Источник

49. О тяжести смертных грехов

Сидел один человек на дороге и горько плакал, так что никто его не мог утешить; наконец допросились его: он с горестью стал уверять мимо проходящих, что он убил человека. «Как? Как это случилось? Когда?» – «Я убил грехом душу мою», – отвечал плачущий. Тогда уразумели силу его самоосуждения. Он признал себя самоубийцей потому, что он сделал какой-нибудь смертный грех. Когда Бог давал заповеди на горе Синае, то сказал, что всякий человек, который нарушит одну из десяти заповедей, смертью умрет. Вот первый смертный приговор – приговор Божий на душу человека; потому-то человека, нарушившего какую-либо из десяти заповедей, евреи, по повелению Божию, камнями побивали. Значит, как сам Бог изрекал смертный приговор на нарушителя заповедей Божиих, так и сами судьи всегда произносили смертный приговор и нарушителя заповеди Божией убивали; так, за оклеветание добродетельной Сусанны в прелюбодеянии, два старца побиты камнями. Значит, какую казнь могла понести целомудренная Сусанна за прелюбодеяние, – той самой казни подвергнуты были бесстыдные ее клеветники. Прелюбодей есть самоубийца и убийца того, с кем согрешает, и того, с чьей женой согрешает. Пьянство такой же грех: пьяница убивает свою душу, убивает свое семейство, которое морит голодом и разоряет, убивает малых детей соблазнительными словами и делами. Сребролюбец убивает голодом всех бедняков – братий Христовых; ибо, если бы богачи не собирали в кучи богатство, сокровища и деньги, и не скупились бы, то не голодали бы братья Христовы, не страдали бы нищие и убогие от холода, голода и нищеты, Богач есть убийца и вместе самоубийца, ибо теряет веру в Бога, Который всегда может его прокормить, а надеется на своего идола – мамону. О гневе ясно сказал апостол: гневающийся на брата есть человекоубийца52; зависть та же змия, которая грызет и завистника, и того, кому завидуют. Таким образом, всякий грешник, нарушающий заповеди Божии, непременно есть или самоубийца или убийца других. После этого, спрашиваю тебя, грешник – нарушитель заповедей Божиих: долго ли ты будешь играть огнем, тебя опаляющим? Долго ли будешь оскорблять Творца своего? Сколько раз еще будешь убивать себя и свою бедную душу? Если ты доселе имеешь не один, но много смертных грехов; если ты не одну, а все заповеди Божии нарушаешь; если себя несколько раз в жизни убиваешь и еще многих братий в жизни умерщвляешь? Богач! Загляни в землянки: сколько убиваемых тобой холодом и голодом: посиди-ка сам нагий на морозе, посиди сутки, двое голодным. Прелюбодей, обрати внимание на расстроенное тобой семейство, на смерть той души, которую ты убил! Пьяница, посмотри на слезы твоих детей и друзей! Но перед вами есть еще покаяние, слезы, пост, молитва и бесконечное милосердие Божие. Ах! Мы все если не убийцы, то самоубийцы.

Боже, воскреси нас покаянием, дай нам не в ад низойти, но взойти в рай, и спаси бедные души наши! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle