Источник

Арсиноэ 232

Обители иноческие в Арсиноэ современны были Великому Антонию. Сохранилось послание Антония Великого к Арсинойским монахам, которое так назидательно, что мы решаемся привести его вполне.

«Антоний возлюбленным детям своим, живущим в Арсинойских монастырях, и всем, кои обратились к Богу всем сердцем своим, желает спасения от Господа.

Дети мои, вы истинные Израильтяне. Благодать, действующая в вас, показывает вам путь к вечному блаженству. Но для получения сего блаженства вы должны непрестанно противиться силе греха, уменьшать и истреблять в себе оную, должны уготовлять себя в жертву чистую и святую Богу, чтобы соделаться достойными милосердия Божия, коим посетил вас Восток свыше (Лк. 1, 78). Духовная природа наша с высо ты славы и достоинства своего ниспала в бездну безславия и унижения: но милосердый Бог посетил её благостью Своею, дав нам спасительные законы посредством раба своего Моисея и прочих пророков. Особенным и яснейшим образом Бог открыл нам благость Свою в Единородном Сыне Своем, которого Он послал к нам на землю. Сей вечный Сын Божий есть истинный Первосвященник, истинный Врач, который может исцелить все болезни наши. Он облекся в тело наше и за грехи наши предал себя в жертву Богу. Наша немощь была причиною того, что Он принял на Себя образ немощи; наша нищета побудила Его облечься в образ нищеты; наша мертвенность подвергла Его поносной смерти. Он претерпел за нас жестокие мучения, и Его смерть оживила нас. Итак, мы всеми силами должны стараться, чтобы все святые радовались о нас на небе, да и сеяй вкупе радуется, и жняй (Ин. 4, 36). Когда мы бываем безпечны, святые печалятся о нас и возсылают к Богу молитвы о спасении нашем.

Дети мои, я нахожусь в великом безпокойстве по причине вас. Я знаю, что и святые на небе принимают великое участие в вас. Они непрестанно со слезами возсылают молитвы к Богу, чтобы Он укрепил вас в подвигах благочестия. Итак, старайтесь подражать их земной жизни. Святые видели, что в непостижимом воплощении Сына Божия Бог открыл безконечное милосердие Свое к человечеству, видели все труды, которые подъял Сын Божий для спасения нашего, знали также и все усилия и коварства духовного врага нашего, которые он употребляет к погибели нашей, и потому непрестанною молитвою, бдением и постоянным исполнением заповедей Божиих старались сделаться достойными любви Божией. И вас прошу я, возлюбленные дети мои, разсуждайте о великих благодеяниях, дарованных нам Спасителем нашим. По причине склонности нашей ко греху и согласия нашего с волею врага Божия, отца лжи, мы из существ разумных сделались неразумными; но благодать Божия воз- ставила нас от падения нашего и открыла нам источник мудрости в Духе Божием.

Дети мои, вы должны знать, что злые духи многочисленными и многообразными способами стараются совратить нас с пути добродетели. Но если они видят, что мы уже знаем опасность, проистекающую от греха, не позволяем господствовать над собою страстям своим, предостерегаем себя от тех порочных дел, к которым они стараются привлечь нас, и вообще отвергаем все их гибельные внушения; то оставляют нас и не осмеливаются более приступать к нам. Злые духи знают, что когда Бог попускает им искушать преданного Ему человека, чрез то уготовляет им большое наказание. Они уже уверены, что их мучение неизбежно, что их отпадение от Бога и вражда против Него необходимо соделали их наследниками ада. Возлюбленные дети мои, я и днем и ночью молю о вас Господа, чтобы он отверз очи сердца вашего, чтобы вы могли видеть все коварства злых духов и всю их ненависть к вам, чтобы укрепил сердце ваше в духовном бдении, дал вам дух мудрости и научил вас приносить себя Ему в жертву живую, чистую и святую и во всякое время предохранять себя от обольщения и гибельных внушений злых духов. Они различным образом стараются привлечь нас ко греху. Они скрывают как ненависть свою к нам, так и враждебные действия против нас, внушают нам богохульные мысли, побуждают сомневаться в истинах веры, чтобы привесть нас к неверию, потемняют разум наш, рождают в сердце нашем порочные желания, повергают нас в уныние и отчаяние, возбуждают в нас гнев, рождают и укрепляют в нас склонность осуждать других, но всегда оправдывать самих себя, научают нас злословить ближних наших, ласково и дружелюбно говорить с теми, к коим мы, по их же внушению, питаем сильную ненависть, показывают нам внешние недостатки ближнего, но скрывают от нас внутреннее наше развращение, производят между нами распри и несогласия, когда мы, по их внушению, почитаем себя лучше других. Сверх сего они побуждают нас предпринимать такие дела, которые превышают наши силы, и отклоняют нас от исполнения того, что для нас и полезно и нужно. Когда мы должны плакать, они побуждают нас смеяться; когда мы должны радоваться, они производят в сердце нашем печаль. Словом, они всегда стараются совратить нас с пути правды и покорить своей власти. Много потребно времени, чтобы исчислить все пороки и все грехи, к которым они стараются привлечь нас; скажу только, что если мы и немного попустим им возобладать над нами, то семя зла, которое они посеют в сердце нашем, укоренится, возрастет и умножится, и мы соде- лаемся добычею их и приуготовим себе страшное наказание. Итак, мы должны непрестанно прибегать с молитвою к благости небесного Отца нашего, чтобы Он укрепил нас Своею силою и Своею Божественною помощью содействовал нам во всех наших делах. Ибо злые духи все силы свои употребляют к тому, чтобы погубить нас.

Дети мои, человек, который, видя в себе некоторые совершенства, гордится ими и старается оправдать себя делами своими, далек от Бога. Тщеславие, самонадеянность и самодовольство соделывают человека жилищем духа злобы, который и наполняет его душу порочными мыслями и желаниями и употребляет тело его в орудие греха. Страсти господствуют над гордым человеком, потому что он не отдалил от себя смирением духов злобы, которые возбуждают страсти. Итак, мы должны приобретать познание о враждебных действиях злых духов против нас и при помощи Божией отклонять или уничтожать оные. Искушения, проистекающие́ от оных духов, тем опаснее для нас, что духи невидимы и действуют не телесным, но духовным образом. Мы не можем видеть их, как видим тело наше, но они видят нас. Когда они всевают в душу нашу богопротивные мысли, то чрез то как бы вселяются в нас и делаются видимыми в теле нашем. Дети мои, не давайте им места в себе и не позволяйте им приступать к вам, чтобы не навлечь гнева Божия на себя и не подать им случая к радости и осмеянию вас. Будьте внимательны к наставлениям моим. Злые духи знают, что взаимное наставление подкрепляет верующих в борьбе с ними. Но искушения от злых духов неизбежны. Ибо мы до совершенного отрешения от тела не можем быть совершенно свободны от склонности ко греху. При том, когда злые духи хотят обольстить нас, мы не можем видеть их перед собою, как видим человека, стоящего пред нами, и потому не можем удаляться от них. Злые духи видимы бывают только в наших грехах. Они существа духовные, но существа, удалившиеся от Бога и получившие различные имена, сообразно беззаконным свойствам и делам их. Имена сии суть следующие: сатана, дьявол, веельзевул, князь власти воздушной, и прочие подобные сим. Но имена небесных Сил следующие: Архангелы, Престолы, Господства, Власти, Херувимы, Серафимы и проч. Имена сии даны сим последним за постоянное и верное исполнение воли Творца их. Подобным образом и люди, которые, телом живя на земле, духом жили на небе, известны под именем Патриархов, Царей, Священников, Судей и Апостолов. Имена сии даны людям за их благочестивые дела и исполнение заповедей Божиих. Но все сии святые люди произошли от одного и того же Адама и имели такое же тело и душу по сущности своей, какие имеем и мы.

Дети мои, все люди произошли от одного начала, и потому кто грешит против ближнего своего, тот грешит против самого себя, кто делает зло ближнему своему, тот делает зло душе своей. Сколько бы велики ни были грехи беззаконного человека, они нимало не нарушают блаженства Божия. Они всегда делают несчастным человека. Также сколь бы велики ни были добродетели человека, они нимало не увеличивают блаженства Божия. Да и могут ли быть столь велики добродетели человека, чтобы он прославлял ими Бога, соответственно безконечному Его величию, чтобы приносил Ему почтение и служение, достойное Его святости и благости? Бренность тела нашего препятствует нам служить Богу достойным Его образом. Итак, мы должны все силы свои употреблять к тому, чтобы добрыми делами и любовью друг к другу умножать в себе благодать Божию. Мы не должны любить только самих себя, чтобы не сделаться добычею врага. Мы должны, прежде всего, стараться познать самих себя. Кто имеет правильное познание о самом себе, тот имеет правильное познацие и о тварях, которые Бог произвел из ничего; тот знает также и достоинства умного и безсмертного духа человеческого, заключенного на время в бренное тело, дабы в нем усовершать себя в добродетели. Кто ж знает сие, тот знает, что должно любить Бога, а кто любит Бога, тот любит всех. Возлюбленные дети мои, любите друг друга искренно. Тело, в которое вы облечены, соделывайте жертвенником, возлагайте на сей жертвенник все нечистые мыс ли и, возвысив сердце и ум свои к Богу, просите Его, чтобы Он ниспослал вам свыше свой невещественный огонь и пожег оным все положенное вами на жертвеннике тела вашего. Тогда священники Бааловы побегут от лица вашего, как побегли они некогда от пророка Ильи. Тогда отверзется для вас и небесный Божественный источник, из которого прольется на вас духовный дождь – благодать Утешителя Духа. Когда же вы получите Божественные дары Духа, то не думайте, что приобрели оные собственными своими делами: ибо небесные Силы всегда вспомоществуют вам в ваших благочестивых подвигах.

Дети мои, я прошу вас, не ослабевайте в трудах спасения вашего, чтобы и святые на небе и я, недостойный раб Божий, радовался о вас; ибо и вы, и я, и святые произошли от одного и того же Адама и сотворены одним и тем же Виновником всех тварей. Кто знает самого себя, тот знает, что душа человеческая безсмертна, что Господь наш Иисус Христос есть истинный образ Бога Отца, что по подобию сего вечного образа Божия сотворены все духовные разумные существа. Поскольку Иисус Христос есть глава тела, глава церкви, как говорит Апостол Павел (Кол. 1, 12), то все мы порознь члены и все вместе составляем одно тело во Иисусе Христе. Не может, говорит тот же Апостол, око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте. Аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли славится един уд, с ним радуются вси уди (1Кор. 12, 21. 26). Посему мы, как члены одного тела, должны друг друга любить. Но кто любит брата своего, тот любит и Бога (1Ин. 4,21), а кто любит Бога, тот любит самого себя.

Дети мои, Бог одарил нас свободною волею; посему Он и попускает злым духам искушать нас, чтобы мы сами могли отражать и побеждать их. Но вы должны помнить, что в Псалме (33, 8) написано: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Если же человек не боится Бога и не хочет исполнять закона Божия, то злые духи весьма легко покоряют его власти своей, и он, по словам Писания, делается сыном дьявола. Дьявол, будучи низвергнут с неба в ад за гордость свою, всегда ищет погибели тех, кои пребывают верными Господу своему, и старается погубить их таким же образом, как сам погиб, то есть гордостью и славолюбием. Злые духи знают, что кто любит брата своего, тот любит и Бога. Посему они возбуждают в сердцах людей взаимную ненависть друг ко другу, так что человек иногда не может терпеть и присутствия другого человека и не может сказать ему ни одного слова.

Дети мои, сказываю вам, что из людей, посвятивших себя служению Богу, были многие, которые уже далеко прошли на пути духовного совершенства, но по своему неблагоразумию пали и погибли. Это не должно быть для вас удивительным, потому что если и вы возгордитесь и будете думать, что добродетели и святость ваша уже великую цену имеют пред Богом, если вы по самопрелыцению будете ослабевать в исполнении добрых дел; то впадете в дьявольскую болезнь – в гордость и забвение самих себя; вы будете думать, что вы близки к Богу и находитесь во свете Его, между тем как вы будете находиться во мраке греховном. Дети мои, что как не смирение побудило Господа нашего Иисуса Христа встать с вечери, снять с Себя верхнюю одежду, взять полотенце и препоясаться им, влить воду в умывальницу и умыть ноги ученикам Своим? Смирение есть добродетель, необходимая для всякого, желающего приблизиться к Богу. Ибо гордость первая породила грех. Она низвергла дьявола с неба и изгнала Адама из рая. Если человек не возлюбит смирения всем сердцем, всеми мыслями, всем духом и всею душою, если не будет выражать смирения во всех делах своих, не наследует Царствия Небесного.

Возлюбленные дети мои, я и днем и ночью молю Творца моего, чтобы Он просветил очи сердца вашего, чтобы познали мою любовь к вам и уверились в необходимости святой жизни ко спасению. Кто имеет правильное познание о самом себе и чувствует нужду в исправлении и усовершении себя, тот стремится к приобретению небесной славы. Кто знает свою греховную мертвенность, тот стремится к жизни вечной. Дети мои, я опасаюсь, чтобы на пути к небесным сокровищам не ослабили вас труды покаяния и не истребили в вас надежды к достижению вечных благ. Я желал бы видеть вас и здесь на земле в бренном теле моем, но я уже ожидаю переселения в те блаженные обители, где нет ни печали, ни стенания, но где все святые непрестанно радуются. Там я надеюсь видеть вас. Ещё о многом хотел бы написать вам, возлюбленные дети мои; но время уже окончить письмо мое и пожелать всем вам спасения от Господа нашего Иисуса Христа. Ему должно быть приносимо славословие во веки веков. Аминь».

Из сего послания видно, что Арсинойские монахи пользовались наставлениями отца иночествующих и его любовью; что может служить свидетельством о цветущем состоянии сих обителей.

Во время посещения Египта Руфином и Палладием в пределах Арсиноэ было много монастырей и до десяти тысяч иноков. Начальником их был благочестивый муж Серапион. Он чрез братию собирал множество хозяйственных припасов; потому что, нанимаясь жать, иноки, которым за труды платили плодами земли, приносили все к нему. Все это он употреблял на вспомоществование бедным, так что никто из окрестных жителей не терпел нужды; хлеб отсылаем был даже бедным в Александрию233.

Около Мемфиса и Вавилона, или старого Каира, Руфин видел также безчисленное множество монахов, украшенных различными добродетелями и дарованиями духовными.

Часто в Трою Вавилонскую и в Теренуф (ныне же Теранне) удалялись после нападения Мазиков на Скит подвижники этой пустыни. Теперь на месте старого Каира, или малого Вавилона, есть два Христианских храма, очень древние. В первом главная церковь в память Успения Богоматери, а другая св. Сергия. Чрез подъемную дверь, сделанную в полу церкви, входят в подземную церковь, образованную сводом пещеры, который поддержан девятью колоннами грубой работы. В это сумрачное святилище стекаются с особенным благоговением христиане, по верованию, что эта пещера служила несколько времени убежищем Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом во время их пребывания в Египте. Над скромным алтарем есть образ, изображающий бегство святого семейства в Египет. Алтарь устроен в нише, который называют колыбелью Божественного младенца: предание прибавляет, что святое уединение Богоматери вскоре привлекло к ней благочестивых еврейских жен, которые впоследствии в память Пресвятой Девы основали здесь женский монастырь с церковью во имя Богоматери. Развалины этой церкви видны ещё и доныне. Женский монастырь существовал ещё в начале прошедшего столетия. В греческом монастыре, довольно огромном, главная церковь посвящена Великомученику Георгию.

* * *

232

Древний Крокодилаполис, ныне Фигом. L’Egypte sous les Pharaon, tom 1, p. 233–327.

233

Rufin. Hist. mon., c. XVIII. Палладий. Лавсаик, гл. 67.


Источник: История православного монашества на Востоке : Соч. Экстраорд. Проф. Моск. Духов. Акад. Петра Казанского. : в 2 част. - М. : Паломникъ : Воскресенiе, 2000. / Ч. 2. - 606, [1] с. - (Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках). ISBN 5-87468-087-Х

Комментарии для сайта Cackle