Источник

Поучение 120. О скоротечности жизни

Бесконечно и беспредельно милосердие Божие! Некоторые из наших братий умерли, сложили кости свои во гроб, зарыты в землю, а душа их перешла на тот свет, дабы там получить или награду за добрые дела, или наказание за грехи; но оттуда ни те, ни другие никогда не возвратятся. А для нас бесконечно и беспредельно милосердие Божие: Бог дал нам еще время пожить и покаяться. Сколько Он дал нам времени для жизни и покаяния, – мы того не знаем; а знаем то, что после смерти нет покаяния, и братиям умершим нельзя уже там покаяться. Бесконечно и беспредельно милосердие Божие! Мы все заслужили такую же смерть, но Бог предвидел наше покаяние и дал нам, как допотопным народам, еще немного времени пожить на свете, чтобы мы покаялись. Но все ли оставшиеся в живых воспользуются временем – станут каяться? Едва ли: что же ожидает таких людей? Они после смерти будут безответны пред Богом и тягчайшего достойны будут наказания. Бог скажет: «Я давал вам время для покаяния и исправления жизни, почему вы не покаялись?» И так капитал в наших руках, – время есть капитал; мы можем еще распоряжаться этим временем, как капиталом, но при этом должны знать, что время быстротечно, оно ускользает из наших рук: прошедшее уже ушло, будущее наступает, а настоящее минутами и часами пролетает мимо нас, так что его никак не удержишь. Горе нам, если мы не воспользуемся этим временем, если станем оправдывать себя во грехах, вместо того, чтобы признать себя виновными и покаяться: если нетрезвый вместо того, чтобы перестать пьянствовать, станет говорить: «другие же пьют много, больше чем я; я еще не большой пьяница», если богатый вместо того, чтобы покаяться, раздать свое имение – нищим, чтобы стяжать себе имение на небе, – станет заботиться о приумножении своего капитала; – если невоздержный вместо поста – станет еще более утучнять свое тело; словом, если каждый грешник не сознает в себе своего греха, а будет думать, что он безгрешный, вместо того, чтобы пасть к ногам Спасителя, и орошать оные слезами покаяния. Безпечность – самое опасное самое гибельное состояние грешника! Разве не слышишь глас Бога, который вопиет: «востани спяй, – востани и воскресни от мертвых»,104 пробудись от мертвенных твоих дел, востань от смертного сна греховного! Почто ты так долго спишь на лоне роскоши и самодовольствия? Горе и тому, который видит, что ближний его продолжает грешить, и не обличит его, не наставит его на путь спасения! Горе нам – пастырям, что мы волною овец одеваемся и млеком их питаемся: а о грехах их не напоминаем им; сребролюбием руки оскверняем, роскошью себя утучняем, личность грешников уважаем. Времена лютые настали, грехи тяжкие отягчают наши совести, – ложь и обман царствует на наших торжищах, проклятие в домах наших, ибо жестоко уязвляют словами сыны и дщери отцов и матерей своих, – святое послушание к старшим изгнано из христианских обществ. Что делать? Как исправить нашу жизнь? «От ног до главы тот у нас целости»105, как говорит пророк. А время быстро летит, добрых дел не имеем, во грехах друг другу подражаем, а об исправлении жизни и не думаем; между тем Господь зовет нас на свое пиршество, в царство славы, но мы упорно отказываемся: тот покупкою земли, тот приобретением волов, тот поятием жены, – отказываются богатые и бедные за неимением брачной одежды, будучи осквернены грехами: первые по богатству своему отпали от Бога, а последние потому что ропщут на свою бедность, злы и человеконенавистны, гневливы и нетрезвы, убогие, но развратны, нищи, но завистливы, бедны, но горды также, как и богатые. К чему же ты говоришь, что если, бы ты имел богатство, то много сделал бы добра? Если ты при бедности не хочешь делать добро, если при бедности не стараешься укрощать своего сердца, смирять свою гордыню; если лепты, т.е. копейки не хочешь подать беднейшему брату, тогда как твоя копейка дороже тысячи богатого пред очами Божими; то скажи: что было бы с тобою, если бы ты имел в руках богатство? Если ты при бедности подражаешь богатым, – тратишь трудовую копейку и на сикеру, и на кофе, и на чай, и на лакомство; то трудно сказать, чтобы ты не пошел тою же широкою дорогою богачей, если бы Бог послал тебе богатство. Поумнее тебя – да и то, получивши большие чины, или доходное место, или выигрыш в делах, – делаются горды, недоступны, злы, ленивы в хождении в храм Божий. Что же было бы с тобою, если бы ты вдруг поднялся, если бы полился на тебя золотой дождь, если бы улыбнулось для тебя неожиданно яркое солнце благополучия? Я же все одно тебе говорю: не будь беспечен в своей жизни, отставай от грехов, перестань лгать, обманывать, срамословить, ищи пути ко спасению, – ходи чаще в церковь Божию, молись, постись, чаще говей, делай добро ближним по силам своим, храни свое сердце от зла и гнева: воздержись от пьянства, от роскоши, от прихоти; будь кроток и смирен, и смерть тебя не постигнет нечаянно, как постигла других. Господи! вразуми нас творити волю Твою святую. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle