Источник

Псалом 132

Песнь степеней. С Евр.: «Песнь восхождения. Давида». По бл. Феод, – сей псалом предвозвещает соединение и согласное житие всех колен Еврейских по возвращении из Вавилона. Псалом нравоучительный, показывающий превосходство и спасительность мирной жизни.

1. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. «Пророк говорит не просто о жительстве, и не о пребывании в одном доме, но о жизни вкупе, т.е. с согласием и любовию, ибо отсюда происходит единодушие» (Св. Злат.). «Братиею же, – говорит бл. Феод., – называет колена; потому что соименные коленам родоначальники их были дети одного отца».

2. Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. С Евр.: «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его». «Как Аарон, – поясняет св. Злат., – быв помазан миром, блистал видом, был светел лицем, исполнен великого благоухания, и доставлял приятность взиравшим на него очам, так прекрасно и это», – т.е. житие в мире и любви. «Дарование любви, говорит пророк, уподобляется оному миру, которое изливалось на главу Ааронову и не только сходило на браду, но и освящало часть одежды, покрывающую грудь. Ометом651 назвал пророк то, что мы называем парамником. Это же Акила назвал: устием одежды. Поэтому, как священное миро, с главы по бороде стекавшее до одежды, иерея исполняло благоухания, так польза, исходящая от согласия, от начальства простирается и на подчиненных» (Бл. Феодорит).

3. Яко роса Аермонская652 сходящая на горы Сионския. Т.е. жизнь в мире и любви также спасительна и приятна, как «роса, приносимая с Ермона на Сион. Роса сия, такова, что с черепиц падает на землю» (Бл. Феод.). Яко тамо заповеда Господь благословение. С Евр.: «Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки». Тамо – «в такой (мирной) жизни, в таком единодушии, в таком сожительстве» (Злат.). Тамо – у братий живущих вкупе, в Сионе, где на св. Апостолов ниспослана животворящая роса Всесв. Духа, от которой все верующие пожинают вечное благословение (Св. Афан. и бл. Феодорит).

* * *

651

Ометы η ωα – обшивка платья, край, бахрама, ворот. Еврейское слово: пи собственно значит: уста, отседе – край. В книге Исх. 28, 32 ωαν переведено: в Славянском ожерелье, а с Евр: – отверстие.)

652

Аермоно (или Ерион) во всякое время покрыт снегом, а потому роса Ермонская летом, во время зноя, от апреля до октября, когда не бывает дождя, разносимая ветрами, умеряет жар, предохраняет землю от совершенного высыхания, способствует плодородию. См. Руков. к Библ. Археол. Кейля о климате Палестины.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle