Источник

Слово на день Успения Божией Матери, произнесенное в Херсонском (Успенском) соборе в 1863 г.

Отныне ублажат мя вси роди. Лук. 1:48

Так прорекла о себе Пресвятая Мария, при свидании с Елисаветой, когда Архангел уже возвестил Ей зачатие Сына Божия. Но что это за ныне, с которого имели начаться величие и блаженство Пренепорочной Девы? Что за время, что за день, с которого все роды и племена земные имели наречь Ее блаженной? Правда, с той самой минуты, как Сын Божий благоволил вселиться в Ее пречистую утробу, Она сделалась матерью Бога-Слова достоблаженной и достопокланяемой не только для всех земнородных, но и для самих Херувимов и Серафимов: однако мы не видим, и Слово Божие не говорит нам, чтобы Присноблаженная Дева действительно наслаждалась блаженством и радостями, доколе был на земле рожденный Ей Христос, Господь наш. Да и после того, как Он вознесся на небо, мы опять не видим, чтобы Она была ублажаема и прославляема, живя в скорбной юдоли мира. Она была присноблаженна, но доколе пребывала на земле, обагренной кровью Сына своего, дотоле вся слава Ее как слава дщери царевы, была внутрь (Пс. 44:14), а внешне исполнялось над Ней не Ее собственное проречение, а проречение праведного Симеона: тебе же самой пройдет оружие (Лук. 2:35). И подлинно, лютое оружие скорби и печали непреставало уязвлять и проходить сердце Пресвятой Девы во все продолжение Ее земной жизни. Это была не матерь царя вселенной, не царица Ангелов и человеков, не владычица мира, а матерь скорбей, дева страданий, дщерь слез и сетования. Чтобы достойнее возвеличить Пресвятую Деву перед самыми бесплотными, святое Провидение благоволило вести Ее по пути самому узкому и скорбному. Она была собор святых добродетелей, благодатный вертоград дел благих: но все святое Она сеяла в себе слезами и возращала среди непрерывных скорбей, дабы тем с большей радостью пожать классы присноживотия и блаженства.

И вот, братия, в празднуемый ныне день, – день преставления Святейшей Приснодевы оканчивается Ее слезное сеяние и делание. С минуты прехождения Ее от земли на небо, начинается и открывается перед очами всей вселенной Ее слава и блаженство. Обратим к Ней благоговейно-молитвенный дух наш, да подаст нам силу поведать и уразуметь в чем состоит эта Ее слава, Ее величие и блаженство.

Святое предание времен Апостольских говорит, что когда наступило время отшествия из мира сего Пресвятой Девы, Господь Вседержитель посылает к Ней Гавриила, как одного из Архистратигов сил небесных, – посылает для того, чтобы этот предстоятель славы Божией, возвестивший Ей некогда безсеменное зачатие, теперь воззвал Ее в небесное жилище, заявив перед Ней, что Она уже созрела для неба, как вожделенный плод вечности, что светлая обитель для Нее в нерукотворенном дому Отца небесного уже готова, что час блаженного соединения Ее с Божественным Сыном приспел, что время полного причастия благодатных утешений Духа Святого настало.

И вот, начало той велелепной славы, которой имела облечься Приснодева, яко Владычица миров горнего и дольнего! Вот, так сказать, первая почесть, возданная Ей, как благодатной и благословенной Матери Господа сил и Царя славы! Да! Воззвание от земли на небо есть такая честь, которой удостаивались весьма немногие из величайших подвижников христианских, а воззвание через Архангела есть такая благодать, которой могла сподобиться одна только царица Ангелов. Но вслед за сим досточудным проявлением славы Приснодевы, Господь совершает другое чудо, более видимое, но не менее славное.

Святые Апостолы, оставив Иерусалим, по восшествии Христа на небо, и проповедуя Евангелие Царствия Божия всей твари (Марк. 16:15), давно уже рассеяны были по разным странам и народам. Но вот ко времени дивной кончины Богоматери, почти все они, по-особенному мановению силы Вседержителя, собираются опять в Иерусалим, и, как бы, небошественно являются в дом Пречистой, дабы воздать Ей последнее святое лобзание мира и честь погребения. Припомните, братия, когда младенствующий Сын Божий принесен был в храм Иерусалимский, дабы сотворить по обычаю законному о Нем (Лук. 2:27): руки обычных священников признаны были, как бы, недостойными коснуться божественного Младенца. Провидение соблюдало для сего, нарочитым образом, особенного праведника на земле, которому суждено было принять в свои объятия утеху Израилеву и чаяние языков (Лук. 2:25).

Подобным образом и теперь, когда надлежало вознести в Гефсиманию пречистое тело Богоматери для погребения, обычные руки освященных предстоятелей и служителей алтаря Христова, как бы, не довлели к сему. Всеосвященные Апостолы Христовы – они одни – благочестно могли послужить Святейшей Деве в досточудном Ее восшествии от земли на небо. Их только руки, осязавшие Слово животное (Иоан. 1:1), достойны были прикоснуться к пренепорочному телу Матери Бога Слова. Их только богоглаголивые уста могли воспеть боголепно исходные песни избраннейшей от всех родов. Они одни могли поднять невозбранно на рамена свои пречестнейший кивот Господень, имевший вознестись в горний Сион, где Сам Бог, окруженный светом неприступным.

Но недовольно сего, что все, что было святого на земле, стекается ко гробу Пресвятой Девы. В минуту Ее успения подвиглось самое небо, и сам Господь, окруженный славой и величием, со множеством Ангелов и святых, нисходит во стретение своей Пренепорочной Матери. Отверзалось небо для принятия душ святых, нисходили Ангелы Божии к одру умиравших праведников, являлся и сам Господь, в отверстых небесах, для укрепления страстотерпцев. Но такого торжества и величия, какое является при гробе Богоматери, не было и не будет до скончания всех лет и времен. Промысл Божий уготовал для Богоизбранной Девы такую степень величия, какая только возможна для существа сотворенного.

Да в сама справедливость требовала, чтобы лики святых Божиих вышли во стретение Той, которая послужила ненареченной тайне вочеловечения Спасителя всех человеков. Сама справедливость требовала, чтобы все воинство небесное воздало честь Той, которая имела получить место превыше всех начал и властей, и которая является теперь облечна в солнце, и луна под ногами Ее, и на главе Ее венец от звезд двоюнадесяте (Апок. 12:1). Сама справедливость требовала, чтобы Сын Божий, восприявший от Нее естество человеческое, явился теперь к одру своей Приснодевственной Матери, чтобы не только принять в свои объятия Ее непорочную душу, но и само тело Ее изъять и освободить от общего закона порчи и

тления.

Да, братия, и это особенное преимущество перед всеми земнородными, и эту преславную почесть святой Промысл не умедлил воздать Святейшей Богоматери, – не умедлил оживотворить и взять на небо саму плоть Ее. Собственно говоря, это превознесение Пренепорочной, как ни досточудно само в себе, но оно есть уже следствие того превознесения и преукрашения благодатного, которого удостоилась Приснодева, яко избранная от всех родов в орудие Святейшей тайны. Тайна воплощения Сына Божия требовала предуготовления юной дщери Сионовой в жилище не только достойное Бога-Слова, но и способное вместить Невместимого. Не говорю о непорочной душе Ее, которая особенным предохранением и действием благодати Божией, достигла наивозможной высоты святости и богоподобия, – само тело Ее в такой мере причастно было благодати освящающей, воссоздающей и укрепляющей, что как бы изменилось в своей природе, претворилось и сделалось могучим, чтобы принять в себя Того, кому не довлеют небо и небо небес (Пар. 6:18), и носит носящего всяческая глаголом силы своея (Евр. 1:3), – принять и носить, не разрушаясь от крепости Его, и не опаляясь огнем божества Его. Нужно ли же было, после сего, этому телу оставаться в недрах земли, чтобы путем тления достигать нетления? Нужно ли было, когда оно при самом погребении, при самом посеве в землю, было уже нетленно и духовно и сеялось в честь и славу (Кор. 15:43,44)? Тайна окончательного изменения его для вечности совершилась мгновенно (1Кор. 15:51,52), и смерть, приразившись к телу, чтобы овладеть им, как своей жертвой, сама была пожерта – поглощена бессмертием и животом (1Кор. 15:54). И вот, в третий день по погребении Пресвятой Девы, во гробе найдены были одни погребальные пелены, а само тело – оно было в небесах, оно воскресло и соединилось с пречистой душой, как начаток и залог общего воскресения всех нас, братия, в последний день мира.

Такова слава, таково величие и блаженство Пренепорочной Богоматери в досточудном Ее успении! А что сказать о той славе, которая воздается Ей со дня кончины до ныне во всех концах вселенной? Не везде ли, где только славится имя Христово, имя Приснодевы находило и находит самое благоговейное чествование и поклонение? Не везде ли воздвигались и воздвигаются алтари и храмы в Ее честь и славу и возносятся самые теплые молитвы к Ней, как заступнице рода христианского? Христоименитые грады и веси, царства и народы всегда вручали и вручают себя Ее спасительному заступлению и прибегают под молитвенный покров Ее, не потому ли, что всегда веровали и веруют в Ее матернее дерзновение и особенную силу перед Тем, Коему Она заимодавствовала плоть свою? И действительно. Как Святейший Богочеловек сидит одесную Отца, чтобы всегда ходатайствовать пред Его вечной правдой о наших неправдах, так и благосердая Матерь сидит одесную Сына Своего, чтобы умилостивлять Его о всех притекающих к Ней с мольбой и верой. А при таком Ее величии и могуществе в Церкви небесной, среди Первородных, и Церковь земная ежедневно возносит к Ней молитвы и моления, благодарения и славословия, возносит потому, что Боговенчанная Царица неба и земли, не только для всей Церкви есть столп и ограждение, но и для каждого из нас – стена нерушимая. Да, братия. Кому не случалось, в горькую минуту жизни, прибегать к этой Заступнице усердной, и собственным опытом увериться, что Она есть единственная отрада скорбящих, утешение плачущих, покров сирых и бесприютных, прибежище бедствующих, надежда ненадежных, заступление грешников кающихся, утверждение подвижников изнемогающих, доблесть мучеников, крепость царей, слава иерархов.

И не думайте, что такая вера в силу молитв Пренепорочной, и такое чествование имени Ее только в мире христианском. Нет. Имя Марии, как утешительницы в скорбях, благоговейно чтится и прославляется даже среди племен неверных. В Гефсиманском храме, при самом гробе Ее есть особо огражденное место12, куда приходят на поклонение Святой Деве мусульмане и мусульманки. Балуклейский в Царьграде храм, посвященный Ее имени, и известный под именем живоносного источника, выстроен в начале нынешнего столетия, при пособии одного из лучших Султанов Турецких13, и каждый пяток посещается множеством поклонников, без различия вер и исповеданий.

Так всюду и всегда прославляли и прославляют Матерь Божию все племена земные за множество чудес и милостей, которые Господь творил и творит по Ее молитвам! Так всюду ублажали и ублажают Ее, доколе будут времена и лета, все роды за то величие, которое сотворил Ей сильный (Лук. 1:48,49). Прославим же и ублажим Пренепорочную и мы, братия мои о Господе, – прославим, не ограничиваясь благохвалением и прославлением только словесным.

Словесное хваление здесь неуместно и недостаточно, потому что восхвалить Пречистую по достоянию недоумеет всяк язык, не человеческий только, но и Ангельский. Достойное благохваление Богопрославленной состоит не в словах красных, а в делах благочестивых, не в исчислении святых Ее добродетелей, а в подражании Ее святой жизни.

Итак, хотите ли прославить, возвеличить и ублажить Матерь Божию благочестно и достодолжно: воспламенитесь святой ревностью неуклонно идти в жизни тем же путем Господним, коим и Она шла, неся свой крест, укрепляясь молитвой и упованием, и украшаясь смирением, чистотой и преданностью в волю Божию. Хотите ли возблагодарить Ее за те неисчетные дары, которые по Ее предстательству нисходят на нас свыше от Отца светов, благоговейте пред Ее Предвечным Сыном, не только соблюдая все глаголы Его в сердце, но и выражая их делами и жизнью. Хотите ли, наконец, чтобы и вашей жизни кончина была успением безболезненным, непостыдным и мирным, хотите ли войти в небо, облечься славой и вечно участвовать в славе и блаженстве Пресвятой Богоматери, работайте Господеви день и ночь, подвизайтесь для царствия Божия неослабно, побеждайте все соблазны и искушения мира, бегайте греха, не прельщаясь его временной сладостью, сейте, хотя бы это и со слезами, – сейте доколе время есть, и возвращайте в себе все святое и богоугодное. Словом Господним уверяю вас, братия, что Царствие Божие нудится т. е. берется силой, и те только восхищают оное, кои с усилием и терпением содевают свое спасение. Аминь.

* * *

12

Это место при южной стене, и обнесено железной решеткой.

13

Это Султан Махмуд, в ряду Султанов Константинопольских 27-й, отец бывшего Султана Меджида и ныне царствующего Султана Абдул-Азиса.


Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870

Комментарии для сайта Cackle