Источник

161. Поучение о воле Божией

Когда ты сильно бываешь болен, то принужден бываешь призвать к себе лекаря или врача. Когда же врач говорит тебе, что спасти тебя от смерти иначе нельзя, как только нужно вырезать у тебя твой нарыв, отрезать часть тела, далее придется, быть может, отрезать руку или ногу: и что ж? Ты соглашаешься на все, только бы тебе остаться живым. Боже мой! Какие муки ты переносишь! Однако крепишься, терпишь и все, что прикажет лекарь, в точности исполняешь. Для излечения твоей души, дабы она навеки не погибла, взялся лечить тебя сам Бог. Что ж он делает? То же почти что и лекарь земной. Он для спасения от погибели человека отнимает иногда должность, место, имущество, дом, судно, землю, посылает голод, холод, бедность, поражает болезнями, напояет иногда горьким питьем скорбей, посылает врагов, которые осуждают тебя, ругают, злословят, лишают доброго имени. Кроме того, заставляет тебя отказаться от всяких удовольствий мира, отказаться от своей воли, от своего разума и повелевает отдать себя в Его святейшую волю. Он говорит, что «для вечного спасения должно тебе быть распяту на кресте, но чтобы ты не боялся креста, так вот, смотри на Моего Единородного Сына, Который все это понес, иди Его путем». Казалось бы, что тут много думать Сам Бог взялся тебя спасти, делай же и исполняй все то, что Он тебе повелевает. Ты знаешь, что ты страдаешь по воле Божией: бедность, нужду, голод, холод, болезни – все несешь по воле Божией. Какое тебе дело думать иначе? Все, что с тобой бывает и делается в жизни, все бывает и делается по воле Божией. Так скажи мне: почто ты скорбишь, когда бедность и болезнь посещают тебя? Зачем же ты отдал себя лечить Богу? Почто ты принял крещение и драгоценное имя христианина? С этим именем ты должен вполне вручить себя Христу и Богу. Не хочешь Бога слушать, так слушайся диавола. Не хочешь поступать по заповедям Христовым, так поступай по злой своей воле, по внушению страстей, по стихиям мира. Служи Велиару, а не Христу. Но знай, что погибель твоя неизбежна. Какая правда на свете! Какое безрассудство со стороны грешника? Какая неблагодарность к Творцу своему! Послушались Адам и Ева воли и голоса диавола и погубили весь род человеческий. «А я-то чем виноват?» – скажешь ты. Тебя никто за грех Адамов и не обвиняет, и не осуждает. Ты еще в крещении освобождаешься от того греха. За произвольные только грехи ты отвечаешь пред Богом. Какие грехи ты сделаешь в юности, в летах мужества и старости за сии только грехи сам собой отвечаешь. Хотя Господь часто тебе их и прощает, и лекарство дает для уврачевания: благодать Свою, Пречистое Тело Свое. Однако, когда ты так привяжешься к иному греху, например, к пьянству, к сребролюбию, к сластолюбию и к другим страстям, что желаешь держаться их до смерти и готов все сокровища неба променять на эту любимую тобою страсть, тогда Бог попущает тебе творить, что хочешь, жить по внушению страсти твоей, и говорит тебе, как сказал Иерусалиму: «Се, оставляется дом души твоей пуст»109. Он лишает тебя благодати и всех даров Своих. Как же пастыри допускают таких к приобщению Святых и Животворящих Таин? Они допускают их приобщаться уже не во спасение и оправдание, но в суд и осуждение. Какая страшная истина! Но истина святая и непререкаемая! Великие и святые мужи по своему прозорливству видели, что некоторые из приступающих к Святейшему Таинству вместо Пречистого Тела и Крови Христовой принимали раскаленный уголь. Боже мой! Отчего человек не дорожит вечным своим спасением и не отдает себя в руки небесного врача, хотя каждый день говорит в молитве: да будет воля Твоя, а все же слушается своей развратной воли? О! Подумай, человек, подумай хорошенько о своем спасении! Отдай себя вполне в волю Божию! Пусть Он, премилосердый и премудрый, лечит тебя, как Сам знает, хотя бы Его врачевства были тяжелы, всегда целебны и спасительны для нас. Господи! Да будет святая воля Твоя с нами ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Конец и Богу слава.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle