Беседа 41. Евангелие от Матфея, глава 12, 15–30. «Избранный Отрок. Исцеление бесноватого, слепого и глухого»
Рассмотрим две темы: «Избранный Отрок» и «Исцеление бесноватого, слепого и глухого».
И мы читаем следующие стихи:
Мф.12:15–16. «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Зная козни их, зная, что они желают погубить Спасителя своего, Он удалился оттуда, чтобы отнять у фарисеев случай совершить нечестивое против Него дело».
Народ последовал во множестве за Иисусом, потому что видели исцеление сухорукого. Толпа всегда бурно реагирует на чудеса. Истинными последователями Господа Иисуса Христа остаются Его апостолы и те немногие из уверовавших, которые искали для себя наставления в вере и новой жизни – в Боге и с Богом.
Блаженный Феофилакт дает на данный отрывок следующее толкование: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили: Он всеми способами старался уврачевать их».
Здесь говорится о том, что, удаляясь с места совершения чуда, Он проявлял заботу и о фарисеях. Так Феофилакт и пишет: «Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили», – то есть чтобы Его хвалили в глазах завистников Его. Он понимает, что прославление Его за чудо исцеления сухорукого вызовет боль в сердцах завистливых фарисеев и ввергнет их и в большее озлобление. И чтобы читающие Евангелие не удивились сему, блаженный Феофилакт Болгарский прибавляет и следующие слова: «Он всеми способами старался уврачевать их». Видите, как Свою заботу об исцелении рода человеческого Он распространяет и на врагов Своих! Вот пример подлинного человеколюбия! А так ли мы поступаем с врагами нашими, желаем ли мы им блага, духовного исцеления, молимся ли мы за них, благословляем ли их?
И мы читаем далее:
Мф.17–18. «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».
Как мы ранее и говорили, Матфей чаще других апостолов в своем Евангелии цитирует Ветхий Завет, так как его Евангелие было написано для евреев, для которых отсутствие ссылок на Закон, пророков и Писание было бы совершенно недопустимым при написании текста о Мессии.
Блаженный Феофилакт видит в смиренном поведении Христа величие Его духа, предсказанное еще пророком Исаией. Феофилакт пишет: «Евангелист приводит и пророка во свидетели кротости Иисусовой. Чего бы, говорит, ни хотели иудеи, Он сотворит; хотят ли, чтобы Он не являлся? Он и это исполнит, не станет противиться, подобно какому либо честолюбцу, не будет и спорить; напротив, возвестит народу, чтобы не объявляли о Нем».
Слова из пророка Исаии: «и возвестит народам суд» – Блаженный Феофилакт понимает как указание на то, что вера Христова будет распространяться среди всех народов, а не только среди иудеев. Феофилакт пишет: «Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников: ибо суд здесь то же, что учение, знание и различение добра. Или – возвестит язычникам и о будущем суде, о котором они никогда не слыхали».
Иудеи считают, что Мессия должен прийти только к ним, чтобы соделать их священниками и царями для всех прочих народов. При этом они учат, что воскреснут и останутся в живых только те неевреи, которые примут их веру или исполнят «Ноев закон» так, как они его понимают, вопреки самому библейскому тексту. Все остальные люди, в их понимании, просто исчезнут: как исчезнут и не возродятся в вечности животные. Правда, при этом они считают, что и мусульмане тоже наследуют Жизнь вечную, так как они – часть дома Авраама, держатся жесткого монотеизма и отвергают любые формы идолопоклонства.
То есть, нас, православных, они не хотят видеть даже и в аду, который, в их понимании, есть место для исцеления и врачевания души.
К сожалению, современное Библейское общество в своих переводах книг Ветхого Завета ориентируется на масоретский свод ветхозаветных книг, редакция которого была завершена иудеями только к X веку от Рождества Христова. За основу берется так называемый «ленинградский» список, относящийся к более близкому нам времени. Причем сам кумранский свод не рассматривается как более авторитетный. Предпочтение отдается именно раввинскому тексту Закона, пророков и Писания. К тому же в разные времена переводы и комментарии для различных групп евреев меняются. Я приведу лишь один пример:
2-я Книга Царств, 12-я глава, 31-й стих в Синодальном (православном) переводе читается следующим образом: «А народ, бывший в нем, он (то есть царь Давид – О.С.) вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим». Здесь говорится о кремации (холокосте) еще живых аммонитян. Но, как известно, сионисты признают только холокост иудеев, как будто наряду с евреями не сгорели в печах нацизма поляки, цыгане, славяне и многие другие! Ну, а если сами сжигали живьем в обжигательной печи каких-то аммонитян, да еще три тысячи лет назад, стоит ли об этом вспоминать! И начинается переработка текста в переводах с еврейского на языки других народов! В книге, озаглавленной «Первые и последние пророки» (изд. «Мосад Арав Кук – Иерушалаем», под редакцией раввина Давида Йосифона, 1978 г.) этот текст звучит уже несколько иначе: «А народ, который в нем, он вывел и положил их под пилы и бороны железные, и под железные секиры; и таскали их по кирпичам улиц…» Здесь мы видим, как, хитро обыграв текст, Давид Йосифон выбросил из стиха слова: «и бросил их в обжигательные печи». Ну, а в самом новейшем иудейском переводе пропадает уже не только упоминание об ужасных казнях над аммонитянами: речь идет уже не о казнях, а о том, как Давид трудоустроил плененных аммонитян! Это напоминает логику современных нацистов, отвергающих бесчеловечный холокост еврейского народа. Они говорят, что никаких концлагерей не было, а были «трудовые лагеря по перевоспитанию». Внимание! Посмотрим, что говорится в новейшем переводе иудеев: Издание Роа, «Еврейская Библия», «Ранние пророки», с новым русским переводом и комментарием под общей редакцией Александра Кулика (изд. Гешарим, Иерусалим – Москва, 2006 г.). Здесь данный текст звучит следующим образом: «А народ тамошний он вывел (из города) и приставил их к пилам, и железным киркам, и железным топорам, и посылали их делать кирпичи…» (Вторая книга Шемуэля, 12-я глава, 31-й стих). Был холокост – и нет холокоста! Оказывается, этих людей трудоустроили: ну, наверное, тоже для перевоспитания! И сразу непонятно, почему Господь запретил Давиду построить Храм. Сказано: «и сказал мне: Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына, и Я буду ему Отцом» (1Пар.28:6). Господь не попустил царю Давиду построить Храм именно потому, что тот пролил много крови, и не всегда по прямому Божественному повелению.
Авторитетные иудейские комментаторы Танаха (Ветхого Завета), Мецудат Цион и Мецудат Давид, истолковали рассматриваемый текст не как акт «трудоустройства язычников», а именно как акт казни.
Так что, возможно, во дни антихриста Библия как книга и будет существовать, но уже не как Слово Божие, которое мы еще имеем сейчас у себя! Это будет и «новый перевод», и «новый комментарий», который будет устраивать и антихриста, и слуг его. А мы знаем, что в Писании сказано: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр.22:18–19).
А о том, что иудеи с древних времен уже искажали Слово Божие, тоже сказано в Писании (кстати, в Ветхом Завете): «Как вы говорите: ″мы мудры, и закон Господень у нас″? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» (Иер.8:8–9).
Не случайно Древняя Церковь всегда отдавала предпочтение Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета, выполненному до нашей эры). Кстати, во всех случаях, где Септуагинта расходится с масоретским текстом, она не расходится с кумранскими текстами!
Так что, братия и сестры, дорожите церковным переводом Библии, имеющим благословение Священноначалия! И ни синагоге, не протестантам с их «обществами» решать, что в Писании истинно, а что нет. Сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16–17). Искажают Писание и сектанты. И если в вашу дверь постучат вдруг «свидетели Иеговы» и предложат бесплатно изучать Писание, скажите им, что у нас и у них – разное Писание. Несколько лет назад иеговисты сделали свой перевод Нового Завета на русский язык, так называемый «перевод нового мира»: это и означает потерю этой «организацией» неповрежденной Библии! До этого они пользовались церковным Синодальным переводом, хотя и в урезанном виде...
Говоря о разных переводах Библии и разных ее истолкованиях, похоже, мы уже можем сказать, что наступают, или уже наступили, времена, о которых сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:11–12).
И мы читаем далее слова из пророка Исаии, изреченные о Сыне Божием задолго до Его Воплощения:
Мф.12:19. «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его».
Блаженный Иероним Стридонский так истолковал этот стих: «″И не даст услышать его на улицах″. Действительно, широк и пространен путь, ведущий к погибели, и многие идут по нему. Эти многие и не услышат Спасителя, потому что они находятся не на узком, но на пространном пути».
Смысл истолкования прост: идущие по широкому пути оглушают друг друга разными предложениями, они слышат в этой толчее только себя, и то вряд ли. Шум мнений и разномыслий оглушил их. Они все контужены современной музыкой, современными нравами и современной военной и полувоенной лихорадкой. «Все против всех», как однажды выразился один из высоких политических лидеров нашей страны: «наша национальная идея – конкурировать друг с другом». Таковые глухи для восприятия Слова Божия. Чтобы услышать голос Бога, надо возвысить ум горе (т. е. отрешиться от всего земного, подняться над ним) и прислушаться к собственному сердцу. Сказано: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?» (Ав. 2, 1).
Блаженный Феофилакт утверждает, что Господь избегал публичности; скорее, она сама настигала Его – даже в горах, даже в пустынях. Феофилакт пишет: «поскольку Он учил не среди площади, не на дорогах, как славолюбивые фарисеи, но в храме, или в синагогах, или на горе, или близ моря, удаляясь от славы народной».
Евфимий Зигабен пишет: «″не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его″. Ради этих слов привел (то есть апостол Матфей – О.С.) все пророчество. Будучи долготерпеливым и незлобивым, Он не спорил против возражающих, и не вопил, когда Ему наносили обиды. Он учил не на площадях, как ищущие людской славы, но в храме, в синагогах иудейских, в пустынях, на горах и прибрежьях».
Как не похож Его образ научения на тот визг, который сегодня раздается от современных политиков по всему земному шару! Они ищут публичности, потому что за толпою не видят человека. А Сын Божий, даже проповедуя многим, говорит одному: тому, кто услышит.
И мы читаем далее:
Мф.12:20. «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы».
Блаженный Иероним так истолковал этот стих: «Тот, кто не простирает руки грешнику (чтобы не дать ему окончательно упасть – О.С.) и не несет тяготы брата своего, – [тот] сокрушает надломленную трость. А тот, кто в малых сих презирает слабую искру веры, – [тот] угашает курящийся лен. Христос не делал ни того, ни другого, ибо Он пришел для того, чтобы спасти погибшее».
Если видишь, что брат пребывает в падении, не злорадствуй, а плачь, не устраняйся, а помоги. Так ты и ему поможешь, и о себе позаботишься. Сказано: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:19–20).
Святитель Василий Великий учил: «под тростию надломленной (надо – О.С.) разуметь такого человека, который подвержен какой-либо страсти, и в то же время желает исполнять волю Божию. Такого человека не надобно сокрушать и отвергать, но наставлять, подобно как Господь наставлял… Курящийся лен означает такого человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства и не с полным усердием. Он означает еще ослабевшего человека, которого также не должно отвергать, а, напротив, нужно возбуждать и поощрять напоминанием о судьбах Божиих и Божественных обетованиях».
И мы читаем далее:
Мф.12:21. «и на имя Его будут уповать народы».
Эти слова Евангелия ненавистны законникам, которые веруют в спасение только своей, узкой касты избранников. Ненавистны эти слова и тем, которые в деле спасения держатся общинно-родовой сотериологии: мол, только наш народ спасется – наше племя, колено, род... Такое мировоззрение могло возникнуть только в древние, общинно-племенные времена. К вере праотца Авраама такие дикарские представления отношения ни имеют, ибо Ветхий Завет не знает понятия нации. Община Авраама – это, прежде всего, те люди, которые последовали за верою Авраама. Они и есть и его семя, и те, кто благословится от его семени. А остальные – или дети диавола, или просто язычники.
Вечная жизнь ожидает каждого человека, произошедшего от крови Адама, Праотца всего человечества. Когда Создатель вдохнул в Адама дыхание жизни (нешама), Он облек человечество в бессмертное состояния человеческого духа ради спасения в будущем и его духа, и души, и тела.
Посему на Имя Божие могут и должны уповать все племена и народы! Нас разделяют только внешние, расовые признаки. Дух и душа не имеют расовых оттенков и особенностей. Сказано: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис.2:3). Взойти на гору Господню означает исполнять и жить по Закону, пророчествам и Писаниям, «ибо от Сиона выйдет закон». А принять слово Господне из Иерусалима означает возлагать дело своего спасения на Божественную благодать, то есть Божественное милосердие.
Блаженный Феофилакт пишет: «И так язычники уповати имут на Него, поскольку не хотели того иудеи». В этом толковании Феофилакта заложена глубокая мистическая тайна, о чем апостол Павел писал: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов» (Рим.11:25–28).
И мы переходим к следующей теме: исцеление бесноватого, слепого и глухого. Сказано:
«Тогда привели к Нему бесноватого, слепого и немого…» (Мф.12, первая половина 22-го стиха).
Святитель Иоанн Златоуст гневно восклицает на диавола: «О, злоба диавольская! – заградила оба входа, чрез которые сей человек мог получить веру». Действительно, как этому человеку уверовать?
Сказано: «пойди и посмотри» – «иди и виждь» (Ин.1:46). А как слепому увидеть, чтобы поверить?
Сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9–10). А как же немому исповедовать ко спасению?
Ответ очевиден! Если ты духовно захромал, слеп, глух и нем, то тебе нужен Тот, о днях Царствия Которого сказано: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:5–6).
И мы читаем 2-ю часть 22-го стиха 12-й главы от Матфея:
Мф.12:22. «…и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть».
Блаженный Иероним пишет: «Над одним и тем же человеком обнаружилось три знамения: слепой – видит, немой – говорит, и бывший во власти демона – освобождается. Правда, что тогда это произошло плотским образом; но и ежедневно это исполняется в обращении верующих; так что по изгнании демона первоначально они понимают свет веры, и затем уже уста, молчавшие прежде, открываются для прославления Бога».
Здесь возникает вопрос: а куда делась его, этого человека, бесноватость? Ответ прост: он был одержим бесом слепоты и бесом немоты. Феофилакт так и пишет: «Демон заградил все пути, ведущие к вере, – и зрение, и слух, и язык, но Иисус исцеляет сии чувства…» То есть болезнь иногда по действию диавола и его приспешников-бесов может нанести человеку и непоправимый духовный ущерб. В недугах и болезнях, как мы ранее говорили, человек может становиться и капризным, и злым, и крикливым, и эгоистичным. Он требует, чтобы все слушались его, выполняли любые его капризы и желания. Это и есть соединение недуга физического с недугом душевным, и какой недуг что подгоняет, это еще вопрос. Если господствует недуг душевный, плотской, бесовский, то одною микстурою, таблетками и припарками здесь не обойтись!
Также Блаженный Феофилакт пишет: «Ежели и ныне случится тебе видеть, что иной ни сам не разумеет добра и не принимает слов другого, то почитай его слепым, немым и глухим, и помолись о нем, да исцелит его Христос, коснувшись сердца его».
И мы читаем далее:
Мф.12:23. «И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?».
Блаженный Феофилакт пишет: «Иисус исцеляет… и называется от народа сыном Давидовым; ибо Христа ожидали от семени Давидова».
Почему народ называет Его сыном Давидовым? Потому что даже простые люди, не наученные Торе (Закону), знали, что Мессия придет из дома (рода) царя Давида. Называя Иисуса из Назарета «сыном Давидовым», они как бы начинали исповедовать в Нем Мессию (Христа), и это не могло оставить фарисеев равнодушными к происходящему. Прежде всего потому, что у них была своя концепция пришествия Мешиаха. А все, что они видели в Иисусе, не вписывалось в их представления, версии и гипотезы.
В наше время тоже много разных предположений и гипотез о «временах антихриста», о «печатях», о «тысячелетнем царстве» и о Пришествии Христовом. И каждый имеет свой набор библейских и святоотеческих цитат. Но в действительности все эти тайны лишь приоткрыты для нас, и мы их, при всем нашем желании, не можем видеть в полном объеме. Сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12).
Фарисеи пали из-за своих надуманных и выдуманных концепций и теорий. Они и не последовали за Христом потому, что уже создали свое представление о Нем, и никак не хотели от него отказаться. Баркли пишет: «Сомнения же их объяснялись тем, что Иисус был столь непохож на сына Давидова, в которого они привыкли верить с детства. Перед ними был не блестящий князь с пышностью и церемониями; ни лязга мечей и армий со знаменами; перед ними простой плотник из Галилеи, в словах Которого мягкая и спокойная мудрость, в глазах – сострадание, и в руках – таинственная сила».
Нельзя жить человеческими догмами и при этом постигать тайны Божии. Поэтому Христос и избрал Себе учеников из простого народа, мозги которых не были заполнены всякими схоластическими схемами и школьной догматикой. Единственный догмат, какой они (апостолы) усвоили с самого начала, был следующий: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).
Апостолы верили в Иисуса, потому что любили Его, и никак не наоборот. А фарисеи искали доказательств для любого религиозного верования: их мозг работал, а сердце молчало. Не сказано: «любовь от веры» (веры в смысле – знания), но наоборот. Сказано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4–7).
Конечно, фарисеи догадывались, что в момент их смерти все эти правила и предписания («чистый, не чистый» – «кошерное, не кошерное») потеряют для них смысл, как бы умрут вместе с ними. Но как разрешить это противоречие, они ни знали. Эта тайна была открыта только христианам и тем немногим книжникам и фарисеям, которые вместе с уверовавшими последовали за Христом. Сказано: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор.13:8–10).
И мы читаем далее:
Мф.12:24. «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».
Блаженный Феофилакт так истолковал этот стих: «Хотя Господь и удалился ради их; но они издали, слыша, что Он делал людям благодеяния, клеветали на Него. Значит, они так были враждебны к человеческой природе, как сам диавол».
Им надо было бы радоваться о таком прославлении субботы, что в сей почитаемый день столько людей получили освобождение от тяжких недугов! Но они, напротив, злорадствовали, и чрез сие уподоблялись диаволу, ибо он тоже скорбит и злорадствует, когда видит освобождение человека от плотского и духовного недуга.
Веельзевул, как сообщают ученые, «производное от Ваал (господин) – главное божество финикийского (и хананейского) пантеона и Зебель (муха). Возможно, Зебель – переосмысление (или искажение) слова Бел (от общесемитского ″Балу″ – ″владыка″, ″господин″) – аккадское верховное божество. В еврейской религиозной терминологии слово ″веельзевул″ ассоциируется с понятием ″повелитель бесов″. Здесь фарисеи называют этим именем сатану и обвиняют Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны». Ранее мы смотрели это объяснение, теперь вновь возвращаемся к нему. Когда фарисеи говорили, что Иисус творит чудеса силою «повелителя демонов», тем самым они как бы видели в Сыне Божием воплощение всех диавольских сил (энергий). А так как Господь Иисус Христос был исполнен Духа Святого, то, говоря так, они произносили хулу на Духа Святого.
Далее сказано:
«Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25).
Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Толпы народа приходили в изумление и исповедали, что Совершавший такие знамения есть Сын Давидов; а фарисеи приписывали дела Божии вождю бесов. Господь и отвечает им не на слова их, а на помыслы, чтобы хоть таким образом они были побуждены к вере в Того, Который созерцал тайники сердца».
О, чудо Божественной Любви! Сын Божий Духом Святым провидит помышления их сердец. И, несмотря на их отдаление от Него, Он видит их помыслы и слышит их слова. А чудо Божественной Любви заключается в том, что, зря их хулу на Духа Божия, Он продолжает искать для них покаяния, громким гласом стремясь достигнуть их слуха.
Далее Он подсказывает им, в какие удивительные времена они живут. Он восклицает:
Мф.12:26. «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?».
Блаженный Иероним дает нам следующее истолкование данного стиха: «Итак, если сатана восстает против самого себя и если демон является врагом демонов, то должна уже наступить кончина мира, так что в нем уже не имеют места враждебные силы, вражда которых между собой есть мир для людей».
То есть, если силы зла стали целить людей и изгонять из них бесов, то, наверное, наступил конец света, когда все и вся подчинится Богу Отцу, и ничто не сможет Ему воспротивиться. Как и сказано: «Ибо Ему (то есть Сыну Божию – О.С.) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его (под ноги Бога Отца – О.С.). Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что, кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:25–28).
То есть, когда закончится Царство Благодати – это время, в которое мы с вами живем, когда призыв к покаянию может быть услышан каждым, – наступит время Страшного Суда, где никто уже не сможет примириться с Богом. По окончании Суда наступает Царство Славы, когда всё, и даже Сын Божий, покорится Богу Отцу. Как мы и прочитали: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем».
Далее Господь говорит, обращаясь к фарисеям:
Мф.12:27. «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями».
На этот стих у св. отцов есть разные истолкования, которые порою сильно разнятся друг с другом. Златоуст под «сыновьями вашими» разумел апостолов. Блаженый Иероним дает более расширенное объяснение. Он пишет: «Под сынами Он имеет в виду или вообще заклинателей этого народа, или апостолов, произошедших из племени иудеев. Если Он имеет в виду заклинателей, которые изгоняли демонов через призывание имени Божия, то Своим мудрым вопросом Он принуждает их исповедать, что это дело Духа Святого».
Скорее всего, словами «сыновья ваши чьею силою изгоняют» он устыдил фарисеев тем, что их сыновья и они сами (фарисеи и книжники) только безуспешно пытались изгонять злых духов, но у них ничего не получалось.
Древний еврейский историк, священник второго Храма, живший в I веке, Иосиф Флавий, так описывает иудейскую практику изгнания бесов: «Бог также сподобил Соломона научиться искусству изгонять демонов и бесов; это наука полезная и приносящая людям здоровье. Он также сочинил такие заклинания и магические формулы, облегчающие душевное расстройство и нездоровье. И он также оставил после себя способ изгонять бесов, который позволял так изгонять бесов, чтобы они не возвращались назад; и этот способ исцеления в большой силе до сего дня, потому что я видел одного человека, моего земляка по имени Елеазара, исцелявшего одержимых демонами людей, в присутствии императора Веспасиана, его сыновей, военачальников и огромной массы воинов. Исцеление производилось так: он (Елеазар) положил кольцо, снабженное корнем – из тех, которые упоминаются Соломоном – в ноздри человека, одержимого демонами, и вытаскивал демонов через ноздри, и когда человек сразу после этого падал, он приказывал демону больше не возвращаться в этого человека, упоминая еще имя Соломона и произнося сочиненные Соломоном магические заклинания. А когда Елеазар хотел доказать и показать зрителям, что обладает такой силой, он ставил недалеко от себя чашку или миску с водой и приказывал демону, вышедшему из человека, перевернуть ее и тем самым показать зрителям, что он покинул человека. Совершая это, он очень ясно демонстрировал искусство и мудрость Соломона» (Иосиф Флавий «Иудейские древности», 8,2.5).
Подобная практика изгнания злых духов скорее напоминает игру с темными силами. Названные исцеленные: император Веспасиан и его воины, пережив временное облегчение, остались преступниками и злодеями. Никакого нравственного перерождения в их жизни не произошло. А магизм и отличается от религии тем, что религия предлагает исцеление не только телу, но и душе, а колдовство только загоняет болезнь вглубь человека, чтобы позже нанести более сокрушительный удар и по телу, и по душе мнимо исцеленного.
В Новом Завете описан пример с иудейскими заклинателями, которые использовали даже имя Иисуса Христа. Но внутренне они оставались заложниками своих предрассудков, иудейских суеверий и страстей. Посмотрим, что с ними произошло: «Даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян.19:13–16).
Не надо думать, что среди православных нет таких горе-целителей. Их полно, особенно среди младостарцев, молодых священников, которые, не имея достаточно духовного опыта, берутся за всевозможные отчитки, изгнания и «экзорцизмы». Есть среди нас и свои фарисеи, которые готовы выстраивать взаимоотношения с Богом, исходя из своего хилого духовного опыта, опираясь на искусственные духовные системы, которые есть плоды незрелой духовности.
И мы читаем далее:
Мф.12:28. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие».
Блаженный Иероним так чудесно и искусно истолковал сии слова: «″Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов″. Это место, записанное у Луки, читается так: ″Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов″. Это тот перст, творивший чудеса… перед Моисеем и Аароном, когда они говорили: это перст Божий; это тот перст, которым написаны каменные скрижали (доски) на горе Синае. Итак, хотя рука Божия есть Сын, а перст Божий есть Дух Святой, но сущность Отца и Сына и Святого Духа одна, и пусть не соблазняет тебя неравенство членов, когда единство тела научает [вас]».
Понятно, что чудо, сотворенное перстом Бога, является полной противоположностью тех ложных чудес, которые совершают приспешники лукавого и шарлатаны. Для последних это только бизнес, но они очень дешево променяли счастье Вечной жизни в Раю на пламя ада. Некоторые только играют в сатанизм, не веря ни в Бога, ни в диавола; но они не замечают того, как диавол уже начал смертельную игру с их бессмертными душами. Раскаяние придет для таковых вместе с ревом адского пламени!
И мы читаем далее:
Мф.12:29. «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его».
Здесь говорится о том, что Сын Божий побеждает диавола в его же собственном доме. Христос сделал это дважды: распявшись на Кресте и сойдя во ад. Место обитания бесов на нашей планете – воздух (пространство между небом и землею). Сказано: «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12). Святые Отцы учат, что Сын Божий, распявшись на Кресте между небом и землею, победил диавола в его собственном доме, в поднебесной. А сойдя во ад и «облистав его сиянием Божества», Сын Божий расхитил дом лукавого, выведя из ада все души.
Святой Иероним пишет: «Сильный (то есть диавол – О.С.) [ныне] связан и прикован к преисподней и попран ногой Господней, и по сокрушении престолов жестокого властителя пленение его было пленено». То есть те, кто были у него в плену, ныне пленены любовью Христовой, как Церковь и поет на Пасху: «ад опустел».
Далее сказано:
Мф.12:30. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».
Прекрасное истолкование этим словам дал святитель Феофан Затворник. Он пишет: «Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, – а все ни к чему, коль скоро собираемое было не с Господом. Что же значит: собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, жить так, чтоб духом жизни был дух Христов».