Источник

Поучение 121. О нерадении нашем на пути спасения

Братие! В древние времена христиане не разлучались со словом Божим – книги св. писания всегда имели при себе и в доме и на пути; от того они все действия свои в жизни поверяли словом Божим. Ныне не встречаем мы книг св. писания в домах христианских, не слышим божественных изречений из уст и не усматривали присутствия оных в сердце человеческом: не преступно ли это? Если мы обязаны знать закон граждански и иметь его в памяти; то не в сердце ли должен занимать место закон Божий? «В сердце моем скрых словеса Твоя, Господи»106, говорит Давид. Думаю, что это место самое приличное для закона Божия. Но его, говорю, нет в сердцах наших, потому что нет его в уме, нет его на языке. Для исполнения какой-либо обязанности общественной, для устранения чего-либо полезного в жизни мы делаем собрания, учреждаем комитеты, делаем совещания и составляем приговоры; нечему же мы не делаем этого для выполнения обязанностей Евангельских, предписываемых законом Божим? И неужели для нас повеления Божии менее важны, нежели учреждения государственные и законы гражданские? Почему не делать нам всенародных собраний для того, чтобы возобновлять нам в памяти закон Божий? На это ответ у нас готов: «закон Божий известен всем и каждому». Если бы он был известен всем и каждому; то все мы и каждый из нас знали бы его и исполняли бы его. Разве закон Божий менее обязателен, нежели закон гражданский? Не более ли? Здесь законодатели цари земные, а там законодателем Сам Бог – Судия всего мира. Мы говорим, что мы знаем закон Божий, но отчего же мы не исполняем его? И если он возвещается нам в храме, то надобно еще знать: часто ли мы бываем в храме? Часто ли слышим поучения? И кто из нас по выходе из храма исправил свои поступки, переменил свою жизнь? Кто из нас соделался новым творением, человеком святым, человеком обновленным? А закон Божий именно этого от вас требует. Не этого, быть может, требуют законодатели других вероисповеданий, а наш законодатель Христос именно этого от нас требует: и обновления и всецелого общения с Богом. Не думайте, чтобы Он в ветхом завете требовал менее, нежели теперь. Было некоторое снисхождение со стороны Бога к древнему Израилю по причине его невежества и грубых нравов; например, допускалось и не вменялось в грех многоженство, но за то страшно были обвиняемы и наказываемы страсти и распутство. Закон добродетели равно обязателен был для всех и каждого, а для новозаветных христиан еще более он обязателен. Извольте читать слова Спасителя: «слышаете яко речено было древним: не убей» и пр.; «Аз же глаголю вам»107. Если в ветхом завете осуждаемо было греховное дело, то в новом ради чистоты нравственной осуждается греховное намерение. Правда, что тогда всякий грех был тотчас обвиняем и наказываем, но теперь, когда все предоставлено нашей совести, нашему благоразумию, – неужели закон нравственный менее обязателен? Не более ли? Особенно если всякий грех против ближнего Христос вменяет самому Себе, и всякую добродетель принимает в награду за собою. Мы, говорю, вовсе не исполняем закона нравственного, мы не любим Бога душею и всем сердцем и ближнего не любим как самих себя. Нет, на страшном суде Божием все будет обнажено. Kакими мы являемся при рождении, как обнажаемся красоты во гробе, так явимся нагими пред Богом: одна одежда невинности может покрыть нас на страшном суде, подкуп Судьи невозможен, пристрастие не будет иметь места; – кроме оправдания от дел твоих, душе моя, более ничего не будешь иметь. Говорят обыкновенно, что мы строго судим об обязанностях христианской нравственности. В таком случае вам необходимо прочитать жизнь св. Митрофания и Тихона Задонского и многих других святых; тогда вы узнаете, как они исполняли закон Божий; наш долг, наша обязанность подражать святым угодникам, исполнять христианский закон как следует. Нет, мы должны стяжать любовь к Богу, которая есть основание всех добрых дел? Разве высокое благочестие может повредить нашему благополучию или благополучию ближних? Неужели мы не замечаем, что нынешний дух времени: нежность вкуса, утонченность нравов много препятствуют успеху нашему на поприще бесконечного усовершенствования, освящения и обожения? Не замечаете ли, как диавол для разнузданного наслаждения земными удовольствиями, внушает в нас отвращение к вере, отклоняет от православной церкви, от великих обетований жизни будущей? Поэтому мы обязаны тщательно изучить слово Божие, должны уважать церковь и ее древние уставы: именуя себя православными, должны упражняться в Богомыслии, в молитве и посте. Мы действительно нечто и делаем: постимся, но только без изнурения и умерщвления плоти и страстей; благотворим, но только без щедрости; удаляемся от грубых пороков, от явных дел несправедливости, наглого притеснения ближних, алчного лихоимства, ненасытного сребролюбия, чрезмерной скупости и расточительности и проч., явно оскорбляющих природу человеческую пороков, но совершенное удаление от забав и невинных наслаждений, трезвение ума, неослабное хранение чувств и сердца, горячность духа и святость жизни – мы относим к занятиям отшельников и монахов, а не христиан живущих в обществе! Сидя при источниках корыстей, мы с благоразумием и осторожностью дозволяем себ пользоваться ими; живя на водах упокоения и неги, безрассудно было бы томить себя жаждою. Милосердный Отец Небесный, зная немощь природы нашей, думаем, не будет строго карать нас за наши слабости. Но так думать – значит «сшивать возглавийцы под всякий локоть руки»108. Нет, истинный христианин должен родиться свыше, водиться Духом Божим и быть высоким храмом Духа Святаго. Как мы умертвим грех, если плоть наша заражена грехом; как будет действовать в нас Дух Божий, если страсти одолевают нас? Если ты называешь себя сыном Божим и наследником неба; то на тебе лежит обязанность не только избегать явных и грубых пороков, но и пещись об очищении сердца, искоренять в себе чувство гордости, зависти, тщеславия и самолюбия, заботиться об обновлении внутреннего человека, ходить не по плоти, а по духу, питать помышления не плотские, но духовные: «Елицы бо Духом водятся, сии только суть Сынове Божии»109. «Аще кто Духа Христова неимать, сей несть Егов»110. «Мы слабы», – говорим, но разве крещение не переродило нас, мы не сделались новым творением? Разве не все нам даны силы благодати яже к животу и благочестию?»111 Да разве сила Божия не в немощи совершается? Не юродивых ли мира сего избрал Бог, да посрамят мудрых? Разве не одна благодать дана нам и тем, которые немощью своею победили весь мир? Разве Бог не правосуден? Разве Он станет награждать богача, а не Лазаря? Апостол Павел ясно говорил: «когда я немощенствую, тогда я только и силен». «Я так живу, говорите, как все живут». Но так ли жили все святые? У нас нет воли, она подчинена страстям; у нас нет решимости на подвиги истинно христанские; мы не хотим снять с себя рубище греховной плоти, чтобы облечься в нового – благодатного человека: мы хочем казаться только обновленными, не желая совлечь с себя одеяния греховного; мы хотим облечься в оправдание жизни, не снимая с себя осуждения смерти, одеться в образ Адама нового, не совлекая ветхого; хотим служить правде, не умирая греху, обновиться духом, без умерщвления плоти, наследовать царство небесное, не лишая себя удовольствий жизни настоящей: хотим любить Бога, но вместе любить и мир, угождать Христу, не оскорбляя диавола; хотим смешать свет с тьмою, служением Богу со служением мамоне, соглашать Христа с Велиаром. Но такие христиане подобны гробам раскрашеным, которые по словам Спасителя, снаружи являются красны, а внутри исполнены костей мертвых и всякия нечистоты112. Да, внутри нас тлеет ветхий, отвратительный, греховный человек в похотях прелестных. Hет! Одно из двух: или плоть наша безусловно должна покориться духу или дух покориться плоти. «Иже бо аще хощет душу свою спасти, да погубит ю»113, сказал Господь. Чины и достоинства, богатство и знатность там не воспомянутся; мы наги явимся на суд Божий. Если на нас не будет одежды добродетелей из чистейших, христианских добродетелей, огнем злостраданий очищенных от лицемерия, ласкательства, тщеславия и других приличий; то – какой жалкий вид представим мы в своем лице пред лицем Судии и Бога? Если на нас не будет чистейшего хитона Христовых добродетелей; то хотя бы мы молились всю жизнь и вопияли: «Господи, Господи!»114 хотя бы мы пророчествовали, хотя бы мы в жизни изгоняли бесов, – Господь скажет нам: «невем вас, отъидите от Мене, делающие беззаконие»115. Аминь.

* * *

110

Там же ст. 9.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle