Беседа 21. О левирате
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по 22-й главе Евангелия от Матфея. Мы рассмотрим две темы: вопрос О левирате (23–30) и вопрос О Боге живых (31–33). В контексте вопроса о левирате мы коснемся такого пагубного явления, как гражданский брак.
Но прежде всего мы вспомним прошедшую беседу, в которой мы говорили о необходимости наличия радостного чувства в деле исполнения Закона Божия. Мы рассмотрели отрывок из Книги Второзакония (28, 47–51), где главной причиной наказания иудеев выставляется следующее: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца… будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь». Отсутствие радости и веселья в библейских текстах преимущественно означает потерю или ослабление веры в Мессию (Христа), то есть Евангелие. Ибо само греческое слово «евангелие» переводится, как «добрая весть», «благая весть», «благое слово», или «радостное известие». Поэтому слова «за то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца», надо понимать в контексте слова «Евангелие». И действительно, невозможно исполнить Закон Божий без Радостной Вести, воспринятой сердцем: что наши грехи искуплены Кровью Иисуса Христа, и мы не просто прощены или помилованы – мы «оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева (то есть гнева божественной заповеди – О.С.)» (Рим.5:9); ибо нарушение Закона Божия вызывает правосудный и справедливый гнев Божий.
Иудеи и оказались под гневом Создателя, потому что, стремясь исполнить Моисеев Закон своими собственными силами, они не уповали с радостью и весельем на Добрую Весть (Евангелие) о Мессии – Христе Иисусе, за что и оказались в галут – изгнании. Причем, Электронная Еврейская Энциклопедия сообщает: «Этим термином обычно обозначается период со времен разрушения Второго храма», который, как известно всему христианскому миру, был разрушен в наказание за неприятие Радостной Вести о Христе Иисусе. Подлинная Радость (Евангелие) была отвергнута, и теперь исполнение Закона Божия не являлось уже источником счастья и благополучия. Сказано: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор.28:47–48).
Святитель Василий Великий писал: «Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божию есть радость о Господе. Потому, когда исполняем заповеди Господни или терпим что-либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться друг другу»296. Если мы верим в Промыслы Божии и всё принимаем как из Его рук, то должны за всё благодарить и радоваться – хотя иногда и со слезами на глазах.
И мы читаем 22-ю главу Евангелия от Матфея, 23-й стих:
Мф.22:23. «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его».
Слова «В тот день», то есть «в тот же», показывают интенсивность нападок.
Анонимный комментатор V века пишет: «А в какой день? В тот, когда отступили фарисеи, приступили саддукеи. Ушли саддукеи, и снова пришли фарисеи. Всего один день, а так много схваток. Они зачастили к Нему (то есть к Иисусу. – О.С.) с такой целью, чтобы кто-то из них смог уловить Его, или если и не удастся превзойти Его суждением, то хотя бы самой частотой обращения привести чувства Его в смятение. Подобно тому как среди множества врагов найдется один храбрый боец, так они, поскольку по отдельности своей силой не могут Его превзойти, все Его окружают, чтобы если уж не силой, то своей многочисленностью заставить Его отступить»297.
Евфимий Зигабен, ученый византийский монах и богослов начала XII века, писал о саддукеях: «Они отвергали воскресение мертвых на том основании, что о нем нет ясного упоминания в Писаниях Моисея, которые они только и признавали, не принимая других книг. Вот безумие! Лишь только принуждены были замолчать фарисеи, самые точные из иудеев, как на смену им подбегают саддукеи, люди с большими недостатками. Хотя следовало бы удержаться, но дерзость делает их смелыми, бесстыдными и решающимися на невозможное. Так как в пророческих Писаниях содержится более ясное учение о воскресении, то они полагали, будто бы оно трактует, что люди воскреснут такими, какими были прежде смерти, с теми же свойствами и страстями. Поэтому, желая опровергнуть это учение, придумав от себя предлог, они и подходят»298.
В том, что люди воскреснут не такими, какими умерли, они не соглашались, потому что не признавали пророчеств Исаии, Иова и других пророков. Исаия писал: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки» (Ис.35:5–6). А у Иова сказано: «Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов.33:24–25).
Блаженный Иероним в толкование на данный стих (Мф.22:23) писал: «…а саддукеи, что значит “праведные”, сами себе присваивали то, чем они не были. В то время, как первые (фарисеb. – О.С.) веровали в воскресение тела и души и учили о бытии Ангелов и духа, вторые (по свидетельству Деяний апостолов) отрицали всё»299.
Еврейский историк I века Иосиф Флавий определяет эти секты оппонентов Христа как три различные философские школы, сравнивая на основании некоторого внешнего сходства саддукеев с эпикурейцами, фарисеев – со стоиками, а ессеев – с пифагорейцами. Правда, о столкновениях Христа с ессеями ничего не известно, скорее, содержатся намеки на их лояльность по отношению ко Христу, о чем мы говорили в беседе на Крещение Господне.
Саддукеи были малочисленной сектантской ложей наподобие масонской. В эту секту принимали только представителей высшего духовенства и аристократии300. Саддукеи в древней Палестине по сути своей были атеистами. Они не веровали в загробную жизнь, Ангелов, Духа (Бога) и воскресение мертвых. Моисеев Закон (Тора) воспринимался ими как орудие управления серыми массами. И, как ни странно, к саддукейской партии принадлежали многие первосвященники еврейского народа301. То есть, по сути, иудейский первосвященник (руководитель Ветхозаветной Церкви), приговоривший Христа к смерти, был «масоном» и сатанистом (Ин.8:43–44). Таким образом, мы выясняем что архиереи и старцы, погубившие Христа, это архиереи – саддукеи, старцы – фарисеи.
Искушая Сына Божия, они (саддукеи) спрашивали Его:
Мф.22:24–28. «Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее».
Евфимий Зигабен предлагает нам следующее таинственное истолкование данного отрывка: «Примет ли кто-либо семь тысяч лет настоящего мира, или семь веков, в продолжение которых жила человеческая природа, не погрешит относительно цели. Ни одного из них женой она (система восприятия времени. – О.С.) не будет после воскресения, так как тогда все они (временные деления. – О.С.) окончатся и ее (человеческую жизнь. – О.С.) возьмет другой век – восьмой, который не будет иметь конца»302.
Под «мужьями» Зигабен понимает и годы нашей жизни, и как бы говорит: неважно, сколько ты прожил; спасение, являясь делом всей нашей жизни, совершается все же однажды; может быть, в молодости или старости ты хорошо подвизался, а потом сник. Можно под «мужьями» понимать и различные добродетели, трудности и духовную брань, но и тогда спасение зависит и не от сего, «и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин.4:18).
То есть нельзя жить прошлыми духовными добродетелями и озарениями – это всё в прошлом. Важнее, с чем ты предстанешь на Небесах. Сказано: «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими» (Мк.13:35–36).
Вне аллегорического истолкования, если женитьба сама по себе препятствует полноценно служить Богу (о чем пишет апостол Павел в 1Кор.7:32–33303), то тем более препятствует спасению многоженство, о чем свидетельствует жизнь Ламеха (Быт.4:23) и царя Соломона. Сказано: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» (3Цар.11:4). Если для мужчин это проблема, то тем более пассивное женское многомужество наносит вред душе и телу. Хотя Закон Божий и разрешал для иудеев многоженство (Втор.21:15), но Христос отрицательно относился к этому разрешению. Сказано: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф.19:8). То, что относилось к разводам, относилось и к многоженству, ибо если бы Моисей запретил развод или многоженство, то жестокосердые иудеи убивали бы своих жен, чтобы заменить их места другими.
Впрочем, есть ответ на данный вопрос («которого из семи будет она женою? ибо все имели ее») по существу, не касаясь воскресения мертвых, ради чего и был задан вопрос. Блаженный Феофилакт пишет: «Можно бы, конечно, ответить им так: неразумные саддукеи! конечно, первому мужу, если бы при воскресении оставался в силе брак, так как прочие мужья – не настоящие законные супруги, а только заместители»304.
В наше время распространилось странное явление, именуемое «гражданским браком». Объяснить, почему это «брак» и, тем более, «гражданский», достаточно сложно. Ибо внешне это случайно начавшие жить друг с другом сексуальной жизнью люди. Подобные взаимоотношения игнорируют и Закон Божий, и человеческий здравый смысл. Скорее подобные взаимоотношения между самкой и самцом (а здесь уместнее использовать эти определения) напоминают нам мир животных, где случайные связи, ни к чему не обязывающие, возникают в определенные сезоны. Но и здесь так называемый гражданский брак уступает сексуальной жизни зверей. Как известно, животные хорошие родители, и чем более они свирепые, тем более нежно обращаются со своими чадами. И напротив, «гражданский брак» не предполагает чадородие, а если такая ситуация и возникает, то воспринимается как что-то излишние, ненужное и несвоевременное, от чего надо избавиться, и как можно быстрее – как от какой-нибудь «нехорошей» болезни.
Сын Божий учил: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:4–6).
Здесь мы видим, что Бог и в двоих (в муже и жене) видит одно целое: «будут два одною плотью», а кто-то втаскивает в таинственный союз законного брака и третье, и четвертое лицо, и так далее. Подобная полигамия нравственно и морально разрывает человека изнутри, делает его бесчувственным к очередному новому телу, уничтожает эмоциональную красоту законных сексуальных отношений. Сказано: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?» (Притч.5:18–20).
Законные отношения между мужчиной и женщиной наполнены ароматом и дыханием Рая, где сочеталась Самим Богом первая чета – Адам и Ева; а незаконный секс смердит и воняет ужасами 16-го и 17-го мытарств.
С другой стороны, семья – это школа любви, в которой мы вырабатываем в себе свойства любви Небесной, посему Христос далее и говорит:
Мф.22:29–30. «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».
Неправильно понимать, что люди будут «как Ангелы» (станут Ангелами), то есть лишатся своего человеческого обличия, и даже пола, и даже возможности к соитию, так как в этом просто отпадет всякая необходимость.
Вот что об этом пишет в толковании на 30-й стих блаженный Иероним Стридонский: «Если же в воскресении мертвых “ни женятся, ни выходят замуж”, то отсюда следует, что воскреснут тела, которые могли бы жениться и выходить замуж. В самом деле, ведь никто не скажет о дереве, камне и таких вещах, которые не имеют необходимых членов для воспроизведения (membra genitalia), что они ни женятся, ни выходят замуж, но только о тех [тварях], которые, хотя и могут вступать в супружество, но не вступают по другой причине. А указанием на то, что они “будут, как Ангелы Божии на небесах”, дается обетование о духовном образе жизни»305.
Латинский автор VI века, епископ Фульгенций Руспийский, в своем трактате «О вере» писал: «И мужской, и женский пол останутся такими, какими они были сотворены. Слава их будет различаться соответственно с различием в благодеяниях. Все же тела – мужчины и женщины, которые пребывать будут в Царствии, будут и в славе»306.
Таким образом, мы, обращая внимание на слово «как», понимаем, что спасенные люди будут подобны Ангелам, оставаясь людьми в райском формате человеческого бытия. Следовательно, изменится и характер отношений между супругами, и средоточием их жизни перестанет быть то, что является средоточием жизни здесь, на земле, – ТЕЛО, но всецело будут доминировать интересы ДУХА. Сказано: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1Кор.15:40). Вот что и имеет в виду Христос, изрекая: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».
Позиция Оригена по данному вопросу более радикальна, он пишет: «Я же думаю, что не только благодаря тому, что не женятся и не выходят замуж, удостоенные воскресения из мертвых пребывают, “как Ангелы Божии на небесах”, но и благодаря тому, что их смиренные тела преображаются в такие, как у Ангелов – воздушные и излучающие свет»307. О телах наших прародителей до грехопадения свидетельствует и следующий текст: «…одеваешься светом, как ризою» (Пс.103:2), и хотя этот стих из Псалтири говорит о Господе, но косвенно – и о райском состоянии человека, созданного по образу Божию (Быт.1:26). И может быть, о прекращении светозарного бытия первой четы в Раю свидетельствуют слова: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21).
Далее Господь Иисус Христос рассматривает вопрос о воскресении мертвых. Здесь партия фарисеев на Его стороне, а саддукеев – напротив…
О Боге живых
И мы читаем далее:
Мф.22:31–32. «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых».
Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный отрывок: «Он вновь заграждает уста саддукеев словами Моисея, так как и они сами ссылались на Моисея: “о воскресении мертвых, – говорит Он, – не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых”. Бог не есть Бог несуществующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут. Не сказал о Себе – Я был, но сказал – Я Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти, так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения. Как же в другом месте сказано: “чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми” (Рим.14:9)? Изречение это не противоречит предыдущему, потому что здесь говорится о мертвых, которые некогда оживут. Впрочем, есть и различие между словами. Надобно знать, что есть иная смерть, о которой сказано: “предоставь мертвым погребать своих мертвецов” (Лк.9:60)»308.
В Евангелии от Матфея также сказано: «…многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:11–12).
Как известно, патриархи Авраам, Исаак и Иаков были странниками. Когда мы читаем повествование о них, то видим, что они беспрестанно переходили из одного населенного пункта в другой. Почему? У апостола Павла есть слова: «и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр.11:13). Они искали града Небесного, «имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:10).
Мы с вами представляем в общих чертах, каково будет царство антихриста, каков будет Страшный Суд. Но царство антихриста определено во времени как непродолжительное – три с половиной года. Страшный Суд тоже будет, возможно, недолгим. А вот что будет в вечности для каждого из нас? Какова эта вечность, ожидающая человека, когда время прекратится?
Православная Церковь учит о грядущей Вечной жизни, что настанет тогда конец Царства Благодати, так как это Царство рождено страданиями Иисуса Христа, Своей Кровью омывающего род человеческий, но однажды двери благодати закроются (Рим.11:25). Земная история закончится Страшным Судом, и наступит другое Царство – Царство Славы.
В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15:22–26).
Блаженный Августин учил: «“Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут” (Ин.5:25), прочие же из них не оживают. А добавление: “доколе не окончится тысяча лет” (Откр.20:3) должно быть понимаемо в том смысле, что они не ожили в то время, когда должны были ожить, (уверовав и) перейдя от смерти к жизни. И потому, когда наступит день, в который совершится воскресение тел, они выйдут из гробов не для жизни, но для суда, то есть для осуждения, которое называется второй смертью. Ибо кто не ожил, пока окончится тысяча лет, то есть кто во весь тот период времени, в который совершается “первое воскресение”, не услышал гласа Сына Божия и не перешел от смерти к жизни, тот во второе воскресение, которое будет воскресением плоти, окончательно вместе с этой плотью перейдет в смерть вторую»309.
Учение Церкви о будущей жизни, как пишет блаженный Августин, заключается в том, что необходимо ожить для Бога еще в этой земной жизни – это и означает воскресение первое (воскреcение души). Тысячелетие Христово – это время Царства Благодати, которое началось в момент страданий Сына Божия и будет продолжаться до пришествия антихриста (царство антихриста). Потом Пришествие Христа и воскресение второе (воскреcение тел: одних – в Жизнь вечную в Раю; других – воскресение в смерть в аду). Таким образом, смерть первая – это смерть физическая; смерть вторая – духовная – наступает по приговору Страшного Суда и отсылает грешника в адский пламень. Сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). То есть если в этой земной жизни человек обратится к Богу (воскресение первое), то смерть вторая – приговор Страшного Суда на вечные муки для нераскаянных грешников – не ожидает верующего человека. Таким образом мы выясняем, что загробный мир не просто существует, он многообразен и разнообразен. Сказано: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Ин.14:2).
Что такое вечные муки? Что ждет людей, когда смерть вторая завладеет ими?
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Нестерпима геенна и мучения в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться одной блаженной славы (славы в Царствии Отца Небесного. – О.С.), и возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: “никогда не знал вас” (Мф.7:23)… Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас»310.
Наказания вечности будут разными: одни будут в геенском огне, других будет съедать червь, третьи будут в кромешной тьме. По-разному люди грешили – и по-разному они будут наказаны. Сынами Царства, которые будут извержены во тьму внешнюю, названы те христиане, которые были таковыми только по названию, но не жили по вере православной и не сохранили своего достоинства.
Сказано: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). Если ты крестился, то с тебя будет спрашиваться как с крещеного, то есть больше, чем с человека некрещеного. Если ты прислуживаешь в храме, хотя бы пол только подметаешь, то с тебя будет спрошено больше, чем с просто приходящего в храм и уходящего из него. Если ты стал чтецом, певчим в храме – ответственность твоя еще больше. Если же ты стал диаконом, пресвитером, епископом – с тебя будет спрошено очень много. Величайшая ответственность ложится на твои плечи. Если мы принадлежим Церкви, это еще не значит, что мы будем обязательно спасены. Если мы не сохраним до конца своей веры, то не получим никаких наград от Господа и будем утешать себя, как тот ученик: «по крайней мере голова моя в покое находится – по молитвам твоим на голове епископа стою».
Святитель Иоанн Златоуст говорил так: «Услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний. Этот что захватит – сожжет и изменит на другое. А тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься в бессмертие… а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может»311.
Церковь учит, что адские муки будут вечные, что они никогда не прекратятся. Замкнется круг адских мучений, нестерпимая вечная боль ждет грешников. Сказано: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46).
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Из ада никто не выпускает, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которое и описать невозможно»312.
Церковь осудила учение Оригена о всеобщем спасении. Есть такие либералы-богословы, которые утешают, что в итоге спасутся все. И грешники тоже – погорят немного в огне, а потом прощены будут. И демоны спасутся, и бесы раскаются. Константинопольский Собор 543 года категорически осудил это учение. В анафеме Оригену было определено: «Если кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых временно и что ему через некоторое время приходит конец, или же что существует апокатастасис (всеобщее спасение. – О.С.) демонов и нечестивых, да будет отлучен от сообщества верных»313.
Святитель Климент Римский (I век) учил: «Бессмертны все души – и нечестивых, для которых было бы лучше, если бы они не были нетленны, потому что, мучаясь бесконечным мучением в огне неугасимом и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию»314. Это та вечность, которая поглотила уже огромное количество людей – двадцать миллиардов, а может и более, человек жило и умерло на земле со времен Адама. Как вы думаете, сколько из них находится в аду? Миллиарды людей уже вошли в круг преддверия адских страданий.
А наши церковные либералы, которые проповедуют апокатастасис, пусть вслушаются в слова Златоуста, чтобы понять, на чью мельницу они льют воду. Я уже ранее цитировал эти слова, святитель Иоанн писал: «Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну»315.
Что же ждет в Царстве Славы верующих людей?
Точно так же, как мы не можем представить зло мук ада, так же мы и не можем представить благости Рая. Сказано: «И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:3–4).
Святитель Киприан Карфагенский говорит: «Какая будет слава, какая радость удостоиться того, чтобы зреть Бога, и вместе со Христом Господом вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, и мучеников, вместе со святыми и друзьями Божьими наслаждаться дарованным бессмертием и получить то, чего не видело око, не слышало ухо, и что на сердце человеку не восходило»316. Здесь святитель Киприан цитирует слова апостола Павла, говорившего, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Но далее апостол Павел говорит, что Жизнь вечная начинается в этой жизни, когда мы участвуем в Таинствах Церкви, которые, как известно, совершаются Духом Святым: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор.2:10).
Святитель Василий Великий восклицал: «Царство Небесное есть созерцание. Теперь как сквозь тусклое стекло видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа»317.
Какие удивительные слова! Но как нам, немощным, идти «по прямому пути… без чего никто не узрит Господа»?
В Древнем патерике сказано: «Авва Памво спросил авву Антония: “Что мне нужно делать чтобы спастись?” Cтарец сказал ему: “Не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык свой”»318.
Слова: «не надейся на свою праведность» – означают, что мы спасаемся не своими делами или заслугами, но только Христом Спасителем, омывшим наши грехи Своей Кровью; слова: «не жалей о том, что прошло» – означают, что наше греховное прошлое уже не существует в глазах Бога Отца, так как оно омыто Кровью Его Сына; и слова: «и обуздывай язык свой» – означают, как сказано у апостола Петра: «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» (1Пет.4:11). То есть необходимо действовать так, как говорит нам Слово Божие, повторять и заучивать слова Писания и руководствоваться ими – к славе Господа и ради нашего собственного спасения.
Сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). Подлинные духовные реалии скрыты от нас, но их присутствие в той или иной мере ощущается нами.
И святитель Василий Великий говорит, что человек в Царстве Славы всё будет видеть в истинном свете, таким, каким оно является на самом деле. Сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» (Ис.30:26). И единственное условие для этого – сохранить чистоту веры, «без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14) своего.
Мир, который ждет человека спасшегося, будет удивительным. В нем не будет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.
Повторим пророка Исаию: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод… И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему» (Ис.35:5–8).
Путь, которым мы идем в этой жизни, – узкий, тернистый путь. Там же будет широкая «большая дорога», открытая для праведных, которая «назовется путем святым». Неужели, чтобы стяжать такую радость, мы не можем прожить на этой земле годы, данные нам Богом, – эти тридцать, сорок, пятьдесят, восемьдесят лет, – так, как положено?
В Добротолюбии, в Наставлении святого Антония Великого сказано: «Да будет общею всем такая преимущественно забота, чтоб, начавши, не ослабевать и не унывать в трудах и не говорить: долго уже времени пребываем мы в подвиге… Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и все наше – ничто пред жизнью вечною, так что, тогда как в мире всякая вещь продается по стоимости, и всякий выменивает равное на равное, – обетование жизни вечной покупается за малость некую… Итак, если и все восемьдесят, или даже сто лет, пребудем мы в подвиге, то не равное ста годам время будем царствовать, но, вместо ста лет, будем царствовать во веки веков; притом, подвизавшись на земле, наследие получить не на земле, но на Небесах имеем мы обетование; и еще – сложив тело тленным, – мы воспримем его нетленным… Так же, взирая на мир, не будем думать, будто отреклись мы от великого чего, ибо и вся эта земля очень мала пред целым Небом. Поэтому, если бы и над всею землею были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом опять не было бы ничего, равноценного Царству Небесному. Ибо как тот, кто бросает одну драхму меди, чтоб приобрести сто драхм золота, так и тот, кто, будучи господином всей земли, отрекается от ней, оставляет не много, а получает во сто крат более. Если же вся земля не равноценна Небесам, то оставляющий несколько десятин как бы ничего не оставляет. Хотя бы оставил он при том и дом, и много золота, и тогда не должен хвалиться или малодушествовать…»319
Сказано: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр.21:22–25).
Итак, ныне каждый человек должен сделать свой выбор. Ныне – потому что завтрашний день может и не наступить. Выбор между служением диаволу и служением Господу Богу нашему. Путь древних патриархов – Авраама, Исаака, Иакова – это путь в Небо. Свой выбор они сделали. Сказано: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле» (Втор.30:19–20).
И сегодняшнее Евангелие оканчивается словами:
Мф.22:33. «И, слыша, народ дивился учению Его».
Святитель Иоанн Златоуст видит, что духовную пользу от диспутов Христа с фарисеями и саддукеями получили не оппоненты Сына Божия, а простой народ, который с живейшим интересом наблюдал за происходящим. Златоуст пишет: «Но эту пользу получили не саддукеи, которые, будучи побеждены, удалились, а народ, слушавший Его в простоте сердца»320.
А слова: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» надо относить не только к умершим праведникам, но и к воскресшим в этой настоящей земной жизни грешникам. Таким образом, не ведающий Бога – мертвец уже в этой жизни; а умерший верующий – жив и за гробом. Главное, успеть примириться с Богом до момента нашей физической смерти, воскреснуть душою, дабы «наглая смерть» не вырвала нас из этой жизни, когда мы еще не положили начатков покаяния. «Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу», песнь 8-я, после «И ныне», учит нас молиться следующим образом: «Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние»321.
Спаси вас Христос!
* * *
ЭПВ. С. 467.
БКОЦ, Новый Завет Iб. С. 188–189.
Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.22:23.
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.22:23.
Иосиф Флавий, «Иудейские древности». XVIII, I, 4.
Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.22:24–28.
«А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею».
Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.22:24–28. (?)
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.22:30.
БКОЦ, Новый Завет Iб. С. 237–243. (?)
Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Толкование на Мф.22:31–32.
Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. «О Граде Божием».
Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. (?)
Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. ЭПВ. (?)
Там же. С. 15.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. (?)
Там же. (?)
Там же. (?)
Там же. (?)
Древний патерик. Глава 1, 2 (2).
Добротолюбие. Т. 1. Наставления Антония Великого, 1–2.
БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. С. 192.
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу: http://azbyka.org/molitvoslov/molitvi_kanon_pokayanniy-all.shtml