Источник

Беседа на день Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Павла, епископа Эмесского (V в.)

Благовременно ныне увещевать ваше благочестие – составить вместе с нами некий священный хор и вместе со святыми ангелами воскликнуть: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2:14). Ныне Отроча родися нам (Пс. 9:6), на Котором сосредоточена несомненная надежда спасения для всей видимой и невидимой твари. Ныне разрешаются сверхъестественные роды: от Девы, не знающей брака, является плод. О, чудо! Дева рождает, становится матерью, но не испытывает того, что обыкновенно испытывают матери; рождает, как естественно матерям, но остается девою, являясь выше закона рождающих. Провидя это чудо издали, пророк Исаия воскликнул: се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). А Евангелист, приводя это место, замечает что имя это значит: с нами Бог (Матф. 1:23). Таким образом, Богородица Мария рождает Еммануила. Кто говорит, думает, рассуждает иначе, да будет отлучен от Церкви. Богородица Мария родила нам Еммануила, то есть Бога вочеловечившегося. Ибо Бог Слово, таинственным и непостижимым образом рожденный от Отца прежде веков, в последние времена родился от Жены. Воспринявши совершенно нашу природу, соединившись с человечеством в минуту самого зачатия и сделавши плоть нашу храмом для Себя, Он произошел от Богоматери совершенным Богом и вместе совершенным человеком: ибо соединение двух естеств – Божества и человечества образовало одного Сына, одного Христа, одного Господа... Мы покланяемся не четверице, по Троице: Отцу, Сыну и Святому Духу. Не двух, значит, сынов признаем мы, и Еммануила не считаем простым человеком, или даже исполненным по преимуществу благодати, как это свойственно Пророку или праведнику: ибо в Нем живет всяко исполнение Божества телесне (Колос. 2:9), живет, то есть, в самом теле Его, так как наше тело Он сделал Своим. На этой вере, на этом уповании, на этом камне положено Господом Богом основание Церкви. Так, когда Господь Иисус Христос шел в Иерусалим, Он спросил учеников Своих: кого Мя глаголют человеиы быти, Сына Человеческаго. Апостолы отвечали: ови убо Иоанна Крестителя: инии же Илию: друзии же Иеремию, или единаго от пророк. И сказал им: вы же, избранные Мною и считающие ложными мнения тех, из коих одни принимают меня за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, третьи – за Иеремию, или одного из пророков, вы которые три года последовали за Мной, которые видели Мою силу и чудеса видели, как я ходил по морю, и разделяли со Мною трапезу, вы кого Мя глаголете быти? Тотчас первоверховный из апостолов, уста учеников, Петр сказал: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (Матф. 16:13–16). Ты еси Христос, то есть соединивший в Себе два естества, вочеловечившийся. Ты еси Христос; Евангелист не сказал: «сыны», а: Сын Бога живаго, ибо знал единство Лица. Помолимся же Отцу Небесному, да исполнит Он нас того веселия, которое – мать целомудрия, и речем: да востанет Отец, слава Моя, да востанет псалтирь и гусли (Пс. 56:9) Святого Духа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь67.

* * *

67

„Деяния вселенских соборов“, изданные в pуccком переводе при Казанской Духовной Академии. Казань, 1893 г., изд. 2-е. Том второй, 144–145 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle