Беседа 42. Евангелие от Матфея, глава 12, 30–37. «Хула на Духа Святаго»
Мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и рассмотрим две темы: «Хула на Духа Святаго» и «Дерево познается по плодам». Мы будем читать 12-ю главу Евангелия от Матфея, с 30-го по 37-й стих.
Мф.12:30. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».
Мы уже касались ранее этого вопроса. Главное, что можно тут отметить, и об этом пишут многие истолкователи, эти слова означают, что невозможно сохранять нейтралитет между Богом и диаволом. Невозможно быть рабом Христовым и дружить с миром сим. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: ″до ревности любит дух, живущий в нас″?» (Иак.4:4–5).
Мораль мира и мораль Христа – не совпадают. Ценности и нравственность мира и Христа – противоположны друг другу. Мудрость мира и мудрость Христова – совершенно несовместимые понятия. Сказано: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор.3:19–20).
Посему тот, кто хочет служить миру и Богу одновременно, не сможет послужить двум сразу. Мы призваны не к тому, чтобы сохранять нейтралитет с миром, или даже подстраиваться под него, идя путем компромиссов. Мы призваны воцерковить мир и вернуть его Богу!
В славянском языке слово «мир» имеет два значения: «мир» – как отсутствие войны, и «мiр» – как вселенная. Когда Христос, войдя дверями затворенными, сказал апостолам: «мир вам», Он принес нам мир от Бога и даровал возможность нормальной жизни на земле (нормальной, в христианском понимании этого слова). Человек и призван от начала к миссии возделывания и охранения мира (в смысле, вселенной, космоса). Сказано: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15).
И понимая это слово в этом смысле, мы не должны отдавать врагу не пяди земли. Мы сами из земли (праха), и в землю (прах) возвратимся. Этот мир принадлежит нам! Ибо Бог сотворил его для праведных, ими мир еще и продолжает свое существование. Да, мы изгнаны из Рая, но с нас не снята ответственность за весь мир: «возделывать его и хранить его». Ведь Бог хотел, чтобы со временем вся Земля, вся наша планета стала бы одним цветущим садом. Проповедуя Евангелие, мы и раздвигаем границы Рая; идя же на компромисс с миром, восставшим против Бога, мы отступаем и сдаем свои позиции, хотя, впрочем, не свои: в этом случае мы сдаем позиции Бога! Вот почему Христос и сказал: «и кто не собирает со Мною, тот расточает». То есть, собирать вместе с Ним и означает: трудиться для Царствия Божия.
И мы читаем далее:
Мф.12:31. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Здесь говорит, что всякий другой грех (кроме греха хулы на Духа Святаго – О.С.) имеет хотя малое извинение, например, блуд, воровство; ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь, и потому заслуживаем некоторое извинение». Даже в Писании сказано: «… и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Быт.8:21). То есть Бог видит реальное состояние души и сердца каждого человека.
И, как я часто говорю: не надо удивляться, что люди грешат; надо удивляться тому, что человек иногда не грешит! То есть, нет смысла исследовать жизнь грешных и копаться в их грязном белье, намного благоразумнее изучать стезю святого. Сказано: «Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться, но исследуй, как спасутся праведные, которым принадлежит век и ради которых век, и когда» (3Езд. 9,13).
Так что Библия имеет дело не с надуманным, а с реальным человечеством, которое хронически заражено грехом. И если кто-то вдруг обретает исцеление (освобождение от власти греха и диавола), то сие точно не от него (самого человека), а Божий дар. Святитель Василий Великий учил: «Хотя по природе человеческой невозможно не грешить, однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла ко злу».
Но если человек грешит подряд два, три раза, не прибегая к покаянию, таким образом, злоупотребляя милосердием Божиим, то наказание и может настигнуть его! Ибо в этом случае грех становится частью его образа жизни, такое состояние называется: «стяжал навык греха». В таком случае святитель Игнатий Брянчанинов дает совет: «Если ты стяжал навык в грехах, то учащай исповедь и вскоре освободишься от плена греховного».
Но если человек согрешит и серьезно, но с поспешностью принесет покаяние, то сила содеянного греха тут же и разрушится. Святитель Василий писал: «Если обнажим грех исповедью, то сделаем его сухим тростником, достойным того, чтобы пояден был очистительным огнем».
В словах Спасителя надо удивляться не тому, что «всякий грех и хула простятся человекам», но тому, что существует грех, могущий «победить» Божественное милосердие. Что же это за грех, и в чем сила его непростительности?
И мы читаем далее:
Мф.12:32. «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
Прежде всего, давайте установим, почему хула на Сына Человеческого прощается. Это связано с тем, что Господь скрывал от людей Свое Божество, а люди духовно незрелые так и ни смогли распознать в Нем Сына Божия.
Точно так же многие наши современники не могут понять: что такое непорочное зачатие, пресуществление (преложение Святых Даров) и т. д.
Блаженный Феофилакт так и пишет: «Итак, знай, кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущего по-человечески, и называет Его другом блудников, ядцею (любителем поесть – О.С.) и винопийцею за то, что Христос так поступал; такой человек, если и не покается, не даст в том ответа: он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога».
Действительно, мы слишком многого требуем от тех же мусульман и иудеев, когда доказываем им Божество Иисуса Христа! Сия тайна открывается по воле Бога, и не нам решать, почему одни к ней приобщаются, а другие нет. Когда апостол Петр исповедовал Иисуса из Назарета Сыном Божиим, «тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах» (Мф.16:17).
Так что в вопросе о заблудших со всем нашим миссионерским энтузиазмом мы никогда не опередим Бога: если Он захочет, то человек примет истинную веру; не захочет – не примет. О Господе Боге сказано в Книге Откровения, что Он есть Тот «…Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр.3:7).
Но, в любом случае, как учит святитель Григорий Богослов, Бог будет судить каждого человека, исходя из того, как бы он повел себя, живи он в дни земной жизни Иисуса Христа, являясь свидетелем Его Божественных словес и деяний. Таким образом осуществляется равенство возможностей для каждого человека, а время и место его рождения уже не являются решающим фактором.
Так что на Страшном Суде нас могут ждать совершенно неожиданные события, решения и сюрпризы...
Теперь попробуем понять смысл слов Сына Божия: «если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
Смысл этих слов прост: человеку может быть прощено, если он судит о внешнем, где он действительно может и не увидеть, не рассмотреть и не понять. Но если человек дерзает судить о внутреннем, о том, что сокрыто от него и не явлено, – здесь и заключается корень этого греха. Тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников, пьяниц и мытарей, мог обмануться в Нем, памятуя слова Давида: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1). Действительно, все эти люди не могли предположить, что подобное общение Христа с грешниками нисколько не оскверняет Его и не мешает Ему. Напротив, Он и пришел в этот мир, чтобы спасать не праведных, но грешных.
Но те, кто, видя Его Божественные деяния, неподвластные человеческой силе, приписывали их диаволу, точно являлись хулителями Духа Святого. Евфимий Зигабен пишет как бы от Лица Сына Божия: «Но кто, видя Мои Божественные дела, которые может совершать Один Бог, припишет их Веельзевулу, как вы делаете, и таким образом скажет хулу на Духа Святого… тот, как явно злонамеренный, сознательно оскорбляющий Бога и согрешающий неизвинительно, не получит прощения».
Иными словами, если человек грешит против человека, это одна ситуация; но если человек грешит против Бога (даже правильнее сказать, против Божественной сущности), то кто ему может помочь? Сказано: «если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?...» (1Цар.2:25).
Итак, теоретически мы представляем себе, что такое хула на Духа Святого, но практически это представить довольно трудно.
Человек, согрешающий этим грехом, должен был явиться конкретным свидетелем проявления Божественной Силы и по каким-то причинам приписать это проявление силам зла, а конкретнее – диаволу. Скорее всего, сущность этого греха заключается в том, что человек начинает считать, что диавол обладает такой же властью и силой, как и Бог, то есть наделяет его Божественными качествами, воспринимает диавола как бы «вторым богом». Такие люди представляют себе взаимоотношения между Богом и диаволом как перетягивание некоего каната. В действительности, диавол даже не борется с Богом: он боится Бога и трепещет перед Ним.
Бог попускает диаволу искушать нас, но «план нападения» его, как учат святые, всегда находится под полным контролем Бога, Который знает, как использовать зло для нашего блага. Мы же видим только начало пути, но не представляем себе всей дороги с ее развилками, трудными и удобными для нас местами.
Человек, вступивший в борьбу с силами зла, не должен думать, что он одинок и что у него не хватит сил. Посредством благодати Божией он имеет и преимущества. Пророк Божий Елисей, увидев испуг своего слуги перед великой угрозой, сказал ему: «…не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом…» (4Цар.6:16–17).
В Писании сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).
Даже сами искушения диавольские могут обернуться к славе избранных, которые смело и без ропота будут их преодолевать при помощи содействующей им благодати. Сказано: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:6–7).
Но самая серьезная хула на Духа Святого – это не тогда, когда диаволу приписывают деяния, содеянные Господом; намного хуже, когда Богу приписывают черты характера диавола. Когда Бога представляют жестоким и мстительным деспотом и тираном, который только и подлавливает нас в чем-либо, чтобы заключить в «вечный крематорий».
Да, Бог ревнив. Но ревность – одна из сторон любви. Да, Писание призывает нас к страху Божию, но сей страх есть не что иное, как опасение нарушить волю Возлюбленного. Сами взаимоотношения Бога и Его верных раскрываются в Библии как взаимоотношения между Женихом и Невестой. Христос – Жених, а Церковь – возлюбленная Невеста Его.
И в этом смысле неверие в Божественное милосердие и есть одна из разновидностей хулы на Духа Святого. Ибо Сам Дух Святой, как пишет папа Григорий Двоеслов, «и есть сама Любовь». Сказано: «…потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).
Итак, хула на Духа Святого есть:
Деяния Божественной сущности приписать, отождествить с деяниями плененного Богом диавола; злобу, мстительность и коварство диавола приписать характеру Бога и усомниться в Божественном милосердии. Хулой на Духа Божия является и дуализм: представление о Боге и о диаволе как о равно сильных существах, как бы неких «двух богах».
Подобные верования наиболее подходят к определению того, что есть хула на Духа Святого.
Блаженный Феофилакт из всех плотских грехов приближал к хуле на Духа Святого содомский грех, как грех, попирающий Божественный образ и подобие Божие в человеке.
Но, в любом случае, говоря о непростительном грехе, или грехах, нельзя забывать наставление наших старцев: «непростительным грехом является нераскаянный грех».
«Дерево познается по плодам» – это другая тема, которую мы рассмотрим.
И мы читаем далее:
Мф.12:33. «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду».
Блаженный Иероним видит в этих словах Сына Божия ловушку для всех аргументов книжников и фарисеев относительно происхождения Его (Иисуса) дара целить. Иероним пишет: «Он как бы запирает вопрошаемых и с той, и с другой стороны, и поражает и тем, и другим положением. Если диавол есть злое существо, то он не может делать добрых дел. Если же те дела, что вы видите, хороши, то отсюда следует, что не Диавол – Тот, Который их творит. Действительно, ведь не может быть так, чтобы от зла произошло добро и от добра – зло». Действительно, диавол не может являться источником добра.
Однажды ко мне пришла в храм молодая сатанистка. Она пришла на беседу по просьбе своей преподавательницы. Девушка была вся в черном, даже помада на губах и тени под ресницами –- все было подведено черным. На мой вопрос, почему она стала сатанисткой, она ответила: «Я люблю грешить, значит, для меня открыт только ад. И если в этой земной жизни я послужу диаволу, – сказала она, – то он пристроит меня в аду или кочегаром, или я буду мучить других грешников».
Удивившись ее ответу, я задал ей вопрос: «Так вы надеетесь получить от диавола для себя поблажку?»
Она ответила: «Конечно! Ведь я его служанка». После ее ответа я объяснил ей следующее. «Источником добра является только Бог. Следовательно, тот, кто приближается к Нему, тот объемлется и благом, и любовью. Диавол не является источником любви и блага, напротив, он источник зла и несчастья. Следовательно, тот, кто приближается к диаволу, тот объемлется злостью, коварством и неприязнью. И в этом смысле сатана более всего ненавидит тех, которые служат ему и приближены к нему. Так что искать блага у источника зла – невозможно!»
Девушка растерялась и далее во все время нашей беседы не возражала, слушала меня молча.
Блаженный Феофилакт так истолковал 33-й стих 12-й главы Евангелия от Матфея: «Поскольку иудеи не могли признавать чудес (исцеления – О.С.) злыми делами, а совершавшего их Христа хулили, приписывая Ему бесовские свойства, то Он говорит: ″или и Меня признавайте добрым деревом, и чудеса Мои будут добрый плод; или, если вы признаете Меня гнилым деревом, то и чудеса Мои, очевидно, будут плод худой. Но о чудесах, или плодах Моих вы говорите, что они добры; следовательно, и Я – доброе древо, потому что, как древо узнается по плодам, так и Я могу быть узнан из чудес Моих″».
Для нас этот стих тоже может иметь свое назидание. Господь учил, что и самих верующих в Него будут узнавать по плодам. Он говорил: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф.7:16).
Любой плод вырастает на дереве и питается соками и корнем его. Так и в нашей жизни: мы не способны ни на какие добрые дела, если «корень» – Христос – не укрепит нас; и если «соки» – благодать – не поддержат нас. Ибо не плоды держат дерево, но дерево держит плоды, насыщает и взращивает их. Поэтому в христианстве доброе дело не опережает веру, а следует за нею, являясь ее результатом и показателем.
Тот же христианин, который ставит свои добрые дела на первое место, как бы переворачивает дерево корнями вверх, плодами вниз. Это и означает «праведность», которая основана не на вере во Христа и не питается «соками» благодати. Такие «добрые дела» может поддерживать человеческая гордыня и тщеславие, а питать – желание выделиться перед другими. То есть, такое добро, такая праведность – мерзость в очах Бога. Блаженный Августин писал: «Ибо многое доброе может быть совершенно плохим. Так, например, прекрасно прийти на помощь в опасности. Но предпринимающий это ради человеческой славы, а не ради любви к Богу, не совершает доброго дела достойным образом, ибо тот, кто не руководствуется благими побуждениями, не действует как добрый человек».
«Пролог» сообщает: «Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и… вытащили его из колодца едва живым. На третий день он умер».
Итак, мы должны уяснить себе, что значение имеют только те наши деяния, которые в Боге содеяны. Но, в таком случае, они и не есть наши деяния, но действие Божией благодати в нашей жизни. Вот, нам и нечем хвалиться, ибо вся слава может принадлежать только Богу. Сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8–9). Блаженный Августин писал Юлиану: «Ты придумываешь такого человека, который способен угодить Богу без веры во Христа, согласно естественному закону. Потому-то христианская Церковь и испытывает к тебе такую неприязнь». Действительно, неприязни заслуживает такой человек, который мнит о себе, что он хотя бы чего-то достиг доброго самостоятельно и без помощи Божией. Собственные наши деяния – это только наши грехи, а праведность наша (если что доброе и мелькнет в жизни нашей) – не наша, но праведность Христова, ею живем и спасаемся.
Посему святой не есть тот, кто излучает свет собственной праведности. Нет, нет, и еще раз нет! Истинная святость – отразить свет Христовой праведности в своей жизни, самих себя почитая никчемными грешниками.
Как луна на небе сама по себе не является источником света, но отражает свет солнца, поскольку бывает в разных фазах перемещения открыта лучам его, так и христианин: если его душа открыта лучам Света Евангелия, то имеет духовный рост. А если во тьме самомнения и гордыни пребывает человек, такой духовно мертв.
Жив духовно только тот христианин, который в свете Христовой праведности «зрит своя прегрешения, и не осуждает брата своего».
И мы читаем далее:
Мф.12:34. «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста».
Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Он показывает, что они злое дерево, и приносят такие обильные плоды злословия, какие имеют в себе семена диавола». Смысл этих слов очевиден: каждый злословит другого в том, в чем сам и повинен. Какое семя диавола имеет в себе, такое напоказ и выставляет! Посему каждая клевета свидетельствует о клеветнике.
Блаженный Феофилакт поясняет значение слова «ехидна». Он пишет: «Называет их ″порождением ехидниным″. Так как они хвалились Авраамом, то он дает им знать, что они не Авраама потомки, а предков дурных, каковы и сами они». Здесь Феофилакт показывает нам, что мы не можем жить заслугами благочестивых предков, скорее всего мы последуем дурным предкам; и словом «ехидна» обвиняет их в лицемерии. Дурная набожность и религиозность фарисеев, как древних, так и современных нам, заключается в том, что себе они готовы простить любой грех и любую оплошность, а на других грешников смотрят с пренебрежением и злорадством. Мол, сам виноват, что попался, а был бы, как мы, лицемером, пребывал бы у всех в почете!
Есть три категории людей: верующие, неверующие и лицемеры. Лицемеры хуже всех! Верующий, даже слабый, может исправиться. В Церкви для спасения есть все необходимые средства. Неверующий может обратиться к Богу и начать новую жизнь. И только лицемер, пребывающий в состоянии самообмана, остается таким же, безо всякой надежды на исправление.
Далее сказано:
Мф.12:35. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое».
Этими словами Сын Божий показывает, что внутреннее наше состояние рано или поздно проявит себя. Добро породит добро, равно как и зло породит зло. Здесь Господь продолжает тему о добром и злом древе.
И если лицемеры думают, что они хорошо замаскировали свою порочность, они не правы: грешник сам, самим видом своим, свидетельствует о себе более, чем сотня свидетелей его преступлений. Сказано: «По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече…» (Сир.19:26); и еще: «Выражение сердечного изменения – лице. Четыре состояния выражаются на нем: добро и зло, жизнь и смерть, а господствует всегда язык» (Сир.37:21); и еще: «Выражение лиц их свидетельствует против них… горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис.3:9).
И мы читаем далее:
Мф.12:36–37. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».
Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «праздное слово это есть слово, произносимое не на пользу говорящего и слушающего, когда мы, оставив важное, говорим о пустом и рассказываем древние басни. Но тот, кто занимается шутовством и возбуждает других к хохоту, и произносит что-нибудь постыдное, тот повинен в произнесении уже не праздного, но преступного слова».
В «Отечнике» святителя Игнатия есть интересное духовное свидетельство: «Несколько монахов, идя из своих хижин, собрались вместе и беседовали о вере, монашеском подвижничестве и о средствах богоугождения. Два старца из числа беседующих увидели Ангелов, которые держали монахов за мантии и похваляли беседовавших о вере Божией; старцы умолчали о видении. В другой раз монахи сошлись на том же месте и начали говорить о некоем брате, впавшем в согрешение. Тогда святые старцы увидели смердящего нечистого кабана и, уразумев… открыли прочим о видении Ангелов и о видении кабана».
В Новом Завете сказано о праздном слове: «Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны… язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак.3:4–10).
Блаженный Феофилакт пишет: «Всякое слово, не служащее к действительной христианской пользе, есть праздное слово, и посему пагубно. Хотя оно кажется и хорошим, но не служит к утверждению веры и к спасению, или произносится не с доброю целью, не останется без осуждения, потому что не служит к пользе и оскорбляет Св. Духа Божия».
Говорится в Писании и о гнилых словах. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29). То есть мы, христиане, должны следить за своими словами.
И обычно тем, которые срываются в словах, позволяют себе гнилые (ругательные) слова, я даю совет: когда чувствуете, что раздражение подходит к вам, и дурные слова рвутся из груди вашей, то начните говорить медленно, ибо сказано у премудрого Сирахова: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло» (Сир.19:6).