Источник

Поучение 119. О скоротечности времени

Возблагодарим милосердного Господа за то, что смерть пролетела над нашими главами и не коснулась нас. Значит Господь еще дает нам время пожить на свете; воспользуемся же этим временем: «не будьте не мудри, но яко же премудри искупующе время, яко дние лукавы суть»102 сказал св. Апостол Павел. Весьма безрассудно поступают те, которые всеми средствами стараются убить время за гуляньем, за играми, за пиршеством, за пьянством; неразумно поступают и те, которые время, данное нам Богом, как некий капитал для покупки вечного спасения, обращают на то, чтобы нажить сокровища, умножить богатство, с целью употребить оное на пресыщение, на пищу страстей, или для приобретения чинов и титулов. Все это временное и тленное. Христианин должен наживать временем такие сокровища, которыми он может владеть вечно, но которые нетленны и неувядаемы. Время само по себе, по своей природе весьма быстротечно: минуты за минутами, часы за часами, дни за днями, месяцы за месяцами, годы за годами бегут быстро, неприметно, и невозвратно. Прошедшее время невозвратимо для нас, настоящее мимолетно, а будущее неизвестно. Настанет утро, – не осмотришься, как уже полдень, а там вечер; а ночь, употребляемая на сон, не наша. Этим-то быстролетным временем мы и должны пользоваться. Утром и вечером молись Богу, днем зарабатывай копейку, чтоб прокормить себя и детей; старайся и нуждающемуся помочь, и скорбящего утешить, и безрассудного наставить, и нагого одеть, и голодного накормить, и странника принять и упокоить. При этом старайся иметь чистую совесть, берегись грехов: гордости, зависти, нетрезвости, разврата, осуждения и т.п. Но это недостаточно. Св. Апостол Павел говорит, что нужно стяжать еще любовь к Богу и ближнему, которая есть союз совершенства: без любви никакая добродетель не имеет цены пред Богом. Хорошо и мудро живет тот, кто может часто уединяться, часто беседовать с Богом, часто думать о своем спасении, но мы окружены нашими ближними, из которых одни любят нас, а другие и большая часть ненавидят нас. Угождай всем друзьям и врагам, но угождай так, чтобы не оскорбить Бога. Чтоб милостыня наша имела цену пред Богом, надобно ее творить втайне, чтоб никто не знал и не видел; молиться Богу тоже надобно чаще втайне, и «Отец Небесный, видя тебя в тайне, воздаст тебе явно»103. Берегись соблазна от людей, а еще больше берегись собственных страстей, которые неприметно для нас – подтачивают, растлевают и здоровье, и жизнь, и душу, и совесть нашу. Любит Господь любящих Его, а еще более любит смиренных и кротких, которые не превозносятся и не гордятся, которые заботятся о своем спасении, которые готовы во всякое время увидеться с Богом. Что значит быть всегда готовым к смерти? Значит быть всегда святым и непорочным пред Богом и людьми. Возможно ли это, спрашивают иные? Возможно для всякого, кто желает быть таким. Старанее надобно только к этому, усердие и ревность, а без сего не успеешь на пути ко спасению: только усиленные искатели и ревнители получат царствие небесное, сказано в писании. Посмотри на того, кто хочет достигнуть какой-либо земной цели или награды – какое старание он для этого употребляет? Сколько трудится ремесленник, чтобы изучить свое ремесло; сколько старается купец, чтобы нажить себе капитал; сколько прилежает ищущий мудрости; сколько старается добывающийся чинов, сколько крови проливает воин, чтобы получить награду? Не больше ли мы должны стараться о получении вечного спасения, в котором состоит самый великий и бездонный капитал, самая высокая мудрость, самая драгоценная награда? Святой муж – мудрее всех земных мудрецов, богаче всех капиталистов; он по смерти получает венцы и чины выше всех земных наград и чинов; – он становится другом святых, другом Ангелов, другом Божиим, и живет вечно в раю среди неописанных благ небесных.

Жизнь ваша коротка, многомятежна, суетна, скоротечна, – воспользуемся же тем коротким временем, которое в наших, руках, для вечного спасения. Ибо что прочного на земле? Постройки здесь оставим, капиталы наши другим достанутся, которые не трудились для собирания оных; чины снимутся с нас, жена и дети, Бог знает, в какую сторону удалятся от нас, да и забудут нас. Скажите: что прочно на земле, чего бы время не разрушило, не отняли бы люди, не истребило бы тлеше, не покрыл бы прах? Что прочнее гранита и драгоценных камней? Что ближе к нам, как наши кости, жилы и кожа? А время все превращаеть в прах и тление. Одни добрые дела вековечны. Время изглаживает из памяти имена царей, князей и вельможей, а убогий вратарь печерский покоится в пещерах наравне с царями и архиереями; ему миллионы народов поклоняются и молятся. И сколько в пещерах Киевских святых – кто они были? Бедняки, которые всю жизнь скрывались от людских взоров, питались убогою пищею, носили на себе рубища. Теперь все сокровища мир сыплет на их украшение, все почести воздаются им, но они ни в чем не нуждаются, ибо получили на небе и чины, и почести, и сокровища, и награды.

Человек! Неужели у тебя нет зависти к этой бесконечной, неувядаемой славе, к этим нетленным богатствам? Нищий в раю богач, неужели ты не позавидуешь ему? Посмотри на венцы, какие украшают тех, которые не стыдились убожества Христова, креста Христова, страданий Христовых! Там блаженствуют только плачущие на земле, нуждающиеся, кроткие, милостивые, гонимые, миротворцы и чистые сердцем. Смотри за собою, – время быстро течет, жизнь скоро прекратится. Горе тебе, если с прекращением земной жизни потеряешь сам собою тленные сокровища, а вечных, небесных не получишь! Помни о смерти, о вечности, о рае и о тех страшных мучениях, которые ожидают нерадивых грешников. Горе, если тебе придется умереть скоропостижно, не готовым. Ты носишь на себе смертное тело, которому смертью угрожают и пища и питие, и богатство и бедность, и сон и бодрствование, и торговля и ремесло, и болезнь. Хочешь не бояться смерти, примись за бессмертную пищу, за хлеб Ангельский. Хочешь удержать капитал за собою – поспеши передать его на небо руками братий Христовых: прокорми убогого, уврачуй больного, выкупи из темницы не имущего заплатить долгов своих, одень нагого, построй хижину нищему. Хочешь стяжать вечную славу, – ищи смирения в безгрешном бесславии, в рубище брата Христова, в уничиженном молчании, в нощной молитве, в тайном посте. Хочешь ее бояться смерти, – постарайся уснуть сном смерти на кресте многострадальной жизни, а не на мягкой постеле, не на сокровищах, не под навесом из золота и серебра. Жало смерти притупляется, ударяясь о кости, непокрытые плотью и кровью. Смерть временная не опасна для праведника, она повергает его только в непродолжительный сон, но она приятна и полезна ему потому, что избавляет его от всех страданий сей жизни, и доставляет возможность насладиться вечными благами для него уготованными на небе. Опасно жало греха, оно грозит смертью вечною. Посмотрите, в каком смятении то семейство, в дом которого ночью заберется вор или разбойник! Так всегда неспокойна душа и всегда в смятении, когда заберется в нее грех какой – нет покоя той душе на земле в сей жизни; избави Бог, если грех этот разбойник останется в душе и после смерти; если мы в сей жизни не изгоним его из души; яд его не уничтожим противоядием; следы его повреждения в душе не изгладим. Станем же прежде смерти изгонять его из душевного нашего храма всевозможными средствами – покаянием, молитвою, постом, милостынею, смирением и благочестивою жизнью. Когда изгоним его из нашей души, тогда и смерти не убоимся ни временной, ни вечной. Боже! Вразуми нас и научи нас путям вечного спасения.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle