Источник

Г

Святитель Тихон воспоминал и слышал глас Божий не токмо в природе, душе, в откровении и в происшествиях мира, но в простых житейских звуках и словах. Вот пример (настав. 12). Бывает, говорит он, что один другому возглашает в различных случаях: иди за мною. Христианин! Так Христос Господь всякому из нас вещает: иди за Мною. Читай святое Евангелие и внимай ему, и услышишь сладчайший глас Христов: иди за Мною. Я Создатель твой, ты созданье Мое: иди за Мною. Я Царь твой, ты подданный Мой. Я Бог твой, в подобострастную плоть облекшийся: иди за Мною. Я в мир к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех, явился. Я, неприступный Херувимам, приступен грешникам стал: иди за Мною. Я, един имеяй бессмертие и во свете живый неприступном, в мертвых вменен и во гробе положен темном тебя ради: иди за Мною. Я – твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который тебя не сребром и златом, но Своею кровию от диавола, смерти и ада искупил: иди за Мною. Видишь Мою к тебе любовь: покажи ты любителю Твоему любовь свою и любовию иди за Мною... Готово сердце мое, готово сердце мое, Боже! Помози мне (Сокров. духов, част. 11).

Глас Божий и свидетельство о Боге в происшествиях мира вот как изъясняет святитель Тихон! Внятно вещает о себе Бог преславными и чудными делами, которые мир видит, и с удивлением на них смотрит. Кто всемирный потоп навел и посреди толиких вод праведного Ноя с домом его и с некоторыми животными в ковчеге сохранил? Бог. Кто укротил диких зверей в ковчеге? Бог. Кто Содом и Гомор с окрестными градами огнем с небесе истребил, а праведного Лота исхитил? Бог. Кто поразил язвами Египет? Бог. Кто извел Израиля от работы его? Бог. Кто потопил Фараона мучителя в море Чермном, и сквозе его провел Израиля? Бог. Кто провел Израиля пустынею страшною? Бог. Кто питал толикое народа множество в пустыне четыредесять лет? Бог, даяй пищу всякой плоти. Кто поразил пред лицем их великих царей: Сиона, царя Амморейского и Ога, царя Васанска? Бог. Кто привел в землю обетованную Израиля? Бог. Кто из земли той выгнал и истребил языков и поселил в ней Израиля? Бог. Что был Израиль против всех языков, окружающих его? Как един человек – против тысячи людей, или как два противника – двудесяти тысячей, или как горсть воды – против моря. Но цел сохранился Израиль; не могли многотысячные народы, окружающие его, истребить его. Кто его сохранял, если не всесильный Бог, Которого он призывал и почитал? И сие то Псаломник воспевает (Пс. 123:1–3). И хотя работал иногда Израиль иноплеменникам, но и сие было посылаемо от Бога в наказание за грехи их...

Вопр. Как святитель Тихон указует глас Божий в происшествиях и событиях Новозаветных?

Отв. Таковых преславных вышеестественных дел преисполнено Евангелие. Воду в вино претворить, расслабленного словом сделать здоровым, слепому от рождения подать прозрение, демона из человека выгнать, и прочие сим подобные дела творить – не возможно никакой силе, в поднебесной обретающейся. Надобно здесь быть и присутствовать такой силе, которая все может, и из ничего – нечто, и из зла – добро, из немощного – здоровое, из тьмы – свет, из мертвого – живое и из несущего сущее – творить; – такой, говорю силе, которой все повинуется. Такая сила есть Бог наш.

Вопр. Что удостоверяет нас в истинности сих и других дел?

Отв. Дабы не усомнился кто-либо о преславных и чудесных сих делах Божиих, ясно обозначены и самые обстоятельства: где – в какой стране, в каком городе или веси, на пути, или в пустыни; когда – поутру или в вечеру; на ком, и кто притом был, что последовало, что говорено и пр... Все сии обстоятельства уничтожают всякое сомнение и делают безответными тех, которые святейшей Евангельской истине не веруют, а паче – тех, кои от христиан рождены и чрез крещение вступили в христианство.

Вопр. Какое происшествие более всех гласит о Боге и от Бога?

Отв. Обращение язычников в христианство сильно гласит и гремит о Боге и от Бога. Дело сие, подлинно великое и чудное, во всех концах земли, на востоке и на западе, на севере и полудни, непрестанно всем вопиет: есть Бог, Который все может. Есть Бог, Который из тьмы свет творит; есть Бог, Который о всей твари, а паче – разумной, промышляет. Есть Бог, Который всем хочет спастися и в разум истины приити (1Тим. 2:4). Есть Бог, Который послал Сына Своего в мир обратить заблудших и привести к себе удалившихся. Чудное дело! Язычники, хитростию, мечтаниями и привидениями диавольскими прельщенные, и утвержденные в нечестии идолопоклонства и закосневшие, оставили и презрели мудрование свое, услаждающее их чувственное сердце... и просветились. Надобно здесь быть свету вышеестественному, который душевные их очи открыл, и тьму и прелесть показал.

Гнев есть чувствование сердечныя болезни, из обиды или оскорбления от кого-либо родившиеся. Гнев есть мучительная и лютая страсть и сокровенна быть не может, подобно – прочим страстям. Ибо сердце, гневом исполненное, по подобию котла кипящего, извергает различные знаки гнева, которые являются на различных членах. От гнева краснеют, и как искры, сверкают очи; от гнева надымаются жилы; подымаются брови и власы; гнев производит скрежет зубов, течение из уст пены, кивание и вертение главы; от гнева лицо помрачается. Разгневанный руки сжимает, ногами о землю ударяет, в грудь свою ударяет; власы и одежду терзает; гневом воспламененный кричит, вопит, слезит, жалится, хулит и часто то изрыгает, о чем после жалеет. Человек в гневе весь изменяется; вид его бесноватому уподобляется. Как мерзка и безобразна душа гневающегося! Как гнусна душа его пред очами Божиими, если только знаки гневающегося кажутся столь несносными для нас, которые сами тоже зло внутри себя носим. Безобразие души гневныя не на возрастном только человеке, но и на малом отрочати приметить можно, когда оно кричит, ярится, всего отвращается, доколе не утолится гнев.

Вопр. Что из сего видно?

Отв. Коль великим ядом от диавола сердце человеческое напоено! Коль великое зло внутрь нас кроется! А сие научает нас непрестанно воздыхать и молиться Богу, чтобы Он Сам сердце наше, столь люто и глубоко испорченное, исправил и обновил.

Вопр. Что происходит из задержанного гнева?

Отв. Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается и питается в сердце. Посему нам повелено скоро его пресекать, чтобы в ненависть и в злобу не возрос, и зло к злу не приложилось. Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26). Как пожар, если вскоре не погасится, многие поедает дома: так гнев, если вскоре не пресечется, многих бед виною бывает. Святой Златоустый о злобе говорит: мы, когда на других злобствуем и коварствуем, тогда противу самих себя изощряем меч и себя самих гораздо больше уязвляем, нежели их (бесед. 4 на Иоан.). Злобный человек горше поступает, нежели демон. Ибо демон на демона не восстает; а на человека все они вооружаются и ищут его погибели. А злобный человек ищет погибели брату своему, который того же отца по плоти – Адама имеет, того же естества есть, того же Искупителя исповедует – Христа, Коего кровию искуплен от диавола и ада, тою же банею св. крещения крещен. О, злоба, диавольская дщерь, злоба, как ты ослепляешь бедного человека!

О гордости святитель Тихон из св. Златоуста предлагает сии мысли: гордость есть корень и источник всякого беззакония (Бесед. 13 на Матф.). Велия злая, колеблющия весь свет, от гордости изыдоша (Ibidem.). Гордость всякую добродетель душевную погубляет (Бесед. 16, на Иоан.). Гордость все житие наше нечистым сотворяет, хотя бы чистоту, девственность, молитву, милостыню творили (Бесед. 5, на Филип.). Доказательство скудости ума есть гордость (Бес. 1, на посл. к Солун.). Чем больше кто себя смиряет, тем себя паче возносит (Бесед. 11, на пос. к Ефес.). И посему-то св. Златоустый имел обычай в известный час утра молиться о смирении сею молитвою: Господи даждь ми: смирение, целомудрие и послушание (Молитв. утр.).

Вопр. Как блаж. Тихон размышляет о гордости?

Отв. Премерзкий, говорит он, грех есть гордость; но мало от кого познается, потому что в сердце глубоко сокровен. Начало гордости есть незнание самого себя: сие незнание ослепляет человека, и человек гордится... Какие плоды горького семени гордости? 1) Гордый человек всяким образом ищет чести, славы и похвалы. Он всегда хочет показаться нечто и другим указывать, повелевать и начальствовать; а кто препятствует желанию его, на того гневается и злобится. 2) Лишившись чести и начальства, ропщет, негодует и хулит. Что я согрешил? в чем я виноват? того ли труды мои стоят? 3) Дела выше сил своих начинает, которых не может исправить. 4) В чужие дела самовольно вмешивается: он везде и всякому хочет указывать, хотя и сам не знает, что делает; так гордость его ослепляет. 5) Без стыда хвалит себя и возвышает: я де то и то сделал, такие-то заслуги обществу оказал... 6) Других людей унижает и презирает: он де подлый человек, он негодный... 7) Власти и начальству не покоряется, не повинуется... у гордых выя жестока и непреклонна. 8) Добро, какое имеет у себя, себе самому, своему тщанию и трудам приписует, а не Богу. Но, человече! что ты от себя можешь иметь, который наг изшел из чрева матери своей? Что можешь иметь, когда един Бог – источник всякого добра? Что тщание я труд наш без помощи Того, без Которого всяк – ничто, как тень – без тела? 9) Гордый обличения и увещания крайне не любит: почитает себя чистым, хотя весь замаран. 10) В унижении, в презрении, в беде и напастях не терпелив, ропотлив и часто хулит. 11) В словах, в поступках он показывает надменность, пышность и презорство некое... Вот плоды гордости, Богу и человекам ненавистные... О, когда бы человек познал себя самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство! Он никогда бы не гордился. Но тем окаяннее человек, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. О Господи, избави мя от всякого неведения, а паче от неведения самого себя, своей бедности! О Владыко! даждь ми зрети моя прегрешения, и смиряться!

Вопр. Скажите мне нечто об образовании государств и народов?

Отв. Об образовании государств и народов, вот что говорится в творениях современного нам великого учителя. Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которых называем народом? Очевидно, что сие множество народилось от некоего меньшего племени, а сие произошло от семейства. И так в семействе, собственно так называемом, лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в великом семействе, которое называют государством. Следственно, там должно искать начатков и первого образа власти и подчинения, видимых ныне в обществе. Отец, который естественно имеет власть дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни сохранить не может, есть природно подвластный. Но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека: то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой, а следственно и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге. Из Него во-первых всяко отечество на небесах и на земли именуется (Еф. 3:15); потом когда сыны сынов разрождаются в народ, и из семейств возрастает государство, необъятное для естественной власти отеческой, Бог дает сей власти новый, искусственный образ и новое имя, и таким образом Его премудростию царие царствуют (Притч. 8:15), и далее, сколько бы ни продолжались народы, как бы ни изменялись государства, всегда посредством вседействующего Промысла владеет Вышний царством человеческим (Дан. 4:22. Митроп. Филарет, ч. 2, отд. 7).

Вопр. Как святитель Тихон рассуждает о гражданстве небесном, которое и есть истинное отечество для христианина?

Отв. Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. (Евр. 13:14). Блаж. Тихон, рассуждая о сих словах Апостола, так говорит: христианское отечество есть небо, где – слава небесного Отца, Которому они молятся: Отче наш, Иже еси на небесех; где преславный дом Его, в котором обители многи суть (Ин. 14:2); где – град великий, св. Иерусалим, имущ славу Божию, и град не требуяй солнца и луны, да светят в нем; слава бо Божия просвети его и светильник ему Агнец Божий (Апок. 21:10, 11, 23). Там Отец небесный радостотворит сынов Своих зрением святейшего лица Своего; там водворяется праотец лик с праведным своим семенем; там ликуют пророки, апостолы и святители – проповедники истины; там торжествует пресветлое мучеников воинство; там упокоевается преподобных и подвижников множество; там сияет незнающее запада Солнце правды, и всех блистанием славы Своея просвещает, и благодатию Своею влечет к Себе всех, в мире сем странствующих, имя Его святое нарицающих и почитающих; там престол славы окружают тысячи тысячей и тьмы тем небесных сил бесплотных, и Господа, Царя славы, поют непрестанно: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6:3). В оном отечестве нет страха от иноплеменников, нет боязни от врагов, нет опасности от болезни, смерти, глада, нищеты, вражды, злобы; не слышится там жалоба; удален оттуда плач, печаль и воздыхание; нет там попечения о пище, питие, одежде; нет там бури, непогоды; но всегда благоприятное ведро; нет утра, вечера, ночи, но всегда – день: там нет осени и зимы, но всегда – красная и благоприятная весна и лето; там жители всегда бдят, но никогда не утомляются; всегда живут, но смерти не чают; там радость – без печали, здравие – без немощи, честь – без опасности и страха. Там нет старого, хромого, слепого, расслабленного, безобразного; но все, в цветущей юности – красной доброте и возрасте мужа совершенна. Там никто ни обидит, ни обижается, ни гневается, ни досаждает; никто никому не завидит: всяк доволен тем, что имеет. В оном преславном и блаженнейшем гражданстве – совершеннейшая тишина, мир и любовь между гражданами; друг о друге радость. В сие отечество от многомятежного мира сего переселяются христиане, которые верою и любовию работают небесному Отцу, Царю небес и земли. Сие отечество Праотец наш преслушанием своим заключил было себе и нам; но Христос, Сын Божий, Иже нас ради благоволил странствовать, Своим вольным, даже до смерти, смерти же крестныя, послушанием отворил.

Вопр. Какое наставление из сего выходит?

Отв. 1) Должно нам трудиться, подвизаться, терпеть различные в странствии бедствия, опасаться от врагов, которые тщатся заградить путь к отечеству нашему, и просить помощи Божией, да она укрепит нас в подвиге сем и подаст нам течение скончать, веру соблюсти и прийти в оную страну живых. 2) Ежели отечество наше на небесах, и настоящее житие наше есть странствование: то почто христиане здесь припасают себе толико стяжаний, как бы на веки здесь им жить? почто столько созидают домов? почто столько притяжевают земель, отчин, крестьян? почто умножают добро, сребро, злато и пр.?.. Все сие оставят на земле, и ничего с собою не возьмут: ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем (1Тим. 6:7). Но и самое тело, которое в мир сей внесохом, оставим погребенное в земле. Едиными душами отъидем к определенному от Бога месту. 3) Христианам, которые хотят богатеть в мире сем, надлежит внимать тому, что Апостол глаголет: (1Тим. 6:9), и что Христос Бог с высоты славы Своей: безумие... яже уготовал еси вся, кому будут (Лк. 12:20. Част. 9, гл. 3)?

О грехе святитель Тихон от святых уст св. Иоанна предлагает вот что: грех есть всех зол причиною. – Грех есть болезнь души. – Грех человеков творит скотами. – Грех есть велие пьянство и зло. – Нет ничего тягчайше греха. – Грех есть проказа. – Грех есть тяжкое расслабление. Лучше нагому ходить, нежели обременившемуся грехами быть. – Грех злейший есть демона. – Грех есть корень смерти. – Грех есть демон самопроизвольный и безумие добровольное. Вот почему св. Златоустый неопустительно в известный час сию творил молитву: Господи, еже согреших словом, делом, помышлением, прости ми.

Вопр. Что есть грех, вопрошает святитель Тихон, изъясняя тайну покаяния?

Отв. Грех есть преступление заповеди Божия.

Вопр. Для чего грех называется смертным?

Отв. поскольку наносит душе смерть вечную.

Вопр. Колико грехов смертных?

Отв. Седмь: 1) гордость, т. е. безчинное власти и славы желание; 2) лакомство, т. е. безмерное желание внешних благ, чтобы иметь богатство и стяжание (любостяжательность); 3) блуд и нечистота, т. е. бесчинное вожделение плотского осквернения, или самым делом похоти телесной исполнение; 4) обжорство или чревоугодие, т. е. безмерное ядения и пития употребление; 5) зависть, т. е. печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость же и веселие о зле; 6) гнев, т. е. безмерное желание отмщения; 7) леность или уныние, т. е. студеность и нерадение о душевном спасении.

Вопр. Сколько грехов против Св. Духа?

Отв. Шесть: 1) отчаяние, когда не надеемся на милость Божию и на милосердие Его; 2) излишнее упование на милость Божию; 3) сопротивление познанной истине Писания святого и догматов веры, Апостолами и отцами святыми утвержденных; 4) зависть к духовным благам, кои ближний наш приемлет от Бога; 5) во грехах пребывание и состарение в злобе; 6) нерадение о душевном спасении до кончины жизни.

Вопр. Сколько грехов, вопиющих на небо к Богу и просящих отмщения?

Отв. Четыре: 1) вольное человекоубийство, 2) блуд содомский, 3) озлобление убогих, вдов и сирот, обида и утеснение, 4) удержание или несовершение мзды наемникам или работникам.

Вопр. (Из кн. 4). Как содевается грех?

Отв. Делом, словом, помышлением, желанием и намерением. Делом, как-то: убийство, хищение; словом, как-то: хула, злоречие, клевета, сквернословие; помышлением, как-то: услаждение в помысле от похоти блудной, тайная ненависть, злоба; желанием и намерением, как-то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщение... и все, что противно десятой заповеди: не пожелай!

Вопр. Как еще содевается грех?

Отв. Грех есть не только то, когда законом Божиим запрещенное совершается, но и то, если законом Божиим повеленное оставляется. Грешно убивать; но грешно и бедствующему, напр. утопающему в воде, руку помощи не подать. Ибо Бог в законе Своем повелел, как уклоняться от зла, так и творить благое (Пс. 33:15). И, как сказал: не укради, так повелел: просящему у тебе дай (Исх. 20:15; Мф. 5:42). Посему казнь от Бога определена не только за злые дела, но и за оставление добрых дел: всякое древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается (Лк. 3:9). Во огнь отсылает Господь не сотворивших милости, как читаем у Матфея святого в гл. 25, где – образ суда Христова представляется.

Вопр. Не обращается ли дело, по виду доброе, в порок и грех?

Отв. Обращается, когда не на добрый, а на злой конец делается: так милостыня порочится, когда ради тщеславия подается; грешит проповедник, когда слово Божие ради похвалы своей проповедует. Причина сему – та, что таковой отступает от Бота сердцем своим, и на том месте поставляет себя, как идола, на котором должен Бога иметь и почитать; и славу, которая Ему единому, яко всякого добра виновнику, подобает, себе предвосхищает. Таковой человек самолюбие в сердце имеет, и вместо Бога себя любит и чтит. И дело его – подобно яблоку, вне красному, но внутрь гнилому и смрадному; и сам он, как гроб повапленный, который вне красен, но внутрь смраден... Доброе дело тогда только чисто доброе, когда добре делается, т. е. когда от доброго сердца происходит, и к доброму концу, т. е. к славе Божией и для пользы ближнего совершается.

Вопр. Какие бл. Тихон указывает причины греха?

Отв. Всем христианам неотменно нужен подвиг против всякого греха; а чтобы удобнее стать против греха, надобно знать причины греха. Их пять: 1) растление естества человеческого (Пс. 50:7). Страсти греховные, с которыми рождаемся, склоняют и влекут нас ко греху (Рим. 7:24). 2) Ко греху приводит человека диавол (1Пет. 5:8, 9; Еф. 6:10). Сии невидимые враги всегда на погибель нашу бодрствуют: не должно убо и нам дремать. 3) Соблазны мира также ко греху приводят. Видим сие зло растущее: один то и то делает; видит или слышит сие другой, и безрассудно подражает. Соблазн подобен моровой язве. Горе миру от соблазн: обаче горе человеку тому, им же соблазн приходит (Мф. 18:7). 4) Причиною греха бывает недоброе воспитание детей. Дети неблаговоспитанные, пришедши в возраст, ко всякому стремятся злу... внимайте сему отцы и матери. 5) Сильно влечет ко греху привычка... привычка, как веревка, влечет ко греху, и, как алчный к хлебу, жаждущий к воде, так грешник стремится ко греху, к которому привык. Все сии противники нашему спасению люты нам, присовокупляет бл. Тихон. Люта плоть со страстьми и похотьми, воюя на дух. Лют супостат диавол, который непрестанно прельщает и борет нас. Люты и соблазны, коими похоть плотская, как огнь ветром, раздувается и разжигается. Но привыкшему ко злу паче всего лютейшая привычка: она человеку вторая природа. Труден всякому против сих противников подвиг, но – нужен и важен. Нет славнейшей победы, как самого себя и грех победить. Венец и торжество без победы не бывает; победа же – без подвига противу врагов. Христиане! вступим в подвиг сей, да, с помощию Христовою, победу одержим и получим от Него венец доброты.

Вопр. Как бл. Тихон разсуждает о силе произвольных грехов?

Отв. Размышляя о словах пророка Иеремии: аще пременит ефиоплянин кожу, и рысь пестроту свою: и вы можете благотворити, научившеся злу (Иер. 13:23), следующее говорит о силе греха (книг. 4, гл. 2, §46). Доколе человек каким-либо не искусится грехом, то не без страха к нему приступает, и по согрешении сильно мучит совесть его. Ибо разум, благодатию Божиею просвещенный, прежде согрешения, как свеча, в человеке сияет и показует ему и мерзость греха и за грехом следующий гнев Божий; посему и боится человек на грех дерзнуть. Но когда согрешит и несколько раз на тоже дерзнет: уже удобно к беззаконному тому делу приступает, и чем более согрешает, тем продерзливее становится. Грех, глаголет св. Златоустый, доколе начинается, имеет некое стыдение: егда же совершится, безстуднейшими творит соделовающия его (Бесед. 10 на деяния Ап.). Пристрастие или привычка ко греху, происходящая от замедления во грехе и от многократного повторения греха, так сильна бывает, что, как вторая природа, влечет человека к тому, к чему пристрастился. Велико, велико есть обычая мучительство и толико, что в нужду естества устрояется. Как древо, чем более растет, тем более корень в землю пускает: так, чем более греховный обычай растет, тем глубже в сердце корень свой утверждает.

Святитель Тихон в задонском уединении своем размышляя о грехе первородном, его действительности и причине, ясно и разительно изложил предмет сей в своем сокровище, от мира собираемом (ч. 11). Бывает, говорит бл. Тихон, что человеку от злых людей подается яд: так от древнего змия, нашего врага, диавола влиялся яд греховный, смертоносный в естество наше. Естество наше было чистое, непорочное, святое; но когда ядом хитрого и лукавого оного змия заразилось, тогда в неисцельную немощь и беду впало. Яд, имеющийся в человеке, все тело его заражает: так смертоносный оный яд змиин – все силы наши, душевные и телесные, заразил! Отсюда – гордость, высокоумие, мстительность; отсюда – лесть, лукавство, лож; отсюда – прелюбодеяние, блуд, нечистота, соблазны, ереси, пиянство и пр. и пр. Яд, принятый внутрь человека, мучит человека, и временем нестерпимую причиняет болезнь: так яд оный змииный, сокровенный в душе, мучит душу и различные наводит ей страдания. Смотри, что производит гордость в человеке! Как его мучит! Сколько он вымышляет способов для достижения чести! Достигши же – с каким тщанием и заботою бережет оную! Как негодует, когда от кого-либо презирается! как болезнует, смущается, ропщет, когда лишается чести! Что сребролюбие делает, какое попечение, и заботу и болезнь бедной душе причиняет, сказать не можно!.. Блудная похоть, какое мучительство, какое жжение в сердце и во всем теле человеческом воздвигает, всякому, а паче безбрачно живущим, известно... Всякая вещь от действия ее познается: так сокровенный яд змииный в сердце и душе человеческой от лютых и мучительных действий познается. Познающему великое сие и пагубное зло надобно искать от него исцеления, да не во веки от него умрет душою и телом... Познаем убо, возлюб. лютую сию немощь, в сердце нашем кроющуюся и обратимся ко Христу, врачу душ и телес... Заразил нас змий древний лютым ядом своим: от Христа, Сына Божия, поищем исцеления. Он Един может исцелить нас и исцеляет верою к Нему воздыхающих и молящихся... яко же Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк, веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:14, 15). Господи Иисусе Христе! исцели мя, и исцелюся.

Вопр. Как бл. Тихон доказывает, что грех есть великое зло?

Отв. Следующие доводы показывают, что грех есть великое зло: 1) Всяким грехом величество Божие оскорбляется. Человека простого оскорбить не маловажное дело; сановитого – важнее; сколь же тяжкое зло – оскорбить бесконечного н неописанного Бога! 2) Грехом закон Божий, вечный и непременяемый, разоряется. В законе Божием то изображено, что так, а не иначе, как изображено, должно быть; на прим. Бога почитать и любить паче всего, и ближнего любить, как себя. Сего вечная и непременяемая Правда требует. Но грешник ослепленный дерзает разорять неразоряемое и нарушать ненарушаемое, к бесчестию вечного Бога и своей погибели. 3) Грех есть столь великое и ужасное зло, что его никто не мог разрушить, кроме единородного Сына Божия. Надобно было прийти всемогущему Сыну Божию и Своим страданием и смертию отъять его. Не помышляй убо, человече, аки бы мало нечто грех. Когда Агнец Божий не возьмет греха от тебя, то чрез всю бесконечную вечность будешь за него платить в геенне правде Божией. 4) Страшно язычникам, незнающим Бога грешить; но страшнее – христианам: ибо язычники – единою совестию, христиане и совестию и законом Божиим писанным обличаются за грех. Язычники, как Бога не знают, так и воли Его, в законе объявленной, не видят: христиане по вся дни слышат волю Божию проповедоваемую. Грех христианам есть не что иное, как богоотступство, измена, которою не человеку, но Богу изменяют. 5) Грех разлучает человека от Бога: греси ваши разлучают между Богом и между вами (Ис. 59:2). И чем более грешит человек, тем более удаляется от Бога; чем далее удаляется, тем более помрачается. Бог бо свет есть (1Ин. 1:5). Посему, чем далее кто отступает от Бога, тем в большую тьму вдается и более умом слепотствует. 6) Всяк творяй грех, раб есть греха (Ин. 8:34): творяй блуд, раб есть блудныя похоти; упивающийся и обжирающийся раб есть чрева; любящий сребро и злато, раб есть мамоны. Тоже и о прочих страстях разумей: им же бо кто побежден есть, сему и работает (2Пет. 2:19). О когда бы бедный грешник сию работу уразумел! Признал бы себя злосчастнее пленников, каторжных, заключенных в темнице, окованных и прочих, телесно страждущих людей. 7) Всяк творяй грех от диавола есть, говорит Апостол, и грешников чадами диаволами называет (1Ин. 3:8). Весьма бедственно и страшно быть сыном диаволим, но грех, это злое и диавольское семя, приводит человека к этому страшному бедствию. 8) Грех, разлучая человека от Бога, Который есть един источник живота, отлучившуюся душу лишает жизни. Так прародители наши в раю, в тот день, в который вкусили от запрещенного древа и согрешили, умерли. 9) Грех есть великое зло; ибо грехом раздраженная совесть мучит человека, которое мучение столь тяжко, что часто в отчаяние приводит, как то случилось Каину братоубийце. О зло, мучительное зло – совесть злая!

О тяжкое зло – грех, который так беспокоит совесть нашу! Лучше изъязвленное тело иметь, нежели грехами уязвленную совесть. 10) Грех есть великое зло, потому что за грех геенна, ад и вечное мучение уготованы. Коль же великая и ужасная беда лишиться вечно милости Божией и Его сладчайшего лицезрения, и быть отчужденным и отриновенным от блаженного собора и попасться в мучительнейшее вечное состояние. 11) Грех есть великое зло, потому что он наводит и временные казни, как-то: кровавые войны, моровые язвы, болезни, глады, трусы, пожары. Ибо если бы не было греха, не было бы ничего горестного. 12) Грех есть великое зло, потому что и самое неповинное естество от него страждет. Человек грешит, но прочая тварь страждет: земля не дает плода; скоты и звери от глада пропадают, воздух и вода растлеваются и пр. Всему тому грех человеческий причиною (Втор. 2:15–17).

О грех – неизреченное зло! яко тем бесконечный и преблагий Бог оскорбляется. Безстудная измена – грех, которою бессмертному и праведному Богу изменяем. Язва неисцельная – грех, которая совесть нашу уязвляет, мучит и снедает! Проказа душевная – грех, которой никто, кроме единородного Сына Божия, исцелить не может. Временных и вечных бедствий источник, корень осуждения и смерти, превращение естества, помрачение разума, растление душевныя доброты, и всех зол злейшее – грех! Праведно св. Златоуст написал: нег ничего тягчае греха. Воистину злейший есть грех паче демона. Ибо и демона грех сделал демоном, который от Создателя создан был Ангелом светлым. Воистину лучше нагому ходить, нежели обремененному грехами (Златоустый, в разных беседах)! Лучше в плену и темнице сидеть, нежели грешить; лучше в ранах и во всякой болезни быть, нежели грешить; лучше света не видеть и во тьме сидеть, нежели грешить; лучше ругание, посмеяние, укорение, поношение, биение и раны терпеть, нежели грешить; лучше наконец, всякое зло, какое в мире семь быть может, претерпевать, нежели грешить... Сладок человеку поврежденному грех; но горьки – плоды его. Семя горькое горькие плоды рождает. Познаем грех, да от греха удалимся. Знают люди, что яд вредит, и уклоняются его; знают, что змий жалом уязвляет и берегутся его; знают, что разбойники обнажают и убивают, и уклоняются их... Грех вредит паче всякого яда; грех ядовитее всякого зелия; грех обнажает нас паче всякого разбойника: он убивает душу и тело.

Христе, Свете истинный, просветивый слепыя! просвети и наши сердечные очи, да познаем грех и уклонимся от зла. Начало спасения – познать свое бедствие.

Всеобъемлемость первородного греха так изъясняет Макарий Египетский: «представь себе царя, говорит он в беседе 11, у котораго есть достояние, и подвластные ему служители готовы к услугам; и случилось, что взяли и отвели его в плен... Необходимо следовать и служителям за ним же. Так и Адам чистым создан от Бога на служение Ему, и в услугу Адаму даны были твари сии, потому что он поставлен был господином и царем всех тварей. Но как скоро нашло к нему доступ и побеседовало с ним лукавое слово, Адам сначала принял его внешним слухом, потом проникло оно в сердце его и объяло все существо его. А таким образом, пленена уже с ним вместе, по его пленении, вся тварь, покорствующая ему; потому, чрез него воцарились смерть над всякою душею, и вследствие его ослушания так изгладила весь Адамов образ, что люди изменились и дошли до поклонения демонам».

Бл. Тихон о силе первородного греха глубокомысленно размышляет в следующих статьях сокровища духовного: Тина, или грязь на дне ключа (част. 11, стр. 9); человек от разбойников уязвленный и в их руки впадший (там же стр. 17); яд сокровенный в человеке (там же стр. 28); брань, (там же стр. 34); скот (там же стр. 60), и в воззрении на детище. На малом детище примечай зло сие, говорит он. Какое в нем обнаруживается – самолюбие, гнев, зависть и пр. Как во гневе кричит и мечется! Это суть плоды змииного семени, на сердце человеческом посеянного... Чем более растет, тем больше возникает из сердца его зло; и при умножении лет умножаются и поднимаются душепагубные страсти и похоти плотские... Дан был от Бога закон, чтобы зло сие воспятить; но он только немощь человеческую показывал, а не помогал; грех показывал, но греха не отнимал; казнию угрожал, но от казни не освобождал. От сего долга никто сам собою никак освободиться не мог... Следовала всему миру казнь вечная, по строгости правды Божией. Ибо Бог вечный и бесконечный грехами мира прогневан... Отсюда научись, коль великое зло, которого до смерти оплакать не можем, грех Адамов, семя змиино ядовитое и смертоносное, разлиянное по всем силам душевным и телесным; – коль великое, говорю, зло кроется в сердце нашем, от которого избавиться и которое победить силою своею не можем (част. 7, ст. 4, о должности христианской ко Христу Сыну Божию).

Вопр. Из чего видно, что первородный грех не истребил вовсе в человеке добра, но что в нем есть остатки добра?

Отв. 1) Из того, что, доколе человек не искусится каким-либо грехом, то не без страха к нему приступает... Так некоторые сами изволяют лучше быть убиенными, нежели нападающих на них убить. Так к воровству, хищению, блудодеянию и прочим беззакониям не без стыда и страха приступ бывает. Ибо совесть и разум прежде согрешения, как свеча, сияет и показует греха мерзость и за грех гнев Божий. 2) Из того, что Бог, созидая человека, насадил в душе его совесть, дабы ею, как правилом – кормилом, управлялся, и что творить и от чего уклоняться, наставлялся. Сия совесть, оскорбленная грехом, беспокоит и мучит человека согрешившего. Доколе грех делается, не сознается его зло; но когда по грехопадении пробудится совесть, тогда познает грешник, коль горек есть грех. Как пьяный, пока пьет и упоен, не чувствует вреда своего; а когда проспится, тогда чувствует, сколь вредно пьянство: так грешник, пока в греховном пьянстве пребывает, не чувствует греховного вреда; но когда пробудится совесть (или, что тоже, воздействует в нем остаток первозданного добра), тогда познает, коль великое, тяжкое и мучительное зло есть грех... Свидетель сей верен: как его ни утешай, ни умягчай, поносить, обличать и вопить не престанет. Ибо как закон написанный, так и естественный сей закон, хотя в грешнике потемнен, всегда обличает грех и грешнику суд Божий напоминает. 3) Самые великие беззаконники ищут сокровенного места к творению беззаконных дел. Никто не хочет явно грешить, и грех содеянный всячески утаивает. Это не отъинуды, как от остатка и действия первозданного в человеке добра и совести.

Вопр. Может ли человек утратить вовсе остатки добра первозданного?

Отв. Люцифер утратил, и в одном зле стал и стоит. Впрочем, бл. Тихон, не решая сего вопроса положительно, так говорит в одном месте (в кн. 5) об оскудении добра в человеке. Грехолюбивому человеку грех, которому работает, есть как идол. Сердце его грехолюбивое есть капище мерзское. Вместо тельцов, баранов и прочих животных, он волю свою и охотнейшее послушание в жертву приносит... О сем и св. Златоустый научает: «да не речеши ми сего, яко не поклоняешися идолу златому; но делом покажи, яко сего не твориши, еже повелевает тебе злато; ибо различные суть идолослужения образы: иной мамону почитает за господина, иной – чрево за Бога, иной – иную похоть вселютейшую... Не пожираешь им волов, якоже еллины, но, много худше, свою закалаешь душу (Бесед. 6 на посл. к Римл.)». Как мерзко и бедственно присутствие греховное! Мерзко, ибо страсть, вместо Бога, как идол почитается; бедственно, ибо почитающий оную, Христа и Бога, в котором спасение наше заключается, отрекается и с превеликою трудностию от мерзкия сея работы свобождается; а, что всего бедственнее, в том застаревшись, многие и на оный век, без покаяния и надежды спасения, отходят и вечными пленниками смерти и ада делаются.

О вменяемости греха первородного, и оправдания и заслуг Христовых святитель Тихон так беседует. Как от ветхого Адама восприял человек в плотском рождении всякое зло и бедствие, грех и клятву, гнев и смерть: так верующему во Христа подобает восприять от Него всякое добро и блаженство, оправдание и благословение Божие, благодать, обновление и вечный живот! Как от Адама получил сердце нечистое, грехолюбивое, гневливое, злобное, завистливое, непокоривое, и пр.: так подобает ему верою от Христа приять сердце чистое, любительное, доброхотное, смиренное, боголюбивое, братолюбивое, кроткое и пр. Как от Адама рождаемся по плоти и в сем рождении всякое злонравие с нами рождается: так от Христа рождаемся по духу, и в сем рождении подобает совлещися ветхаго человека со страстьми и похотьми, и облещися в новаго, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4:22, 24). Как в Адаме умерли мы духовно, бессильными сделались, как – мертвые, к творению добрых дел: так во Христе и – Его же благодатию должно нам воскреснуть от мертвых духовне, т. е. ожить верою и благодатию к творению богоугодных дел (част. 7).

Вопр. Как святитель Тихон выясняет заразительность и смертоносность первородного греха и произвольных?

Отв. Он изъясняет это в своем: Сокровище духовном, от мира собираемом, в статье: не касайся сего, зде яд, таким образом:

Бывает, что человек, желая другого остеречь, чтоб не повредился, удерживает его и говорит ему: не касайся сего, зде яд – яд сокровен. Так Божие слово (и Ангел-хранитель и совесть благая) остерегает нас от греха: во грехе яд сокровен; когда коснешься его, умертвит тебя: оброцы греха смерть (Рим. 6:23). Яд – в ненависти, злопомнении и злословии: берегись того! яд – в пиянстве, роскоши и сластолюбии: берегись того! яд – во вражде и ссоре, – в лихоимании и всяком неправедном деле: берегись того! яд – в праздности, лености, – в клевете и осуждении: берегись того! яд – в злоречии, ругательстве, сквернословии, кощунстве, буесловии и всяком неполезном и гнилом слове: человече, берегись того! яд – в гордости, славолюбии, тщеславии, лицемерии: берегись того! яд – во всяком деле, слове, помышлении, начинании богопротивном: берегись того! Бережешися смерти телесныя; кольми паче должно берещися смерти душевныя, которую грех соделовает. Чем честнее – душа, важнее, драгоценнее тела; тем более должно ее и берещи. Берегись или не берегись телесной смерти, не убежишь ее: всем умереть необходимо, и – тебе. А когда душу будешь беречь от смертоносного яда, т. е. греха, то во веки будешь жить, хотя и умрешь: ибо благодатию Божиею восстанешь не к смерти, но в живот вечный. Берегись и ты, душа моя, всякого греха, да не умертвит тебя. Блажен человек, который слушает увещания и предостережения Божия слова и бережется всякого греха! Окаянен, кто душеспасительному сему гласу не внемлет (ч. IX, стр. 31)!

Вопр. При немощи и бессилии нашем – откуда можем получать помощь в подвиге против греха?

Отв. Помощь в подвиге против греха составляют: 1) доброе в младых летах воспитание, т. е. воспитание в наказании и учении Господни. Как свежий глиняный сосуд, чем сначала напоен будет, такий и запах, во все время бытия своего, издавать будет: так от воспитания все прочее житие зависит. Всяк рождается злым; посему, чтобы добрым сделаться, требуется исправление, обучение. Страсти хотя имеются в молодом сердце, но они еще не усилились; и потому, когда с начала наказанием и страхом обуздаются, укротятся, усмирятся, надобно ожидать доброй надежды в юноше. 2) Удаление от злых и развращенных людей. Ибо хотя бы и хорошо воспитан был человек и благочестиво жил; но, со злыми обходясь, развратиться может (1Кор. 15:33). 3) В святом Божием слове поучаться и прочие душеполезные книги читать или слушать... 4) Не отвращаться, но паче – любить обличение и наставление добрых и разумных людей... 5) Чаще на память приводить то, что при крещении отрицались сатаны и всех дел его, и обещались служить Богу преподобием и правдою... 6) Памятовать последняя четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное... Размышление о сих есть христианская философия, которая научает не натуру вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать: помни убо последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7:39). Подлость и мерзость греха да отвратит христианина от греха; потому что грех есть семя и плод диавольский, яко исперва диавол согрешает (1Ин. 3:8). 8) Смерть Христова и ужасное Его за грехи наши страдание сильны отвратить нас от греха. За гордость нашу так глубоко смирился Он! За сквернословия, злоречие, клеветы наши, святейшие Его уши претерпели поношение и хулу!.. Той язвен бысть за грехи наша и мучен за беззакония наша (Ис. 53:5). Тебе ли, христианине, делать то, за что Сын Божий, Избавитель твой, толикое бесчестие и поношение претерпел? Что Христу горечь и мучение причинило, тем ли тебе услаждаться? Да не будет! 9) Злые помыслы, ко греху влекущие, тотчас отсекать, также, как искру огненную от руки отрясаешь... Отсеки корень, и древа не будет; подави семя, и плод не возрастет. 10) В помощь для подвига против греха надобно всегда иметь пред собою Бога, по примеру св. Давида: предзрех Господа предо мною выну (всегда) (Пс. 15:8), и на Него душевными очами смотреть, яко вездесущего и всеведущего, пред Которым ничто не утаено; яко праведного, Который всем воздаст по делам; яко благого и благоутробного Отца, Который грехом оскорбляется; яко великого и святого, пред Которым грешить, бесчинствовать и благоговейнства не иметь – бесстыдно и страшно!.. 11) Грехи, по большей части, бывают от случаев и соблазнов. Так Давид Царь вышел на кров дома царского проходиться, и увидел жену Уриину, и впал в грех с нею... Так и ныне многие выходят из домов своих... и коль много согрешают, то словом, то делом, то – соблазняют, то – соблазняются!.. Посему хотящему от греха удалиться, должно убегать случаев ко греху... 12) поскольку чрез глаза и уши наши, как чрез окна, в храмину сердца нашего всяк соблазн входит, и хощем ли или не хощем, трогает нас и восставляет похотение: посему не должно им давать свободу: безопаснее – врага в дом не допустить, нежели допустив, с ним бороться... 13) Тщание и подвиг наш без помощи Божией ничего не может. Ибо растленное естество имеем, ко всякому злу склонное; и сатана всегда тщится запяти стопы наша; скрывает сети нам и при стезях наших полагает соблазны нам... Посему неотменно нужна молитва всегдашняя хотящему против греха подвизаться. На всякий час требуем помощи Божией; ибо на всякий час борет нас враг наш. Убо всегда и помощи от Бога против него просить должно. Бог тщащимся и пекущимся помогает, подвизающихся укрепляет и побеждающих венчает. Господи Иисусе, смерти и ада победителю! помози нам; без Тебя ничего не можем; с Тобою все можем.

Вопр. Что есть грех владеющий и невладеющий?

Отв. Двоякий грех, по рассуждению учителей церковных, примечается. Иной есть владеющий человеком: о нем говорит апостол: да не царствует грех в мертвеннем вашем теле (Рим. 6:12). Сей грех иначе называется самопроизвольный: потому что с хотением, советом, умыслом, знанием и предрассуждением совершается, против совести, которую беспокоит и уязвляет. Напр.: соблудить, похитить, обмануть, отмстить. Сей грех называется смертным: ибо смерть вечную согрешающему, если не покается, соделовает, по апостолу: оброцы греха смерть, и: грех содеян рождает смерть (Рим. 6:23; Иак. 1:15). С таковым грехом вера и благодать Св. Духа купно быть не может, но изгоняется чрез него; согрешающий человек тем лишается всех благ, чрез Христа приобретенных; Христос ему не пользует... Другой грех есть живущий в человеке, но не обладающий человеком, и не иное что есть, как немощь природная: плоть, со страстями н похотьми восстающая на духа; растление и порча, с человеком родившаяся; каковому греху (немощи) силою веры и духа противятся благочестивые и не попускают владеть над собою. Наприм. восстает похоть к нечистоте, или ко отмщению, или к ненависти и пр. Они сию похоть и поревание укрощают, усмиряют и побеждают. И хотя сему греху противятся благочестивые, однако же, немощию побеждаемые часто творят, чего не хотят и не знают (Рим. 7:19): много бо согрешаем вси (Иак. 3:2), – от тайных моих очисти мя (Пс. 18:13). Что разумеется здесь под тайными грехами? Не те грехи, которые тайно с произволением делаются и от человек сокровенны... но – которых и сам человек в совести своей не усматривает, но Бог ясно и чисто видит. Сердце бо человека глубоко (Иерем. 7:9; Пс. 63:7), и смертоносным змиина семени ядом заражено, так, что много требуется труда усматривать его, оплакивать, и верою омывать нечистоту его. Кто бо похвалится чисто имети сердце (Притч. 20:9)? (Кн. VIII, гл. 4).

Вопр. Бывают ли случаи, в которых человек может сделаться участником чужих грехов?

Отв. Мы участвуем в чужих грехах тогда, когда поощряем кого-нибудь ко греху, особенно – такого человека, который, кроме нас, нигде не может обрести для себя помощи и всю свою надежду на нас возлагает. Таковы суть те духовные отцы, которые потакают человеку вести жизнь распутную, противную божественным заповедям и церковным преданиям. Равно-также господа, которые побуждают рабов своих к худым делам, или мужья – своих жен, отцы – своих детей, учители – своих учеников, предоставляя им свободу грешить.

Вопр. Каким еще образом мы участвуем в чужих грехах?

Отв. Когда подаем повод другим грешить каким-либо соблазном, влекущим ко греху, или соизволением, или непристойным словом, или выхваливанием порока, или порицанием добрых дел. Сюда также может быть причислен тот, кто с намерением приводит другого в гнев, или не противится, по силе, стремлению порока, или не наставляет согласно с обязанностию своею. – Каждый из таковых делается участником чужого греха.

Вопр. Какие грехи – против Духа Святого?

Отв. Чрезмерное и безрассудное упование на благодать Божию, отчаяние, паче же – противоречие ясной и доказанной истине, и отвержение Православной веры христианской.

Вопр. Что значит чрезмерное упование на благодать Божию?

Отв. Чрезмерное упование есть излишняя надеянность на милосердие Божие, когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него благодати Своей и не накажет его, а таким образом почитает за ничто Божие правосудие. Те, которые впали в таковое заблуждение, пусть послушают сих апостольских слов: или о богатстве благости Его (Бога), и кротости и долготерпения нерадиши? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2:4, 5). Равным образом, обманываются и те, которые с одною верою, без добрых дел, надеются наследовать жизнь вечную.

Вопр. Что есть отчаяние в Божием милосердии?

Отв. Отчаяние есть, когда грешник ложно думает, что, ни за грехи, им содеянные, Бог не простит его, ни за добрые дела, им учиненные, не примет в благодать Свою, будучи занят тою мыслию, что человеческое нечестие превышает милосердие Божие, как сказал Каин: вящшая вина моя, еже оставитися ми (Быт. 4:13). Столь великая хула весьма оскорбительна для милосердия и благости Божией.

Вопр. Что есть противоречие или упорство, с каковым кто-либо восстает против ясной истины?

Отв. Упорство или противоречие дознанной и утвержденной истине есть грех, состоящий в том, когда кто-либо основательно уразумел, что есть добро; но для того только, чтобы с большею смелостию грешить, упорно восстает против оного, и словом и делом, вопреки внушениям совести. О тех, которые подвержены сему греху, Писание говорит: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде (Рим. 1:18). Подобным образом грешат и те, которые злословят добрые дела ближнего, говоря, что они не от Бога происходят. Так фарисеи и иудеи поступали со Христом, когда Он изгонял словом нечистых духов и творил чудеса. Таковому греху причастен и тот, кто в ближнем своем завидует Божией благодати, и кто по злонамеренности не учит непросвещенных людей членам веры. Тоже должно думать и о тех, которые благочестие и другие добродетели, происходящие от Духа Святого, приписывают лицемерию. Еще подлежат сему греху и те, которые отвергают Православную веру Христову, как сказано (Мф. 10:32, 33): всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10:32, 33) (Православ. испов. част. III. Отв. на 38 и далее).

Вопр. Что предлагает святитель Тихон во спасение грешнику?

Отв. 1) Возбуждает его к покаянию; 2) прещениями и угрозами устрашает нераскаянного грешника, – и 3) утешает его противу духовного искушения, которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющее.

1) Вопр. Как возбуждает к покаянию?

Отв. Или о богатстве благости Его (Господа Бога), и кротости, и долготерпении нерадиши, неведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет (Рим. 2:4)? Слава богатству благости Твоея, кротости и долготерпения, человеколюбче Боже наш! Нам же, о грешники! не должно нерадеть о богатстве благости Его, да не впадем в суд правды Его... Боимся суда человеческого, который только тела нашего касается; почто не боимся суда Божия, который и тело и душу погубляет? Боимся смерти временной: почто не боимся вечной? Убегаем временной беды, бесчестия, укоризны, бесславия, нищеты, пленения, болезни: почто не стараемся убегать вечного бедствия? Омываем тело смертное водою: почто не омываем покаянием души нашей бессмертной? Жалеем о потерянном богатстве, чести, славе, которые все должны окончиться с жизнию сею: почто не жалеем о потере того богатства, той чести и славы, которые будут вечным избранных Божиих сокровищем? Временного блаженства, которое, как – сон, проходит, ищем; а о вечном – небрежем. О, прелести и суеты, в которую человек – грешник запутался!.. Обратимся убо, ноне долготерпит, ожидает нас. Ныне Он ожидает нас, и хочет принять нас; но утрешнего дня не обещает... Христос Царь наш есть, и мы – подданные рабы Его; от Него и имя наше: Христианин. Ему мы обещались при крещении служить верою и правдою; Ему имена свои записали и сердца: где же обещание наше? где вера? где правда? где верная ему работа? Почто имени не согласуется дело? почто называемся христианами, а работаем миру и греху? Оставим мир миру, незнающему Бога истинного и Сына Его Иисуса Христа. Пусть язычники, не имеющие упования, утешаются притворною его красотою и сладостию: мы к великим неисповедимым благам позваны и Духом отрождены. Пусть они в блате и тине валяются: мы банею крещения омыты и чистою правды Христовой одеждою одеты... Потщимся убо сие святое одеяние хранить, а если потеряли, слезами и покаянием – возвратить.

2) Вопр. Какие прещения и угрожения от Бога грешнику нераскаянному?

Отв. Из ветхого Завета сии: Аз предам вас под меч: вси закланием падете. Яко звах вас, и не послушаете; глаголах и преслущасте; и сотвористе лукавое предо Мною (Ис. 65:12). И прииду к вам с судом, и буду свидетель скор на чародеи, и на прелюбодеи, и на кленущияся именем Моим во лжу и на лишающия мзды наемника и на насильствующия вдовиц и пхающия сирот и на небоящияся Мене, глаголет Господь вседержитель (Мал. 3:5). Бысте Ми в сытость; ктому не стерплю грехов ваших Егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас (Ис. 1:14, 15).

В Новом Завете: уже и секира при корене древа лежит: всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает (Мф. 3:10, 7:19). Аще не покаетеся: вси такожде погибнете (Лк. 13:5). Неключимаго раба вверзите во тьму кромешнюю (Мф. 25:30). Не льстите себе: ни блудницы, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадителицарствия Божия не наследят (1Кор. 6:9, 10).

Вопр. Что свят. Тихон присовокупляет к сим и иным многим – грешнику прещениям?

Отв. Весьма опасно, говорит он, Божия прещения презирать: кто презирает их, тот на самом деле дознает их. Божия прещения не суть слова праздные, но силу и действие свое имеют, и непременно самым делом исполняются, если не исправим себя. Презрели Прародители наши Божие прещение сие: в онь же день аще снесте от него – запрещенного древа – смертию умрете (Быт. 2:17), – и смертию умерли. Презрели при Ное бывшие беззаконники, – и потопом погибли. Презрели Содомляне, – и не избежали страшной огненной казни. Бог бо поругаем не бывает... (Гал.6:7). Те же судьбы Божии и ныне видимы: тот же Бог и ныне наказует нечестие, которое ненавидит, и казнит нечестивых, кои нерадят о богатстве благости Его. Видишь, сколько тысячей поедает моровая язва, поражает меч воинский! Сколько беззаконников на самом деде беззаконном – поражаются, и нисходят во ад по делам своим! Убойся убо, о грешник, суда и прещения Божиих и обратися (Кн. VI и VII).  

3) Вопр. Как ободряет и утешает святитель Тихон грешника, который в начале и на пути обращения своего искушается помыслами отчаяния?

Отв. Коликое и коль тяжкое бедствие человеку – грешнику, когда, он при обращении своем от греховной жизни, обуревается помыслами отчаяния, – это ведают только те, кои испытали сами сие. Они непрестанно чувствуют волны, ударяющие в души их: несть спасения ему в Бозе его... (Пс. 3:3). Отсюда восстают в сердце – страх, ужас, смущение и всякое беспокойствие... Ищет таковой грешник, как алчный – хлеба и жаждущий – пития, утешения, но не обретает... И в такой безутешности изнемогает, бледнеет, сохнет и истаевает... Предлагаю, говорит святой Тихон, страждущей душе сей следующее рассуждение:

1) Когда о грехах твоих помышляешь, помышляй и о милосердии Божием. Сколько ни есть грехов твоих, и как они ни велики, но у Бога более милости... Возвеличися до небес милость Твоя, Господи (Пс. 56:11). «Многи де и тяжки грехи мои?..» Но благость и милосердие Божие безконечно: и все грехи твои пред ними менее, нежели капля воды – пред целым океаном. «Как де мне иметь участие со Святыми, в толиких добродетелях пожившими?» Ты молись Господу с разбойником: помяни мя Господи. Молись с мытарем, блудным сыном, Манассиею и с прочими грешниками.

2) Когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, Бог, ради благости Своей, не хотел тебя погубить: ныне ли восхощет, когда престал от грехов?.. Щедрил и щадил тебя не боящегося Его: ныне ли не ущедрит?.. Прочитай Евангелие и смотри, кому Он в милости Своей отказать?.. Кого от Себя отогнать?.. Кого отринул?.. Тела смертные исцелял по вере: душу ли твою бессмертную не исцелит?.. Только веруй, и – спасешися (сокращено).


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle