Источник

14. Записка о моей беседе с глаголемыми старообрядцами, приемлющими австрийскую иерархию, происходившей 15 июля 1879 года

Беседа вызвана была со стороны самих старообрядцев по случаю присоединения во вверенном мне монастыре, 2-го июня 1879 г., уважаемого ими члена их общества, Петра Тимофеевича Юдина (ныне единоверческий священник). Посредством сей беседы старообрядцы намеревались показать Юдину мнимую ими неправоту православной церкви и тем доказать, что будто бы он опрометчиво поступил, присоединившись ко св. церкви, и удержать в расколе других, готовых последовать его примеру.

Беседа происходила на квартире самого Юдина, при довольном количестве слушателей православных и старообрядцев. В числе собеседников со стороны старообрядцев был и Антониев письмоводитель Онисим Швецов; но беседу начал не он, а другой, явившийся от страны старообрядцев, совопросник.

Пред началом беседы старообрядцы предлагали условие, чтобы, при сохранении порядка, при воспрещении говорить многим за раз, было, однако же, дозволено говорить не одному лицу, но разным.

Я заметил, что это можно допустить, но только с таким условием, чтобы другое лицо, вступая в беседу, не отступало от предмета, о коем начата беседа; а иначе, при переменных собеседниках, может потеряться не только смысл предмета, о коем предположено беседовать, но и самый предмет.

Старообрядцы на мое предложение согласились.

Затем надлежало определить, с чего начать беседу. Старообрядцам желательно было прежде беседовать о клятвах, будто бы положенных на перстосложение, – предмете, составляющем, по их мнению, непобедимое оружие против церкви. Имея в виду эту именно цель, старообрядческий совопросник поспешил спросить Юдина: «Вы присоединились к греко-российской церкви по убеждению, или нет?».

Юдин ответил: Да, я прежде вполне убедился в правоте греко-российской церкви и потом присоединился к ней.

Старообрядец сказал: Когда вы присоединились по убеждению, то к которой церкви вы присоединились, вы должны и оправдать ее правоту; потому нужно о ее правоте прежде и беседовать.

Юдин ответил: Я прежде поколебался в моем убеждении о правоте той церкви, к которой принадлежал и о законности ее австрийской иерархии, а посему и нужно сначала вам защитить правоту вашей, старообрядческой церкви и законность австрийской иерархии.

Тогда Швецов заметил, что не надо спорить, о том или о другом предмете прежде говорить; нужно только условиться, чтобы в собеседовании дать место обоим предметам.

С нашей стороны было уступлено настойчивости старообрядцев, чтобы беседовать прежде о православии греко-российской церкви.

Собеседник-старообрядец начал с того, что вычитал помещенный в Пращице из Скрижали ответ Антиохийского патриарха Макария и сущих с ним на вопрос патриарха Никона о перстосложении.134 Прочитав, он просил Юдина ответить на это.

Юдин предоставил ответить мне.

Я спросил старообрядца: Вопрос об этом ответе патриарха Макария вы предложили согласно ли цели, с которой пожелали беседовать именно о православии греко-российской церкви?

Старообрядец. Я спрашиваю: законно ли и справедливо ли ответил патриарх и прочие с ним?

Я заметил: Справедливо ли ответил патриарх Макарий, или несправедливо, у нас не о том теперь беседа. Притом, законность или незаконность патриархова ответа о перстосложении подлежит суду церкви135 или собора; и не только решение частного лица, хотя бы патриарха, но и решение собора подлежит суду большого собора, как например, постановление Новокесарийского собора о семи диаконах и Карфагенского собора о причащении в великий четверток отменены шестым вселенским собором.136 И хотя шестой вселенский собор заметил об отцах Новокесарийского собора, что они недобре разумеша, однако в лишении православия за это не обвинил их. А так как старообрядцы из-за вычитанного вами ответа о перстосложении и других решений о том же предмете, удаляются от церкви, почитая оную чрез это самое утратившей православие, и вы также вычитали помянутый ответ патриарха, очевидно, с той целью, чтобы доказать, будто церковь греческая, а за ней и русская, чрез этот, и тому подобные ответы, потеряла православие; то и следует собственно рассматривать вопрос: действительно ли чрез Макариев и подобные ему ответы о перстосложении греко-российская церковь утратила православие? А рассуждать только о том, справедливо, или несправедливо ответил патриарх, совсем не важно, и значило бы отступать от цели, с какой вы сами начали беседу.

Юдин подтвердил сказанное мною, заметив, что нужно решить именно то, погубила ли церковь греко-российская православие чрез вычитанный ответ о перстосложении.

Тогда я начал требовать от собеседника, чтобы он доказал, что перстосложение, о котором патриарх Макарий дал ответ, само по себе есть догмат веры, чрез отменение которого церковь может погубить православие. Если же не докажет, что перстосложение есть догмат веры, и если оно есть только обряд, то пусть докажет, что церковь не имеет права изменять обряды; а также пусть докажет, всегда ли она этого права не имела, или прежде имела, а потом лишилась, и давно ли лишилась, и кто ее оного лишил.

Старообрядец сказал: Вы должны ответить на то, чтó я спрашивал вас, – законно ли ответил патриарх? А если вы этого не ответите, то значит вы остаетесь безответными.

Я заметил: Мы условились рассуждать о православии церкви греко-российской, – о том, погубила ли сия церковь православие, или нет. Оставить говорить о том, о чем условились, а говорить о другом, значить уклоняться от цели собеседования. Итак, не я остаюсь безответным, но вы уклоняетесь от цели собеседования, вами самими предположенной, не хотите рассуждать о том, что будто церковь погубила православие чрез приведенный вами ответ патриарха Макария. Но я от вопроса, решение которого составляет цель нашей беседы, к другому, частному и неважному вопросу, не отступлю, и требую, чтобы рассмотрен был вопрос: действительно ли церковь греко-российская погубила православие чрез приведенный вами ответ патриарха Макария о перстосложении?

Старообрядец воскликнул: Значит вы безответны!

Я сказал: Не я безответен, но вы. Да вы еще не поставили и вопроса, согласно условленной цели беседовать о православной церкви греко-российской. Вы поставьте вопрос, или, иначе сказать, выскажите обвинение, – чрез чтó церковь греко-российская погубила православие. Тогда я готов ответствовать.

В дальнейшей беседе старообрядцы не решились утверждать, что двуперстие есть догмат веры – непреложный, настаивали только на том, что церковь не имеет права изменять обряды. «По-вашему, сие полное право: она сама их установила, и сама, по обстоятельствам времени и по особым нуждам церкви, может их отменять, изменять, и не только может отменять существовавшие обряды, как отменила, например, обычай празднования Пасхи137 в 15-й день мартовской луны, но может изменять не касающиеся догматов веры и постановления апостольских правил, как, например, о браке епископов.138

Старообрядец сказал: Тогда хотя и отменяли первые обычаи и постановления, но за содержание их не проклинали.

Я ответил: Несправедливо вы говорите, что якобы церковь, отменив какие-либо обычаи, по отменении за содержание оных не наказывала. По отменении апостольского постановления еже епископам не пустить жен, преслушающих узаконения церковного, но держащихся апостольского правила, шестой вселенский собор епископов из сана извергает. Также и держащихся первого обычая о праздновании Пасхи, Антиохийский собор первым правилом священных из сана извергает, а мирян от святого причащения и от церкви отлучает139; а Лаодикийский собор правилом седьмым к еретикам причитает, и приходящего от них, т.е., от празднующих св. Пасху в 14-й день луны, с проклятием их ересей принимать повелевает.140 Значит, за содержание первых обрядов, по отложении их, проклятие было налагаемо и древней церковью. Здесь заслуживает еще внимания следующее обстоятельство: папа Виктор даже прежде решения первым вселенским собором вопроса о времени празднования Пасхи предал проклятию епископов асиатских за празднование Пасхи в 14-й день луны.141 Это был поступок, превышающий власть папы, как местного епископа, и потому современные ему апостольские мужи – Ириней святой и прочие, этот поступок папы Виктора не одобрили, но повреждения веры в нем не усмотрели и папу Виктора продолжали почитать несомненно православным.

Старообрядец спросил меня: Церковь русская до патриарха Никона была православной, или нет?

Я ответил: Да, церковь русская и до Никона была православной, а также и греческая, по свидетельству Книги о вере142, и малороссийская, кроме отпадших униатов. В великой России ко времени Никона вошло в обычай молиться двуперстно, а в Греции и Малой России молились триперстно143, и этим православие той и другой церкви не повреждалось.

Старообрядец: Если церковь русская была православна, то для чего было исправлять обряды?

Я ответил: Это нужно было для согласия во всем церкви русской с церковью греческой. Как асийские христиане, празднуя Пасху в 14-й день луны, были православны, но для согласия церквей этот их обычай потребовалось исправить: так российская церковь была православной и употребляя старые обряды, но для согласия ее с церковью восточной была надобность исправить сии обряды. И как в церквах асийских изменение обычая праздновать Пасху не изменило их православия, ибо касалось не самой веры, так и у нас в России исправление обрядов не нарушило православия, ибо также догматов веры не касалось.

Старообрядец: Они своим исправлением соблазнили миллионы (?!) народа. А есть писано: если кто соблазнить единого, лучше ему, дабы камень жернов ослий был навязан на шею его, и ввержен был в море.

Я ответил: Это в Евангелии Христом Господом сказано о соблазнителях, частных лицах, а не о церкви Божьей, которая, по слову Апостола, есть столп и утверждение истины (1Тим. зач. 284), и которую достоит слушать по гласу самого Христа Спасителя: аще же (кто) и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. зач. 75). Вы преслушали церковь: отделились от нее не за изменение веры, но за исправление обрядов. Чтобы оправдать этот ваш поступок, вам необходимо должно доказать, что вся вселенская церковь, чрез таковые отменения обрядов и вычитанный вами ответ патриарха Макария, изменила православие, и потому лишилась даров Духа Святого в совершении таинств. Но вы в продолжение 200 лет того не доказали. Итак, церковь, по сказанному в Книге о вере (глава 1, лист 10 на обор.) бе, есть и будет церковью; а вы, преслушавшие ее и от нее отделившиеся, справедливо подлежите вышеприведенному осуждению евангельского гласа: аще же и церковь преслушает (брат твой), буди тебе яко язычник и мытарь, – вы должны осудиться, яко язычники неверные и мытари.

Это мое заключение бывшее на беседе слушатели из числа православных старались особенно поставить на вид моему совопроснику, – стали у него требовать, чтобы непременно доказал, чрез чтó же церковь лишилась православия, говоря, что в противном случае он будет подлежать осуждению мытарей и язычников; но мой собеседник собрал свои книжки и, не говоря ничего более, встал со своего места.

Тогда вступил в беседу Онисим Швецов. «Вы думаете, – начал он, – что церковь на изменение обрядов имеет полное право?».

Я ответил: Это не я думаю: это доказывает вековая практика церкви. Церковь и прибавляла, и отменяла обряды, как видно из приведенных мною примеров отменения празднования Пасхи в 14-й день луны и апостольского правила не пустить жен епископам. Это доказывается и происходившим после семи вселенских соборов усовершенствованием церковной службы.144

Швецов раскрыл книгу Деяний семи вселенских соборов, и прочел там в определении седьмого собора о преданиях: «Кто отвергает всякое писанное и неписанное предание церковное, тот да будет анафема». Прочитавши, он сказал: Вы говорите, что церковь имеет волю изменять обряды, а вселенский собор отметающих преданий и неписанные предает анафеме; значит церковь не может изменять и неписанных преданий».

Я заметил Швецову: В определении седьмого вселенского собора говорится о преданиях, а не о обрядах. Предание апостольское неписанное было и о таинствах, как видно из слов Апостола Павла к коринфянам: аз, братие, приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, приим хлеб, и проч. (Кор. зач. 149).

Сидевший возле меня Игнатий Александров спросил Швецова: неписанные церковные предания, от Апостолов преданные, о которых говорить седьмой вселенский собор, во время этого собора были записаны, или нет?

Швецов: Во время седьмого вселенского собора они уже были записаны.

Александров: А двуперстие собором вселенским седьмым записано в числе апостольских преданий, или нет?

Швецов: Нет.

Александров: Когда двуперстие не записано седьмым вселенским собором в число тех церковных незыблемых преданий, за преступление которых он полагает анафему, значит собор и не считал двуперстие, и вообще перстосложение для крестного знамения, таким незыблемым преданием.

Швецов хотел доказать свидетельством из книги Викентия Лиринского, что церковь не имеет права изменять обряды, – именно прочел из его книжки целые две главы 21 и 22.145

По прочтении я заметил Швецову: Видите, – в прочитанном вами говорится о преданиях веры, а не в обрядах.

Швецов сказал: Если обряды изменять позволительно, то почему еретики пали за изменение обрядов, и почитаются еретиками? Падение еретиков из-за обрядов доказывает, что не позволительно изменять и обряды.

Я ответил: Еретики сделались еретиками из-за обрядов не потому, что употребляли те обряды, но потому, что употребляли их вопреки прямому запрещению вселенской церкви, как это доказывается примером еретиков четыре-надесятников. Они свой обычай праздновать Пасху в 14-й день мартовской луны содержали и прежде соборного запрещения, но тогда за содержание его не признавались еретиками; а когда стали держаться этого же обычая по запрещении оного вселенской церковью на первом соборе, тогда сделались еретиками.

Швецов сказал: А вы знаете ли, что есть церковь-то?

Я ответил: По милости Божьей знаю. Церковь есть общество верных, которое соблюдает православную веру непоколеблемо, облобызает все евангельское учение, – общество, в котором совершаются все семь таинств церковных, и которое состоит под правлением от Христа установленных чинов.

В доказательство сказанного, я прочитал из Великого Катехизиса, сказанное в главе 25: Вопрос: «Что есть церковь Божья? Ответ: Церковь Божья есть собрание всех верных Божьих, иже непоколебимую держать едину православную веру и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколебимое, и иже суть достойны приимать святые и божественные совершенные тайны, и иже суть под единой главой Господем нашем Иисус Христом, а под правлением совершенных святых от него поставленных, и иже в законе христианском пребывают незазорно, а не яко лицемеры творят, к нимже сам Господь глаголет в Евангелии иже от Матфея, сице рече: что мя искушаете лицемери» (л. 120 обор. и 121).

По прочтении этого места из Катехизиса, я сказал: Вот таковое общество я признаю церковью Божьей, и вы напрасно, высокоумствуя о себе, полагаете, что мы не знаем даже, чтó есть церковь Христова…

Онисим Швецов на это не возразил ничего, но обратился к обвинениям на православную церковь. Патриарх Макарий, сказал он, своей клятвой за двуперстное сложение не только осудил тех, которые после его ответа молятся двуперстно, но и тех всех, которые молились двуперстно прежде его, потому что он произнес клятву без ограничения времени.

Я ответил: Если вы обвиняете патриарха Макария за то, что он без ограничения времени произнес клятву, и тем акибы коснулся и всех прежде его молившихся двуперстно, то вместе с ним вы обвиняете и собор Лаодикийский, который в седьмом своем правиле, без ограничения времени, назвал четыренадесятников еретиками и требовал от приходящих от них, чтобы они предали проклятию празднующих Пасху в 14-й день луны: «и четыренадесятницы, сии еретицы, аще инех ереси не проклянут, и с теми и свою, не приятны». Итак, по-вашему мнению, собор Лаодикийский и св. Поликарпа и прочих мужей апостольских, за празднование Пасхи в четыренадесятый день мартовский луны, назвал еретиками и повелел предавать проклятию! Но как подобного мнения о Лаодикийском соборе допустить невозможно: так точно и о патриархе Макарии нельзя сказать, что он свою клятву простер и на крестившихся двуперстно в прежнее время, задолго до него.

После этого Швецов перешел к обвинению церкви за разрешение единоверия. Он говорил: Древняя церковь, однажды отменив какие-либо обряды, как например, о праздновании Пасхи, о епископах, еже не отпущать жен, ктому опять уже тех попущений не делала; а ваша церковь, по-вашему мнению, усовершенствовавши обряд перстосложения, отменив двуперстие, опять его допустила в противность своему запрещению.

Я ответил: Несправедливо вы говорите, что акибы церковь, отменив некоторые обряды, или правила, последи, по усмотрению, относительно употребления тех обрядов, или правил, не делала снисхождения, или разрешения. Шестой вселенский собор правилом 13 запрещает пресвитерам отпускать своих жен146; между тем, по свидетельству того же самого собора, в римской церкви отпущение пресвитерами жен не только дозволялось, но и было в чину закона, было правилом. И шестой вселенский собор не только не наказал их за это отлучением, или извержением, но и показал к ним долготерпение и снисхождение, дозволив, в виде изъятия, существование в римской стране обычая, им самим воспрещенного. А во время ли запрещения сделать некоторым снисхождение, изъятие из общего правила, или после, на это церковная власть одинаковую имеет силу; времени не подлежит ее власть. Такожде и Василий Великий и Григорий Богослов, местные епархиальные власти, делали обращающимся духоборцам снисхождение, даже и без соборного определения, – они принимали духоборцев к церкви, делая им уступку, не требуя от них во исповедание Святого Духа произношения Бог147, а требуя только, чтобы они не называли его тварью. Церковь имея власть по потребе запрещать существовавшие обычаи, не лишена власти и разрешать их. А сверх сего разрешение церковью единоверия вы несправедливо приводите в доказательство вашего от церкви разделения и потому еще, что ваше отделение от церкви было не за попущение единоверия, но за исправление обрядов: ибо ваше отделение от церкви совершилось в половине 17-го века, а единоверие допущено в конце 18-го века; значит ваше разделение совершилось прежде учреждения единоверия, без малого за полтораста лет. Церковь православная какую имела власть во время шестого вселенского собора, когда одних наказала за отвержение священнического брака, а другим в том долготерпела, такую же власть имеет и теперь в запрещении и разрешении именуемых старых обрядов, и никто у ней той власти не отнял и отнять не может. Но наша опять речь не о том. Это все частные вопросы. Вы уклоняетесь от главного предмета, о котором условились беседовать, – уклоняетесь от вопроса: погубила ли греко-российская церковь православие, и если погубила, то именно чем? Прошу вас это показать и доказать.

Старообрядцы стали голословно укорять церковь, говоря: погубила! погубила!

Я ответил: Голословное укорение не доказательство; вы покажите вину церкви, – скажите, чем она погубила православие.

Никакой вины за церковью они не показали, ибо и не могли показать. Между тем времени прошло уже много, и я предложил перейти к беседе о старообрядческой церкви и иерархии.

Прежде всего я прочитал из Евангелия о посольстве Апостолов и о даровании им Св. Духа: Рече же им Иисус паки: мир вам. Якоже посла мя Отец, и Аз посылаю вы. И се рек, дуну и глагола им: примите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (Ин. зач. 65). Потом из второго послания к Тимофею о даровании Св. Духа в таинстве хиротонии чрез возложение рук: еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (зач. 290). Потом я вычитал из Великого и Малого Катехизисов о том, что в таинствах под видимыми знаками преподается невидимая благодать Божья. Катехизис Великий глава 72: «Вопрос: Скажи ми, что суть сей святой тайны? Ответ: Тайны суть знамения верху являемая, подлежащая чувством нашим, благодати Божьей исполненная, от Господа Бога законоположенные, яже оправдание и освящение наше не точию знаменуют, но и творят е и совершают. Якоже святой Иоанн Златоуст в Матфее, беседа 83, глаголет к народу: яко Господь Бог глубиною мудрости своей человеку видимым телесем облеченному под видимыми и телесными знамений, невидимые дары свои дает. Ибо аще бы точию едину имел человек душу без телесе, яцыи же суть ангели, то убо без своих вещественных и чувственных и видимых знамений взимал бы дары Божьи. Но понеже телесем обложен есть человек, сего ради кроме видимых и чувственных знамений благодать Божью не может приять. (Ниже:) Вопрос: Скажи ми, что есть святая тайна? Ответ: Тайна есть невидимой благодати Божьей ввдимое знамение, во освящение наше от Бога нам преданная. Ино бо в тайне видим, и ино приемлем. Знамение убо верху являемое видим, сокровенную же духовную благодать, яже нарицается вещию, или концом тайны, сию приемлем» (л. 353 и обор. и 355).

Катехизис Малый, десятый член веры, лист 29: «Вопрос: Чтó есть тайна? Ответ: Тайна есть видимая вещь, уставлена же есть от Христа; яже егда освящена бывает от священника и ко употреблению человеком подаваема, приносит нам от Господа Бога невидимую благодать, освящающую человека и до вечного живота вспомогающую».

Катехизис Великий, глава 72: «Вопрос: Колико есть таин? Ответ: Семь. Вопрос: Какие? Ответ: 1) крещение; 2) утверждение, или хризма, сиречь миропомазание; 3) священство, сиречь рукоположение, или чин причетнический; 4) божественное причащение, сиречь благодарение (евхаристия); 5) исповедание, или покаяние; 6)законный брак; 7) маслосвящение, или последнее елеосвященнопомазание» (лист 354 на обор.).

Вычитавши о святых семи таинствах, что под их видимыми знаками преподаются невидимые дары Св. Духа, я прочитал из того же Великого Катехизиса, от той же 72 главы, о том, что все сии семь таин всегда совершаются во святой соборной и апостольской церкви: «ихже (т.е., семь таин) святая соборная и апостольская восточная церковь всегда употребляет, имиже особне освящаемся, и оправдаемся, и всыновление божественное приемлем» (л. 456).

Прочитавши все это, я спросил Швецова: все ли сии семь таин, и всегда ли употребляла их церковь, или нет?

Швецов ответил, что церковь их всегда имела и употребляла все семь таин.

Я спросил Швецова: совершала ли их церковь таинство хиротонии?

Швецов ответил: Мы имели священников и принимали их законно, и потому имели и хиротонию.

Я заметил: Не о том вас спрашиваю, имели ли вы священников и законно ли их принимали, но о том: совершалось ли у вас, в вашей церкви, таинство хиротонии?

И затем я прочитал в Малом Катехизисе о четвертой тайне, как она совершается: «Вопрос: Кая есть вещь, или образ тайны священства? Ответ: Вещь есть возложение рук епископских на главе приемлющего священство. Совершение же учиненная тому молитва, юже епископ единою, с возложением рук над главой освящающегося, глаголет, еже есть: Божественная благодать, и прочая» (лист 35 на обор.).

Прочитав это, я опять спросил Швецова: Сие таинство хиротонии, чрез возложение рук епископских, всегда ли совершалось в вашей церкви, как необходимо должнó, по прочитанному в Катехизисе, всегда совершаться в святой соборной и апостольской церкви?

Швецов, протянувши руку, с дерзостью сказал: Ты спрашиваешь, всегда ли таинство хиротонии наша церковь употребляла? Да и ваша не всегда таинство хиротонии употребляет; архиерей ваш не всегда стоит, протянувши руку!

Я ответил: Напротив, всегда. Ибо как священник, имеющий дар Св. Духа совершать таинства – крещение, покаяние и проч., хотя и не всегда совершает сии тайны, потому что нет в том потребности, но всегда готов к их совершению, как только явится потребность, потому что в себе всегда имеет тот дар: так точно и епископ, имеющий дар Св. Духа совершать таинство хиротонии, где только есть он, хотя и не всегда хиротонисует, но всегда имеет в себе тот дар, и всегда готов совершать то таинство, когда явится потребность. А где нет епископа, имущего власть совершать таинство хиротонии, там не может и совершаться сие таинство, потому что кроме его не может никто иметь дара Св. Духа на совершение хиротонии. В нашей церкви не прекращались епископы, и они всегда имели и имеют силу по потребности рукополагать священные лица. Посему в нашей церкви никогда та сила – совершать таинство хиротонии – не прекращалась, и таинство хиротонии, по потребности, всегда совершалось. Теперь я спрашиваю: так ли в вашей церкви? у вас всегда ли была не оскудеваема сила даров Святого Духа на совершение таинства хиротонии и всегда ли совершалось сие таинство?

По многом разглагольствии о сем, Швецов сознался наконец, что в их церкви таинство хиротонии не совершалось.148

На это редкое в старообрядце, хотя и вынужденное признание, ему было замечено, что чрез прекращение в старообрядчестве благодатной силы на совершение таинства хиротонии старообрядцы лишались дара Св. Духа и на совершение всех таинств, остались безблагодатными.

Потом я спросил Швецова: Давно ли вы лишились сего благодатного дара Св. Духа на совершение таинства хиротонии?

Швецов вместо ответа, с нескрываемым гневом, уподобил нас детям несмысленным. Он не ответил также ничего и на другой мой вопрос: за чтó, или вследствие чего они лишились этого таинства, без которого и все другие таинства совершаемы быть не могут?

В это время один из слушателей обратился к Швецову с вопросом: Онисим Васильевич! Скажите, пожалуйста, вы лишились таинства хиротонии и преподаваемого в оном дара Св. Духа в наказание, или в вознаграждение?

Швецов отозвался с гневом: «Я не с вами беседую».

В виду такового безгласия старообрядцев, я высказал следующее замечание: Старообрядцы не хотят нам сказать, когда они лишились дара Св. Духа на совершение таинства хиротонии; также не хотят сознаться в том, за чтó они сего благодатного дара Св. Духа лишились: приходится нам самим решить этот вопрос на основании некоторых указаний истории. Евреи чрез убийство посланного к ним Мессии, Сына Божьнго, впали в великий грех пред Богом, и в наказание за сей грех лишились св. града, церкви и жертвоприношения. Хотя это лишение святыни, как перстом, ясно показует им грех христоубийства, но они того и доселе сознать не хотят. Нечто подобное усматривается и в положении старообрядцев. Всякому известно, что они лишились дара Св. Духа совершать таинство хиротонии с того времени, когда отделились от церкви, полагая, что этим совершили великую правду и пострадали за истину. И хотя лишение этого великого дара, как перстом, ясно показует им, что сделанное ими отступление от церкви, почитаемое ими за правду, в действительности есть тяжкий грех церковного раскола, но и они доселе сознать того не хотят.

Швецов, выслушавши мое замечание, долго молчал; наконец сказал: «Жиды по сие время не возвращаются к своему жительству, а мы возвратились, – имеем теперь все семь таин!».

Я заметил ему: Приобретение вами епископа не ослабляет той мысли, что столь долго продолжавшееся у вас лишение дара Св. Духа, подаваемого в хиротонии, совершилось в наказание вам за раздор церковный; потом это приобретение вами епископа (кроме всех незаконностей) все-таки не восполняет совершившегося у вас перерыва иерархической преемственности, без которой ваши архиереи не могут быть действительными архиереями, от самого Христа поставленными архипастырями.

***

По окончании описания беседы, я не лишним почитаю приложить для читателей выдержку из слова похвального святому вселенскому седьмому собору, составленного одним из членов того же св. собора, Епифанием диаконом церкви Катанской, чтó в Сицилии, и местоблюстителем Фомы архиепископа острова Сардинии, дабы читатель мог правильнее рассуждать, может ли святая кафолическая вселенская церковь одолена быть ересями и повсеместно лишиться силы дара Св. Духа на совершение таинства хиротонии.

«Но кто же мог бы возобновить на земле древнее идольское заблуждение (как иконоборцы называли св. иконы идолами)? Если могут сделать это нечестивейшие демоны, которым оно приятно, то каким образом не может расстроиться все таинство домостроительства, когда священное Писание взывает, что Господь поразил враги своя вспять (Пс.77:67), и присовокупляет, что Христос поношение вечное даде им (ст. 66)? Кто может еще что-нибудь делать, тот без сомнения мыслится не среди мертвых, но среди живых. Каким также образом были бы истинны слова Господа, сказанные Им ученикам своим, когда Он ободрял их и убеждал переносить всяческие и всевозможные трудности? Он сказал: дерзайте, яко Аз победих мир (Ин.16:33). Если демоны имели силу, снова отвоевать то, чтó Христос, по своему обещанию, победил, так это уже не победа и не может быть причислено к доблестным подвигам. Что это за победа, если освободитель в конце концов не достигает никакой выгоды, но преследуется подобными же нападениями со стороны побежденных, и даже не подобными, а более сильными нападениями? Ведь если бы я чем-либо обладал и лишился этого, так этим гораздо более обличалась бы моя слабость, чем если бы я вовсе не имел и вовсе не приобретал этого… Каким образом могло произойти там, где Христос есть глава и основание, как сказал мудрейший Павел? Значит мы напрасно обольщались надеждой на то, что мы христиане; значит мы были обольщены проповедниками, предсказывавшими нам, что явился в мире Бог, имеющий избавить нас от демонского обольщения. Каким образом клеветники наши могли даже помыслить это? Думающих так мы спросим: от чего это случилось? Вследствие ли попущения нашего Главы, или же вследствие того, что хотя Он хотел, чтобы этого не случилось, но не мог оказать нам помощи? Разве это не явное богохульство? Если святой Павел говорить правду, называя Христа Сыном Божьим, Божьей силою и премудростью: то каким образом, спрошу я, чтó бы то ни было из существующего могло одержать победу над непобедимой силой и премудростью Божьей, даровавшей всему бытие? Понятно, – если случилось это, то и все прочее уже не избежит таких же возражений. Каким образом Он может до сих пор называться всемогущим Богом, могущественным и сильным Отцом, если то, чтó прежде было подчинено Его могуществу, уже подпало под власть врагов? Или еще: на каком условии Сын попустил, чтобы церковь снова раболепно служила таким жестоким и немилосердым духам, когда Он Сам обручил ее Себе своей кровью, и когда псалмопевец говорит: яко по высоте небесной от земли утвердил есть Господь милость свою на боящихся Его (Пс.102:11)? Если Он воплотился для того, чтобы избавить нас от них, как говорят пророческие изречения, а между тем мы не избавлены, как говорят еретики: то значит искупления не было; оно мнимое, потому что в таком случае Господь послужил нам не источником радости, но причиной большого и жесточайшего рабства, сделав наших врагов тем свирепее, чем больше мы смеялись над ними, считая себя уже освобожденными от них. Но где же будет тогда иметь место беспредельное милосердие, которое Он обещал утвердить над нами по высоте небесной от земли? В чем же проявляется Его беспредельность? Или еще: каким образом говорится, что Он удалил от нас беззакония наши так же далеко, как далеко отстоит восток от запада (чем изображается всецелое искупление), если мы и до сих пор привязаны к тем же заблуждениям? И медиков мы тогда только считаем весьма опытными, когда они оказывают (существенную) помощь посредством своей науки кому-либо, находящемуся в постели и потерявшему свои телесные силы, и возвращают ему прежнее его здоровье, когда они не на время только освобождают его от боли, чтобы затем сделать его предметом своих научных наблюдений, но когда течение жизни его делают вполне надежным и снабжают его предохранительными средствами на случай, если он по неопытности своей сделается снова жертвой тех же страданий. Точно так же и здесь: если справедливо, как это уже доказано, что единородный Сын Бога и Отца облекся в наше естество, то очевидно, что Он богато одарил его собственными благами и наполнил его особенными дарами Духа, чтобы затем оно более не имело уже нужды в ком-либо другом, так как раз навсегда оно получило силу от Того, Кто восприял его Себе. Это, я думаю, внушает и блаженный Евангелист, когда говорит, что во время крещения нашего Спасителя Христа Иоанн Креститель видел Духа Святого, сходящего с небес и почившего на Нем, чем обозначалось, что Он естество (наше) обогатил всевозможными дарами. Что касается отношения (этого события) к собственному Его естеству, то конечно Он не имел нужды в сошествии Духа с небес, потому что Сам Он во всем равен Духу. Неужели святость Его могла увеличиться, когда Он в Себе Самом носит образ Отчий и всегда неизменно пребывает Единосущным Духу? Нет! Дух предъизображал собой ту благодать, которая имела излиться на нас; потому что чего мы лишились в Адаме, тем богато одарены были чрез Христа и во Христе, и к нам возвратилось прежнее богатство (даров нашей) природы. Итак, если сказано, что благодать Духа сошла и пребыла на Нем, – а отвергать, что Слово и после этого сохранило нашу природу, нельзя: то очевидно, что эта благодать перешла на весь род (человеческий). Как же после этого еретики утверждают, что мы поистине погрешили?... Мы обогащены благодатью (освобождающей нас от идолов) чрез Христа, следует сказать (в ответ) тем, которые предвосхищают все себе. Далее если бы они сказали, что мы чрез Христа (действительно) удостоились этих несказанных благ, но вслед за сим опять подверглись прежним заблуждениям, так на это следует ответить: значит, по их мнению, благодать, дарованная нам Духом, сделалась немощной, недостаточной, и уже не остается до конца с теми, которые раз соделались участниками ее. И чтó может быть нечестивее, или несчастнее такого мудрствования? Каким также образом может ощущать недостаток в естестве своем и подлежать каким-либо ограничениям Тот, Кто весь правда и всем подает животворную силу, т.е., всесозерцающий и всемогущий Дух Отчий? Или каким образом говорится: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20)? Но спасительный ли это глас, если не видно, чтобы содержащееся в нем обетование исполнилось на самом деле? Ведь такое обетование дал Он находившимся тогда с Ним святым Апостолам. Каким же образом они пребыли во плоти до скончания мира, когда они оставались живыми по возвращении Его на небеса лишь малое время и закончили жизнь смертью, умерли в силу общего закона природы? Но дар этого благовестия перешел до нас: мы подчинились их проповеди, и Христос, обитавший с ними во плоти, в течение всей нашей жизни пребывает с нами духовно. Итак, в настоящем случае следует плакать о заблуждении еретиков, которые так презрительно отнеслись к этому, отрицают такие очевидные догматы, осмеивают божественные обетования, относящиеся к кафолической церкви, нечестиво отвергая их: так как церковь никогда не отпала от преданной ей веры, а пребывает, как сказано в Писании, девой чистой, и сохраняет непорочным залог своего жениха Христа, т.е., дарованную ей благодать Духа. Потому и Давид, предвозвещая многим прежним народам непоколебимость дарованной веры, провозгласил: Бог посреди Его, и не подвижится (Пс.45:6): ибо утверди вселенную, яже не подвижится (Пс.92:1), т.е., и тогда, когда обуревают диавольские ковы. Хотя некоторые из древних и новейших еретиков и хотели сокрушить твердыню данного ей евангельского обетования, но на самом деле сами подвергались тому, чтó замышляли против нее, между тем как она одна сохранилась во веки непоколебимой, согласно обетованию Того, Кто неложно сказал ей: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего: аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис.49:15). Итак, оставим в стороне те извороты, какие они употребляли в этом случае, и издалека раскланявшись с их пустыми речами, будем услаждать себя мудрыми мнениями святых отцов» (Деян. Вселен. соборов, издан. при Казан. дух. акад., том 7-й, стр. 654–659).

* * *

134

«Предание прияхом с начала веры от святых Апостолов и св. отцов, и св. семи соборов, творить знамение честного креста тремя первыми перстами десной руки, и кто от христиан православных не творит крест тако по преданию восточной церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца, и Сына, и Святого Духа, и проклята. И за извещение истины подписах своей рукой».

135

Катехизис Малый, девятый член веры, л. 25: «Имать церковь и сие достоинство от Христа, яко не токмо простых людей наказует, но и клириков, епископов же и архиепископов больших на соборе вселенском по винам их под запрещение влагать и отлучать, яже сама едина сущи столпом и утверждением истины (1Тим. зач. 284). Имать же и Писание святое толковать и учители похвалять и прославлять».

136

Шестого вселенского собора правило 16: «Да разумеет глаголяй семь диаконов быть по реченному в Деяниях, яко не о служащих святым тайнам слово, но о служащих трапезам. Толкование: Четвертое (пятое надесять) правило Новокесарийского собора от книги Деяний Апостольских, и мняся им семь диаконов в коемдо граде, аще и зело велик есть, поставлять повеле святым тайнам служащих. Се же правило глаголет, не добре разумеша того собора отцы, еже в книгах даяний Апостольских о семи диаконах лежащего словесе. Не о служащих бо, рече, божественным тайнам мужах бяше попечение тогда святым Апостолом, но о служащих в трапезах, ниже бе поручено строение общей потребы тогда собравшихся. Сего ради убо церкви не истязаны будут по оному правилу, по семи диаконов иметь в службе божественных таин; но каяждо церковь, против имению, сходящемуся к ней, да имать колико может пресвитер, или диакон и прочих причетник». Того же Шестого собора правило 29: «Нецие от отцов в день божественной вечери, по вечери приношаху бескровную жертву; изволися убо собору сему невозможно бывать, ни в великий пост последней недели четвертка разрешать, и всего поста бесчествовать. Толкование: Карфагенский убо собор повеле в 41-м правиле от не ядших человек совершаться божественной службе разве единого две в лето, воньже Господская вечеря сотворяется. В великий бо четверток по вечери творяху святую службу. Се же правило хранить повелевает твердо, ни того дне не оставляет, но повелевает и в той день, рекше в великий четверток, святителем не ядшим тоя причащаться, да не преступления ради единого две, весь пост бесчествуем».

137

Синаксарь в неделю седьмую св. отцов: «затверди же к сим первый собор и иже праздник Пасхи, когда и како подобает нам той творити, не со Иудеи, якоже бяше первый обычай».

Кормчая о Первом вселенском соборе: «Устава же сей св. вселенский собор и святую Пасху праздновать вам, якоже и ныне по обычаю держим. Нецие бо от прежних в четвертой надесять мартовы луны праздноваху Пасху» (о семи вселенских соборах, л. 6 и обор.)

Феатрон, века второго отцы, д. 139: «Поликарп прииде в Рим лета Христова 166 ко Аниките енискому ради распри, о Пасхе воставшей, еже бы усмирити; во ничесоже соделав, с миром церквей возвратися».

Там же, века второго соборы, л. 145: «3) Яко Иоанн Евангелист подобный обычай (т.е., да Пасха празднуется 14 луны) в церкви ассийской введе. 4) Мужи апостольские, паче же св. Поликарп, сие обыкновение сохраняху».

138

Шестого вселенского собора правило 12: «Аще и речено есть не пустить жен епископом, но на лучшее поспешение промышляюще, поставляемому епископом уже ктому не жить с женой заповедаем.

Толкование: Апостольское убо пятое правило, ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону своей жены пустить изветом благоверия не повелевает, но и творящему то, рекше пустившему жену запрещает; по запрещении же не исправящася, ни паки хотяща пояти жены своей, измещет от сана. Се же правило не прощает по поставлении епископства жить епископам со своими женами; не на отвержение же, ни на развращение апостольским прежде взаконенным правилам сие творя, но на спасение и на лучшее поспешение людям промышляюще и ни дадяще никоего же порока на священническое строение. Рече бо божественный Апостол: вся в славу Божью творить. Без претыкания будете иудеам и эллинам и церкви Божьей, якоже и аз всем во всем угождаю, не ища себе полезного, но многим, да спасутся; подобны мне будете, яко и аз Христу. Таковая же творящего епископа, и по поставлении епископства со своей женой живуща, изврещи повелевает».

139

Антиохийского собора правило первое: «Иже узаконенное о Пасце предание преложить покусится, – аще есть мирской человек, да изринется; аще ли причетник, да извержется».

140

Лаодикийского собора правило седьмое: «Наватиане и фотиниане и четыренадесятницы, сии еретики, аще инех ереси не проклянут, и с теми и свою, не приятны; аще же прокляут, помазать миром да приобщаются».

141

Бароний, лето Господне 198 (Виктора 5 Севира 4): «Воста не мало разнствие в церкви о дне празднества Пасхи. К сему винаа бяху нецие еретики, иже и сим церковь Божью терзаху и разделяху. Того ради собрашася епископы в разных странах на соборы местные, и согласишася на сие вся церкви восточные, дабы в неделю по полноте первого месяца, си есть марта, праздновали всегда Пасху, а не иудейски четвертого надесять дне, по зачатии сего месяца, в кий-либо день случится. Едины епископы Асии Меньшей, ихже глава бе Поликрат, сопротивишася, глаголюще: яко отдревле, еще от Апостолов, со иудеи купно сей день праздноваша и празднуют, и своего предания оставить не могут. И есть о семь послание Поликрата к Виктору папе, в немже возвещает: яко на своем соборе все не соизволиша свой древний обычай и предание пременить. Виктор, видя иных всех церквей великое согласие, а единых епископов асийских упорных, клятве предаде их, и от соединения и общения церкви св. отсече. Сей клятве мнози против сташа, якоже Ириней святой Лугдунский епископ, и зело поношаху Виктору о сем, яко толь многих епископов дерзнул от церкви отлучить».

Замечание: Не одни сами еретики так праздновали Пасху, но и православные. Но еретики разнством праздвования православных пользовавшись, смущали церковь Божью.

142

Книга о вере, глава вторая, л. 27: «Сего ради святая восточная в Грецех обретенная церковь, правым царским путем, аще и вельми тесным, но обаче от Иисуса Христа и Спаса нашего и истинных его наследников утлаченным, ни на право, ни на лево с пути не совращаяся, к горнему Иерусалиму, сыны своя препровождает, в поданном от Господа Бога крестном терпении; и ни в чесом установления Спасителя своего и блаженных его учеников, и святых отцов предания, и святых семи вселенских соборов, Духом Святым собранных; устав не нарушает, ни отменяет, и в малейшей части не отступает, ни прибавливая, ни отнимая чтó, но яко солнце единакою лучею правды всегда, аще и в неволи пребывая, светится правой верой… И якоже людие Божьи, егда в работе египетской были, веры не отпадоша, и первые христиане в триста лет, в тяжкой неволе будучи, веры не погубиша: тем же образом и в нынешнее время, в неволе турецкой христиане веру православную целу соблюдают».

143

Православное исповедание, подписанное Цареградским патриархом Парфением лета 1643: Вопрос 51: «Како долженствуем знаменаться знамением честного и животворящего креста? Ответ: Десной рукой подобает творить крест, полагая на челе своем три великие персты».

Сказание короткой науки об артикулах веры православно-кафолической (т.е., Катехизис Малый, печатанный 1645 года в Киево-Печерской Лавре, л. 25): Пытанье: «Яким способом знак креста святого на себе класть маем? Отповедь: Рукой правой три пальцы сложивши, знак креста святого зачинай на челе», и проч.

144

После Седьмого вселенского собора составлена книга Триодь, и Октойные каноны собраны, и всюду церквам преданы (Книга о вере, гл. 16, д. 136–137).

145

Вот чтó говорится здесь: «Не могу довольно надивиться такому безумству некоторых людей, такому нечестию ослепленного ума, такой наконец страсти к заблуждению, что не довольствуются однажды преданным и издревле принятым правилом веры, но каждый день ищут нового да нового, и всегда жаждут или прибавить что-нибудь к религии, или изменить в ней, или отнять от нее. Как будто то не небесное учение, чему достаточно однажды быть открыту! Как будто это земное учреждение, которое может усовершаться только беспрестанными поправками, а лучше сказать – порицаниями! Между тем божественные вещания гласят: не прелагай предал, яже положиша отцы твои (Прит.22:28), и: паче судящего не суди (Сир.8:17), и: разоряющего ограду грыз нет его змий (Еккл.10:8). То же самое гласит и следующее изречение Апостола, коим, как бы мечом каким духовным, часто были обсекаемы и всегда должны быть обсекаемы все беззаконные новизны всех ересей: О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных новизн, слов и прекословий лжеименного разума, егоже нецие обещающе, о вере погрешиша (1Тим. зач. 259), и проч.».

146

Шестого вселенского собора правило 13: «Аще и римляне на диаконство и на пресвитерство приводимы пустить жену повелевают. Мы же целу быть диаконскому и пресвитерскому сожитию повелеваем. Толкование. Аще и в римской церкви, яко в чину правила держится, еже хотящему быть пресвитеру, или диакону, прежде поставления исповедать уже ктому не сниматься со своей женой, но разрешать к ней сововупление. Но се убо яко противно евангельскому завещанию, и не приятно есть сему правилу: и повелевает правило никакоже пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, по закону совокупленного сожития разрешать, но и к своим женам совокупление иметь, удалятижеся к ним смешения во время подобно, се же есть во время постное, и егда прикасаются святых, реже егда божественную сотворяют службу, яко да возмогут, егоже просят у Бога, вскоре получить. Восхотевшего же изветом благоверия свою жену пустить, отлучать повелевает, и потом не исправлена пребывающа, рекше не хотяща пояти ее, изврещи от сана, по апостольскому пятому правилу.

147

Григорий Богослов на Св. Пятидесятницу: «Но вы (духоборцы) на слоги негодуете и претыкаетесь о слово Бог, и сие бывает вам камнем претыкания и камнем соблазна. (Ниже) Уступите Св. Духу силу божества, то и мы вам уступим слово Бог. Признайте божественное естество поне в иных глаголах, яже почитаете больше, и мы яко немощных вас уврачуем, нечто и в удовольотвие ваше ухищряюще: срамно бо, поистине срамно и зело безумно то, что вы, здравствуя душой, малодушествуете в рассуждении звука слов и скрываете сокровище, акибы завидуя другим, или устрашался, да не освятите и языка. Срамнее же вам страдать тем, чем вас порицаем, и обвиняющим малодушие ваше, самим малодушествовать в рассуждении писмен… И да реку сице яснее и сокращеннее: ниже вы обвиняйте вас в высшем слове, никая же бо зависть да участвуете в таковом восхождении; ниже мы вас осудим в понятиях ваших, дóндеже достигнете к тому же обиталищу, аще и иным путем: не бо победить ищем, но прияти братию, ихже разлучением терзаемся». Василия Великого послание 101-е Тарским пресвитерам: «Сколько нужно великое рачение и попечение, чтоб в нынешнее время какое-нибудь оказать благодеяние церквам! Благодеяние же состоит в том, дабы члены прежде расторженные соединить; но соединение тогда последует, если мы захотим в том, в чем не повреждаем душ, сообразоваться с немощнейшими. Того ради, когда многих уста отверсты против Св. Духа и многих языки на хулу его изострились, то просим вас, чтоб, сколько можете, уменьшить число богохульников, и не утверждающих, что Дух Св. есть тварь, принять в общение, дабы одни хулители остались и, усрамившись от стыда, возвратились к истине, или, пребывая в грехе, ничего не значили по своей малости. Из сего видно, что мы более ничего не должны требовать, а предлагать желающим с нами общения братиям Никейский символ веры; когда с ним они согласны, то надобно требовать, чтоб Духа Св. не именовать тварью, и не сообщаться с теми, которые то утверждают. Более сего я прошу ничего не спрашивать».

148

Когда мною предлагался вопрос Швецову: всегда ли у них совершалось таинство хиротонии? некоторые из его собратов, в полголоса, предлагали ему сказать, что совершалось. Это обычный ответ у старообрядцев в таких случаях. И когда их спрашивают потом: когда же и кто у них совершал таинство хиротонии они отвечают: ваши епископы, – они и наши суть епископы. И такой ответ повторяют с решительностью. Тогда им делается следующее замечание со стороны православных: если наши епископы суть и ваши епископы, то почему же ваши иереи действовали без своих епископов? В 39 правиле св. Апостолов сказано тако: «Без воли епископа своего, пресвитеры, или диаконы, да не творят ничтоже; тому бо суть поручены людие Господни». А ваши иереи действовали без воли своих епископов в противность сему апостольскому правилу. И паки: по 13 правилу Второпервого собора, пресвитер, не поминающий в службе своего епископа прежде изречения нань соборного суда, извергается из сана и лишается всей священнической чести, и последующие ему отлучаются. А ваши пресвитеры в службе не поминали своих епископов. – Швецов, боясь этого затруднения, не принял предложения своих собратов признать православных епископов и своими епископами.


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита. - Т. 1, 2, 4. - Москва : Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 2. - 1897. - IV, 576 с.

Комментарии для сайта Cackle