Источник

Беседа XIX. О первом члене символа веры. Цель мира

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым

Мы знаем с вами, братие, что прежде не было мира и человека, что они сотворены были Богом. Спрашивается теперь, с какою целью, с каким назначением сотворены они? По учению православной Церкви, Бог, будучи благ, сотворил Мир и человека за тем, чтобы «и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости» (Прав. Испов., ч. 1., отв. на в. 8); чтобы человек «познавал Бога, любил и прославлял Его и чрез то вечно блаженствовал» (Кат. I ч. 88). Итак целью творения мира была, во-первых, слава Самого Творца. Господь вся содела Себе ради, говорится в слове Божием (Прит. 16:4). И действительно, по слову Божию, небеса поведают славу Божию (Пс.18:1) и вся земля исполнена славы Господа Саваофа (Ис.6:3). Размышляя о сотворении мира и величии Божием, Царь Давид призывает небо и землю славословить своего Творца: хвалите Господа с небес: хвалите Его в вышних. Хвалите Его вcи ангели Его: вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна: хвалите Его вся звезды и свет. Хвалите Его небеса небес, и вода, яже превыше небес... Хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и вcu холмы, древа плодоносна и вcи кедри: зверие и вcи скоти: гади и птицы пернаты: царие земстии и вcи людие, князи и вcи судии земстии: юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того единаго, исповедание Его на земли и на небеси (Пс. 148:1–13). Таким образом, небо и земля прославляют Своего Творца. Но прославление Творца было целью особенно при сотворении человека. Человек, как образ и подобие Божие, должен стремиться к Своему Творцу всеми силами своей души, познавать Его и прославлять. Художеством разума исполни я, говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях, положил есть око свое на сердцах их, показати им величество дел своих: да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величество дел Его (Сир.17:6–8). Соответственно этому и Спаситель заповедал нам: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16). Заповедали и св. апостолы: прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор.6:20); аще ясте, аще ли nиeme, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор.10:31). Прославляя Бога добрыми делами, человек будет уподобляться Своему Творцу и таким образом достигать своего назначения. В Ветхом Ззавете Господь говорит людям: будите святи, яко аз свят Господь Бог ваш (Лев.11:44); и в Новом Завете Спаситель заповедал: будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48).

Другая цель сотворения мира, как мы сказали, состоит в блаженстве тварей. Из слова Божия мы знаем, что Господь дает всему жизнь, дыхание и все необходимое для жизни (Деян.17:25), и исполняет всяческая своея благости (Пс.103:28). Но и помимо этого, прославляя Бога добрыми делами, человек этим самым достигает блаженства. Следствием добрых дел, – благочестия, – и наградою за них бывает блаженная жизнь, по учению Самого Спасителя о блаженствах (Мф.5:3–12). Благочестие, по учению апостола Павла, на все полезно есть, имуще обетование живота нынешняго и грядущаго (1Тим.4:8).

Наконец, при сотворении человека, ясно было высказано Богом и назначение его по отношению ко всем тварям.

Сотворим человека, говорил Господь, по образу нашему и по подобию: а да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли (Быт.1:26). Таким образом, человек поставляется царем и владыкою всего мира. И действительно, все на земле служит ему и земля, и вода, и огонь, и воздух, и животные; разумом своим он покоряет себе даже и таких животных, которые в несколько раз сильнее его. Рассуждая о достоинстве человека, св. Василий Великий так говорит, обращаясь к нему: «все земные животные, как кроткие, так и свирепые, обитающие в водах и летающие по воздуху сему подвластны и подручны тебе, не ты ли художества изобрел и города сооружал? Не все ли то вымыслил ты, что к содержанию и услаждению твоему служит? Не помощью ли разума преходны тебе моря? Не земля ли и воды тебе в жизни служат? Не тебе ли показывают стройность свою воздух, небо и обращения звезд?» (Собр. поуч. издан, св. Синод. 45 об.). Так все в мире находится во власти человека. Но вы скажете, зачем же бывают на земле разные бедствия, заразные болезни, пожары, землетрясения, в борьбе с которыми человек является бессильным. Зачем на ряду с кроткими животными существуют дикие, от которых человеку приходится нередко страдать? На это нужно сказать, что человек сам виноват, ибо не сумел сохранить данной ему от Бога власти. Он нарушил заповедь Божию и оскорбил Бога своим непослушанием; отсюда произошли все бедствия. До грехопадения не было бедствий на земле, и все звери были послушны и безвредны для человека; все было добро зело. По грехопадении же вся природа изменилась: человек оказал Богу непослушание, за то и природа и животные стали враждовать с ним. Слово Божие говорит нам: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившаго ее в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится до ныне» (Рим.8:20–22). Своим существованием дикие звери напоминают падшему человеку о его падении, виновности и смерти. Господь употребляет их для вразумления, исправления и наказания человека. Огнь, и град, и глад, и смерть, говорит премудрый сын Сирахов, вся сия создана быша на месть: зубы зверей, и скорпии, и ехидны, и меч отмщаяй в погибель нечестивых« (Сир.39:36–37). Но не смотря, братие, на грехопадение, человек не совсем был лишен своей власти, и теперь, при различных бедствиях, по милосердию Божию, он остается владыкою мира и теперь силою своего разума покоряет он себе и природу и животных. Слыхали вы, что есть так называемые укротители зверей, которые настолько усмиряют хищных животных, львов, тигров и др., что безбоязненно входят к ним и остаются невредимыми. Это говорит нам о том, что животное чувствует над собою власть человека. Но упомянутые мною лица действуют на животных страхом оружия. Мы имеем другие примеры, когда человек покоряет своей воле животных не силою, а своею святою жизнью. Примером этого может служить пророк Даниил, не тронутый во рве голодными львами, и апостол Павел, не потерпевший никакого вреда от ужаления змеи. Из житий святых известно, что многие пустынники жили в мире с дикими животными; напр. Преп. Сергий из своих рук кормил медведя. Ясно, что животное чувствует над собою власть человека, а, следовательно, он и теперь может быть назван царем и владыкою мира. Размышляя о достоинстве человека в его отношении к творению Божию уже после его грехопадений, Давид восклицает: Господи, что есть человек, яко помниши его? или сын человчь, яко поспещаеши его? умалил ecu его малым чим от ангел, славою и честию венчал ecu его: и поставил ecu его над делы руку твоею, все покорил ecu под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския (Пс.8:5–8).

Итак, братие, вся природа прославляет Господа, всякое дыхание славословит Своего Создателя. Присоединим же и мы свой голос к голосу всей вселенной, будем прославлять Бога и в душах наших и в телесех наших, будем вся творити во славу Божию (1Кор. 6:20;10:31). Высоко назначение наше на земле. Мы призваны быть в союзе с Богом, благоугождать Ему, уподобляться Его святости и чрез это достигать блаженства и владычествовать над всею природою. Будем всегда, братие, помнить об этом назначении нашем и будем стремиться к выполнению его. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle