Беседа VI. О священном предании
Вы знаете, благочестивые слушатели, что мы можем получить познание о Боге из двух источников, – Из Свящ. Писания и Свящ. Предания. Мы говорили с вами о Свящ. Писании, побеседуем теперь о Свящ. Предании.
Известно, что Бог являлся первому человеку Адаму и непосредственно открывал ему Свою волю. Адам не записывал полученных им от Бога откровений в книгу, а устно передавал их детям, словом и примером учил их жить по воле Божией. После него подобным же образом поступали и другие ветхозаветные праведники, получившие от Бога откровение, напр. Ной, Авраам и др. Первым, как вы знаете, записал в книгу откровение Божие Моисей. Но и при нем и после него не все божественное учение записывалось в книгу, много по-прежнему передавалось устно и показывалось на примерах в самой жизни. Пророки записали не все из того, что открыл им Бог, а много передавали устно. Таким образом, в Ветхом Завете, до Иисуса Христа, слово Божие, не записанное в свящ. книгах, передавалось устно, – сохранялось в предании.
В Новом Завете Господь наш Иисус Христос проповедывал людям Свое учение устно и ни одной книги не было написано Им. После Него и Апостолы в первое время также проповедывали устно, и только уже впоследствии некоторые из них, не все, – написали свящ. книги. Притом Апостолы, написавшие свящ. книги, писали их не с тем, чтобы изложить в них все учение Христово, а чтобы предохранять христиан от еретиков, утвердить их в вере, разрешить возникавшие между ними недоумения и споры. Сами они говорили, что все учение Христово и все чудеса Его невозможно и записать. Св. Евангелист Иоанн говорит так: «много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин.20:30). В заключение своего евангелия он говорит так: «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно: то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). В своих посланиях Апостолы иногда высказывали желание поговорить с христианами подробнее о том, о чем кратко писали им, а иногда напоминали им, чтобы они помнили и соблюдали то, что передано было им устно. Св. Иоанн писал: «Многое имею вам писать, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам (2Ин.1:12). Так Апостол, желая говорить о многом, не написал в послании, а отложил до личного собеседования, и эти беседы сохранялись в предании. Апостол Павел писал Коринфянам; «хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я предал вам (1Кор. 11:2). Солунянам тот же Апостол писал: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2:15). Так Апостол Павел одних хвалит, а других убеждает, чтобы они помнили о том, о чем он с ними беседовал, и что сохранялось в предании. Из приведенных слов св. Апостолов мы видим, что божественное учение передавалось в новом завете не только посланием, книгами, но словом, – устно, и что переданное тем и другим способом учение обязательно для христиан. – После Апостолов их ученики, так называемые мужи апостольские, и св. отцы и учители церковные учили, что нужно сохранять учение, находящееся в св. предании. Св. Игнатий Богоносец, ученик Иоанна Богослова, увещевая христиан уклоняться от ложного учения еретиков, убеждал твердо держаться апостольских преданий (Друг. Ист. 1889, № 17, 356 стр.). Св. Киприан говорит так: «душам благочестивым и простым легко избежать заблуждений и найти истину, ибо как только мы обратимся к источнику божественного предания, заблуждение исчезнет». Св. Епифаний пишет: «нужно держаться и предания, ибо невозможно обрести все в одних писаниях, святейшие апостолы одно оставили в писании, другое в предании» (там же 357 стр.). Так и после апостолов св. отцы учили о важности и необходимости учения, сохраненного в св. Предании, как слова Божия.
Почему же, спрашивается, Апостолы и их преемники так настойчиво убеждали христиан хранить св. Предание? Потому, что оно имеет особенную важность для христиан. Мы видели с вами, братие, что не все учение Иисуса Христа и Апостолов записано было ими в свящ. книгах, многое не было записано, а сохранялось в предании. Если бы мы не принимали этого предания, то и не знали бы многого из того, что Бог открыл нам для благоугождения Ему и для спасения наших душ. Без св. Предания мы, братие, не принимали бы святых таинств, не почитали святых икон и мощей, не молились бы за умерших, не налагали бы на себя крестного знамения, не постились бы в известные времена года и дни, не совершали бы церковных служб по известному чину, словом, не знали бы многого из учения божественного и не могли бы надлежащим образом угождать Богу. Без св. Предания мы, братие, не можем даже знать, что книги Свящ. Писания суть действительно книги священные. О том, что свящ. книги суть действительно священные, мы знаем из того же Свящ. Предания. Без него же, братие, мы не можем и правильно разуметь Свящ. Писание. В свящ. книгах есть много мест непонятных, вызывающих недоумения; – требуется разъяснение. Где же найти его? В этом случае по учению Православной Церкви на помощь является Св. Предание, – тоже слово Божие, но только не записанное св. писателями, а устно переданное ими Церкви и с тех пор непрерывно в ней сохраняющееся. Справедливо поэтому говорит св. Василий Великий, что без св. Предания, мы «неприметно повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя» (Простр. кат. о свящ. пред. и свящ. писании). Нужно только при этом отличать истинное предание от подложного. Нужно смотреть, чтобы истина, сообщаемая в предании, не противоречила свящ. Писанию, чтобы она известна была с первых времен христианства, и наконец, передавалась не одним лицом и не в одном месте, а несколькими и в разных местах, в разных городах, особенно в тех, в которых проповедывали сами Апостолы.
Так, братие, важно и необходимо Св. Предание; поэтому стойте и держите его, как учит св. апостол Павел. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа