Оксиринх
Оксиринх Руфин представляет более монастырем, чем городом. Он считает в нем до десяти тысяч иноков и до двадцати тысяч дев228. Древние публичные здания и храмы, посвященные прежде ложным божествам, были теперь обращены в обители иноческие. В нем было более монастырей, чем частных домов. В нем не было, пишет Руфин, ни одной площади, ни одного переулка, который бы не был обитаем монахами. Они день и ночь во всех сторонах, воспевая хвалы Богу, делали из сего великого города один храм, посвященный Его Божественному величию.
Кроме особых храмов монастырских в нем было двенадцать церквей, где собирались для молитвы миряне. Благочестие иноков имело благодетельное влияние и на жителей. Они имели такую любовь к гостеприимству, что высылали рабов к воротам города смотреть, не пойдет ли какой-либо странник, и завидовали тому, кто приводил их в свой дом. Если же странник был из иноков, они бежали навстречу ему. Каждый влек его к себе; хватались за мантию, за плечи, только бы иметь счастье успокоить его.
Руфин пишет, что в его время в этом городе не было ни одного язычника, ни одного еретика, так что Епископ с такою же свободою мог проповедовать на площадях, как и в церквах. Но во время гонения Ариан при Георгие Феодор Епископ Оксиринха пристал к партии Ариан и увлек за собою часть паствы. Православные отделились от общения с ним, и церковь Оксиринхская несколько времени управлялась пресвитерами. Более других ревности в защищении Божества Сына Божия показал пустынник Павел. Он своими советами и примером утверждал народ в православии. Из слов Руфина видно, что православие одержало совершенную победу над ересью.
Между Епископами Оксиринха был монах Афф. До возведения в сан Епископа он проходил самую строгую жизнь. Но, сделавшись Епископом, не чувствовал уже в себе сил совершать те же подвиги самоумерщвления. Повергшись на землю, он изливал пред Богом свою скорбь, что не может подвизаться так, как прежде, и в молитве вопрошал Бога: не ужели по причине Епископства благодать Божия оставила его? И он услышал голос, что благодать Божия с ним, но теперь служение пользе ближних восполняет недостаточность его подвигов229.
Руфин пишет, что не только в городе Оксиринхе, но в окрестностях его было много иноков, и многие из них украшены различными дарованиями, одни даром назидания и учения, другие подвигами покаяния, иные силою творить чудеса.
* * *
Rufin. Hist. mon., c. V. Aegypt. monach. Hist. in Eccles. graecae monument. Tom III, p. 173. Оксиринх теперь почти совершенно засыпан песками. Description de l’Egypte pubiliee par Panekoveke. Tom IV, p. 391.
Достопамятные сказания о подвижничестве… 47. Rosv. opp. Lib. V, c. 15, n. 13.