XXXIII. Рeчь при прощании с наставниками и служащими в Таврической семинарии 50
Воспоминание об отношении к семинарской корпорации
Благодарю вас, гг., за честь, которую вы сегодня мне оказываете 51. Впрочем, я должен благодарить вас не за это только. Благодарю вас за вашу любовь и расположение ко мне в продолжение всей моей жизни в Таврической семинарии. Благодарю вас за честный и добросовестный труд по прохождению ваших обязанностей при семинарии. При таком только труде в Семинарии могло дело делаться, и делалось, как должно, и самая семинария в учебном, воспитательном и экономическом отношении поставлена в надлежащее положение.
Благодарю вас за товарищеское, дружеское отношение ко мне. Это отношение нисколько не нарушали тех отношений, какие должны быть между начальствующими и подчинёнными. Я никогда не видел с вашей стороны забывчивости, неуважения ко мне и, тем более, какого бы то ни было оскорбления меня. А это давало мне возможность относиться к вам искренне, без натянутости, ровно ко всем, чисто по-семейному, и недоразумений у нас с вами не было никаких.
Благодарю вас, далее, за взаимное согласие и мир, за единство в общем деле воспитания и обучения. Это весьма важно было; от этого у нас не было никаких споров и раздоров; дело всегда спорилось и достигались благие цели. За всё это благодарю вас, господа. От души желаю, чтобы у вас и дальше так же дело делалось. Всё это возвышало мой авторитет в Семинарии и способствовало даже моему настоящему назначению. Лично самому себе, своим силам и трудам я приписываю очень мало.
Со своей стороны, я никогда вас не забуду. Да и можно ли забыть Таврическую Семинарию, в которой я прослужил девять лет, провёл самую лучшую пору моей жизни, и не без успеха. Расположение моё к вам и к Семинарии никогда не прекратится.
Я рад буду, если мне придётся ещё чем-нибудь услужить вам и дорогой для меня Семинарии.
Будьте здоровы, господа, на многая лета!
* * *
Произнесена 1882 г., 29 Апреля за обедом.
Устройство обеда.