Беседа 40. Евангелие от Матфея, глава 12, 9–14. «Исцеление сухорукого в субботу»
Тема следующей беседы – «Исцеление сухорукого в субботу». Сегодня мы будем говорить о проблеме, которая, как и голод, касается многих и многих людей: мы будем говорить об инвалидности. Мы рассмотрим 12-ю главу Евангелия от Матфея, с 9-го по 14-й стих. Предыдущая беседа показала нам, что проблемы, связанные с насыщением человека, также волнуют Господа.
В наше время, несмотря на развитие сельскохозяйственных технологий, проблема голодающей части населения не прекращается. И не надо думать, что голод бывает только в странах «третьего мира»: голодающих или недоедающих людей можно найти повсюду. Несомненно, среди наших знакомых есть люди, которые испытывают достаточно часто чувство голода. Не надо дожидаться, чтобы кто-нибудь из тех, кого вы лично знаете, упадет в голодный обморок в вашем присутствии. Вина за это будет возложена и на ваши плечи! Но можем ли мы утверждать, что это Бог не позаботился о нашей планете, и по Его вине на ней существует нехватка пищи? Конечно же, нет! Творец позаботился о том, чтобы не только люди, но и все другие живые существа насыщались всем необходимым. Причина нехватки пищи на планете – это грех алчных людей, которые спекулируют тем, на пользование чем имеет право каждый человек. Именно такие люди завышают цены на продукты и создают искусственный дефицит.
Обратите внимание на то, как перед выборами президента или в парламент создается искусственный дефицит бензина, продуктов или других вещей первой необходимости. Это делается специально, чтобы заставить людей выбрать нужного для них кандидата, в котором все будут уверены, что «вот он-то наведет порядок». Так манипулируют нами, каждым из нас, и все это называется «предвыборными технологиями». Они сейчас оттачиваются, а достигнут своего апогея тогда, когда к власти на планете будут протаскивать антихриста, сына диавола.
Иисус Христос предупреждал верующих не увлекаться объедением и пьянством. На самом деле, голод одних соседствует с изобилием спекулянтов, воров и казнокрадов. Сказано: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк.21:34–36). Иными словами, Библия призывает нас избегать излишеств в жизни, ибо это ведет ко греху. Когда ты молишься за едой, брат или сестра, вспомни, сколько людей голодает и даже умирает от голода прямо в это самое мгновение! Почему жители южных стран, где производится самое большое количество разнообразных продуктов, голодают, а северные страны живут в продовольственном изобилии? Это связано с тем, что северные державы столетиями колонизировали и эксплуатировали южные колонии и обобрали их, а с помощью оружия продолжают и теперь осуществлять политику государственного террора стран, в которых есть нефть, газ, золото и серебро, пшеница, разные виды бобовых, овощи и фрукты. Если страны «третьего мира» восстают, то их объявляют «оплотом терроризма и экстремизма» и, с благословения ООН, нападают на их суверенные территории.
Чтобы нам понять, что такое эксплуатация, я приведу пример из западного издания. В одном западном журнале написано: «Когда Англия около двухсот лет назад впервые пришла на этот богатый субматерик, в области сегодняшней Индии жило шестьдесят миллионов человек. Около десяти миллионов вели голодное существование. С тех пор население увеличилось в семь раз, и теперь замечается обратное положение: в достаточной мере питаются только около десяти миллионов человек». Вот это прогресс! Раньше из шестидесяти миллионов только десять миллионов голодали, а сейчас население увеличилось в семь раз и – какая ужасная ситуация! – нормально питаются только десять миллионов человек! Сами эксплуататоры в этом западном журнале признают очевидную истину: эта цитата взята из книги, которая называется «Голодающая планета», ее автор Георг Штром. Жизнь людей ухудшилась ровно в семь раз, именно таким образом сытость одних оборачивается худобою других. В Писании сказано о таковых: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей (Ис.5:8–9).
Иногда голод осуществляется искусственно, чтобы остановить сопротивление народа незаконным властям. Так, коммунисты на просторах России, Украины и Белоруссии боролись с народным сопротивлением. Цифры ужасные! Например, в 1921 году в СССР во время голода погибло 5 миллионов человек! В 1929 году голод был причиной смерти, по приблизительному подсчету, трех миллионов человек! В 30-е годы в России от голода умерло пять миллионов человек. Всех этих людей уморили голодом – предали самой ужасной казни! Эти люди гибли не в темницах, они мучались все вместе: вместе со своими домашними, детьми, их страдания превзошли муку Иова Многострадального!
Но сегодня мы будем говорить об инвалидах: в каком положении находятся и как проживают эти люди? И мы прочитаем первый стих из сегодняшнего Евангелия:
Мф.12:9–10. «И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку».
Одна женщина, у которой были парализованы руки и ноги, сказала: «Я чувствую себя духовно здоровым человеком». Но значительно хуже будет тем, которые сейчас считают себя здоровыми, а потом им понадобятся очки, контактные линзы, зубные протезы, слуховые аппараты, всевозможные протезы для колен, рук, ног и позвоночника. Это сейчас люди храбрятся своей молодостью, но постепенно в их жизнь будут проникать проблемы, связанные со здоровьем. Если они сейчас не научатся с уважением относиться к инвалидам, то что их ждет самих в будущем? Я сам, хотя мне сорок шесть лет, имею много трудностей из-за болезни диабета: постоянно чувствуешь себя усталым. Такое ощущение, как будто физически трудился. Просыпаешься утром и чувствуешь усталость в пояснице, в ногах: особенно болят ступни ног. Из-за защемления позвоночника страшно болят левая нога и поясница, практически невозможно ходить. Пройду тридцать-сорок метров, и надо где-нибудь посидеть. Засыпать становится все труднее и труднее, сменил уже шесть очков, а что дальше?..
Многие наши радиослушатели – это люди, страдающие тяжелыми недугами, инвалиды. Среди них много так называемых «надомников», которые самостоятельно не могут даже выйти из дому, не то что тридцать-сорок метров пройти! Вообще не могут выйти сами из дому! Посещение храма для них – настоящий праздник, поэтому если вам известны такие инвалиды, постарайтесь помочь им хотя бы оказаться на природе, и хорошо, если вы поможете им посетить храм, хотя бы на большой праздник.
Буржуазные тоталитарные режимы не нуждаются в инвалидах. Они пытаются отобрать у них жилье, переселить их в бараки, которые называются лечебницами (это лечебницы для пожизненного пребывания в подобных условиях). Чаще всего, в так называемых «домах инвалидов» и в «домах престарелых» тяжелая обстановка. Обычно туда отправляют пожилых и не совсем пожилых людей их собственные дети! Как там «заботятся» об инвалидах, мне приходилось неоднократно наблюдать. В коридоре, в палатах – устойчивый запах мочи, белье хотя и меняют, но оно настолько застирано, что в каких-то бурых пятнах и буквально трещит по швам. Слава Богу, что возрождается институт сестер милосердия, эти женщины стараются сделать все возможное, чтобы духовно и физически облегчить страдания фактически брошенных людей. Тот уровень ухода за инвалидами, который был в дореволюционной России, теперь уже недостижим. Хотя медицина у нас и ушла далеко вперед, но многие умирают только потому, что у них нет средств на лечение, на сложные и дорогостоящие операции.
В Писании сказано: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (вы слышите? Ожидаем искупления тела нашего!) (Рим.8:22–23). Вы слышите, о чем здесь говорит апостол Павел? И само наше тело, ныне страдающее и стенающее, переживает и ожидает усыновления и искупления. В тот день, когда Господь воскресит человека, Он избавит его тело от всякого недуга.
Один мальчик, двенадцати лет, у которого тяжелая форма заикания (врачи отказались ему помочь), спросил меня: «Неужели и в Царстве Божием я буду заикаться и также невнятно выражать свои мысли?» С волнением я показал ему текст из пророка Исаии, где сказано: «…будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно» (Ис.32:4). Вы слышите, братия и сестры? Никакого заикания не будет в Царствии Отца нашего Небесного! «Будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно»!
Там же, у Исаии, сказано: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:5, 6). Счастьем в этой новой, воистину счастливой жизни, смогут воспользоваться многие и многие! Сказано: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков (слышите? из всех племен, не только славянские племена), стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр.7:9–10). Никто не может сосчитать количество этих спасенных из всех племен. Слышите? Многие из нас смогут пребывать в этой счастливой жизни, смогут воспользоваться благами Царствия и забыть проблемы, связанные со здоровьем, как только выяснится, что грехи прощены и омыты Кровью Агнца. Сказано: «И ни один из жителей не скажет: ″я болен″; народу, живущему там, будут отпущены согрешения» (Ис.33:24). То есть, они будут здоровы, потому что будут отпущены их согрешения. И никто из них не скажет: «я болен».
Невозможно описать радость духовно и физически исцеленных людей, когда под новым, чистым небом экологически исцелится и наша Земля, и Царствие Божие будет «яко на Небеси, и на земли». Оказывается, каждый грех рождает целый ряд недугов. Он, как магнит, притягивает к себе болезни и неприятности. Грех, это как пробоина в судне корабля: если ее вовремя не заделать, не законопатить, то все судно, весь корабль, каким бы огромным он ни был, может потонуть. Но не только грехи являются причиной заболеваний. Златоуст пишет: «Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности» (это когда люди не следят за своим здоровьем). И продолжает: «Чревоугодие, пьянство и бездействие (бездействие в лечении) также производят болезни». Преподобный Ефрем Сирин писал: «Причина болезни – грех, собственная своя воля, а не какая-либо необходимость». То есть, физическая болезнь иногда посылается для преодоления горшей болезни, болезни страстной и греховной, которая намного хуже. И физическая болезнь – это как бы тормоз, который говорит: «Остановись! Дальше – все, погибель!»
Не успели люди свыкнуться с чумой XX века, СПИДом, как новая чаша гнева изливается на головы нераскаянных извращенцев. Новая болезнь, которая передается половым путем, буквально разваливает, взрывает распаленный мозг больного! «Вестник Израиля» от 28.12.2006 г. сообщает: «Венерическая болезнь, известная под названием ″шестая венерическая болезнь″, которая может привести к воспалению мозга и смерти, достигла границ Израиля», – об этом сообщает и газета «Майлиф». Ранее эта болезнь была распространена, в основном, в тропических регионах, однако с недавних пор она стала распространяться и в странах Запада. При этом наибольшую обеспокоенность специалистов вызывает тот факт, что врачи практически незнакомы с этой болезнью, что сильно затрудняет ее диагностирование. Первое сообщение о новой болезни американское Министерство здравоохранения получило в начале прошлого года, за два года подобных сообщений накопилось уже несколько сотен, однако, по мнению специалистов, счет идет уже на тысячи, поскольку многим больным поставлен неправильный диагноз! Симптомы этой новой болезни у извращенцев: боли в анусе (страшая боль в заднем проходе) и кровотечение, больше схожее с гастрологическими заболеваниями. То есть, некоторые люди какое-то время не считают себя больными, а потом все это неожиданно всплывает: и острые боли, и проблемы с мозгом... В Израиле пока что зафиксированы редкие случаи этой болезни. По словам профессора Михаила Дана, эту новую болезнь ожидает судьба СПИДа, также вышедшего из Африки, то есть из хамитских земель. И так же, как и в случае со СПИДом, первый удар на себя примут гомосексуалисты. Первые случаи заболевания в США были отмечены примерно год назад. В настоящее время зарегистрированы сотни случаев. Поскольку иногда симптомы новой болезни не проявляются явно или сразу, специалисты полагают, что больных тысячи и тысячи.
Человек, который хочет выздороветь, братия и сестры, непременно должен знать, как он будет проводить здоровый образ жизни, от чего откажется и что переменит, тогда исцеление может поспешить к нему от Бога. А для иного болезнь есть благо от Бога, как незримые вериги. И если в этом случае человек примет свои страдания, свою инвалидность, как из рук Бога, а лучше – посвятит их Богу, – то в самой инвалидности обретет для себя великое благо. Нечто подобное случилось и с апостолом Павлом. Он писал: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился… И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (видите, что пишет Апостол Павел!), ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:7–10).
Воистину, братия и сестры, сила Божия в немощи совершается, как сказано уже в Евангелии: «претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22). Человечество не сможет никогда справиться со всеми своими болезнями: обязательно появятся новые, все более страшные болезни. Необходимо вмешательство извне, необходимы такие глобальные перемены, которые коснутся человека и мира природы, окружающей его. Такие перемены можно ожидать только от Господа Бога, и день тот наступит, когда Бог вмешается в судьбы нашей планеты. Будет приостановлена любая форма человеческого правления, Один Господь будет силен в тот день. Сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).
Мы должны смотреть на трудности настоящей жизни – касаются ли они нашего здоровья, социальных или криминальных проблем общества, коррупции власти – как на проходящие, теряющие свою власть над нами. Еще немного, и мы воспоем песнь освобождения! Исход приближается, и никакие силы зла не властны остановить его! Сказано: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр.22:20–21).
И мы читаем вторую часть 10-го стиха 12-й главы Евангелия от Матфея:
Мф.12:10. «И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?».
Подобные вопросы задавались и не для того, чтобы выслушать правильный ответ, и не для того, чтобы помочь больному. Их цель была одна: уловить Его в слове. Если Он скажет, что нельзя исцелять в субботу, то они объявят Его жестоким и бесчувственным человеком. Если Он ответит обратное, они объявят Его нарушителем Закона Божия. Блаженный Иероним Стридонский так и истолковал эти слова: «Так как Он дал удовлетворительный пример для оправдания нарушения субботы, в котором фарисеи обличали Его учеников, когда они ели пшеницу в субботу, и Он не возбранял им, то они хотят изобличить Его Самого. Они спрашивают: ″Позволительно ли исцелять в субботние дни″, чтобы обвинить Его в жестокосердии или бессилии, если бы Он не исцелил больного, или в преступлении [закона] о субботе, если бы Он исцелил его». То есть, обвинить или в бессилии, или в преступлении Закона о субботе, если бы Он исцелил в субботу. Талмуд запрещает лечение в субботу, если для лечения нужно прямо в субботу изготовить лекарство или хотя бы перемешать его. Лечение же ради спасения жизни, по Талмуду, не просто разрешается, но и вменяется в обязанность. Но сухая рука не подпадала под последнее определение об угрозе жизни, и здесь иудеи формально могли придраться, но только формально. Ведь Иисус Христос даже не прикасается к этому человеку, Он и не лечит его в обычном понимании этого слова! Он исцеляет его одним лишь Божественным словом! Прежде, чем исцелить мужчину, имеющего сухую руку, Господь Иисус Христос обличает иудеев в непоследовательности. Он сказал им:
Мф.12:11–12. «Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Обличает их в том, что они для корысти нарушают субботу, чтобы не лишиться овцы, а человека исцелить не допускают. Итак, Он обличает их здесь как любостяжательных, как немилосердных и как преступников Закона Божия, ибо они, чтобы не потерять овцы, преступают Закон о субботе и, не желая исцеления человеку, обличают себя в немилосердии».
Далее мы читаем:
Мф.12:13. «Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая».
Блаженный Феофилакт считает, что сухорукий был наказан этой болезнью, потому что мало помогал нуждающимся, и исцеляется для деятельной благотворительности. А жадности он научился от фарисеев, которые считали, что им должны подавать, а не они другим. Блаженный Феофилакт пишет: «Многие ныне имеют сухие руки, то есть немилостивые и не простирающиеся к требующим, но когда огласит их слово Евангельское, простирают их для подаяния! Хотя фарисеи, то есть отсеченные от нас гордые демоны («фарисей» – значит «пресечение»,) во своей вражде против нас и не хотят того, чтобы руки наши простирались для подаяния милостыни, подобно тому, как тогда фарисеи не желали исцеления недужного».
Один священник рассказывал мне, что до рукоположения он всегда откладывал деньги для подаяния нищим, а когда стал священником, то решил, что все теперь должны подавать ему. Но каково же было его удивление, когда он прочитал житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. После этого он понял, что священники тоже должны жертвовать нуждающимся.
О батюшке Иоанне Кронштадтском известно много случаев, как он проявлял благотворительность, в том числе, и чудесным образом. Однажды в Андреевский собор пришла одна женщина, которая принесла очень большую сумму денег, чтобы передать их в распоряжение отцу Иоанну Кронштадтскому. Батюшка не принял деньги и сказал этой женщине: «Ты иди домой, ложись спать, прочитай акафист Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу Хранителю, встань пораньше, выйди из дому и, кого первого увилишь, тому и отдай эти деньги!» Эта женщина смутилась, пришла домой (какой там сон!), вычитала все эти акафисты, и чуть свет выходит на улицу и думает: хоть бы встретить какую-нибудь бабушку бедную или какого-нибудь ребенка, сиротку беспризорную. Вдруг показался офицер: китель расстегнут, курит, на ходу ругается... Она поравнялась с этим офицером и остановилась, протянув ему пакет с деньгами. Он спрашивает: «Что тебе надо?» – «Это деньги», – говорит и называет сумму. А сумма была очень большая. И тогда он вскричал: «Мать моя! Откуда ты знаешь?! Я в эту ночь проигрался в карты и иду на мосту застрелиться, а у меня двое маленьких детей!» И они сразу же побежали вдвоем в Андреевский собор, к батюшке Иоанну Кронштадтскому, чтобы поблагодарить его. А тот очень не любил, когда его благодарили, прогнал их: «Идите, идите, Господа благодарите!» Он не любил, когда делали культ из служения, которое он совершал, потому что ничего необычного в своем служении не видел.
И мы читаем далее:
Мф.12:14. «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда».
Трудно объяснить такую реакцию фарисеев на чудо исцеления сухорукого. Главную причину такого неадекватного поведения святитель Иоанн Златоуст видит в зависти. Он пишет: «Такова та зависть, нет зла хуже ее. Завистливый мучает, терзает самого себя прежде того, кому завидует. Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда только он покоен и весел, чужие несчастья он почитает своим счастьем, а благополучие других своим злополучием. Зависть превращает человека в диавола и соделывает его лютым демоном». Также святитель Иоанн Златоуст пишет: «Здесь Он (Господь) совершает чудо одним словом, а во многих других случаях исцеляет и возложением рук. Впрочем, ни то, ни другое не сделало их кроткими (то есть тех, которые видели эти чудеса). Но тогда как человек получал здоровье, они от исцеления делались только худшими, они начинали завидовать Сыну Божию. Он, прежде сухорукого, хотел уврачевать их, потому что Он их наставлял, когда говорил об овце, что даже в субботу человек будет ее вытаскивать, если она куда-то упадет, и употребил бесчисленные средства врачевания и прежние дела и слова, но, так как болезнь их была неизлечима, то Он приступил к самому делу. Тогда говорит тому человеку: ″Протяни руку твою!″ И он протянул, и она стала здорова, как и другая».
Слова: «но Иисус, узнав, удалился оттуда» Златоуст так истолковал: «Что же делает тихий и кроткий Иисус, узнав об этом (об ожесточении фарисеев)? Он удаляется. «Но Иисус, узнав помышления их, удалился оттуда». Итак, где говорящие, что надлежало быть знамениям? Они же сами кричали: ″Знамения! Знамения!″ Вот знамение, а они злятся, завидуют! Он показал через это, что ожесточенный человек не убеждается и знамениями, а вместе дал разуметь, что напрасно обвиняли и учеников Его».
Для наших радиослушателей-надомников каждая радиопередача – это возможность принять священника у себя дома, поговорить с ним. Мы физически не успеваем отвечать на все ваши вопросы, которые вы присылаете в своих письмах, но по возможности будем продолжать говорить вам слова надежды и возвещать Слово Божие. И вы уже сейчас знаете, что вы не одиноки, что у каждого инвалида есть добрый и отзывчивый Друг. Его имя – Иисус Христос. Сказано: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:14–15). И еще: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50). И еще: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Все эти три цитаты относятся к каждому из нас, уверовавших в Господа Иисуса Христа и стремящихся исполнять Его святую волю. А последняя цитата: «блаженны невидевшие и уверовавшие» относится только к христианам, которые никогда не видели Господа, но усердно веруют в Него, потому что любят Его. И эта наша вера, как здесь сказано, делает нас блаженнее самих самоочевидцев Слова, христиан первого поколения!