Источник

Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского

Причина настоящего торжества производит радость и удивление: радость, ибо открыла людям дверь спасения, которая была запечатлена, – удивление: поскольку рождество победило природу. По закону природы рождают только жены: но благодать и родившую сохранила девою, – соделала матерью, и не повредила нетления. О, земля ненасеянная и произрастившая небесный плод! О, Дева, отверзшая Адаму рай! Ты преславнее рая: ибо paй насажден Богом, а Ты возрастила по плоти Самого Бога. Теките сюда все, не для того, чтобы ликовать на браке Матери Господа (Дева непричастна браку!), но дабы почтить бессеменное рождение от Нее Господа. Матерь, и однако безбрачна, – не познала мужа, и однако Рожденный от Нее не сиротствует. Утроба Девы соделалась пространнее всей твари; Невмещаемый миром вместился пространно в утробе; Носящий все дланию Своею носится во чреве. Краеугольный камень (Дан. 2:34) сверхъестественно возлежит в скудельном сосуде Девы, не только не повреждая природы Ее, но и утверждая вселенную. Приидите, да увидим незримый путь плывущего корабля, который в пучину погрузил древнего злоумышленника, и из глубины извлек первосозданного человека, и которого и вход неизъяним, и исход непостижим. Приидите, да видим мысленного змия, удаляющегося от дщери Евиной с рукописанием преступления Адамова. Приидите, да узрим свет Божества, явившегося из утробы, как с востока, и изливающего благодатные лучи. Спешите сюда, жены: ибо Жена искореняет древо смерти, рождая плод жизни. Спешите, девы: ибо Родившийся от Девы прославляет нетление девства. Спешите, матери: ибо Матерь и Дева восставляет падшую праматерь. Спешите, дщери: ибо Дщерь послушанием Своим исправляет грех преслушания прародительницы. Спешите, отцы: ибо к вам, на конец времен, снизшел Сын из недр Отчих и Отец будущего века. Спешите, младенцы: вас зовет Младенец, повиваемый в яслях. Спешите, пастыри: к вам исходит Пастырь из смиренного жилища. Он кроток, как агнец: против Него устремится волк с разверстыми челюстями, заскрежещет на Него зубами своими; однако не возможет поглотить непорочной плоти Его: ибо плоть Его не увидит нетления (Пс. 15:10; Деян. 2:31). Агнец поразит волка, заставит кровожадного зверя изрыгнуть из чрева своего всех, содержимых им от начала мира, и изведет их из глубины ада, как Иону из чрева китова (Ион. 2:14). Стекайтесь цари: ибо Царь славы облекается пеленами, как багряницей. Стекайтесь, князи: ибо Князь мира (Пс. 9:6), уготовив Себе в девственном горниле оружие плоти, и закрепив оное неистленным Божеством, умертвил враждебного диавола. Стекайтесь, властелины: ибо властелина земного сменил Властелин небесный, у Которого благолепная колесница – Пресвятая Дева Мария, торжественное облачение – бессеменная плоть, драгоценные камни – жизни святых, маргареты неоцененные – многоценные предсказания пророков. Он не золото расточает, влекущее к невоздержанию, но изливает милосердие Свое, приобретающее нам спасение. Стекайтесь, граждане: ибо Судия живых и мертвых принял образ простого человека, облекся в одежду плоти человеческой, дабы уловить хищного диавола, скрывающегося в дубравах душ, и снять с него всеоружие. Чудная одежда! Дивное облачение! Необыкновенная ткань, превышающая все искусство человеческое! – Неискусобрачная Отроковица! отколе Ты прияла волну для исткания одежды, в которую облачился ныне Господь твари? Где обрела Ты орудие для составления нешвенного сего хитона? – Природа! выслушай слова мои, и открой мне тайну. „Для меня, говорит природа, чуждо искусство такого чудного составления. Я тку одежды, подлежащие тлению. Адам облекся в мою одежду – и обнажился, и от стыда покрыл себя листвием смоковным“. Для обновления-то истлевшей одежды сама Премудрость облеклась в одежду плоти, исткав ее в чертоге Девы орудием Божественного художества. Но для неверующих Иудеев я желаю вопросить и Деву. Скажи мне, неневестная Дева, как Ты соделалась Матерью, и пребыла Девою? Удостоверь Иудеев; загради уста неверным. Слышите: Она ответствует. Для чего не веруют Иудеи рождению от Девы, когда они веруют, что жезл безвлажный чудесно прозяб (Числ. 17:8)? Видят жезл, без корня и без земли прозябший, и не спрашивают: откуда –это, как – это? а обо Мне не перестают любопытствовать. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына (Ис. 7:14). Видят Младенца, а Матери не примечают, – ищут Отца, а сами читают пророчество о Деве рождающей. Ты, Иудей, ищешь Отца рожденному ныне Сыну? Слушай вопиющего: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Псал. 2:7). Я родил Тебя прежде веков. Для чего же ищут ныне другого родителя Тебе? Или без Отца (Евр. 7:3) должен быть Родившийся ныне, как и действительно есть, или Он должен именоваться Моим Сыном: ибо один сын не рождается от двух отцов. Аз днесь родих Тя. – Ныне Солнце правды (Малах. 4:2) воссияло от девического облака, и народ, седящий во тьме, увидел свет велий (Ис. 9:2). Ныне зерно несеянное прозябло из невозделанной земли, дабы насытить алчущий мир. Ныне вся тварь приносит безотчему Младенцу странноприимные дары: земля – ясли, пещеры – кладязи вод, горы – вертеп, города – Вифлеем, ветры – послушание, море – повиновение, волны – тишину, глубина – рыб, рыбы – статир, воды – Иордан, источники – Самаряныню, пустыня – Иоанна, животные – жребя, птицы – голубя, волхвы – сокровища, жены – Марфу, вдовицы – Анну, бесплодные – Елисавету, девы – Богородицу Марию, пастыри – песнопение, священники – Симеона, дети – ветви пальмовые, гонители – Павла, грешники – мытаря, язычники – Хананеянку, кровоточивая – веру, блудница – благовонное миро, смоковницы – Закхея, древа – крест, крест – разбойника, восток – звезду, воздух – облако, небо – Ангелов, Гавриил – приветствие: радуйся. Благодатная, Господь с Тобою (Лук. 1:28) и из Тебя и прежде Тебя. В Тебе вселился по изволению Своему, и из Тебя изшел по воле Своей Тот, Кто прежде всех веков родился от Бога и Отца непостижимо, неизреченно, неизменно, чудно, несравненно, пресвято, бесстрастно, несвидетельствованно, непосредственно, по существу Божественному, – на небеси без матери, на земли без отца. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2:14) ныне и всегда и во веки веков. Аминь66.

* * *

66

См. Curs. Compl. Patrolog Migne, series graeca, tom LXV, col. 707–716; сpaвн. „Христианское Чтение“, 1838 г., IV, 265–272 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle