Источник

Речь при погребении д. ст. сов. Ивана Герасимовича Харитоненко11.

Мы совершили по чиноположению церковному погребальное моление об упокоении души Ивана Герасимовича. Помянем его и добрым словом, – словом правды, любви и благодарности.

Кончина его есть горестное событие не только для его семьи и друзей, но и для всего здешнего края. Его жизнь здесь всем известна, но мы найдем утешение, восстановив в своем воспоминании его духовный облик и главнейшие черты его характера и деятельности.

Почивший незнатного происхождения: он был сын крестьянина (чего никогда не стыдился), но тем поразительнее сближение первой и второй половины его жизни. В первой – бедность и простота, во второй -богатство и великолепие; в первой – смиренная и безвестная доля, во второй – громкая известность и высшие отличия в звании и знаках Монаршей милости; в начале зависимость и исполнение чужих приказаний, потом управление обширными коммерческими заведениями и тысячами людей, у него служивших и трудившихся под его руководством; в начале потребность в помощи других, потом могущественное покровительство другим и многообъемлющая благотворительность. Правда, подобные явления не редко встречаются в нашем отечестве. Самородки из простого народа силою дарований и упорного труда составляют себе и громадные состояния, и видное общественное положение; но в жизни Ивана Герасимовича есть особенности, резко выделяющие его из числа ему подобных.

Он не получил научного образования. Он научился в детстве грамоте и получил религиозное настроение, как и свойственно простому русскому человеку, под руководством святой Православной Церкви и под влиянием благочестивых народных обычаев. Но в нем поражали развитие ума и разнообразные сведения, приобретенные путем самообразования. Казалось, не было предмета в нравственной и общественной жизни выше его понимания. Он горячо любил отечество и имел верные понятия о средствах устроения его благосостояния; он следил за всеми современными усовершенствованиями в общественной жизни, но без односторонних увлечений, строго отличая все истинно-полезное от лишних и ненадежных нововведений. В беседе с ним всегда приятно было видеть, как живо работает его ум, и слышать его свободную и одушевленную речь.

Иван Герасимович страстно любил свою коммерческую деятельность, но не своекорыстная жажда приобретения и обогащения была душею его предприятий и трудов. Он любил промышленность, как ученый любит свою науку, как художник любит свое искусство. От того все его обширные заведения носят на себе печать не только соответствующего цели благоустройства, но красоты и изящества. От того не только его заводские здания, но и все окружающие их помещения для служащих свидетельствуют, что в его учреждениях нет той мелкой и сухой расчетливости, которая боится истратить что-нибудь не для себя, а для пользы и утешения других. От того его поля представляют прекрасные картины усовершенствованного земледелия, а его обширные леса скорее похожи на береженные сады, чем на доходные статьи, у большей части хозяев безжалостно истребляемые. Он радовался, видя тысячи народа, работавшего на его полях, и с утешением говорил, что вокруг его имений нет у крестьян казенных недоимок; а как он ценил и награждал людей, служащих у него и своих сотрудников, – это видно по тому достатку, которым они пользуются, и по тому процветанию здешнего города, которое мы видим.

Коммерческая деятельность почившего была благотворна для всего здешнего края по тому направлению, какое дано было ей, но его благотворительность, обильная здесь, далеко разливалась за пределы его родины. И трудно перечислить все роды его пожертвований и все предметы, на которые они простирались. Построение храмов, открытие приписных церквей, приют для бедных детей, обширные здания для учебных заведений, стипендии для учащихся в них, церковно-приходские школы, духовные училища, вспомоществования бедному духовенству, пенсии вдовам и сиротам, раздачи бедным при приходских церквах – все это было на наших глазах, но что делано было тайно, это ведомо единому Богу и тем, кому благотворил он. Если его состояние было обширно, то и благодеяния текли из него во все стороны обильными ручьями.

Но, что составляло высокую нравственную черту в характере почившего, это его христианское настроение и глубокое благочестие. Он был усердный посетитель церковных богослужений и исполнитель заповедей церковных о говении и приобщении, что подтвердилось и благоговейным принятием Святых Таинств пред его кончиною. Он все начинал с благословения Божия и молитвы, все приписывал милости Божией и за все благодарил Подателя всех благ – Бога. Он остерегался тщеславия и не имел пристрастия к светским удовольствиям. Пользуясь разумно богатством и доставляемыми им удобствами, он не любил пустого блеска и шумных увеселений. Он склонен был больше доставлять удовольствие другим, и особенно детям (которых собирал из всех учебных заведений своего города на увеселительные прогулки), – чем исполнять какие-либо собственные прихоти. Он делил свое время на труд и тихое отдохновение в кругу семьи и близких к нему людей.

В общем складе дарований и убеждений – это был тип цельного русского человека: умен, проницателен, осторожен, набожен, щедр и гостеприимен. Всеми корнями своей души он твердо стоял на почве Православной Церкви, на ее уставах и народных преданиях, а в смысле гражданина – на безграничной преданности Царю и любви к отечеству. При взгляде на него и 6eсед с ним мне часто приходило на мысль: что, если бы все наши ученые и образованные люди так крепко и в такой целости хранили свои народные свойства и убеждения! Тогда не было бы видимого нами ныне шатания и колебаний в нашей общественной жизни; твердо и прямо шло бы наше отечество по пути своего исторического призвания.

Иван Герасимович любил свой город и вас, его сограждане. В последнее время его озабочивала мысль, как и чем бы обеспечить благосостояние и процветание его родного города в будущем. Воздайте ему за его любовь к вам любовью и доброю памятью. Впишите имя его в ваши поминальные „грамотки» для поминовения его пред престолом Божиим и молитесь об упокоении души его. Призывайте Божие благословение на его семейство и оставленные им дела и учреждения, чтобы из дома его не иссякал поток благотворения, чем и исполнится его сердечная забота об обеспечении вашего благосостояния.

* * *

11

1-го декабря 1891 года.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle