преподобный, яко умалишася истина от сынов человеческих. Аминь.