§ 117. Сочинения нравоучительные. Сочинения подложные.
IV) Из числа нравоучительных сочинений св. Афанасия: послание к Аммуну против порицавших супружество и о ночных нечистотах и послание к Руфиниану о том, как принимать еретиков в Церковь, исполнены духовной рассудительности. Одно из лучших сочинений по слогу, послание к Драконцию, скрывшемуся в пустыне от назначения его в епископа, заключает в себе увещания – не скрывать талантов во вред своему спасению, дорожить надеждами братии и важностью предназначаемого сана и твердо помнить, что как на кафедре епископской можно быть иноком, так и в пустыне можно остаться только с именем инока.
Одно из самых назидательных сочинений св. Афанасия есть жизнь Великого Антония, описанная им в 365 г. Блж. Августин говорит о себе, что это жизнеописание весьма много способствовало к обращению его от рассеянной жизни197. Св. Златоуст советует читать жизнь Антония каждому, какого бы кто состояния ни был198. Оно известно было не только современникам Августина199, но и современникам самого Афанасия – Серапиону Тмуитскому и Григорию Назианзскому200. Потому подлинность его несомненна.
Нельзя того же утверждать о многих других сочинениях, украшенных именем св. Афанасия Александрийского. Беспристрастная критика до 70-ти сочинений признала такими, которые не достойно и не по праву носят имя знаменитого Святителя 4-го века201. К числу таких относятся:
1) Символ веры: Quicunque, столько знаменитый у протестантов и в Римской Церкви, известный и в Русской Церкви. Этот символ, по образу выражения и духу своему, достоин имени Афанасиева, которым надписывается, но тем не менее он писан не св. Афанасием и даже не на греческом языке, а) В нем слог латинский, а не греческий; латинский текст его один, а греческий – разнообразен, б) В нем опровергаются ереси несториева, евтихиева и монофелитская, тогда как нет слова: единосущный, столько необходимого для Символа Афанасиева. в) О нем никто не упоминал на Западе прежде Августодунского Собора 670 г., а в Греческой Церкви услышали о нем в первый раз в 1223 г. от послов папы, г) Наконец Св. Афанасий не считал для себя дозволительным писать какой либо Символ, по тому опасению, как говорил он, дабы не стали считать недостаточным Символа Никейского202.
По всем этим признакам вероятно, что мнимый Символ Афанасия написан Вигилием Тапсийским 5 в., который выдал довольное число и других сочинений с именем Афанасия. В славянскую Псалтырь сей Символ перешел с Запада203.
2) В поздних славянских рукописях весьма часто встречаются ответы Афанасия князю Антиоху204; в греч. ркп. кроме этих ответов назначаются Афанасием для того же Антиоха два другие сочинения. Может быть некоторые из ответов принадлежат и Св. Афанасию. По крайней мере один – 137-й ответ – без сомнения принадлежит 4-му веку205. Но в настоящем виде ответы, а) свидетельствуются св. Епифанием (3-й отв. и дал.) и Григорием Нисским (8-й отв.); б) в них читаются выписки из Кирилла Александрийского, Феодорита, Максима и Лествичника; а в 44-м ответе записано: «вот проходит уже седьмой век» и говорится об опустошениях Арабов и о движениях несториан. г) Шесть из этих ответов надписываются именем Афанасия малого ψιλός206. Таким образом надобно положить, что после Св. Афанасия другой Афанасий младший, именно 7-го века, а потом и другие дополняли первый состав ответов, так что в нынешнем составе нет и двадцатой доли того, что можно было бы приписать Св. Афанасию. К 7-му веку часть этих ответов надобно отнести и потому, что Равенскому писателю 7-го века, уже известны были ответы Афанасия Антиоху. А что не одному и тому же писателю принадлежат нынешние ответы Антиоху, это показывают и списки, где число ответов совершенно неодинаковое, – в иных написано 33 ответа, в других 41 или 44, в некоторых 136 и более. Впрочем, ответы Антиоху заключают в себе много полезного, чем не оскорбился бы и дух св. Афанасия. Напротив, два другие сочинения для Антиоха ни по слогу, ни по содержанию, ни в целом, ни в частях, не стоят того, чтобы носили они имя великого Александрийского пастыря.
* * *
Confession, lib. 8 cap. 6 et. 28.
Нот. 8, in. Mateum T. 7, p. 128.
Сократу 1. 21. Палладию Лавсаика гл. 8. Руфину И. Б. 4, 8. Латинский перевод, составленный Евагрием, по языку весьма древний и вероятно тот самый, который читан был Августином, изд. іn Actis. SS. ad. 47 lannuarii. В армянском переводе V века жизнеописание сокращено и соединено с жизнью других пустынников. Neumann Gesch. d. Armen. Litteratur s. 76.
Григория Назианзин. Orat. 20 р. 376. Серапиона послание к монахам ар. Maium: Specil. roman, 4 p. LXIV.
Подлинных сочинений считается 50 и 13 сомнительных. Из подложных сочинений Афанасия в слав. ркп. встречаются между прочим: а) Слово о предательстве Иуды (Op. Т. 2, р. 444). Толстого ркп. XVI в. 1, 256), б) Слово к отрекшимся мира (Ор. 594. Сборник Сергиевской Лавры XVI в., у Толстого ркп. XV в. 1, 256); в) Слово на Сретение Господне (ор. р. 416 у Толстого 11, 364), г) Спор с Арием на Никейском Соборе (р. 206, в ркп. Моск. Дух. Акад.).
Epist. ad. Іоvіn. 1, 399, Ep. ad. Antioch. 1, 448–449, Epist. ad. African. 4, 725. Orat. de divinit. Christ. 1, 337.
Альтер (Ub. d. georgian. Litterat. Vien 4798.), говорит, что слав. перевод сего символа читается в Псалтыри и Служебнике Глаголитов. Отселе-то при Симеоне Полоцком перешел он в Московскую Псалтырь.
Не видно ни одной слав. ркп. с ответами Антиоху, которая была бы старше XVI в. Издатель Хр. Чт., поместил в своем издании ответы Антиоху к сожалению, без оговорок о их сочинителе.
«Кто же другой – сей Помазанный Святых, как не Христос Бога Живаго? 70 седмин означают 490 лет; а от Даниила до сего времени прошло 800 лет». Ор. р. 304. Этот ответ в некоторых ркп. пишется совсем отдельно от других.
См. Lambecii comm. Vindob. Lib. V, 238, 298. Lib. IV. cod. 163, 165. Kollari annot. ad. cod. 58 lib. 3, p. 254–256.