Источник

Беседа о воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского

Частые и разные торжества празднеств доставляют отраду жизни человеческой: придет праздничный день, и томительные заботы бедственной жизни сей превращаются в веселие. Известно, сколько мореплаватели, вытерпевшие многие бури, радуются, когда, оставив за собою волны враждебного моря, войдут в пристань, как в безопаснейшее лоно жизни: подобно сему и всякий человек, когда, после многоразличных беспокойств от ежедневных занятий, наступит праздничный день, – радуется ему, как дню успокоения от забот, как освобождению от трудов. Подлинно, праздничный день есть забвение печалей, утишение беспокойств, источник радостей, приобщение веселия, время молитвы, жатва для бедных, украшение Церкви, торжество градов, прекращение вражды, начало дружества, небо на земле. Но к чему много распространяться? – праздничный день есть плод воскресения, как о сем говорит Пророк: празднуй Иудо, праздники твоя: зане взыде от земли вдыхаяй в лице твое (Наум. 1:15; 2:1).

Много есть праздников, но не все они одинаково благотворны. Ибо одни из них установлены Богом, другие изобретены диаволом и из сих последних естественно одни служат к развращению душ, другие – к пресыщению чрева, иные, наконец, совершенно удаляют род человеческий от спасения. Вот, язычники торжествуют свои празднества, но так как они боготворят постыдные страсти и пороки, то почерпают из оных только нечистоту развращения, коею и сквернят себя. Иудеи также совершают свои праздники, но их бог – чрево, и праздники, по причине пресыщения, служат для них источником беззаконий. Они, когда в путешествии по пустыне совершали праздник, то тельцу златому покланялись (Исх. 32:8), во время постов своих пресыщались ссорами и распрями (Ис. 58:4); а в Иерусалиме, торжествуя праздничный же день, водрузили и крест для Господа. О, эти иудейские праздники! в них и веселие – заблуждение, и наслаждение – убийство. Но христианские торжества – божественны и чудны; это – источники и сокровищницы спасения. Так, первый наш праздник прославляет пришествие Бога к людям. За ним следующий изображает освящение вод и купель крещения. Третий благовествует погибель смерти, торжество креста, дар воскресения, свободу праотцев. Четвертый возглашает о вознесении Первенца нашего на небо и о сидении Его одесную Отца. Пятый трубным гласом воспевает сошествие Св. Духа и преизобильную росу благодати. Вот – праздники кои освятил Сам Господь: возрадуемся же и возвеселимся в оные!

И в сем торжестве (которое мы совершаем днесь) не все ли дивно, не все ли ново, не все ли полно величия, славы, благоговения? Что же, именно, чудного заключается в настоящем празднике? Но прежде, умоляю вас, слушайте меня с благоснисхожением: ибо слово мое, которым дерзаю возвестить вам и изъяснить тайны Божии, скудно и бессильно. Итак, что же чудного в нынешнем празднике? – Неизъяснимое таинство соединения Божества с человечеством: здесь рожденное не осквернилось нечистотами рождения; воплощение бесстрастно облекло во образ человеческий Того, Кто чужд всякого образа и вида чувственного. Чудное, поистине, рождение! Рожденный и имеет начало и не имеет начала: ибо по человечеству Он имеет начало, а по Божеству – вечен и безначален. Тот, Который есть образ Отчей ипостаси (Евр. 1:3), восприял человеческий образ, и, однако же, Троица не умножилась до четверицы. Две соединились природы, и однако же один родился Сын. Слово и плоть соединились неслиянно, и Тот, Который вчера родился по плоти, поколику есть от Отца – Бог, поколику от меня – человек. О, таинство страшное и чудное! Кто видал когда, чтобы царь облекся в одежду раба? или чтобы око смертного объяло зрением своим все солнце?...

Когда же плоть, не изменяясь по существу, соединилась с Богом, – когда как не днесь? После того, как Св. Дева уготовила чрево Свое, Слово проникло чрез слух, и Дух Святой образовал живой храм; Всевышний уничижил Себя до зрака рабского, и Девственное чрево явило, наконец, оное таинство Божественного домостроительства. О, чрево, пространнейшее небес! О, плод, спасения сосуд. О, утроба, вместившая купно и вещество и Образователя!... О, таинство, существа коего изъяснить я не в силах! О, рождение, которое всем людям сообщило и радостно-торжественно возвестило не о начале Божия бытия, или изменении существа Его, – не об уменьшении Его могущества, не об отделении, наконец, Сына от вечного Родителя; но о существенном единении Бога и плоти, о благословенном плоде чрева, о пришествии Бога, о чуде, от века в Боге сокровенном, о разрешении от клятвы и уничтожении осуждения, о вечном существовании и купно о рождении по плоти от Девы – одного и того же Сына и, наконец, о поклонении, которое воздает Ему вся тварь! Ему слава и держава во веки веков. Аминь65.

* * *

65

Curs. Compl. Patrolog. Migne. series graeca, tom LXV, col. 703–708, сp. „Xpистианск. Чтен.“ 1832 г., XLVIII ч., 265–270 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle