Беседа VIII. О символе веры
Вы знаете, благочестивые слушатели, что христианское православное учение заимствуется из Свящ. Писания и Свящ. Предания. Спрашивается теперь, чему главным образом учит нас православное христианское учение? Апостол Павел говорит: ныне же пребывают вера, надежды, любы, три сия (1Кор.13:13). Эти три добродетели составляют отличительное свойство всякого христианина. Каждый должен для спасения своего 1) веровать в Бога, ибо как говорит апостол Павел, без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6). 2) надеяться на Бога, надеяться на то, что он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство и, наконец, 3) любить Бога, т.е. исполнять заповеди Божии и делать добрые дела, ибо, как говорит апостол Иаков, вера без дел мертва есть (Иак.2:20). Итак, православное христианское учение научает нас вере, надежде и любви. Посему изложение православного христианского учения мы разделим на три части: в 1-й будем излагать учение о вере, во 2-й о надежде и в 3-й о любви.
В кого же, братие, или во что и каким образом мы должны веровать? И что значит веровать? Св. Апостол Павел говорит, что «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1), т.е. уверенность в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем, в невидимом, как бы в видимом. Следовательно, истинно веровать значит иметь такую уверенность, например, в Боге, Которого мы не видим, как будто бы мы видели Его глазами, и в том, что Он дарует нам спасение, как будто бы мы уже получили его. Без такой веры, братие, мы и не можем усвоить православного христианского учения. В этом учении говорится о Боге, Которого нельзя видеть глазами и вполне понять умом. Бог есть Существо высочайшее, всесовершенное, а человек – несовершенное, слабое, и потому не может вполне понять своим ограниченным разумом Высочайшего Бога. Много непонятного находит человек для своего ума и во внешней природе, и в себе самом: он не знает, что такое душа его и как она соединена с телом. Если же познания человека о самом себе в о внешней природе не могут быть полными, то как же можно требовать, чтобы в учении о Боге для него было все ясно и совершенно постижимо. Необходимо поэтому каждому смириться пред учением Свящ. Писания и Свящ. Предания и на искреннем доверии к нему утвердить свое познание о Боге; всякое недоумение рассеивать при свете Слова Божия, понимаемого согласно с тем, как изъясняет св. Церковь, первая и единственная хранительница Божественного откровения. Caмомнение же приводит человека к неверию, и гордость ума является источником еретических заблуждений. Особенно в настоящее время, в виду множества распространяющихся заблуждений, является необходимость в послушании голосу св. Матери нашей Церкви. Не видим ли мы теперь, как многие уклоняются от послушания вере и впадают в самые странные и нелепые сектантские заблуждения. Их пример должен служить для всех православных христиан вразумительным уроком: не полагаться в деле богопознания только на силы своего разума, но пленять его в послушание Христу (2Кор.10:5). «Без веры ничего невозможно усвоить из высших догматов», говорит св. Иоанн Златоуст, – «подобно как люди, усиливающиеся переплыть море без корабля, могут немного проплыть, действуя руками и ногами, но, простираясь далее, скоро поглощаются волнами; так и те, которые руководятся только собственным разумом, прежде нежели чему-нибудь научаются, претерпевают кораблекрушение, как и Павел говорит, что некоторые относительно веры подвергались кораблекрушению (1Тим.1:19). Чтобы и нам не потерпеть, будем держаться сего священного якоря» (Вера как увер. поучен. Прав. А. Струнникова, 2 ч. 136 стр.).
Каково же, по Слову Божию, то учение без веры, в которое нельзя угодить Богу? Учение это изложено в следующих словах:
1) Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым 2) И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, единородного. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша: 3) Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Mapиu Девы, и вочеловечшася: 4) Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна·, 5) И воскресшаго в третий день по писанию: 6) И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца: 7) И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца: 8) И в Дyxa Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки: 9) Во едину святую, Соборную и Апостольскую Церковь: 10) Исповедую едино крещение, во оставление грехов: 11) Чаю воскресения мертвых: 12) И жизни будущаго века. Аминь.
Приведенное изложение веры называется символом веры. Слово символ значит знак или признак. Это название указывает на то, что символом веры каждый христианин показывает, что он действительно принадлежит к обществу христиан. Для большего уразумления символ веры разделяется на 12 частей или членов.
Символ веры был составлен св. отцами первого и второго Вселенских Соборов. В IV столетии появился еретик Арий, который неправильно учил об Иисусе Христе. Для умиротворения Церкви царем Константином в 325 году по Рождестве Христовом созваны были в Никею св. Отцы и учители Церкви со всего христианского мира. Св. Отцы, осудив учение Ария, как неправильное, на основании Свящ. Писания, даже при помощи выражений, заимствованных из него, составили семь членов символа веры. Чрез несколько времени появился другой еретик, Македоний, который неправильно учил о Св. Духе. В 381 году св. Отцы, собравшись в Константинополе, или Царьграде, отвергли учение Македония, составили пять членов, и присоединили их к первым семи. Таким образом, получился символ веры из 12 членов. По месту составления он называется Никео-Цареградским. Этот символ св. Отцами был признан общеобязательным для всех православных христиан, а третий Вселенский собор седьмым правилом своим запретил составлять новый символ веры. С этого времени он признается обязательным для всех христиан без исключения, не только православных, но и католических и протестантских. – Итак, символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане. Он составлен св. Отцами на вселенских соборах на основании Свящ. Писания. И потому, благочестивые слушатели, каждый христианин должен знать его и по нему веровать. Знать его неособенно трудно. Нужно быть внимательным к церковному богослужению, – символ веры поется за каждою литургиею и читается за некоторыми другими службами.
Изъяснением этого символа веры, братие, мы и займемся в следующих наших беседах. Аминь
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа