Источник

Беседа 20. Искушение политикой

Сегодня, после значительного перерыва, мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж». И мы будем читать 22-ю главу Евангелия от Матфея с 15-го по 22-й стих. Тема, с которой мы начинаем нашу беседу, называется Искушение политикой; вторая тема: Радость и веселье в деле нашего спасения.

Подобное искушение, искушение политикой очень актуально в наши дни, ибо сам характер власти в России за последние 350 лет изменился, отойдя от православных христианских начал в сторону секуляризма (XVIII век) и даже воинствующего антиклерикализма (конец XIX – начало XX веков), что и породило революцию 1917 года.

В советское время (1917–1991 гг.) у нас в стране был воинствующий госатеизм, потом с 1991-го (произошла буржуазная революция) делались попытки растащить Церковь по разным политическим «квартирам». Теперь Церковь отождествляют с «партией власти», а Патриарха называют «рупором Кремля» – и это только потому, что Церковь все делает для того, чтобы страна не скатилась в пропасть гражданской войны или олигархического крепостного права.

В передаче «Слово пастыря» (эфир 9 апреля 2011 года) Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что до недавнего времени Церковь обвиняли в социальной пассивности, ставя нам в пример западное христианство с их гуманитарными шоу и всевозможными формами терпимости. «Но то была не забота об эффективности Церкви, а просто желание сказать нечто, что отвратило бы людей от Церкви», – убежденно заявил наш Предстоятель. Теперь, когда Церковь вступила в диалог с властью и называет вещи своими именами, проявляя социальную активность, это тоже кому-то не нравится, «раздается еще более яростная критика – теперь уже за эту активность», – восклицает Патриарх.

Сказано: «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали» (Лк.7:32). Создается впечатление, что противникам христианства плохо все, что бы Церковь ни делала. Причину такого неприятия Евангелия Его Святейшество, видит не в «идеологическом несоответствии доктрин», но именно в неприятии Церковью греха, отказ от его легализации, полное неприятие греха в себе и других. «Кто-то откликается на эту проповедь и старается изменить свою жизнь, – отметил Патриарх, – а кто-то восклицает: “Нет, это вы (то есть христиане. – О.С.) должны уйти из общественного пространства. Я слышать не хочу. Вы мне мешаете, вы бросаете вызов моей идентичности. Я грешник, это моя суть, но я не хочу, чтобы мой грех называли злом”». Здесь Патриарх совершенно точно передает психологическую внутреннюю позицию врагов Закона Божия, почему они не приемлют Церковь, Евангелие, а значит, и Христа.

Сказано: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:19–20).

Оканчивая свое выступление, Патриарх заключил: «Церковь всегда будет нести свидетельство о добре и зле, о правде и лжи, о свободе и рабстве, об ответственности и безответственности. Если когда-то этот голос умолкнет, то люди потеряют всякую способность различать добро и зло, в том числе и в общественном пространстве»283.

Но именно потому, что Церковь не соглашается с правом сильного по отношению к нищему (не приемля формы дикой эксплуатации), не соглашается с легализацией греха и греховного образа жизни, она (Церковь) должна вступать в переговоры с представителями большого бизнеса, властью и «партией власти», как некогда в древние времена ходила печаловаться за Русь в Золотую Орду.

Ничего суицидального не было в проповеди Иоанна Крестителя перед царем Иродом Антипой – он исполнял акт свидетельства. Сказано: «Когда Я скажу беззаконнику: “смертью умрешь!”, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез.3:18–19); и еще: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7).

Кстати, христианизация Орды способствовала смягчению агрессии по отношению к Москве. А известный Казанский поход XVI века начался по настойчивой инициативе крещеных («кряшен») татарских князей. Таким образом, вопрос христианизации российского общества – есть вопрос определяющий, означающий: живем ли мы на духовно оккупированной территории или уже нет.

Последняя наша беседа была: О званных и избранных. И мы обратили внимание на то, что в христианстве, в отличие от иудаизма, критерий избранности не касается социального статуса и национального происхождения. Но само избранничество налагает целый ряд обязательств и принципов, которые чаще попирают именно богатые и находящиеся во власти (в современной России это тождественные понятия: богатство – власть, власть – богатство). Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира (то есть бедных материально. – О.С.) избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного (то есть бедность Христа. – О.С.). Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя (то есть имя христианина, если они считают себя христианами. – О.С.), которым вы называетесь?» (Иак.2:6).

И именно на этой скользкой дорожке отношения к власти в связи с налогами фарисеи и решили искусить Господа Иисуса Христа.

Сказано: «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф.22:15–17).

Здесь мы видим заговор религиозной секты фарисеев и политической партии иродиан, «партии власти». Иродиане были партией царя Ирода Антипы, которые всегда и везде поддерживали своего лидера. И хотя Ирод был номинальным правителем, в задачу иродиан входило всячески поддерживать его авторитет и престиж в народе – например, как современные российские СМИ оберегают престиж кремлевских марионеток. Реально же всем управляли римляне (оккупанты), и если и возникали восстания «несогласных», они подавлялись со страшной жестокостью.

Царь Антипа был преемником царя Ирода Великого и всячески стремился ему подражать жестами, походкой и даже голосом. Казалось, что призрак Ирода буквально витал над царем Антипою, делая его совершенно безвольным и несамостоятельным.

Испрашивая Христа: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» – они задавали вопрос-«вилку», свойственный разным талмудическим школам. Суть такого вопроса заключалась в том, что при любом ответе отвечавший становился виновным. В случае с Иоанном Крестителем Сын Божий также использовал подобный метод (Мф.21:25).

Теперь, если отвечая фарисеям и иродианам, Христос скажет, что позволительно давать подать, то его обвинят в потворстве римским языческим властям; если же Он запретит давать подать кесарю, то это будет повод для передачи Его римским центурионам по политическому обвинению (отказ от подати в те времена приравнивался к мятежу).

Блаженный Иероним Стридонский писал: «Незадолго до того времени, при кесаре Августе, Иудея была покорена римлянами, и когда по всему [тогдашнему] миру была совершена перепись, Иудея была обложена данью; тогда в народе поднялось большое возмущение, так как некоторые говорили, что ради сохранения безопасности и спокойствия, – ибо римляне воевали в защиту всех, – должно платить подать; а фарисеи, приписывавшие себе справедливость, наоборот, утверждали, что народу Божию, – который платил десятины, давал начатки плодов (Богу. – О.С.) и исполнял все остальное, предписанное Законом, – не следует подчиняться человеческим законам. Кесарь Август поставил над иудеями царем Ирода, сына Антипатра, чужеземца и прозелита, чтобы он заведовал сбором податей и поддерживал повиновение римскому владычеству»284.

Здесь мы видим, что люди с противоположным отношением к подати кесарю составили заговор против Него (Христа), и каждая группа – и религиозная (фарисеи), и политическая (иродиане) – ищет, в чем можно обвинить Его (Сына Божия). Христос каким-то необъяснимым образом соединял разные враждующие противоположности. Позже мы будем читать: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лк.23:12). Объединивший в союзе Церковной любви все человечество, Христос каким-то незримым образом, хотя бы на краткое время, объединял и врагов Своих.

Блаженный Феофилакт зачинщиками данной провокации видит фарисеев, он пишет: «…они (фарисеи. – О.С.) говорят вкрадчиво, в надежде, что Он, поддавшись их словам, скажет “не должно давать подать”, а они на этом основании схватят Его, как мятежника, возмущающего народ против кесаря. Потому-то привели они с собой и иродиан, преданных царской власти. Говорят: “Ты не смотришь ни на какое лице”, то есть ничего не станешь говорить в угоду Пилату или Ироду. Итак, скажи нам: должны ли мы быть данниками и людей и отдавать им подать, подобно тому, как Богу даем дидрахму, или же платить только Богу? Говорили это, как сказано, с такой целью: если Он скажет: “не должно платить дань кесарю”, Его схватят и убьют, как сторонника Иуды и Февды, которые восставали против принесения жертв за имя кесаря»285.

Враги Христа и в более близкие к нам времена будут стараться возводить, и уже возводят, политические обвинения против служителей Христа. Уже теперь в России прослушивается любая христианская радиостанция, подвергаются цензурированию православные книги, журналы, аудио- и видеодиски. Анализируя те придирки и замечания, которые осуществляет современная цензура, можно только догадаться, каким хотят видеть Православие секуляризированные цензоры лет этак через 10–20 – Православие без патриотизма, проэкуменическое и абсолютно толерантное к любым изысканиям в области сексуальных экспериментов современного растленного мира. Ну, а главное – послушное и согласное с любым решением политического истеблишмента.

Уже некогда христианская Западная Европа впала в нравственный и этический коллапс – Римский понтифик Бенедикт XVI вынужден признать, что Западная Европа нуждается в новом обращении ко Христу. Выступая на Конгрессе католического европейского епископата, посвященном 50-летию Римского договора, положившего начало ЕС, папа Римский Бенедикт XVI заявил: «Забывая ценности христианства, Европа рискует потерять и себя саму, и свою веру… существует опасность вырождения Старого континента»286.

Римская Церковь некогда увлеклась дружбой с миром и сама стремилась господствовать на земле, двинувшись навстречу миру, в результате приблизившись к нему, конечно же, из миссионерских соображении, – она так и осталась провалившейся в болото секуляризации, духовного омертвления (апостасии). Этот период в истории Западного христианства называется Возрождение; это и был период возрождения языческих и антихристианских идей в лоне Католической Церкви, в лоне Западной цивилизации.

Но что может ответить Новый Завет вопрошающим, как нам привлечь людей мира к себе и в то же время не раствориться в их псевдодуховности, не впасть в некоторые неприемлемые для нас обязательства и компромиссы? Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).

С другой стороны, казалось бы, и мир протягивает нам руку, приветливо улыбаясь, правда, подобные метаморфозы происходят, как правило, накануне выборов…

И далее мы читаем:

Мф.22:18. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?».

Блаженный Иероним пишет: «Первое достоинство Отвечающего (то есть Христа. – О.С.) заключалось в том, что Он распознает мысль спрашивающих и называет их не учениками, а лицемерами. Итак, лицемером называется тот, кто на деле есть одно, а притворяется другим, то есть одно делает, а на словах представляет нечто другое»287. Нельзя сказать, что мы, христиане, не имеем подобных проблем, просто, в отличие от секуляризированного мира, мы их видим не только в других, но и в себе. Сказано: «но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» (2Кор.13:7).

Итак, блаженный Иероним отмечает, что Христос ведет Себя с достоинством, а Его оппоненты со скрытым лицемерием, замаскированным под галахический (законоведческий) интерес, пытаются искушать Его. Как мы говорили ранее, вопрос о монетах, на которых были изображения языческих богов, правителей и животных, представлял интерес для сторонников строго исполнения Закона (фарисеев) и их более либеральных «коллег» (иродиан).

В Книге Иова говорится о внутреннем лицемерии, когда человек начинает лицемерить и перед самим собою: «Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите» (Иов.13:10). Итак! Самый страшный обман, лицемерие, – это когда человек лицемерит и лжет самому себе.

Например: как разрешить противоречие между нашими религиозными идеалами и грубыми греховными поступками нашей плоти? Апостол Павел писал о внутренних противоречиях, которые раздирали и мучили его: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:19–23). Подобное писал о себе и других христианах апостол Иоанн Богослов: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:8, 10).

Трагедия апостола Павла заключается в том, что он – христианин, преданный душою заповеди Бога, – как некое расчлененное существо, пишет: «но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Подобная откровенность святого может быть обусловлена и тем, что он менее говорит о себе, но более касается нашего экзистенциально разодранного нравственного состояния. Но во время прояснений некоторых деталей он явно показывает нам, что речь он ведет именно о себе. Например: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны (то есть бес. – О.С.), удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей…”» (2Кор.12:7–8).

Некоторые христианские истолкователи предполагали что «ангел сатаны» означает гонение на Павла со стороны иудеев и язычников (Феодорит Кирский, Севериан Габальский, Иоанн Златоуст); но целая группа отцов настаивала на том, что именно дьявол искушал fпостола Павла (Августин, Тертуллиан, Кассидор). И действительно, трудно представить апостола Павла, молящегося о прекращении гонений, ведь именно ему, Павлу, принадлежат слова: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1:23). А произнося слова «дано мне жало в плоть», он показывает не на внешнее давление, гонение извне, но на внутреннюю брань, в которой, как он утверждает, не всегда одерживает победу («Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»). Словами «не делаю», «делаю» – он ясно показывает на субъективный (личностный) характер проблемы.

Так кто же он, Павел из Тарса, саморазоблаченный грешник или замаскированный праведник? Ни то и ни другое – он человек, который нашел свой ответ Богу. Но какой ответ может предложить Богу человек, раздираемый между стремлением к добру и ужасной греховностью настоящей реальности. Читая апостола Павла далее, мы и находим этот ответ: «“…ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:9).

Сначала Бог говорит: «довольно для тебя благодати Моей», а далее: «ибо сила Моя совершается в немощи». Иными словами, апостол Павел как бы говорит, что благодать (милость) – это очень хорошая мотивация посмотреть на себя другими глазами. Если Бог сделал для меня ВСЁ, то теперь Он вправе ожидать, что и я сделаю что-то для Него.

Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4). Здесь у апостола Павла начало победы над грехом – Таинство Крещения. Апостол Иоанн Богослов решает вопрос Таинством Покаяния, он пишет: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9). Апостол Иаков пишет о Таинстве Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15).

Если в православной сотериологии высшая цель спасения, достигаемая в День Судный, – это обожение (ибо и саму смерть, и ужас последнего дня мы принимаем как епитимию от Бога), то смысл этой земной жизни – до момента нашей физической смерти «ходить в обновленной жизни».

Обновление и предполагает вскрытие любого греховного нарыва, внутреннее изменение и предание изъянов своей души Целителю Богу. Сказано: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:9–11).

То есть разрешение всех наших проблем и единственный ответ Богу, который мы можем принести Ему за наши грехи и преступления, – это Иисус Христос. Господь Иисус Христос – единственный возможный ответ Богу по каждому нашему пороку и преступлению. И неслучайно здесь предлагается следующая ступень в деле домостроительства нашего спасения – «но омылись, но освятились, но оправдались». «Омылись» – то есть крестились; «освятились» – воцерковились, стали добрыми христианами; «оправдались» – так как дело спасения в православном понимании – дело всей жизни человека, и не только земной, но и загробной (почему мы и молимся за мертвых), то это значит, что и крещенный, и воцерковленный человек при обнаружении в его жизни прежних греховных склонностей имеет право на оправдание, благодать и Божественную милость. Неслучайно Таинство Исповеди называется у нас «вторым крещением». Сказано: «и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым (то есть уже вошедшие в Церковь. – О.С.), оправдывается Им (то есть Иисусом Христом. – О.С.) всякий верующий» (Деян.13:39).

Собственно говоря, спасение – это возможность, несмотря ни на что, возвыситься над собственной порочностью, приподняться, выпрыгнуть из нее хотя бы на мгновение; и Бог узрит это мгновение и протянет падающему в прежнюю грязь руку помощи.

Святой Григорий Великий, объясняя, почему Бог разрешил верующим ловить и вкушать рыбу, «у которой есть перья и чешуя (пойманную. – О.С.) в воде, в морях ли, или реках» (Лев.11:9), писал: «Рыб, которые не имеют плавников, запрещается употреблять в пищу верному народу. Потому что рыбы, которые имеют плавники и чешую, имеют обыкновение выпрыгивать над водою. И что иное прообразуется под видом рыб с плавниками, как не избранные души?... в стремлении к небесному умеют совершать прыжки, чтобы посредством созерцания достигнуть вышних, хотя и вновь соскальзывают в самих себя из-за смертности плоти»288. То есть какие бы моря или реки греховные не поглотили и унесли тебя в свои адские водовороты, если ты способен хотя бы на мгновение в «прыжке» отчаяния, как пишет Григорий Великий, оторваться от них (своих грехов), то от внимания Христа это не ускользнет. И если даже наши души «соскальзывают в самих себя из-за смертности плоти», они уже отмечены Богом в желании порвать с прежней греховной жизнью.

Данный текст показывает, что оправдание не лежит в плоскости исполнения Закона (не получится не соскользнуть), но, напротив, в плоскости БЛАГОДАТИ. Сказано об устойчивости спасающихся благодатью: «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:39); и еще: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим.8:33–35).

Посему отцы XVI Карфагенского Собора (1 мая 418 г.) учили: кто не верует в благодать спасающую – приводящую нас к купели Крещения, милующую нас в Таинствах Церкви и прощающую нас в Таинстве Покаяния, даже при чтении молитвы «Отче наш» святыми и нами до момента нашей смерти, – да будет анафема289. Особенно выразительно по рассматриваемому нами вопросу Правило № 7, зачитаем его целиком: «Было решено так: всякий, говорящий, что в молитве Господней святые говорят: “И прости нам долги наши” (Мф.6:12) не за себя, поскольку они не нуждаются в том, чтобы просить об этом, но за прочих из своего народа, которые согрешают, и что потому всякий святой не говорит: “Прости мне долги мои”, а говорит: “Прости нам долги наши”, что и подтверждает, что праведник просит более за других, чем за себя, да будет отлучен от сообщества верных. Апостол святой Иаков, быв свят и праведен, говорил: “Все мы много согрешаем” (Иак.3:2). Для чего добавлять “все”, как не для того, чтобы слова эти согласовались с тем, что сказано в псалме: “…и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих” (Пс.143:2); и в молитве премудрого Соломона: “Нет человека, который не грешил бы” (3Цар.8:46); и в книге святого человека Иова: “Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди познали слабость свою” (Иов.37:7); а также святой и праведный Даниил, когда говорит во множественном числе: “Согрешили мы, поступали нечестиво” (Дан.9:5–15) и другие слова, которые он исповедует в истине и смирении; и чтобы не думали, как полагают некоторые, что он говорит не о своих грехах, а о грехах своего народа, он добавляет: “И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего” (Дан.9:20) Господу Богу моему. Он не сказал “наши грехи”, но сказал: “грехи моего народа и мои грехи”; будучи пророком, он предвидел, что найдутся люди, которые дурно его поймут»290.

Таким образом мы выясняем, что в благодати спасения и прощения нуждаются все, даже почитаемые святыми и праведными, и пророки и апостолы, и мы с вами нуждаемся в благодати прощения «через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили…» (Рим.3:22–23).

Для того чтобы быть прощенным, надо и самому прощать, об этом говорится в Евангелии (Мф.6:8).

Однажды апостолы пытались выяснить для себя один очень важный вопрос: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21–22). Очевидно, что мера человеческого прощения намного отстает от меры Божественного прощения. Сказано: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). То есть надо именно веровать в любовь Божию. Вера в Божественное Единство – это и есть вера в Высшую Любовь: Отца к Сыну в Духе Святом. Следовательно, исключение любви к ближнему, тому или иному, исключает нас и из понятия Божественной Любви. Сказано: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20).

Но любовь к ближнему, отпавшему от истины, не исключает и таких мер, как отказ от совместной трапезы (1Кор.5:11), отказ в общении – совместных беседах, совместной молитве, приветствии (2Ин.1:10) и т.д. Но цель подобных вразумлений – не погубить человека, а вызвать в его сердце острый дефицит христианского общения, могущий привести его к покаянию. В одном из аморальных случаев в Коринфской Церкви апостол Павел настоял согрешившего «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:5). А позже, узнав об истинном раскаянии отлученного, писал коринфянам: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2Кор.2:6–8).

Переменить отношение к человеку с худшего на лучшее можно, начав воспринимать его с лучшей стороны. Так, например, Кассидор (христианский автор VI века) писал: «Писание часто использует слово “душа” для обозначение людей… Ибо всего человека правильно воспринимают по лучшей части»291.

То есть начни воспринимать человек человека не только как физическое существо, но и как духовное, тогда ценность другой личности возрастет в твоих глазах. Или обрати внимание на некую его добродетель, талант, поприветствуй его, улыбнись – и восприятие изменится. У нас на Руси, если человек оказывается в пустом помещении, он говорит: «ни души»; а англоязычный, оказавшись в безлюдном месте, скажет: nobody (нободи), что дословно означает: «ни одного тела».

Хотя Христос искал спасения и для наших тел, душ и духа, Он прежде всего обращал внимание на внутренний мир человека. Сказано: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19); и еще: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). – Так как разрешение всех подлинно значимых проблем в жизни человека происходит в его душе, символическим и действительным средоточием которой является сердце человеческое. Сказано: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.6:45).

Блаженный Августин в слове «О духе и букве» (17, 29) писал: «Если там (в Ветхом Завете) народу под угрозой страшного наказания запрещается подходить к месту, где дается закон, то здесь (в Новом Завете) Святой Дух (в день Святой Пятидесятницы. – О.С.) нашел на тех, кто был собран вместе, ожидая исполнения этого обещания. Там (на горе. – О.С.) рука Бога потрудилась на каменных скрижалях, здесь – в сердцах людей. Там извне был дан закон, которым неправедные устрашаются, здесь же закон был дан изнутри, которым они оправдываются. Ведь “не прелюбодействуй, не убий, не пожелай” и все прочие заповеди, записанные на этих скрижалях, говорит он [апостол Павел], в сжатом виде повторяются в проповеди о том, чтобы ты любил ближнего своего как самого себя (cм. Рим.13:9). “Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона” (Рим.13:10). Это не написано на каменных скрижалях, но посеяно в сердцах наших Духом Святым, Который нам дан. Итак, закон Бога – это любовь. Ей не подчинено плотское знание, ибо не может (плоть подчинится без страха. – О.С.). Но для устрашения этого плотского знания, когда на скрижалях пишется о делах любви, существует закон дел и буква, убивающая лицемера. Когда же сама любовь распространяется в сердцах верующих, существует закон веры и Дух, животворящий любящего»292. Плотской человек исполняет Закон Божий из страха наказания, пребывая в страхе. Духовный человек исполняет Закон Божий из чувства божественной Любви, пребывая в радости. Ибо наградой за исполнение заповеди является сама возможность исполнять ее.

Мы сделали подобное отступление для того, чтобы некоторые действия Христа не представлялись нам проявлением страстности или даже агрессии. Подобное немыслимо для Неизменяемого Бога. Также мы коснулись и вопроса о том, что уподобленный Христу человек – это человек духовный, очистивший свое сердце, и не только…

Ведь и наше тело призывается к исполнению своей миссии. Сказано: «Ибо вы куплены дорогою ценою (ценою Крови Сына Божия. – О.С.). Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). То есть тело дает возможность нам именно в этот момент времени (истории), когда мы христиане, а не те, которые умерли или еще не пришли в этот мир, – исполнить свой долг. Истолковывая Книгу Левит (24, 8), преподобный Беда Достопочтенный писал: «Прекрасно также предписано, что в каждый день субботы должно предлагать (новые. – О.С.) хлебы пред Господом, ибо хлебы, которые лежали на столе в течение шести дней служения, заменяются новыми в субботу, когда учители святой Церкви по исполнении времени своего святого служения вознаграждаются вечным покоем на Небесах и оставляют по себе других на совершение того же служения слова в надежде на такое же воздаяние. Так устрояется стол Господень, что никогда не остается без хлеба, и лишь исчезает один хлеб, как другой хлеб занимает его место, и, пока служители слова наследуют один другому по порядку, никогда не исчезнут из Церкви те, кто являет словами и делами либо веру апостольского благочестия, либо чистоту апостольских деяний»293.

Сказано: «Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле» (Пс.44:17).

Некоторые думают, что жизнь – это и есть тело, но в действительности жизнь в теле – это «вахта», и вахта, которую надо отстоять, как положено, чтобы не подвести тех, которые были до нас и придут после нас (если только Господь продлит время существования мира).

Но вернемся к Евангелию от Матфея:

Христос, обличив фарисеев и иродиан в лицемерии, обращается к ним с просьбой:

Мф.22:19–22. «покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли».

Возникает вопрос: изображение какого кесаря было на данной монете? Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним пишет: «Под кесарем не будем видеть указания на [кесаря] Августа, а на его пасынка Тиверия, его преемника на престоле, при котором пострадал Господь. А все римские государи (reges) от первого Каия кесаря, который захватил императорскую власть, назывались кесари [или: называются]. Затем, под Его словами: отдайте кесарево кесарю, мы должны понимать денежную подать, деньги, а Божие – Богу [указывают] на десятины от первых плодов, приношения и жертвы. И сам Он (Христос. – О.С.) подобным образом заплатил подать за Себя и за Петра, и Божие воздавал Богу, исполняя волю Отца»294.

Выше мы уже сталкивались с подобной проблемой, напомню: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны» (Мф.17:24–26).

В тексте из 17-й главы обращает на себя внимание то, что Христос воспринимает взаимоотношения между дающими налоги и берущими, как между посторонними (чужими) и сыновьями (своими).

В контексте 22-й главы поведение иродиан (коллаборационистов) и фарисеев (лжепатриотов), действующих в общем враждебном по отношению ко Христу русле, в одной связке, показывает нам то кольцо ненависти, которое сжималось вокруг Сына Божия, – как последняя попытка дьявола бросить вызов Богу. Сатана, неспособный сам бросить вызов Богу (перед Которым он трепещет и преклоняется), всегда действует через человека. В той своей части, в которой человечество вступило на путь коллаборационизма, бросив вызов теократическим правам и приоритетам Бога, оно соделало себя чуждым для Него, но и тогда не были оставлено Его вразумляющими наставлениями, даже в моменты агрессивных выпадов против Него.

В последующем Сын Божий произносит слова, которые делают размежевание между «своими» и «чужими» еще более контрастным. Он воскликнет: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Ин.18:36).

Осознание того, что Царство Божие не от мира сего, присутствует и в главной христианской молитве «Отче наш», в словах (прошения): «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). Когда мы изучали ранее слова этого прошения, мы обратили внимание на то, что этими словами (ни более, ни менее) мы просим ежедневно Бога ниспровергнуть все формы человеческой власти и человеческого управления и установить абсолютный теократический порядок.

И хотя в Новом Завете содержатся призывы: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены… Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые… отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1, 7); и еще: «…прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:1–2), но разве оккупантам не платят подати, не молятся о смягчениях их сердец? Впрочем, и в первом случае (Рим.13:1, 6–7), и во втором (1Тим.2:1–2) апостол Павел имеет в виду не просто власть оккупантов (римских захватчиков и самого императора Нерона), но и оккупированную территорию именно Святой земли.

И при всем этом актуальными остаются и слова: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл.8:9); и еще: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши; и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя» (Втор.28:47–51).

Радость и веселье в деле нашего спасения

В отрывке из Закона Божия (Книга Второзакония) говорится о том, при каком случае человек может потерять свою собственную территорию и оказаться во власти иностранцев, «которого языка ты не разумеешь». Ответ очевиден: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего», то есть не благодарил Бога за все, что имел, и не служил Ему «с веселием и радостью» – трудился весело и радостно на родной земле, не роптал на царя, с радостным усердием исполнял свои религиозные и гражданские обязанности. Служение Богу без радости и веселья не угодно Ему. Сказано: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф.6:16); и еще: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его» (Пс.67:5). Здесь мы видим, что и пост, и молитвы, и исполнение заповедей без радости и веселья не угодны Богу.

Радость и веселье – важнейший аспект в деле нашего служения Богу. Ведь в тексте из Второзакония мы видим, что иудеи потеряли свою землю не потому, что нарушали законы, нет, и еще раз – НЕТ. Написано: «…ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца» – то есть служил, НО без радости и веселья. Апостол Павел пишет: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4:4).

А разве о находящихся в гонении не сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5:11–12).

Да и о самих апостолах, пребывающих в темницах, сказано: «и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Деян.16:23–25). – Вот еще один пример спокойного и даже по-евангельски радостного отношения апостола Павла к гонениям.

Но православному сознанию представляется непривычным пребывать в постоянной радости, это скорее присуще харизматикам. Тут дело в том, что в православном христианстве всегда ощущается дистанция между Творцом и творением. Посему наша радость соединена и со страхом и даже с трепетом. Сказано: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (Пс.2:11).

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна. Она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает, нечестивые же лишены такой радости»295.

Фарисеи хорошо исполняли Закон Божий и в этом смысле даже ставились в пример ученикам Христа (Мф. 5, 20); но именно отсутствие радости и веселья, соединенных со страхом и трепетом, помешали разглядеть им в плотнике из Назарета Сына Божия и Мессию Израиля. 

А метания между Богом и кесарем, кесарем и Богом – очень и очень опасны, ибо последним кесарем будет именно АНТИХРИСТ.

И дай нам Бог и в самые тяжелые времена сохранять в сердце радостное упование на Бога и с весельем ожидать Его победы над силами зла и славного Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Спаси Христос!

* * *

283

«Слово пастыря». Радио-эфир от 9.04.2011 г.: http://www.patriarchia.ru/db/text/1449357.html

284

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.22:15–17. (?)

285

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.22:15–17. (?)

286

Бенедикт XVI, папа Римский. Выступление на Конгрессе католического европейского епископата, посвященному 50-летию Римского договора, положившего начало ЕС. http://www.rbcdaily.ru/2007/12/07/focus/307585

287

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.22:18. (?)

288

Григорий Великий, Двоеслов, папа Римский. «Сорок гомилий на Евангелие».

289

Правила XVI Карфагенского Собора: № 3, № 5, № 8.

290

Правило № 7 XVI Собора Карфагенского.

291

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб.  Кассидор. (?)

292

Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. «О Духе и букве». 17, 29.

294

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.22:19–22. (?)

295

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. ЭПВ. С. 467.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle