Слово на Рождество Христово. Блаженного Августина, епископа Иппонийского
Внемлите, сыны света, сыны Царствия Божия, братия возлюбленные, внемлите со всею готовностью, возрадуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала (Псал. 32:1). Внемлите тому, что вы познали; возобновите в своей памяти то, что вы слышали; возлюбите, во что уверовали; восхвалите, что возлюбили. Так как мы ежегодно празднуем настоящий день, то вы и ожидаете ныне приличного сему дню слова. Родился Христос – Богочеловек. Бог от Отца, человек от Матери: от Отца предвечно, от Матери девственно; от Отца без матери, от Матери без отца; от Отца вне всякого времени, от Матери без семенного зачатия; от Отца – как начало и источник жизни, от Матери – как разрушение и попрание смерти; от Отца сотворивший времена и устроивший самые дни, от Матери освятивший день. И в самом деле, Он предпослал Предтечу Иоанна, долженствовавшего родиться в то время, когда дни начинали уменьшаться; а Сам благоволил родиться тогда, когда дни начали увеличиваться; этим как бы предызобразилось то, что сказал о Нем тот же Иоанн: Оному подобает расти, мне же малитися (Ин. 3:30). Ибо жизнь человеческая должна сама в себе оскудевать и иссякать, а во Христе преспевать и восполняться, да живущия не чтому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2Кор. 5:15), и та скажет каждый из нас с Апостолом: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Галат. 2:20). Оному бо подобает расти, мне же малитися.
Восхваляют Его достойно все Ангелы Его, для коих Он – вечная пища, оживотворяюшая их нетленным брашном: ибо Он есть Слово Божие, Коего жизнью они живут, Коего вечностью живут и никогда не престанут жить, Коего благостью живут и всегда наслаждаются блаженством. Они достодолжным образом восхваляют Его, Бога у Бога, и славословят в вышних Бога; мы же людие Его, и овцы пажити Его (Псал. 94:7); мы, слабые и немощные, но примиренные по благоволению Божию, воспоем песнь мира. Ибо торжественная песнь нынешняя, – это пренебесное славословие, воспетое рождшемуся нам Спасителю: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лук. 2:14), – в первый раз воспета самими Ангелами. Итак, они восхваляют Его подобающим им образом: восхвалим же Его и мы с глубочайшим смирением по дарованной нам благости. Они – служебные силы Его (Евр. 1:14; Псал. 102:21); и мы – творение рук Его и люди пажити Его (Псал. 18:2; 94:7). Он преисполнил трапезу их на небе, благоволил и к нам на землю снизойти и невместимый заключил Себя в ясли наши. Он – исполнение трапезы их потому, что в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово; а исполнение наших яслей потому, что Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иoaнн. 1:1, 14), ибо, чтобы человек мог вкушать хлеб Ангельский, для сего Творец Ангелов соделался человеком. Они восхваляют Его самою жизнью, а мы – верою; они – полнотою блаженства, а мы – упованием; они – достижением цели, а мы – стремлением только; они – как вошедшие уже в царство славы и торжествующие, а мы – как толкущие в дверь оного и еще воинствующие.
И кто из людей познает все сокровища премудрости и разума, сокровенные во Христе (Кол. 2:3) и заключенные в нищете плоти Его? – нас бо ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2Кор. 8:9). Ибо когда Он благоволил приобшитися плоти и крови, подлежавшей смерти, и за всех вкусити смерть, да смертью Своею упразднит самую державу смерти (Евр. 2:9, 14); то явил Себя в нищете; но Он же обещал не только возвратить утраченные, а даровать неизглаголанные блага и в грядущем веке (1Кор. 2:9; 2Кор. 12:2–4). Коль многое множество благости Его, юже скрыл есть боящимся Его, соделал же уповающим на Него (Псал. 30:20)! Отчасти бo разумеем..., доколе не приидет совершенное (1Кор. 13:9, 10). А чтобы сделать для нас доступными эти блага и нас самих способными к восприятию оных, Он, будучи равен Отцу в образе Бога, принимает зрак раба в подобие нам и преобразовывает нас в подобие Богу, и таким образом Единородный Сын Божий, соделавшись Сыном Человеческим, творит сынов человеческих сынами Божиими и из рабов свободными, т. е. способными и доступными к созерцанию образа Божия. Чада бо Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть (1Ин. 3:2). Вот – те сокровища премудрости и разума во Христе, сокровенные и те неизреченные блага Божественные, которые вполне удовлетворят нас! Вот – то многое множество благости Господней, которое всесовершенно насытит нас! Итак, покажи нам Отца, Господи, и довлеет нам (Ин. 14:8), как говорил некогда Тебе один из Апостолов Твоих, или, как сказал и ранее того Псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Псал. 16:15). Но Он и Отец едино суть (Ин. 10:30), и видевый Егo, виде и Отца, яко Он во Отце, и Отец в Нем есть (Ин. 14:9–11); следственно, Господь сил, Той есть Царь славы (Псал. 23:10), и Спасаяй нас просветит лице Свое на рабов Своих, – и спасемся (Пс. 30:17; 79:4). Здесь заключается вся полнота нашего блаженства.
Да речет же Ему сердце наше: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лицо Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от Мене (Псал. 26:8, 9). И Он Сам скажет нам в ответ: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам; и аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14:21, 23). Конечно, видели Его собственными очами те, коим Он глаголал сие, и собственными ушами слышали глас Его, и судили о Нем, как человеке, по-человечески же; но Он обещал явить Самого Себя с такими благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уютова любящим Его (1Кор. 2:9), т. е. чего мы в жизни сей и постигнуть не можем. Итак, пока это сбудется, пока Он явит то, что долженствует всесовершенно удовлетворятъ нас, пока снемы от хлеба животнаго, да не имамы взалкатися никогдаже, и испием от воды живыя, да не имамы вжаждатися никогдаже (Ин. 4:10, 14; 6:35, 51), мы, доколе алчем и жаждем вечной правды, горя неизъяснимым желанием наслаждаться бесконечным созерцанием красоты образа Божия, будем славить с глубочайшим смирением день рождения Его по крайней мере в зраке раба, доступном для нас. Еще не можем мы постигнуть предвечного рождения Его от Отца; так почтим достойно хотя временное рождение Его от Девы. Еще не так понятен для нас смысл слов: прежде солнца пребывает имя Его (Псал. 71:17); так познаем хотя то, что в солнце положено селение Его (Пс. 18:5). Еще трудно для нас представить, как Единородный Сын пребывает во Отце Своем; так представим себе по крайней мере Жениха исходящаго от чертога Своего (Пс. 18:6). Еще мы не способны восседать за трапезою Отца нашего Небесного; так приникнем же и припадем к доступным для нас земным яслям Господа нашего Иисуса Христа. Аминь60.
* * *
В порядке слов блаж. Августина нacтоящee слово – 194-е. См. „Воскресное Чтение» XV (1851–52) г., стр. 363–366; IX (1845–46) г., стран. 314–316.