Святого Климента Римского Второе послание к Коринфянам
О Втором послании святого Климента римского к Коринфянам
В том же древнем Александрийском кодексе Библии, в котором найдено драгоценное Первое послание святого Климента Римского, находится и так называемое Второе послание его к Коринфянам. Заглавие его утратилось в самом послании, но сохранилось в оглавлении, стоящем в начале всей означенной рукописи.683 И сам текст его дошел до нас только в отрывке, который оканчивается на 12-й главе.
По общепринятому мнению ученых, известное под именем Климента второе послание к коринфским христианам нимало не похоже на послание или письмо: оно не имеет надписания и приветствия, которые так обычны в посланиях апостолов и мужей апостольских к частным Церквам и которые находятся в Первом послании Климента к Коринфянам. Отступая от письменной (эпистолярной) формы, оно, подобно беседе, начинается простым обращением к братьям по вере. В первых двух главах, составляющих вступление рассматриваемого нами сочинения, высказывается увещание «помышлять о Христе как о Боге и судье живых и мертвых» и «не думать мало о спасении», Им совершенном, и раскрывается величие христианства особенно в призвании ко спасению язычников, которые погибали во тьме заблуждения и «были, по-видимому, оставлены Богом, а ныне через принятие веры стали многочисленнее иудеев, почитавшихся имеющими Бога». «Сколько священнейших преимуществ, коими мы обязаны Ему? Он даровал нам свет, Он приветствовал нас как отец детей; Он погибающих нас спас. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим Ему за то, что мы получили от Него, – мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревьям, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, – мы, коих вся жизнь была ничто иное, как смерть?». Ответ на этот вопрос дается в остальных главах и состоит в следующих мыслях. Если милосердию Христа мы обязаны прежде всего познанием Отца истины, то наше ведение в отношении ко Христу (ἡ γνῶσις ἡ πρὸς αὐτόν) должно состоять в том, «чтобы не отрицаться Того, чрез Кого мы познали Бога». И мы должны исповедовать Его не только устами (гл. III), но «и делами своими, любовью друг ко другу, не прелюбодеянием, не злоречием друг на друга, не завистью, но воздержанием, милосердием и добротою» (гл. IV). При этом деятельном исповедании Христа должно оставить страх смерти, «не бояться выйти из этого мирa», имея в виду, что наша плотская жизнь кратковременна, а обещание Христово велико и дивно, именно – покой будущего царства и вечной жизни (гл. V). Поэтому, оставив пристрастие к этому мiру (гл. VI), должно подвизаться так, чтобы в предстоящей борьбе нам получить уготованный для верных подвижников венец (мученический) или по крайней мере быть близкими к венцу (гл. VII). Пока живем на земле, должно от всего сердца каяться в том зле, которое соделано во плоти, ибо «по переселении нашем из мирa, мы не можем там исповедаться (во грехе) или покаяться», «и хранить плоть в чистоте и печать без повреждения, дабы получить жизнь вечную» (гл. VIII). Против соблюдения плоти в чистоте не должно говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. «Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? Посему нам должно хранить эту плоть, как храм Божий. Ибо как призваны вы во плоти, так и (на суд) придёте во плоти же». Как «Христос Господь) спасший нас, хотя прежде был духом, соделался плотью, чтобы призвать нас, так и мы получим награду в той же плоти» (гл. IX). Поэтому вопреки тем лжеучителям, которые вводят страх человеческий и предпочитают наслаждение настоящее обещанию будущих благ (гл. Х), должно с твердой верой в воскресение пребывать в уповании славного воздаяния (гл. XI), и «в любви и правде, ожидать ежечасно Царства Божия, ибо не знаем дня явления Божия» (гл. XII). Таково содержание отрывка беседы или послания, дошедшего до нас с именем Климента Римского.
Но происхождение этого сочинения от известного мужа апостольского Климента, епископа Римского, весьма сомнительно. Евсевий, у которого первого встречается свидетельство о втором послании Климента, говорит о нем в следующих нерешительных выражениях: «Надобно знать, что и другое послание приписывается Клименту, но мы верно знаем, что оно не так известно, как первое, ибо и древние, как мы знаем, не пользовались им».684 И действительно, Дионисий, епископ Коринфский685, который так ясно упоминает о послании Климента, так называемом первом, не говорит о другом послании его же.686 Иероним687 говорит, что известно под именем Климента и второе послание, но отвергается древними (a veteribus reprobatur). Епифаний Кипрский688 упоминает о «читаемых в святых церквах посланиях» Климента, в которых он учил девству, что может относиться ко Второму посланию к Коринфянам; но Епифаний не указывает определенно на это послание, и потому некоторые ученые (например, Мелер, Гефеле) думают, что он мог иметь в виду послания к девам, дошедшие до нас также с именем Климента. Георгий Синкелл689 признает подлинным только одно послание Климента, и патриарх Фотий в своей библиотеке690 говорит о втором послании, что «оно отвергается, как подложное (ὡς νόος ἀποδοκιμάζεται) ».
Кроме недостатка во внешних свидетельствах против подлинности так называемого второго послания Климентова говорят признаки внутренние. О слоге его уже Фотий отзывался, что он изысканнее и напряженнее слога первого послания Климента. То же свидетельствуют и новейшие ученые. Слог этого послания, по отзывам их691, не прост, но замысловат, не свободен, но тщательно обработан по средствам автора, округлен и обилен антитезами.
Сверх того, обстоятельства происхождения этого послания, обозначаемые в нем самом, указывают на время позднейшее Климента. Оно предполагает гонения на христиан, когда им угрожала опасность лишиться жизни и вместе венец мученический мог служить славной наградой за твердое исповедание имени Христова (гл. IV, V, X). С другой стороны, оно имеет в виду лжеучителей, которые соблазняли невинные души (гл. Х); они вводили в христианство человеческий страх и отвергали воскресение плоти (гл. IX) и вследствие того пренебрегали плотской чистотой, равно как были чужды того презрения к этой жизни, которое было так необходимо для христиан во время гонений. Эти черты весьма идут к лжеучителям II века – гностикам, и из полемики с ними легко объясняется главная задача и содержание рассматриваемого нами сочинения. Истинное ведение (гносис) состоит (гл. III) в том, чтобы не отрицаться от Христа, но деятельно исповедовать Его исполнением Его заповедей, а также воздержанием, хранением плоти в чистоте. Были гностики, которые воздержание и добрые дела не считали нужными для себя, а только для христиан низшего разряда – для просто верующих или душевных (ψυχικοί), довольствуясь и хвалясь только высшим ведением Бога.692 Если одни из гностиков, как Маркион, вводили односторонний превратный аскетизм, то другие дошли до противоположной крайности, до полного нравственного индифферентизма и грубейшей распущенности нравов, почитая плотские грехи неважными, безразличными для истинных гностиков. Далее, гностики не приписывали великого значения внешнему исповеданию мучеников, и некоторые из них, по словам Иринея693, «дошли до такого безрассудства, что презирают мучеников и порицают умирающих за исповедание Господа». Что именно заблуждения гностиков были поводом к написанию приписываемого Клименту второго послания, это видно из того, что автор приводит значительные цитаты (например, гл. XII) из апокрифического евангелия египтян, которое было весьма распространено между гностиками694, и пользуется им, вероятно, с той целью, чтобы обличить известные заблуждения на основании сочинения, уважаемого самими лжеучителями. Таким образом, недостаток внешних свидетельств, большое различие в слоге от первого послания Климента, исторические обстоятельства, которые предполагаются этим отрывком, а также отсутствие письменной формы, – все это вместе взятое достаточно показывает, что так называемое Второе послание к Коринфянам не может принадлежать Клименту Римскому. Тем не менее в нем мы имеем значительное произведение из конца первой или начала второй половины II века христианства695, направленное против распространявшихся в то время заблуждений гностиков.696 Не видно, к какой именно Церкви принадлежал автор этого послания, но с вероятностью можно предполагать, что он был членом Римской Церкви (Гильгенфельд). Это сообразно с господствующим в нем практическим характером наставлений. Как оно получило имя Климента, трудно сказать. Грабе697 и Гефеле думают, что это одна из бесед, ложно приписанных Клименту. Чтобы сам автор этого сочинения подложно присвоил его известному епископу Римскому, это невероятно; скорее оно получило свое имя по ошибке собирателя или переписчика древнеотеческих писаний, который присоединил его к известному Посланию Климента к Коринфянам и, может быть, на основании сходства одного места о воскресении в XI главе второго послания с XXIII главой первого.
Чистота учения и назидательность так называемого второго послания вместе с его древностью и именем Климента были причиной того, что в некоторых частных Церквах, по крайней мере в IV веке, оно употреблялось для церковного чтения наравне с первым посланием Климента. Свидетельство это сохранилось в собрании «Правил апостольских», где оно упомянуто в числе книг, назначенных для общего употребления христиан, наряду с первым посланием Климента и другими священными книгами. Такую честь оно получило и в Александрии, как это показывает кодекс Библии, в котором сохранился его отрывок.698
Святого Климента епископа Римского Второе послание к коринфянам
Глава I. Не должно думать низко о Христе и спасении нашем, Им совершенном
Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять как о Боге и судьбе живых и мертвых699, так как и о своем спасении мы не должны думать мало700; ибо если мы мало думаем о Нем701, то и получить надеемся мало. И если мы слушаем об этом как о чем-то малом, то мы грешим, не зная, откуда мы, кем и в какое достоинство призваны и сколько Иисус Христос благоволил претерпеть за нас. Какое же дадим Ему вознаграждение или какой принесем плод, достойный того, что Он даровал нам? Сколько священнейших преимуществ, которыми мы обязаны Ему? Он даровал нам свет; Он приветствовал нас как отец детей; Он спас нас погибающих. Какую похвалу воздадим Ему или чем заплатим за то, что от Него получили мы, – мы, которые в слепоте ума кланялись камням и деревам, золоту, серебру и меди, изделиям человеческим, – мы, коих вся жизнь была ничто иное, как смерть? Окруженные тьмой и имея такое помраченное зрение, мы по воле Его прозрели и отогнали облегавший нас туман. Ибо Он сжалился над нами и по Своему милосердию спас нас, видя, что мы находимся в заблуждении и погибели и что для нас не осталось никакой надежды ко спасению, кроме как от Него. Он призвал нас не сущих и воззвал от небытия к бытию.702
Глава II. Церковь, прежде неплодная, сделалась чрез призвание язычников весьма плодоносною
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; возгласи и громко взывай, не мучившаяся родами; потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа».703 Слова «возвеселись, неплодная, не рождающая» относятся к нам704; ибо Церковь наша была неплодна, прежде нежели были дарованы ей дети. А слова «громко взывай, не мучившаяся родами» означают то, чтоб мы возносили наши молитвы к Богу просто, не малодушествуя, подобно рождающим. Слова же «потому что много детей у оставленной, более, нежели у той, которая имеет мужа» сказаны потому, что народ наш, по-видимому, был оставлен Богом; а ныне, когда уверовали, мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога.705 И другое706 Писание говорит: «Не пришел Я призвать праведных, но грешных». Это значит, что Ему должно спасти погибающих. Ибо в том величие, достойное удивления, – утвердить не то, что стоит, но что падает. Так и Христос восхотел спасти погибающее и спас многих, пришедши и призвавши нас, уже погибающих.
Глава III. Будем исповедовать Христа, исполняя заповеди Его и всем сердцем почитая Его
Если же Он сделал нам такую милость, и, во-первых, тем, что мы живые уже не приносим жертв богам мертвым и не кланяемся им, но познали чрез Него Отца истины, то в чем должно состоять наше ведение в отношении к Нему, как не в том, чтоб не отрицаться от Того, чрез Кого мы познали Его? Он и Сам говорит: «Того, кто исповедает Меня пред человеками, исповедаю и Я пред Отцом Моим».707 Такова награда нам за исповедание Того, чрез Кого спасены. Но чем исповедаем Его? Тем, что исполняем слова Его и не пренебрегаем Его заповедей, а почитаем Его не только устами, но и всем сердцем и всею мыслью. У Исаии говорит Он: «Народ этот устами своими почитает Меня, а сердце его далеко отстоит от Меня».708
Глава IV. Кто истинно исповедует Христа?
Итак, не будем довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: «Не всякий, кто говорит Мне: «Господи, Господи!», спасается, но делающие правду».709 Поэтому, братья, будем исповедовать Его делами, взаимной любовью, не прелюбодеянием, не злословием друг на друга, не завистью, но воздержанием, милосердием, добротой; мы должны сострадать друг другу и не быть сребролюбивыми. Такими-то делами будем исповедовать Его, а не противными им; и не должно нам бояться людей более, нежели Бога. Поэтому Господь на тот раз, когда мы делаем это, сказал: «Если вы будете собраны в объятиях Моих и не исполните заповедей Моих, отвергну вас и скажу вам710: подите от Меня прочь, не знаю вас, откуда вы, делатели неправды».711
Глава V. Будем презирать мир и стремиться к блаженству другой жизни
Потому, братья, оставивши жительство мирa этого, будем исполнять волю Призвавшего нас и не убоимся выйти из мирa этого. Ибо Господь говорит: «Будете как агнцы посреди волков».712 Петр же в ответ на это говорит: «А если волки растерзают агнцев»713? Иисус сказал Петру: «Агнцы не должны бояться волков после смерти своей714; и вы не бойтесь убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь Того, Кто после смерти вашей имеет власть над душою и телом, власть ввергнуть их в геенну огненную».715 И знайте, братья, что странствование плоти нашей в мирe этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего царства и вечной жизни. Чем же можем мы достигнуть этого, если не жизнью благочестивой и праведной, мiрские блага почитая чуждыми для себя и не желая их? Ибо если мы желаем приобрести их, то отступаем от пути правого.
Глава VI. Настоящий век и будущий – два врага. Презревши первый, будем любить последний. Иначе нет надежды спасения
Господь говорит: «Никакой раб не может служить двум господам».716 Если мы хотим служить и Богу, и мамоне, то это для нас бесполезно. «Ибо что за польза, если бы кто целый мир приобрел, душе же своей повредил».717 Этот же век и будущий – два врага. Этот век проповедует прелюбодеяние, разврат, сребролюбие и обман, а будущий отрицается их. Следовательно, нам невозможно быть друзьями обоих, а должно этот век оставить и прилепиться к тому. Подумаем, что лучше возненавидеть здешние блага, потому что они малы, кратковременны и тленны, и возлюбить те блага, как прекрасные и нетленные. Ибо, исполняя волю Христа, мы найдем покой; иначе ничто не избавит нас от вечного наказания, если мы презрим заповеди Его. И Писание говорит у Иезекииля, что «если восстанут Ной и Иов и Даниил, то не спасут они детей своих, находящихся в плену».718 Но если и эти праведники не могут своими правдами спасти детей своих, то какая надежда у нас войти в Царство Божие, если не соблюдем крещения в чистоте и непорочности? Или кто будет нашим ходатаем, если не найдут в нас дел благочестивых и праведных?
Глава VII. Должно подвизаться нам, чтобы быть увенчанными
Итак, братья мои, будем подвизаться, зная, что век в борьбе719 и что на суетные даже подвиги приходят многие, но не все увенчиваются, а только те, которые много потрудились и славно подвизались. Будем же подвизаться так, чтобы всем быть увенчанными. Вступим на путь правый, подвиг нетленный и совокупно пойдем, и будем подвизаться так, чтобы удостоиться венца. И если всем нельзя быть увенчанными, по крайней мере будем близки к венцу.720 Мы должны знать, что и тот, кто вступает в суетный подвиг, если окажется портящим дело, с побоями берется и выгоняется с ристалища. Как вам кажется: что должен потерпеть тот, кто не выдержит нетленного подвига? О тех, которые не сохранили печати721, сказано: «Червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они в позоре всякой плоти».722
Глава VIII. Пока мы в этом мирe, должны каяться и хранить плоть в чистоте
Итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд и он в руках искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему; так и мы, пока еще живем в мирe этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мирa мы уже не можем там исповедоваться или покаяться. Итак, братья, мы тогда только получим жизнь вечную, когда исполним волю Отца, сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни. Ибо Господь говорит в Евангелии: «Если вы не сохраните малое, кто вам даст великое? Говорю вам: верный в малом и во многом верен будет».723 Это значит: «сохраните плоть в чистоте и печать без повреждения, чтобы получить жизнь вечную».
Глава IX. Мы будем судимы во плоти; итак, приготовимся вовремя
Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти? Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же. Как724 Христос Господь, спасший нас, хотя прежде был духом725, сделался плотью и таким образом призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти. Итак, будем любить друг друга, чтобы всем войти в Царство Божие. Пока имеем время для врачевания, предадим себя врачующему Богу, давая Ему плату. Какую? Покаяние от искреннего сердца. Ибо Он наперед знает все и видит все, что есть в нашем сердце. Дадим Ему хвалу не только от уст, но и от сердца, чтобы Он принял нас, как сынов. Ибо Господь сказал: «Братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего».726
Глава X. Оставивши порок, будем стремиться к добродетели и обещанные блага предпочтем мiрским утехам
Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность, как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой-то причине не найти его тем, которые привносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Не знают они, какую муку имеет в себе здешнее наслаждение и какую сладость – будущее обетование. И если бы они только одни это делали, то было бы сносно; но они постоянно внушают худые учения свои невинным душам, не зная того, что вдвойне примут осуждение – и сами они, и слушатели их.
Глава XI. Веруя в Божественные обетования, будем служить Богу, и будет нам вечное блаженство
Веруя в Божественные обетования, будем служить Богу сердцем чистым, и да будем праведны; если не будем служить по неверию нашему в обетование Божие, то будем несчастны. Ибо и пророческое слово говорит: «Несчастны двоедушные, колеблющиеся сердцем, которые говорят: все это мы слышали и во время отцов наших, а мы, ожидая со дня на день, ничего такого не видали. Неразумные! сравните себя с деревом, возьмите в пример виноградную лозу: сперва она теряет лист, потом образуется отпрыск, после этого незрелый, наконец спелый виноград.727 Так и народ Мой терпел беспокойство и скорби, а потом получит блага». Итак, братья мои, не будем сомневаться, но останемся тверды в надежде, чтобы получить воздаяние. Ибо верен Тот, Кто обещал воздать награды каждому по делам его. Если мы будем творить правду пред Богом, то войдем в Царство Его и получим те обещанные блага, «которых ухо не слыхало, и око не видало, и на сердце человеку не приходило».728
Глава XII. Будем постоянно ожидать Царства Божия
Итак, будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия. Сам Господь на вопрос одного о том, когда придет Его Царство, отвечал: «Когда двое будут одно, и внешнее будет как внутреннее, мужеский пол вместе с женским будет ни мужеский, ни женский».729 Но двое бывают одно, когда мы говорим друг другу истину и когда в двух телах непритворно бывает единая душа. И внешнее как внутреннее значит следующее: внутреннее означает душу, а внешнее означает тело. Поэтому как тело твое видно, так и душа твоя да будет явна в добрых делах. И мужеский пол с женским ни мужеский, ни женский – это…730
* * *
Здесь значится: … Εντος ἐ…λη В, т.е., Κλημεντος ἐπιστολη β.
Евс. ЦИ III, 38.
См. в статье о святом Клименте Римском (ПО 1861, январь, прилож., с.89).
Некоторые думали находить в словах Дионисия указание на второе послание Климента, так как он в послании к Римскому епископу Сотеру упоминает о первом (προτέραν), написанном Климентом. Но Дионисий назвал его первым в отношении не к какому-либо другому Климентову посланию, а в отношении к посланию Сотера, которое также было читаемо в Коринфской Церкви как первое, написанное Климентом.
Иерон. О знам. мужах 15.
Епиф. Панарий XXVII, 6; XXX, 15.
Syncell. Chronogr., р. 344 [р. 420, lin. 15–16 Mosshammer].
Фотий, Bibl., cod. 113, 126.
Воттон в предисловии к изданию Климентовых посланий, Иоанн Морин (Exercit. bibl. lib. T. 1, p. 5), Рич. Симон (Bibl. chois. T. 1, p. 38), Boxep в приложении к своему переводу первого послания Климента. См. у Гефеле в prolegom. XXXVII.
Клим. Алекс. Стром. III, 4, 5.
Ирин. ПЕ III, 18, 15; ср. I, 24, 6.
Иппол. Филос. V, 7.
Гильгенфельд, к мнению которого склоняются Гефеле и Дрессель, относит его ко временам императора Марка Аврелия (160–180), известного своими гонениями на христиан; но нет особенных препятствий относить это сочинение ближе к половине II века. Вспомним о распоряжении императора Траяна в письме к Плинию, чтобы обличенных в последовании Христу и не отрекающихся наказывать, – также о гонениях при императоре Антонине Пие.
Предположение Швеглера (Nachapost. Zeitalter. 1), что автор этого послания из секты эвионеев имел в виду устранить крайние мнения единомысленников, чтобы сблизить их с Церковью и ее учением, слишком искусственно и не оправдывается содержанием послания (см. Гильгенфельд. Die apostolischen Väter, S. 116–119).
Грабе. Specil. I.
История издания второго послания Климента одинакова с судьбой первого послания. См. в предисловии к первому посланию Климента в ПО (1861, январь, приложение). Русский перевод его помещен в ХЧ (1842, 4.2).
Как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном.
Т.е., об Иисусе Христе (περὶ αὐτοῦ). Некоторые думают, что автор здесь имел в виду евионеев, почитавших Христа за простого человека. Но слова его о Христе Спасителе так общи, что не дают основания для такого мнения; напротив, они весьма идут к цели автора – возбудить к истинному исповеданию Христа и презрению мiра.
Т.е., к язычникам. Из слов автора этого послания (гл. I и II) о своих и о самом себе видно, что он был христианин из язычников.
Т.е., иудейского народа.
Этих слов нет в Священном Писании.
О таком разговоре Христа с Петром не упоминается в Священном Писании.
Этих слов нет в Священном Писании.
Котельер и другие читают ἀγών (подвиг) вместо αἰών (век), как стоит в рукописи. Дрессель не находит нужным отступать от последнего чтения, представляя, что выражение ἐν χερσὶν εἶναι значит «сражаться», «быть в битве».
Здесь говорится об увенчании не в общем смысле будущей награды, но в частном, именно: о венце мученическом, которого, конечно, не все подвизающиеся христиане могут достигнуть.
Т.е., крещения.
Подобное читается у Луки (16:10.11). У святого Иринея (ПЕ II) также приводятся слова «если вы не были верны в малом, кто даст вам великое?», которых нет в Священном Писании.
В рукописи стоит εἷς единый Христос, но Фрей, Шэнеман, Гефеле, Дрессель и др. читают ὡς в соответствии со второй частью периода, начинающейся οὔτως καὶ.
Под духом здесь разумеется чистая духовность Божественной природы во Христе. Ср. 1Пет.1:11; Ерм. Подоб. V, 5; Феоф. Авт. 2, 14.
Эти слова приводятся и в Первом послании Климента к Коринфянам (гл. XXIII). См. выше примеч. 2 на с. 151.
Эти слова заимствованы не из канонических книг Евангелия, но из апокрифического евангелия египтян, – свидетельствует Климент Александрийский (Стром. III, 13). Приведенный вопрос Спасителю приписывается Саломии.
Здесь оканчивается дошедший в Александрийской рукописи текст этого послания [продолжение см. ниже, с. 505]. Недостающее объяснение последнего пункта можно дополнить из Климента Александрийского (Стром. III, 9), где под мужеским разумеется гнев или ярость (θυμός), под женским – пожелание (ἐπιθυμία), которые должны прекратиться.