Служение
(Minister, ministry)
В слове служение отражаются несколько сопутствующих понятий, для которых на языках оригинала Библии есть отдельные слова, но эти понятия неизменно указывают на широкое определение служения как посвящения себя делу либо Бога, либо других людей. Среди наиболее заметных новозаветных метафор служения фигурируют образы тела со многими членами (Рим.12:5–8), участия в строительстве здания (1Кор.3:10–15), насаждения посевов и ухода за ними (1Кор.3:5–6; см. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО), но единственным неизменным выразителем образа служения в Библии выступает священник. В ярком последовательном ряде ситуаций, личностей и наставлений, связанных в Писании со священником, служение определяется как посвящение себя другому лицу, требующее широкого видения цели и повседневной преданности.
Посвящение. Священник посвящает всего себя служению Богу. Все последователи Яхве призваны «любить Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6:5). По сути служение понимается как любовь к Богу, охватывающая все стороны человеческого существа. Поэтому библейские авторы устанавливают перечень требований, касающихся посвящения Богу. По мнению служителей Бога, посвящение должно включать в себя материальные ценности, такие как стада; энергию; целенаправленное выделение времени, как в доме Иисуса Навина (Нав.24:15–16), Манассии (2Пар.33:16), Езекии (2Пар.31:2) и священников в целом (Исх.28:35, 43; 29:30; 30:20; Чис. 18:2; 3Цар.8:11); словесные восхваления (Пс.134:3) и музыкальные способности (1Пар.6:32). При посвящении используются все дары и способности: пророчества, обучение, помощь нуждающимся, увещевание, управление и проявление милости – вот лишь немногие из них (Рим.12:6–8).
Служение бывает разным, как и люди, но оно всегда сосредоточивается на прославлении Бога (1Кор.12:5). Петр кратко выражает смысл библейского образа служения как посвящения: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). Будучи сотворенным Богом, каждый человек получает свое служение, свой путь служения Ему.
Получая возможность служения Богу, священники принимают высокую честь. Библейские авторы заявляют в унисон: посвящение поклонению Богу – высочайшая честь, которая может быть оказана человеку. Аарон и его потомки левиты первыми продемонстрировали посвящение всей своей жизни поклонению Богу в скинии (Втор.10:8; 18:5, 7; 1Пар.23:13); их положение священников неоднократно высвечивается как честь и привилегия (Чис.16:9; 2Пар.29:11; Иез.40:46; 44:15–16, 27; Евр.8:6). Им предоставлялись особые одежды (Иез.42:14), дома (Иез.45:4) и места для работы (Иез.46:24).
Служение пред Богом было знаком Его благоволения. Бог удостоил Финееса вечным священством для его потомков за его ревность в почитании Бога (Чис.25:11–13). Бог предпочел Самуила сыновьям Илия (1Цар.2:35–3:1) и исключал из священства семьи, которые бесчестили Его (Неем.13:29). Псалмопевец пишет, что только тот, «кто ходит путем непорочности, тот будет служить [Богу]» (Пс.100:6), а Иеремия напоминает, что Божье благоволение распространяется на послушных священников (Иер.33:22). Тем, кто истинно посвящает себя служению Богу, оказывается высокая честь.
Автор Послания к евреям, основываясь на ветхозаветной истории, показывает, что Иисус есть «Первосвященник исповедания нашего» (Евр.3:1), Он самый достойный Служитель, поскольку обладает совершенными способностями и пользуется ими в совершенстве (Евр.7:26), и Его служение превосходит служение ветхозаветных священников (Евр.8:6). Иисус Сам выражал жертвенную природу Своего служения, противопоставляя тираническим обычаям правителей мира поведение, которое требуется от Его последователей. Он приводил в пример Свою собственную жизнь: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:24–28; Лк.22:25–27).
Апостол Павел хотел прожить жизнь так же, удостоившись того же «служения примирения», что и Христос (2Кор.5:18–19). Он неоднократно пользуется образами священства и побуждает других испытать такое стремление, выражая желание «соделаться жертвой за жертву» (Флп.2:17), называя свою миссионерскую деятельность «священнодействием», а обращенных язычников «приношением» (Рим.15:16–17), призывая церковь «представить тела ваши в жертву живую» (Рим.12:1). Павел также выдвигает на первый план мысль о чести посвящения, поясняя, что это свободный выбор, который сделал и Христос; он приглашает последователей Бога разделить эту высочайшую честь, подражая Иисусу – великому Первосвященнику, – и использовать свою свободу для посвящения себя служению Богу (Гал.5:13). Следовательно, образ служения начинается с посвящения.
Служение Богу. Посвящение служению мотивируется желанием действовать в интересах другого лица – Бога и других людей. В Писании показаны два образа служения Богу. Он постановил, что обряды, жертвоприношения и молитвы о законе должны совершаться для распространения славы Его имени. Священники, совершавшие такое служение, были предтечами более широкого слоя священников второго призыва. Как показал Иисус, все верующие служат Богу силой Святого Духа, демонстрируя любовь к ближним, свидетельствуя о Благой Вести примирения с Богом словами и делами. Бог и Его цели на земле прославляются в человеческих делах как с помощью закона, так и силой Святого Духа (2Кор.3:7–8).
Людям воздается за каждое дело. Как соблюдение закона, так и «служение слова», распространение Евангелия, позволяют людям быть связанными с Богом. Все милосердные дела по отношению к ближним означают служение Богу, способствуя достижению Его цели искупления, поэтому Иисус объяснял, что любовь к «сим меньшим» зачтется как любовь к Богу (Мф.25:40, 45). Петр побуждал к использованию личных даров, «дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» (1Пет.4:11). Образом истинного служения показано неудержимое желание возносить хвалу Богу.
Служение Божьего слова. В ветхозаветных образах служения внимание сосредоточивается, в первую очередь, на служении Богу. Новозаветные авторы тоже следуют этой цели, но изображают служение людям как «служение слова». Служитель соотносится с тем, кто доносит нечто благое, в чем испытывают нужду: ветхозаветные приношения Богу заменяются в Новом Завете Благой Вестью Иисуса, доносимой до людей в качестве первоочередной задачи служения. Павел использует выражение «верный для вас служитель Христов» как характеристику верующего (Кол.1:7) и побуждает Тимофея быть «добрым служителем Иисуса Христа», твердо противостоящим лжеучениям (1Тим.4:6).
Служение как сотрудничество. В истинном служении нет места для гордости. В Христовом служении людям выражается метафора, в которой внимание привлекается к парадоксу противопоставления человеческих усилий работе Святого Духа. Служение людям зависит от Бога – эта истина иллюстрируется образами, связанными с земледелием и архитектурой. Павел говорит церквам: «Вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9). Он объясняет, что на человеческих служителей возложены разные задачи, которые соответствуют их дарованиям и которые можно сравнить в земледелии с процессами посадки и поливки, но делает вывод, что «и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возрастающий» (1Кор.3:7). Равным образом, основную ответственность за возведение строения несет Бог как архитектор, а не строители, посему Бог, «начавший в вас доброе дело будет совершать (его)» (Флп.1:6). Служение людям основывается, в первую очередь, на действиях Бога; человеческие служители сотрудничают для реализации Его планов.
Служение как свидетельство. Тем не менее Бог избирает человеческих служителей, которые представляют Его. Иисус назвал Своих последователей «свидетелями Мне» (Деян.1:8), вторя словам, с которыми Бог в Исаии обратился к Своему народу, служившему Ему (Ис.43:10, 12; 44:8).
Служение подразумевает определенное качество работы и поклонения Богу. Предостерегая всякого, кто хочет быть строителем, не имея в основании Иисуса, Павел разъясняет, что служение – это жертва Богу, цена которой будет проверена. Если кто-то строит не на том, что у него есть самого лучшего, – на «дереве, сене, соломе», вместо «золота, серебра, драгоценных камней» – его дела получат соответствующую оценку (1Кор.3:12–13). Итак, мы возвращаемся к образу служения людям как жертвы Богу, совершаемой священниками, чья жизнь посвящена достижению целей и интересов Бога.
Видение цели как мотивация. В Писании образ служителя включает в себя такую черту, как видение конечной цели и искреннюю преданность этой конечной цели. Служение пред Господом – это признак видения. Священники должны сохранять это видение, и когда оно затуманилось у пришедших в растерянность священников, Езекия восстановил служение Господу в храме в знак раскаяния и для обретения нового видения во славу Божию (2Пар.31:2).
Понимание Иисусом Своей главной цели побуждало Его проявлять послушание (Ин.17). Он также предвидел, что мир узнает о Нем через служение Его последователей друг другу (Ин.13:35). Он также предупреждал, что служитель должен делать выбор в пользу определенного видения: «Никто не может служить двум господам» (Мф.6:24).
В своих метафорах служения Павел привносит в него понимание долгосрочной цели нашей жизни, в которой мы должны прославлять Бога любовью друг к другу. Он пишет, что разные люди разными способами служат «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф.4:12). Разные виды служения мотивируются, в сущности, прославлением одного Господа (1Кор.12:5).
Повседневный выбор. Помимо видения, настоящее служение отличается постоянством. Обратите внимание на многие годы служения Самуила Илию в храме. Обратите внимание на долгие часы, в течение которых Давид играл на гуслях, помогая обрести покой измученной душе Саула (1Цар.16:23; 18:10; 19:9). Став царем, Давид поручил Асафу и его братьям «служить пред ковчегом постоянно, каждый день» (1Пар.16:37). Псалмопевец указывает на постоянный характер служения в храме, обращаясь к стоящим в нем «во время ночи» (Пс.133:1). Автор Послания к евреям вспоминает о священниках, приносивших жертвы «ежедневно» (Евр.7:27). А Иоанн пишет, что перед Божьим престолом стоит великое множество людей в белых одеждах, которые «служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр.7:15).Тех, кто хотел подражать Его служению, Иисус наставлял: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и [постоянно] следуй за Мною» (Лк.9:23). В образах служения постоянство последовательно связывается с долгосрочным повседневным посвящением.
Царственное священство. Вследствие особого внимания к их функциям, священники составляют костяк библейской символики служения, наряду с сопутствующими метафорами. Священство требует посвящения себя делу других людей с неизменной преданностью и намерением прославления Бога. Положение священника связано с высокой честью достойного служения святому Богу. Иисус есть совершенный Священник, стоящий выше священников по чину Аарона (Евр.7:11–12, 24). Все верующие получили дары для служения и призваны быть «царственным священством... дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Осуществляя служение для других людей, верующие распространяют Божью славу на земле.
См. также: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; МОЛИТВА; РАБОТА, РАБОТНИК; СВЯЩЕННИК; СКИНИЯ; СЛУГА, РАБ, СЛУЖИТЕЛЬ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО; УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИЕ; ХРАМ.