Заключение
В заключении наших мыслей о том, что Страшный Суд Христов по существу своему будет временем полного раскрытия любви Божией к человечеству, приведём слова свв. Антония Великого и Исаака Сирина. Первый из них пишет:
«Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков – о добрых радуется, злых отвращается – на грешников гневается, а когда они каются, бывает милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая, всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по не сходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие не то значит, чтобы Он имел гнев на нас, но то, что грехи не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же и мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий, и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость, так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: Солнце скрывается от лишённых зрения (Добротолюбие, еп. Феофана, т. 1-й; св. Антония, Наставл., 150).
Эту последнюю мысль о неизменно благостном отношении Бога к человеку даже и грешному, основанном на самой неизменяемости Бога, Который есть любовь (1Ин.4:16) развивает св. Исаак Сирин, который пишет: «кто делает вразумление с целью сделать здравым, тот вразумляет с любовью; а кто домогается мщения, в том нет любви. Бог вразумляет с любовью, а не отмщает (да не будет сего!); напротив того, имеет в виду, чтобы исцелел образ Его, и не хранит гнева до времени. Этот способ любви есть следствие правоты и не уклоняется в страсть мщения» (Из «Слов подвижнических», 85-е).
Итак, Бог есть неизменно любовь; и если мы это забудем, то мир для нас перестанет быть понятен, и будет представляться морем бесцельных страданий и неосмысленных причин, жалким игралищем которых явится человек. – Если мы забудем, что на небе в нашей загробной жизни открыты нам объятия любви Отца нашего небесного, то эта жизнь будет нам казаться полною ужаса и страха. А если Господь вложит нам эту благодатную мысль о загробных вечных обителях любви Бога Отца нашего, то, умирая, мы быть может будем без страха, только в сыновней к Богу покорности и любви, взывать вместе со св. ап. Павлом: имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил.1:23). И страха не будет тогда, а будет только совершенная любовь, изгоняющая страх (1Ин.4:18); будет тогда Бог – всё во всём (1Кор.15:28). «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).
Ей, гряди, Господи Иисусе!