Беседа VII . О священном предании
В прошедшее воскресенье говорили мы с вами, благочестивые слушатели, о Священном Предании, о его важности и необходимости; побеседуем ныне о том, где и как сохраняется Св. Предание?
После вознесения Иисуса Христа и по сошествии на Aпостолов Св. Духа начала распространяться между людьми вера Христова. Из лиц, уверовавших во Христа и крестившихся, составилось целое общество, которое называется Церковью Христовою. Проповедуя слово Божие, Апостолы передали его не одному какому-нибудь человеку, а целому обществу верующих, целой Церкви. При этом они поставили в ней епископов, пресвитеров и диаконов, которые должны были, между прочим, смотреть за чистотою преподанного ими учения. Верующие свято хранили все то, что получили от Апостолов, и многие готовы были скорее претерпеть жестокие мучения и самую смерть, нежели изменить учению апостольскому. Таким образом, слово Божие, не записанное, а устно переданное Апостолами, иначе сказать Свящ. Предание, хранилось всем обществом верующих во Христа, всею Церковью. Хранилось оно сначала посредством устной передачи, а впоследствии учениками Апостолов, – так называемыми мужами апостольскими, – святыми отцами и учителями церковными, было записано в книгах. В этих книгах, называемых творениями св. отцов, мы и можем найти Свящ. Предание. Наконец, Свящ. Предание сохранилось в постановлениях вселенских и поместных соборов.
Еще во времена Апостолов, братие, возникали различные недоумения и споры относительно учения Христова и появлялись лжеучители. Возникали различные споры и недоумения и после Апостолов. Апостолы даже прямо говорили, что после них появятся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян.20:30). Как же должны были поступать епископы, которым по преимуществу вверено было Апостолами наблюдение за чистотою учения Христова, в тех случаях, когда возникали какие-либо недоумения? Один ли епископ мог разрешить недоумение, или лучше было решить нескольким епископам вместе? Сами вы знаете, что ум хорошо, а два лучше. Чему нужно было скорее верить, – тому ли, о чем говорит один, или тому, о чем единогласно утверждают несколько лиц и притом собравшихся из разных мест? Понятное дело, – что этим последним. Так действительно и было в Православной Церкви. Когда возникали между христианами какие-либо споры относительно учения Христова, патриарх, а иногда император давал об этом знать пастырям Церкви, приглашая их для разрешения этих споров. И они, собравшись в одном каком-нибудь городе, решали спор и утверждали истину. Если собирались епископы со всей вселенной, то составлялся собор вселенский, и его постановления обязательны были для всей Церкви. Если же епископы собирались из некоторых только областей, то составлялся поместный собор, и его постановления были обязательны для той местности, где составлялся собор, а иногда и для всей вселенской Церкви, если постановления его впоследствии утверждались еще вселенским собором. – Вселенских соборов было семь: 1, Никейский, 2, Константинопольский, 3, Ефесский, 4, Халкидонский, 5, Константинопольский 2-й, 6, Константинопольский 3-й и 7, Никейский 2-й. Так названы они по имени тех городов, в которых собирались. На них было выяснено учение о Лице Иисуса Христа и установлены правила, касающиеся церковного благочиния.
Итак, братие, вот каким образом Церковь решала споры, – решал не один человек, а целые сотни мужей и притом пастырей церковных, избираемых и поставляемых Святым Духом. Собираясь вместе для решения недоумений, епископы не сами придумали такой способ решения, а руководились примером св. Апостолов, которые также собирались между собою для решения важных дел. По крайней мере, известен один случай. Между первыми христианами явились такие, которые утверждали, что для получения спасения необходимо исполнять обряды закона Моисеева. Это учение было неправильно. Для устранения его Апостолы собрались в Иерусалиме и решили, что нет нужды христианам из язычников исполнять обряды закона Моисеева. Решение собора было наложено письменно и запечатлено словами: «изволился Духу Святому и нам». По примеру Апостолов для решения недоумений собирались и епископы. – Кроме этого основанием для созвания соборов служило еще изречение самого Иисуса Христа давшего постановлениям Церкви такую важность, что преступивший их становится лишенным благодати, как язычник. Иисус Христос однажды учил: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух... если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). т.-е. если ближний твой не будет сознаваться в своем грехе, то скажи Церкви или ее представителям, и если он не убедится увещаниями, обличениями, предостережениями предстоятелей церкви, если не подчинится их суду, то считай его отверженным Самим Богом, наравне с язычниками и мытарями. Таким образом, по учению Спасителя, кто не повинуется постановлениям Церкви, тот противится Самому Богу. Поэтому и в решении недоумений, возникающих между христианами, необходим голос всей Церкви, а таким голосом и были постановления вселенских соборов. На эти постановления нужно смотреть как на постановления божественные, так что кто не повинуется им, тот не повинуется и Самому Богу. – Таким образом, верным хранилищем Свящ. Предания служит Церковь. Мы можем находить его в творениях св. отцов, в богослужебных книгах и в постановлениях вселенских соборов. В этом смысле св. Апостол Павел называет Церковь столпом и утверждением истины. Церковь бога жива, столп и утверждение истины, говорит он (1Тим.3:15). Святой Ириней, который может почитаться учеником Апостольским, пишет: «не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» (Кат. О Свящ. Пред. и Свящ. Писании). Восточные патриархи в послании о вере говорят: «мы веруем, что свидетельство кафолической церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное писание. Поскольку виновник того и другого есть один и тот же Святый Дух: то все равно, от писания ли научаться или от вселенской Церкви. Человеку, который говорит сам от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться; но вселенская Церковь, так как она никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия (Которого она непрестанно имеет и будет иметь своим учителем до века), никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться; но, подобно Божественному писанию, непогрешительна и имеет всегдашнюю важность (чл. 2). Веруем, что Святый Дух учит кафолическую Церковь, ибо Он есть тот истинный Утешитель, которого Христос посылает от Отца для того, чтобы учить истине и прогонять мрак от ума верных. Учит Дух Святый Церковь чрез святых отцов и учителей Церкви. Ибо, как все Писание, по общему признанию, есть слово Духа Святого, не потому, что Он непосредственно изрек его, но говорил в нем чрез Апостолов и Пророков: так и Церковь научается от Живоначального Духа, но не иначе, как чрез посредство святых отцов и учителей (которых правила признаны святыми вселенскими соборами, чего мы не перестанем повторять); почему мы не только убеждены, но и, несомненно, исповедуем, как твердую истину, что кафолическая церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения (чл. 12). – Такую важность, братие, имеют вселенские соборы.
Братие, в настоящее время особенно нужно нам помнить об указанном мною выше значении вселенской церкви, – вселенских соборов. В наше время появилось множество учителей или, точнее, лжеучителей, которые проповедуют, что они будто бы своим умом познали истину о Боге и богоугодной жизни, которой до них никто не знал. Одни из них стоят во главе сект, которых у нас расплодилось множество; другие же не причисляют себя ни к каким сектам. Но что значит дело человеческое! Сектанты путаются в противоречиях и дробятся до бесконечности. Поэтому и не смущайтесь, братие, когда слышите споры о вере. Лжеучители бывали и во времена Апостолов и после них, будут и впредь. Об этом предупреждали верующих и Иисус Христос, и Апостолы. Люди – всегда люди, и недостатки в них все те же. Кто будет умствовать только по своему, без всякого руководительства голосом вселенской Церкви, тот всегда будет заблуждаться. Нельзя допустить, братие, чтобы один человек, какого бы ума он ни был, в вопросах веры был непогрешимее вселенских соборов. Чтобы познать религиозную истину, мало быть совершенным по уму человеком, нужно иметь и совершенство нравственное, нужно быть святым человеком. Но каждый человек, без исключения, несомненно, причастен в той или другой мере греху и потому сам по себе не может быть свободен от заблуждения, если будет доверяться только собственным силам. Истинно верующему христианину необходимо сознавать свою немощь в деле познания христианской истины, обращаться за познанием ее к вселенской Церкви и быть послушным ее соборным постановлениям и определениям. Итак, братие, будьте послушны голосу св. Церкви и, по заповеди св. Апостола, стойте и держите предания, которым научились или словом, или посланием апостольским и которые сохраняются во св. Церкви. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа