Беседа 5. Горе от соблазнов
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж». Тема сегодняшней беседы называется: Горе от соблазнов, и мы рассмотрим 18-ю главу Евангелия от Матфея с 7-го по 9-й стих.
Читаем 18-ю главу Евангелия от Матфея 7-й стих:
Мф.18:7. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».
Святые Отцы учат, что соблазн иногда воспринимается человеком как некая болезнь, лечить которую заболевший не всегда спешит и даже находит в ней для себя некоторое преимущество (святитель Иоанн Златоуст).
Действительно, легко сказать о соблазне: «Он у меня врожденный», или: «Я таким родился», или: «Это все дурная наследственность». Некоторые могут увидеть в этих словах Христа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» – даже сожаление. Златоуст пишет: «Будучи Богом, Христос соделался для тебя человеком, принял образ раба, подвергся всем поношениям и не оставил со Своей стороны ничего, что нужно было сделать. Но так как все это людям неблагодарным не принесло никакой пользы, то Он сожалеет о них; сожалеет о том, что и после такого врачевания они не избавились от своей болезни, подобно тому, как если бы кто-нибудь, сожалея о больном, о котором прилагали великое старание, но который не захотел повиноваться предписаниям врача, сказал: горе этому человеку от болезни, которую он усилил собственным своим нерадением!»46
Блаженный Иероним Стридонский настаивает, что человек если и соблазняется чем-либо, то в этом есть и его, «соблазненного», вина. Святой Иероним учит: «Это значит не то, что неизбежно быть соблазнам, ибо в таком случае производящие соблазн не были бы виновны, но значит то, что так как в этом мире соблазны по необходимости бывают, то каждый терпит от соблазнов по своим личным порокам»47. Таким образом, нет извинения не для соблазненного, ни для соблазнителя.
И все же Сын Божий учит: «но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Но как распознать, кто соблазнен, а кто соблазнитель? Блаженный Августин пишет: «Мир злой и мир добрый: в мире злом все – злые, в мире добром все – добрые. Мы часто слышим о поле: полно это поле; а каким плодом? Пшеницей. Но мы также говорим, и верно говорим: поле это полно плевел… однако одно уносит ветер, а другое снимает сборщик урожая. Так что, когда слышишь: “Горе миру от соблазнов”, не страшись, люби Закон Божий, и не будет тебе соблазна»48.
Да! Это действительно так: в этом мире невозможно до конца распознать, кто «пшеница» Христова, а кто – «плевелы». Сказано: «Но Он сказал: нет (то есть не пытайтесь сами ответить на этот вопрос: кто есть кто? – О.С.), – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13:29–30).
При этом не надо забывать, что существует духовное рождение, или рождение свыше, когда явный «плевел» может оказаться истинной «пшеницей» Господа Иисуса Христа, как, например, гонитель христиан Савл (Шауль), который, раскаявшись в прежней жизни, соделался первоверховным апостолом Павлом. Но бывает и наоборот: когда апостол Иисуса Христа, Его, Сына Божия, избранник – Иуда Искариотский выпал из содружества апостольского и оказался первенцем сатаны.
Но иногда то, что для одних людей может оказаться соблазном, для других – необходимое в деле спасения действие. Так, в «Отечнике» cвятителя Игнатия мы находим следующее повествование:
«Поведали об авве Агафоне, что он в течение долгого времени занимался со своими учениками постройкой келлии. Не прошло и недели, как они закончили келлию и начали в ней жить. Но авва увидел на том месте что-то вредное для души и сказал ученикам то, что Господь сказал апостолам: “встаньте, пойдем отсюда” (Ин.14:31). Этим ученики очень огорчились и сказали старцу: “Если у тебя было намерение переселиться отсюда, то зачем мы затратили столько труда, долгое время строя келлию? И люди начнут соблазняться, начнут говорить: «Вот они опять переселяются! Не могут ужиться на одном месте!"” Старец отвечал: “Если переселение наше послужит соблазном для одних, то для других оно послужит назиданием. Найдутся и такие, которые скажут: «Блаженны эти иноки, переселившиеся ради Бога и презревшие свою собственность ради Него». Я решительно говорю вам, что немедленно иду. Кто хочет – пусть идет, а кто не хочет – пусть остается”. Ученики пали к его ногам, прося, чтобы он согласился взять их с собой»49.
Но иногда, человек сам неправильным пониманием законов духовного мира и не следованием Евангельским заповедям подвергает себя и других соблазну. В «Отечнике» мы находим и следующее повествование:
«Брат сказал авве Пимену: “Смущаюсь и хочу оставить место своего жительства”. Старец спросил его: “По какой причине?” Брат отвечал: “Потому что доходит до меня слух о некоем брате, наносящий вред моей душе”. Старец сказал; “Слух, дошедший до тебя, – несправедлив”. Брат сказал: “Отец! Будь уверен, что справедлив, потому что брат, передавший мне его, верен”. Старец сказал: “Он не верен! Если б был верен, то не передавал бы злого слуха”. Брат отвечал: “И я собственными глазами видел соблазн”. Услышав это, старец посмотрел на землю и, подняв с нее небольшой сучок, спросил: “Это что?” Брат сказал: “Это сучок”. Потом посмотрел старец на потолок хижины и, указав на поперечное бревно, на котором он держался, спросил: “А это что?” Брат отвечал: “Это бревно”. Старец сказал ему: «”Положи в сердце своем, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны этому малому сучку”»50.
Так что, как сказано в Писании: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15).
Итак, блаженный Августин советует, для того чтобы избежать соблазнов, усилить внимательное и кропотливое следование Закону Божию. Соблюдая заповеди, сам поймешь, как трудно и даже невозможно для человека следовать стезей праведности, и, зря свои неудачи, перестанешь соблазняться нестойкостью других.
Блаженный Феофилакт предлагает оплакивать многие соблазны, захлестнувшие мир. Он пишет: «Как человеколюбец, Господь оплакивает мир, потому что он будет терпеть вред от соблазнов. Но кто-нибудь скажет: зачем нужно оплакивать, когда необходимо помочь и протянуть руку? Мы скажем, что и оплакивать кого-либо есть тоже помощь. Ибо часто можно видеть, что тем, которым наше увещание не принесло никакой пользы, мы доставляем пользу, оплакивая их, и они приходят в чувство»51.
Напомню: блаженны не те плачущие, которые плачут прежде о своих грехах, но, наоборот, те, которые сначала плачут о чужих грехах и лишь потом – о собственных. Мы беседовали об этом, разбирая значение евангельских Заповедей Блаженств, – то есть не ищи источник соблазна вне себя, обрати внимание, прежде всего, на свое собственное сердце, и тогда, может быть, ты поймешь, чем и как ты соблазняешь и огорчаешь других людей.
И далее мы читаем:
Мф.18:8–9. «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную».
Не говорит «руки», не говорит «ноги», но говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя» – таким образом, подсказывает нам что речь идет не о руке или ноге, но о внутреннем устремлении к соблазну. Ибо если одна рука соблазняет, то и другая может соблазнить.
Блаженный Феофилакт так истолковал этот текст: «Под рукою, ногою и глазом разумей друзей, которых мы имеем в числе членов. Итак, если бы и таковые, то есть близкие друзья, оказались вредными для нас, то должно презирать их, как гнилые члены, и отсекать, чтобы они не повредили и других. Так что из этого ясно, что если и есть нужда, чтобы пришли соблазны, то есть вредные люди, то нет необходимости, чтобы мы портились. Ибо если будем поступать так, как сказал Господь, и будем отсекать от себя тех, кто причиняет нам вред, хотя бы они и друзьями были, то не потерпим вреда»52.
Выслушав это истолкование, не обвиняй во всем других людей. Но, напротив, скажи себе: это я всему вина! Вместо того чтобы влиять добрым христианским житием на окружающих, которых я называл своими «друзьями», я, называя себя христианином, последовал за их злочестием. Не я их в храм привел, а они меня в бар и в бордель затащили, не я их слову Божию обучал, а они меня – своей ругани, не я их вытаскивал из грязи греха, а сам с ними валялся в грехе безнравственности и порока.
Посему прекратим общение с некоторыми людьми, не потому что они хуже нас, а потому, что мы хуже их. Святые Отцы-пустынники и уходили от мира людей не потому, что считали себя святее остального мира, но, наоборот, считая себя недостойными жить среди людей, удалялись в пустыни к диким зверям, отсекая себя таким образом от жизни человеческой. За что и стяжали жизнь ангельскую.
Но что делать нам, если один и тот, же соблазн, и порождаемый от него грех не покидает нас. Как тут не впасть в отчаяние! Когда ты соблазн не только для окружающих, но и для самого себя!
«Один достойный удивления старец рассказывал, что некоторый брат был побежден демоном блуда до такой степени, что весьма часто впадал в этот грех, но также весьма часто и умилостивлял Господа своими слезами и молитвами. После такого раскаяния, побуждаемый навыком, он опять впадал в грех. Но снова после падения стремился в церковь и там, взирая на честное и славное изображение Господа нашего Иисуса Христа, повергался перед Ним и говорил с горькими слезами: “Господи! Помилуй меня. Отними от меня это страшное искушение”. После таких слов выходил из церкви и снова низвергался в ту же пропасть, однако и тогда не отчаивался, а спешил в церковь и вопиял к человеколюбивому Господу. Много лет он делал так: не переставал грешить, не переставал и раскаиваться. Однажды, когда по худому навыку был сделан грех, несчастный борец с блудной похотью пришел в церковь, повергся лицом на землю, плакал, рыдал и стенал, умоляя милосердного Владыку сжалиться над ним и подать руку помощи, чтобы он мог изъять себя из нечистого сладострастия. Когда он так поступил, диавол, видя, что нисколько не успевал, ибо что он сплетал грехами, грешник разрывал упованием на Господа, бесстыдно явился пред его очами. И, когда увидел его повергнувшегося в слезах ниц, обратился к святому изображению Господа нашего Иисуса Христа и громко возопил: “Что мне и Тебе, Иисусе Христе? Твое сострадание бесконечно, побеждаешь меня и низвергаешь множеством милости Твоей и безмерной Твоей благостью. Для чего приемлешь этого блудника, сластолюбца нечистоты, осквернившегося с ног до головы, который обманывает Тебя ежедневно, надсмеивается над Твоей властью и презирает владычество Твое, изменяя слову истины? Ты милостиво приклоняешь к нему уши Твои, кротким являешь перед ним величество Твое и спешишь помиловать его! За что же называют Тебя Праведнейшим Судией? Ибо вижу, что и Ты, по великому милосердию, произвольно смотришь на лица и нет правды в суде Твоем”. После того как умолк безумный (дьявол. – О.С.), исходит голос от жертвенника, подобный отголоску сильнейших ударов и еще более страшный. Так вещал Он (Господь. – О.С.) к нему: “О, змей лукавый и губительный! Не насытил ты злобы своей тем, что поглотил весь мир, коварный! Но и прилепившегося к неизреченной милости благоутробия Моего спешишь похитить и пожрать, жадный! Или столько у него грехов, что ты уравновесил их с Пречистой Кровью, Мной за него излиянной на Кресте! Страдания, смерть и Кровь Мои исходатайствовали снисхождение к его малым проступкам. И ты сам, когда он идет к греху, не отгоняешь его, но с радостью принимаешь, надеясь завладеть им, и не отрицаешься от приобретения его. А Я – Бог благой и милостивый, непостижимый в милосердии, повелевший ученику и апостолу Моему Петру прощать седмижды семьдесят раз в день оскорбившему его, неужели не пощажу, не сжалюсь, не помилую? Нет! Так как прибегает ко Мне, не отвращусь от него, пока не приобрету его. Никого не отвращаюсь и никого не отгоняю от Моей Благости, хотя бы кто тысячу раз в день приходил ко Мне, и исходил, и опять приближался ко Мне, поскольку Я приходил не праведных, но грешных призвать на покаяние”. Когда исходил этот голос, диавол не в силах был бежать. Потом опять был голос: “Выслушай, обольститель, и то, за что обвиняешь. Праведен Я, и в чем кого обрету, за то и сужу. Вот, Я нашел его в покаянии, и исповедании, и в праведности, поскольку лежит у ног Моих и является твоим победителем. Поэтому приму его дух и обрящу душу, как единого из святых, ибо в течение столь многих лет не отчаялся в своем спасении, стяжав известную надежду – Мою Благость. А ты зри славу этой души и мучься завистью и рвением, погибельный!” Тогда брат, лежавший ниц в слезах и рыдании, предал дух свой»53.
Сказано: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:12–15).
Итак, Бог никого не искушает, и не испытывает, и не проверяет, ибо Господь Бог сердцеведец и ничто, никакие глубины нашей души не сокрыты от Него. Единственно, ради чего Он попускает нам испытания, искушения и скорби, – чтобы усовершенствовать нас, и каждого в той мере, в какой человеку это только и возможно. Сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13). То есть сверх силы Господь не попустит искушения. И преподобный Макарий Египетский тоже учит: «Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергнуться искушению…»54
Когда во время военного конфликта в Приднестровье я возил от Марфо-Маринской обители туда гуманитарную помощь, однажды, находясь в штабе ЧКВ55, я столкнулся со следующей сложной ситуацией. Атаман подвел ко мне казака лет 45-ти, небольшого роста, с загорелым лицом и руками. Вокруг нас сразу образовался круг, и атаман с казаками объяснили мне, что у этого защитника Приднестровья молдаване вырезали всю семью, родителей, жену и детишек. И казак, узнав об этом, замкнулся и как бы ушел в себя. Его пытались и водкой отпоить, трясли за плечи, пытались разговорить… Но он молчал, и его и без того загорелое лицо становилось все темнее и темнее. Атаман буквально крикнул мне в уши: «Надо, чтобы он заплакал, иначе пропал мужик. Утешь его, как можешь и как знаешь!» Я обнял этого казака, буквально взял в охапку и со слезами на глазах сказал: никто тебя не утешит! Такое испытание Бог не каждому и пошлет. Меня бы такое испытание раздавило, расплющило, а ты стоишь на ногах». И он затрясся всем своим тщедушным телом и зарыдал. Мы все расступились, и волна облегчения прошла мурашками по нашим спинам. Я видел перед собой по-настоящему сильного человека…
А он, захлебываясь слезами, голосил: «Братки! Братки! Вы теперь моя семья… уберегли… чуть крыша не поехала».
Слушая эти сбивчивые слова, прорывавшиеся через брызнувшие слезы, я понял, что не каждому Бог такое попустит, не каждый и стерпит, а этот – силен.
Преподобный Ефрем Сирин учил: «…Желающему спастись невозможно настоящую жизнь проводить в покое или быть в мире сем без искушений и скорбей, потому что ни избегнуть наказания, ни достигнуть Царствия и насладиться вечными благами никто не может без искушений и скорбей»56.
Действительно! В жизни каждого из нас хватает мельничных жерновов, которые давно бы утащили нас в глубины ада, если бы не Бог наш облеставший ад наших душ сиянием Своего Божества.
Гибнем все! Что делать?
В «Митериконе» есть сказание: «Одна монахиня пришла к блаженной Сарре и попросила: “Помолись о мне, госпожа моя”. Говорит ей блаженная: “Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как передали нам отцы”»57.
Оказывается, нам необходимо проявить милость к себе самим: не в том смысле, что потворствовать своим прихотям, соблазнам и грехам – это не есть милость, но ЗЛО, ибо грех суицидален и несет в себе семена саморазрушения личности, когда, еще живя здесь, можно чувствовать нахождение в аду, физически ощущать жжение и смрад.
Разбить свой персональный «мельничный жернов» возможно, как сказано: «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58:6–8).
А про грехи первоверховный апостол Павел написал так: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:9–11).
Про искушения же первоверховный апостол Петр написал следующее: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:6–7).
Спаси вас Христос!
* * *
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 59.1.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.18:7: http://bibleist.ru/biblio.php?q=003&f=002.html
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Августин Иппонский, Проповеди 81.3.
Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский. Отечник. С. 59. № 18.
Там же. № 76. С. 339.
Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.18:7: http://azbyka.org/?otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolk_51=18
«Русский инок». Август 1911 г. №№ 5–8: http://www.russian-inok.org/books/ri1511.html
Макарий Великий, прп. Творения. Слово 4. «О терпении и рассудительности», 7: http://anthropology.rchgi.spb.ru/makary/makary_opus_5.htm
Черноморское казачье войско.
Ефрем Сирин, прп. СДМ. Т. 4. С. 216.
Митерикон. С. 54. № 57.