Архиеп. Аверкий (Таушев) († 1976 г.) Св. праведный отец Иоанн Кронштадтский и римско-католический папизм.
В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется, вызывающее восторг многих «экуменическое движение», и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник, молитвенник и чудотворец св. Иоанн Кронштадтский.
Вот как, напр., пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13):
«Ни одно исповедание Христианской Веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другия исповедания неправославныя «содержат истину в неправде» (Рим. 1, 18), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к, очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь. Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей, показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времен, – и отсутствие их, по разделении церквей, в других, неправославных церквах, католической, лютеранской, англиканской».
А вот потрясающия мысли св. Иоанна, направленныя как раз против последнего «экуменического» постановления Ватиканского собора:
«Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными божественной истине Евангелия и учению свв. Апостолов, вселенских и поместных соборов и свв. отец. Нельзя считат их все за истинныя и спасительныя: безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг ко другу. «Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу (Лук. 22, 31). «Это он, сатана, и сделал и делает, то-есть породил расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Веры и Церкви: «Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех» (Ефес. 4, 5)» (стр. 31).
В чем безмерное превосходство нашей св. Православной Церкви?
«Православная Церковь превосходит все церкви неправославныя, во-первых, своею истиною, своим православием, соблюденным и завоеванным кровию апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых, во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению (ровным, прямым и верным путем); что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, Богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать душу свою, наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. – Где есть такия молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви? – Нигде» (стр. 38).
Как сильно и выразительно говорит св. Иоанн о всей нелепости краеугольного камня догматической системы папизма – лжеучения о главенстве римского папы, как непогрешимого «наместника Христова»! Вот его слова:
«Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Сам Господь всегда присущ Своей Церкви – для чего же наместник – папа? и может ли грешный человек быть наместником Господа? – Не может. Наместник Царя, наместник Патриарха в каком-либо городе может быть и бывает, а наместником, заместителем Господа, Безначального Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Верно. Католики заблуждаются. Внуши им, Господи, яко нелепи суть тако утверждающии и гордостию обложены как ожерельем» (стр. 43–44).
От этого пагубного ложного «догмата», по мысли о. Иоанна, ведет свое происхождение, как от своего корня, и все зло в папизме:
«Самое вредное дело в христианстве», говорит он: «в этой Богооткровенной, небесной религии есть – главенство человека в Церкви, например, папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный, и беда, если он возмнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая, папская церковь – в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящйх, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и к православным христианам! И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа, его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств «ad maiorem Dei gloriam»; (к большей, славе Божией)» (стр. 44).
«Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос. Царство Его есть Церковь воинствующая с началами и властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными, которые составляют искусно организованное царство и воюют крайне опытно, умно, метко и сильно со всеми людьми, хорошо изучивши все их страсти и наклонности. Один человек тут в поле не воин; да и великое общество, но неправославное и без Главы-Христа – ничего не может сделать с такими врагами, хитрыми, тонкими, постоянно бодрствующими, превосходно изучившими науку своей войны. Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога и от св. воинов Христовых, победивших врагов спасения силою благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом – общественной молитвы и таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой, Божией милостью, мы и принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив Единую Истинную Главу Церкви – Xриста; лютеране отпали и без Главы остались; англиканцы – тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет, а Велиар воюет всею силою, коварством и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате» (стр. 52).
А вот, что, как глубоко и метко указывает св. праведный Иоанн, является первопричиной зла в римско-католическом папизме:
«Причина всех фальшей римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительной Главой Церкви, да еще – непогрешимою. Отсюда весь гнет западной церкви. Гнет мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни, на все папа наложил свою тяжелую руку: отсюда – ложные догматы, отсюда – двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда – различныя ложныя правила и постановления при исповедании грехов; отсюда – индульгенции; отсюда – искажение догматов; отсюда – фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом; отсюда – «взимание на разум Божий» (2Кор. 10, 5) и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией» (стр. 58).
«Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрость Божию и простерли (под предлогом развития догматов) гордость свою до того, что извратили некоторыя Его словеса, заповеди и установления, которыя не должны быть изменяемы до скончания века, напр., слово о Духе Святом, заповедь о чаше пречистой Крови Его, Которой они лишили мирян, ни во что поставили слова апостола Павла: «Елижды бо ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет» (1Кор. 11, 26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки» (стр. 59).
Эта гордость и явилась источником безмерного фанатизма и убийственной ненависти ко всем инакомыслящим, которой так прославился римско-католический папизм на протяжении истории:
«Ненависть к Православию, фанатизм и преследования православных, убийства – проходят красной нитью чрез все века жизни католичества. От плодов их познаете их. Таков ли дух заповедан нам Христом? Если кому, то католикам, лютеранам и реформаторам можно всегда сказать: «Не весте, коего духа есте» (Лук. 12, 51–52)» (стр. 58).
Вот к чему привела римо-католиков подмена Главы Церкви Христа папою!
«У католиков глава Церкви собственно не Христос, а папа, и католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистный, остервенелый, фанатизм крови и меча (костры), непримиримости, двоедушия, лжи, хитрости» (стр. 87).
В нашей Православной Церкви, по мысли св. праведного Иоанна, даже самое богослужение наше постоянно напоминает нам о нашем духовном единстве под общим для всех нас, христиан, Главою – Христом, что нарушено совершенно и у римо-католиков и у протестантов, исказивших самую идею Церкви.
«При всяком богослужении церковном», говорит св. прав. Иоанн: «домашнем, частном и общественном – духовному взору православного христианина представляется мысль, идея об едином духовном теле, которое есть тело Христа, столп и утверждение истины, Глава коего есть Сам Христос Бог; эта Церковь Христова, или духовное Тело Христа состоит из трех колен – небесного, земного и преисподнего, потому св. Церковь земная (или колено земное) ежедневно ходатайствует пред своим Главою о прощении грехов усопших в вере и покаянии и о водворении их в Царстве Небесном, и в посредники своего ходатайства призывает членов Церкви небесной и Саму Начальницу мысленного наздания церковного – Матерь Божию, да молитвами их Господь покроет грехи их и не лишит Царства Небесного. Нам, живущим на земле членам Церкви Божией, – весьма отрадно и утешительно всегда веровать, знать и надеяться, что духовная Мать наша св. Церковь непрестанно тайно день и ночь молится и за нас, что мы находимся всегда под покровом благодатным Самого Господа, Богоматери, св. Ангелов, Предтечи и всех святых. У католиков глава Церкви – папа, человек погрешительный (хотя и провозглашен он неправильно непогрешимым) и, как таковой, допустил множество погрешностей в Церкви Христовой, и самыми делами сказался таковым, и самое понятие о Церкви Божией исказил и сковал духовную свободу и совесть христиан-католиков, подвергая в то же время неправильной хуле и неприязни католиков св. Православную Церковь, столп и утверждение истины. У протестантов – немцев и англичан, совсем извращено понятие о Церкви, ибо нет у них благодати законного священства; нет таинств, кроме крещения и (самого главного) причащения Тела и Крови Христовой; нет колена небесного – Церкви небесной: не признают святых; нет и колена преисподнего – умерших не признают и не молятся за них, считая это ненужным. Слава Церкви Православной! Слава Христу Богу – Святейшей Главе, единой Главе Церкви Божией на земле! Слава Богу в Троице, что мы не впали в хулу на Бога, не признали и не признаем во веки главою Церкви святой грешного человека! (стр. 65–66).
А вот как смотрел св. прав. Иоанн на всех непринадлежащих к нашей св. Православной Церкви:
«Благодарю Господа, послушавшего и слушающего молитвы мои при виде всеспасительной и страшной Жертвы (Тела и Крови Христовых) о заблудших в вере великих обществах, христианскими именуемых, но в существе отступнических: католического, лютеранского, англиканского и иных» (стр. 59).
«Чин обращения от разных вер и исповеданий и присоединения к Православной Церкви – что показывает? Необходимость – оставления ложных вер и исповеданий, отрицания заблуждений, исповедания Истинной Веры и – покаяния во всех прежних грехах и обещания Богу хранить и твердо исповедывать веру непорочную, беречься грехов и жить в добродетели» (стр. 57).
Вот – ясное и категорическое осуждение св. Иоанном Кронштадтским столь модного теперь «экуменизма», уже захватившего все поместныя православныя церкви, вот – сильный и решительный ответ всем «экуменистам», пропагандирующим, под предлогом мнимой «христианской любви», равноценность и равноправие всех вер и исповеданий!
В заключение необходимо нам упомянуть, в качестве наглядной и красочной иллюстрации к словам св. праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского о «духе лжи» в римско-католическом папизме, как римско-католические ксендзы в нашем Западном Крае усиленно распространяли клевету на св. прав. Иоанна, что будто бы он перешел в католичество и потому так прославился своей прозорливостью и чудотворениями. Эта клевета, несмотря на всю ея нелепость, повторялась и впоследствии. В 1932 году в г. Вильно в иезуитском журнале «К соединению» некий ксендз Семяцкий не постыдился напечатать следующия строки: «О. Иоанн Кронштадтский много совершал чудес, пока был католиком, но как только отрекся от католичества, сила чудотворения оставила его».
Вот как отвечает на такую фантастическую небылицу сам св. праведный Иоанн в своем слове, сказанном в г. Витебске в Петро-Павловской церкви 7-го апреля 1906 года:
«Сильно желал я, дорогие отцы, братие и сестры, побеседовать с вами здесь в вашем городе и храме, во славу Божию и святой, непорочной нашей веры и Церкви, и к утверждению вашему на спасительном пути. Почему я хотел с особенным желанием побеседовать с вами? А вот почему. Живя и служа в Кронштадте священником вот уже пятьдесят первый год, – я, за последнее время получал много писем из западного польского края, особенно гродненской и виленской губерний, – писанных, так сказать, кровавыми слезами, с горькими жалобами на католических патеров и их приспешников мирян-католиков, на гонение от них православных христиан и принуждение ими всякими насильственными мерами к переходу в католичество, при чем патеры без всякого зазрения совести клеветали на меня, что я будто перешел в католическую веру, да и сам Царь якобы сделался католиком, и всем велит принимать католическую веру. Столь безсовестно оклеветывая меня и Царя, католики многих православных крестьян заставили принять католичество и навязать им чуждую веру. Это ли дух Христов? Не доказывают ли патеры образом своих действий, что католическая вера не имеет сама в себе жизненной силы, покоряющей ум, сердце и волю человека к добровольному последованию ей, – и что последователи ея завлекают людей правомыслящих только насилием и обманом?
Дорогие отцы и братия! Вы знаете мое твердое пребывание и служение в Церкви Православной вот уже пятьдесят лет; знаете, может быть, и мою всегдашнюю ревность по вере правой, знаете о моих многочисленных писаниях во славу Божию и Церкви Православной и о многочисленных знамениях силы Божией, явленных не только над православными христианами, но и над католиками и лютеранами и даже евреями и магометанами, когда они с верою обращались к посредству моих молитв? Об этом свидетельствовали и свидетельствуют хроники газетныя, – и не ложныя, правдивыя показания очевидцев. Свидетельствую и я ныне пред всеми вами и пред Всевидящим Богом, что и поныне не оскудевают у нас чудеса исцелений. Значит ли это, что Вера, Православная – мертвая вера, как клевещут католики? Не свидетельствует ли она непрестанно о своей жизненности и спасительности, о своей Богоугодности?
Я не хочу приводить во свидетели католической всякой неправды безпристрастную тысячелетнюю историю: она довольно известна всему образованному миру. Еще свежа память злополучной унии семнадцатого века у нас в России: – свежа память фанатической ненависти, с которой истреблялись католиками православные храмы в западном крае; памятны все ужасныя поношения и ругательства, коими обзывалась православная вера и Православная Церковь и несчастные православные христиане. Теперь возобновились опять времена унии. И это когда? Когда католикам дана полная свобода, свобода, конечно, не для гонения Православия и православных, а для взаимного, мирного, братского сожития с православными согражданами.
Я привел в начале слова Апостола Павла о Церкви, как Теле Иисуса Христа, и о Христе, как Главе Церкви, «Которая есть полнота Наполняющего все во всем» (Ефес. 1, 23).
Мы твердо веруем в эту единую Главу Церкви, и другой, видимой главы непогрешимой признать не можем, ибо нельзя работать двум господам. Вполне довольно нам единой Главы, всеправедной, всеведущей, всемогущей, всенаполняющей (полнота Наполняющего все во всем). Эта Глава управляет нами, защищает нас и укрепляет в вере Духом Святым, священнодействует, просвещает, спасает, приводит к совершенству.
А если хотите видеть славные и богоприятные плоды веры нашей православной, – то мы укажем врагам нашим на множество орлов небесных, возлетевших от земли нашей на небо к Самому Солнцу Правды – всех Святых наших древних и новых, прославленных равноангельной жизнью, нетлением мощей и безчисленнымй чудесами.
В заключение скажу, что истина нашей веры заключается в ней самой, в самом существе ея: в ней – «да», и в ней самой – «Аминь».
И я кончаю мое слово словом – аминь».
Для всех, кто свято чтит нашего новоявленного великого угодника Божия св. праведного отца Иоанна Кронштадтского, вышеприведенных свидетельств его более чем достаточно, – тем более, что праведивость и убедительность их подтверждается самою жизнью и безпристрастной историей.
Какое же после этого доверие можем мы иметь к основанному на лжи и пропитанному насквозь ложью римско-католическому папизму, пока он не отречется решительно и всенародно от своей пагубной лжи и порожденных ею гибельных для душ людских заблуждений?
Никаких компромиссов с ним не может быть и никакого общения, ибо «кое причастие правде к беззаконию? или кое общения свету ко тьме?» (2Кор. 6, 14).
Единственный правильный путь в наше лукавое, исполненное всякой лжи и обмана время, это путь, указываемый тем же нашим великим праведником:
«Борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружием Святой Веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью!» (Слово 30 авг. 1906 г.).
† Архиепископ Аверкий.