Беседа XVIII. О первом члене символа веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержателя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым
Из предшествующих бесед вы знаете, братие, что мир и человек сотворены Богом. Мы сказали о том, как они были сотворены. Теперь нужно сказать о том, по каким побуждениям, для какой цели сотворен был мир и человек, таковы ли они по сотворении, каковы теперь, и каково назначение, в частности, человека? Побуждением к сотворению мира, как свидетельствует слово Божие, была благость Божия. Бог не имел Сам никакой нужды в мире. Размышляя о сотворении мира, Давид приглашает нас воспевать милости Божии, явленный Им в творении: исповедайтеся Господеви, яко благ: яко во век милость Его... Сотворшему небеса разумом: яко во век милость Его. Утвердившему землю на водах: яко во век милость Его. Сотворшему светила велия единому: яко во век милость Его. Солнце во область дне: яко во век милость Его. Луну и звезды в область нощи: яко во век милость Его (Пс.135:1–9). Отсюда мы можем видеть, что Бог сотворил мир, а с ним и нас, единственно по своей бесконечной благости и любви. Да это и само собою понятно, потому что, как мы знаем, Бог ни в ком и ни в чем нужды не имеет, а наоборот, все зависит от Него (Деян.17:25).
Что касается того, каким был сотворен мир – таким ли, каким видим его теперь, – заметить, – то нужно, что он был не таков, каков теперь. При сотворении все было чисто, прекрасно и безвредно. Моисей, повествуя о днях творения, неоднократно делает замечание: и виде Бог яко добро, а в заключение всего говорит: и виде Бог вся елика сотвори, и се добра зело. Да и понятно само собою, что всемогущий, всеблагой и премудрый Бог не мог создать мир несовершенным, не мог создать ничего недоброго. В сотворении мира преимущественно и проявились эти три свойства Божия: всемогущество, благость и премудрость. Что всемогущество Бога проявилось в сотворении мира, об этом ясно говорит Апостол Павел в следующих словах: «невидимое Его, вечная сила и Божество от создания мира, чрез рассматривание творений видимы». (Рим.1:20). Да и само собою понятно, что сотворить мир из ничего одним словом могло только всемогущее Существо, а таков и есть единый Бог. – Что в сотворении мира проявилась благость Божия, это также видно из того, что Господь дал всем живым существам все необходимое для их жизни. Эту благость Божию воспевает Давид в следующих словах: «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его... Очи всех устремлены к Тебе, и Ты даешь им пищу их в свое время, открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по желанию (Пс.144:15–16). Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли хлеб» (Пс.108:14).
Наконец в сотворении мира проявилась и премудрость Божия. Размышляя о сотворении мира, Давид говорит: возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu (Пс.103:24). И действительно, всему в мире, и великому и малому, дано мудрое устройство, во всем замечается порядок, всему указано определенное место, цель и назначение. Кроме этого по сотворении все было чисто, прекрасно и безвредно. Но когда человек согрешил пред Богом, оказал Ему непослушание, произошла перемена с человеком и с миром. Появилось зло в мире и людях, болезни, изнурительные труды, борьба со зверями и со стихиями – с огнем, с водою и пр. и, наконец, смерть. Но, несмотря на это зло, и теперь мир и человек свидетельствуют о премудрости своего Творца. И теперь все в мире имеет свое назначение и свою цель. Вода, напр., напояет землю, чтобы она могла производить растения, растения доставляют пищу людям и животным, животные служат человеку в т. д. Можно указать целесообразность и в таких вещах, который на первый раз нам представляются непонятными; напр., известно, что ядовитые растения вредны для человека, но они бывают иногда и полезны для него, ибо часто служат для лечения: яд прописывается врачами, как лекарственное средство. Таким образом, справедливо говорит премудрый сын Сираха: «нельзя сказать, что это? для чего это? ибо все в свое время откроется. Нельзя сказать, что это? для чего это? Ибо все создано для своего употребления» (Сир.39:22, 27).
– Птицы, рыбы и земные животные также указывают нам на премудрость их Творца. Господь сотворил их и устроил все необходимое для их существования. Он наградил их способностью находить себе место для жительства. Посмотрите, напр., на то, как некоторые породы птиц два раза в год переменяют места своего жительства, перелетая с юга на север и обратно, смотря по времени года. Кто научил их этому? Как они перелетают тысячи верст без определенных дорог и без всякого видимого для нас руководителя? Все это устроил премудрый Бог. А посмотрите на то, как Господь наградил животных способностью отыскивать себе соответствующую пищу и орудиями для защиты от врагов. Даже мелкие насекомые и те не забыты Богом. Многие из них обладают удивительным искусством строить себе жилища и добывать пищу, напр., муравьи и пчелы. Искусство их настолько велико, что премудрый Соломон посылает людей учиться у них мудрости и трудолюбию. «Пойди к муравью, ленивец», говорит он, «посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют в здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славная: хотя силою она слаба, но мудростью почтена» (Притч.6:6–8). Поистине нужно сказать, что дивны дела Господни, – Наконец и высшее творение Божие – человек, указывает нам на премудрость Творца. Господь наградил человека различными членами с соответствующим назначением, чтобы он благодарил всегда своего Изряднохудожника, – как называется Господь в молитве при крещении младенцев. Господь одарил человека разумом и поставил его господином всей земли, так что он силою своего разума покоряет себе таких животных, которые в несколько раз больше и сильнее его.
Итак, всемогущий, всеблагий и премудрый Бог дал миру мудрое устройство, всему дал порядок, указал цель и дал средство к выполнению ее.
Если братие, всему миру дано Богом мудрое устройство, если все творения Божии совершенны и каждое из них достаточно для той цели, в которой предназначено, то будем относиться с любовью к творению Божию и не будем злоупотреблять при пользовании, как, тварями так и какими-либо вещами. И слово Божие дает нам положительные предписания об отношении нашем к животным и даже растениям. Вот как, напр., говорит Моисей об отношении к животным даже чужим: «когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему. Если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати их ему. Так поступай и с ослом его... Когда увидишь осла брата твоего, или вола его, упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе» (Втор.22:1–4). А вот предписание относительно диких птиц: «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми; мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои» (Втор.22:6–7). Вот, наконец, предписания Моисея относительно растений: «если долгое время будешь держать в осаде (какой-нибудь) город, чтобы завоевать его и взять его: то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей» (Втор.20:19). Как, братие, нужно помнить в наше время об этих предписаниях! Нередко приходится видеть, как люди изнуряют животных чрезмерными побоями и непосильными трудами, так что животное мало-помалу лишается сил своих. Такое обращение постыдно для человека, существа разумного, и грешно пред Богом. Праведник, говорит древний мудрец, милует душу скотов своих, утробы же нечестивых немилостивы (Притч. 12:10). Особенно родители должны наблюдать в этом отношении за детьми своими. Бесчеловечное обращение с животными вредно отзывается на детях. Тому ребенку, который привык к мучениям животных, трудно сделаться добрым и мягким по характеру человеком. Нужно помнить вам, братие, и предписание Моисея об отношении к растениям; нередко приходится слышать, с какою беспощадностью истребляются целые дремучие леса. Истребляя беспощадно леса, человек вредит своему же хозяйству. От истребления их уменьшается влага в земле, речки со своими притоками мелеют и даже высыхают, а от этого и земля становится менее плодородною. От того же неразумного истребления лесов птицы покидают прежние свои места, а по сему случаю размножаются истребляемые ими насекомые, от которых бывает вред полевому хозяйству. К таким последствиям приводит неразумное истребление лесов. Лучшие люди, сознавая значение лесов, заботятся об их разведении. В деревнях, как известно, многие рассаживают деревья около своих домов, так как они являются лучшею защитою во время пожаров и очищают воздух в летнее время. – Итак, братие, будем относиться с любовью к творению Божию, а вместе любить всемогущего, всеблагого и премудрого Творца Бога. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа