Источник

Ф

Фата

Фата – большой продолговатый шелковый плат, которым женщины покрывают голову и часть стана. В описях значатся фаты: золотныя и беззолотныя, бумажныя; фата цветная выбойка Турская; фата полосатая, разные шолки. «Фата мидкалинная»927. «Фата Кызылбашская цветная, травы золото с шолки розных цветов; мерою – длина 3 аршина 3 вершка, ширина 2 арш. без дву вершков; цена 6 руб.». «Фата байберековая лазорева с полосами, по краем каймы черлены; цена 3 руб.»928.

Фатис

Фатис – камень, употреблявшийся преимущественно на пуговицы. «Пугвицы камень фатис. – Пуговицы камень Фатис на золотных спнях»929.

Ферези, Ферезь, Ферязи, Ферязь

Ферези, Ферезь и Ферязи, Ферязь – верхняя одежда длиною почти до лодыжек, без перехвата и воротника, с длинными суживающимися к запястью рукавами; напереди застегивалась пуговицами (от 3 до 10) с длинными петлицами, или схватывалась завязками930. Ферези делались летние, холодные – на подкладке, а зимние, теплые – на меху. Были ферези и без рукавов; они зимою поддевались под кафтан: «под тот же становой кафтан поддевал государь ферези тафта червчета испод черева бельи, без рукав». – «Ферези безрукавные, отлас червчат, испод пупки собольи»931. В малых выходах государей ферези заменяли кафтан, на них прямо надевали опашень или однорядку. Ферези ездовые или ферезеи надевались на обыкновенные ферези или на чюгу932. У Бориса Федоровича ферези были из бархата, объяри, атласа, тафты, камки, зендени, дорог и сукна; на подкладке из тафты Виницейской и Шамской, с подпушкой из атласа или камки Бурской и одамашки, с круживом и образцами, с пуговицами и с плоскими завязками; а одни ферези без наряда933. У царя Алексея Михайловича ферезь из золотного бархата, с канительным серебряным круживом по золотной объяри934. У царя Федора Алексеевича ферези были: холодные – золотные из бархата, атласа, объяри и из сукна, с круживом; на объяринной, зарбафной, камчатной и дорогильной подкладке; теплые – из бархата и объяри, с круживом, с собольими исподами, ожерельями и выпушками; некоторые без ожерельев935. Женские ферези носились под летником (?), на них надевалась шуба или другое длинное и широкое платье с застежками или пуговицами936. У Турок есть мужская и женская одежда, называемая

ферадже, обыкновенные фередже. У женщин это – верхнее длинное платье с широкими рукавами и висячим сзади воротником; а у мужчин – длинное же платье в роде подрясника937.

Финифт

Финифт, иногда Винифт – эмаль на разных металлических вещах, но более на пуговицах. Она была черная (чернь), белая, голубая, зеленая, лазоревая и других цветов. «Пугвицы золочены через грань финифт черн. Пуговицы серебрены золочены, Немецкое дело, белой финифт с камешки с червчатыми. – Пуговицы золоты с каменьи, с белым да с зеленым финифтом»938. «Арчаг, оклеен ящуром на луках и на известях, 10 мишеней серебряных с винифтью, золочены, в них по камню»939.

Фляга, Фляжка

Фляга, Фляжка. Носилась на перевязи во время пути, при конском наряде, сверх чюг. В описи 1682 года «фляшка серебреная золочена с разными финифты, посередь фляшки наведен орел с белым финифтом; в ней часы»940. См. Цепь.

Фофудья

Фофудья – восточная драгоценная ткань, из которой делались одежды. По сказанию летописей царь Леон (912 г.) одарил Олеговых послов «золотом и паволоками, и фофудьями», давая эти ткани кусками, а не в виде шитых одежд. На такое заключение наводит летописное сказание при перенесении мощей кн. Бориса и Глеба в 1115 году «повеле Володимер метати (к Киевской летописи точнее режючи розметати) паволокы, фофудью и орниче, бел, людем силно налегшим, а быта легко дошли церкве»941. Метать в народ ткани, конечно, нельзя было иначе, как «режючи» цельные поставы на куски, а допускать будто для этого резали в куски одежды – не мыслимо. Но так как именами тканей назывались и одежды из них942, то в этом последнем значении фофудья (фуфудот) соответствует Еврейскому

ефод или ефуд943 amiculum humerale, для которого употреблялась ткань из золота, крученого виссона944 и из пряжи голубого, пурпурового и червленого цвета; это была одежда первосвященника; подобную надевали и цари945. У Римских императоров такая одежда называлась paludamentum. У нас, пишет М. А. Максимович, «с половины 12-го века, вместо фофудий являются оксамиты … Напр. в Киевской летописи (1164 г.): «И присла царь дары многи Ростиславу оксамиты и паволоки и вся узорочья разноличныя» или в Слове о Полку Игореве: «злато и паволоки и драгия оксамиты» … Тут оксамиты вместе с паволоками и золотом, – как у Нестора фофудьи». – «А затем», – продолжает Максимович свое, во всяком случае, любопытное сообщение, – «следуют уже Половецкия ортмы, япончицы, кожухи … Мне удалось вычитать в известном словарике Половецком слово artmak – bissaccium, т. е. саквы, и после этого положительного сведения, не для чего бы, кажется, вдаваться в иллюзию, что ортмы – одежды, из-за следующих за ними япончиц и кожухов, которые были в Половецком обозе вместе с саквами, как и оксамиты, и паволоки, и золото … Не для чего бы и заменять их орницами (которых значение подлежит еще новому исследования, хотя и можно с вероятностью причислять их к меховому товару), как это сделал покойный Вельтман, а за ним и Майков»946.

Фузея

Фузея – ружье. «Фузея немецкая, ствол весь золочен, петли и скобка и наболдашник и доска против замка прорезная золочена; цена 6 руб. – Фузея немецкая, на стволу мишень серебреная, скоба и наболдашник и доска серебреная, ствол посеребрен, ложе ореховое. – Фузея двоестволная, стволы вороненые, по них по три места золочено, один ствол винтовалной, другой гладкой, ложа с костьми и с раковины»947.

* * *

927

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 46. 51. 52 и др.

928

Описн. кн. 148 г. № 678.

929

Вых. Госуд. стр. 12. 220 и мн. др.

930

Покрой ферези показана по кроильным книгам 135 г. № 1156: «марта 14 скроены государю (Михаилу Федоровичу) ферези объярь червчата; длина з запасом 2 арш., в плечах аршин с полуторым вершком; рукава с полустану 2 аршина без чети; по подолу з запасом 3 арш. с четью; пошло объяри 9 арш. с вершком; на подкладку тафты жолтые 2 аршина». По кроильным же книгам 137 г. сентября 1 «скроены государю ферези ездовыя скорлат червчат: длина по передом 2 арш. без полувершка, по заду 2 аршина без полутретья вершка; ширина в плечех аршин с двема вершки; рукава длиною с полустану 2 арш. без чети; в ластках поларшина; по подолу 3 арш. 6 вершков; скорлату пошло 4 арш. без трех вершков». По кроильным же книгам 139–146 г. № 1157 «скроены государю ферези тафта ала Виницейская, взята с Казенного двора: длина ферезем 2 аршина, ширина в плечех аршин с вершком, в подоле ширина 3 аршина 2 вершка; рукава длина полтора аршина, в корени 8 вершков, в запястье ширина 3 вершка». У Вельтмана в слов. к Оруж. Пал. стр. 64 покрой ферези для царя Алексея Михайловича показан следующий: «длина по передом 2 арш. 2 верш., позади 2 арш. 1½ верш., в плечах ширина 15½ верш., рукава длина от стану 1½ арш., в корени 7 верш., в запястье 3 верш.; в подоле ширина 4 аршина». – Забелин. Дом. быт рус. нар. т. II. Матер. стр. 140: «потешнику Науму Слепому зделано … ферези киндяк лимонной, на подпушку зендени 1 арш. без чети, на подкладку пол-5 арш. крашенины лазоревой, на настилку бумаги хлопчатой полфунта; нашивка шолк черлен с мишурою, всего ферезям цена рубль 3 алт. 3 д.».

931

Вых. госуд. стр. 345. 550. В описи имения М. Татищева (Времен. Кн. VIII отд. III. стр. 1): «Ферези корсачьи, киндяк ценинен, нашивка торочковская тово ж киндяка».

932

Строев. Указат. к Вых. госуд. стр. 100.

933

Зап. Имп. Археол. Общ. Т. XI. стр. 280. 281. 282. Нарядные бархатные ферези хранились в чехлах, которые застегивались пуговками.

934

Зап. Имп. Археол. Общ. Т. XI. стр. 338.

935

Зап. Имп. Археол. Общ. Т. XI. стр. 360. 361. 362.

936

Ист. Гос. Рос. т. Х. стр. 280 и т. VII. прим. 399.

937

Diction. turc-francais par Kieffer et Bianchi. В Тверской губернии ферезью называется и ныне сарафан. См. Древн. Рос. Госуд. отд. IV. стр. 82.

938

Вых. госуд. стр. 5. 220. 264 и мн. др.

939

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 144.

940

Вельтман. Оруж. Пал. Слов. стр. 64.

941

Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 23. 202. сн. Лет. по Лаврент. сп. 1872. стр. 37. 276.

942

Припомним слова, сказанные Кузмищем убийце Амбалу: «ты ныне в оксамите стоиши, а князь наг лежит». Лет. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 401.

943

Дюканж приводит из находящегося в Парижской библиотеке (ind. 2487) рукописного жития св. Алексея следующее место: ἔστι δἐ Ἑυραἲχή λέξις τό ποιχί ληνλεπτήν, ῥένδαν Βαβυλονιχόν ϕουϕουδοτήν χαλήν, ἤϒουν χλαμύδα βασιλιχήν χρυσἤν. τινές δε στολήν, ὕϕασμα, ίμάτιον etc. Du Cange Glossar. med. et inf. graecit. t. II. appendix. col. 163. 164.

944

Исх. 28, 4–6. По Катал. при Библии, изд. М. 1750: «виссон – род лена (льна) преизящнаго и весма белаго».

945

При перенесении ковчега в Иерусалим, Давид был одет в

(висонный или льняной ефод). 2Цар. 6, 14 и 1Пар. 15, 27.

946

В письме от 4 авг. 1870 г.

947

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 128. 129.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle