Глава вторая
Брак в Кане Галилейской и первое чудо, совершенное Господом, 1–11; пребывание в Капернауме, 12; первая пасха: Господь в Иерусалиме; изгнание торжников, озлобление Иудеев, 13–25.
Текст Евангелия от Иоанна решительно уничтожает все попытки апокрифических сказаний отнести начало чудес Богочеловека к периоду Его детства: «се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей», говорит возлюбленный ученик Господа о превращении воды в вино на браке в Кане. Чудеса, или Богом повеленные временные отступления от законов, Им, Творцом установленных для природы, тогда только имеют место, – как можно убедиться, изучая Священное Писание, – когда они имеют нравственное значение и способствуют достижению высшей духовной и религиозной цели. И в настоящем повествовании о первом чуде Господнем, совершенном в Кане, достигнута та великая цель, что «ученики Господа», те, которым впоследствии поручено завоевание мира, «уверовали в Него» (ст. 11).
Для кого и в чьем доме совершено чудо превращения воды в вино, – остается неизвестным; но эти обстоятельства не нужны для христиан: христианину важно знать нравственное значение чуда и его духовные последствия, и оные вполне выяснены нам. Чудо Каны Галилейской совершено еще в тесном семейном кругу, не для народа, даже не для хозяина брачного пира или жениха, которые может быть только позже узнали о чуде, знамение совершено исключительно для учеников.
Ин.2:1. И в третий день брак бысть в Кане Галилейстей: и бе мати Иисусова ту.
Ин.2:2. Зван же бысть Иисус и ученицы его на брак.
Город Кана, в котором совершено чудо превращения воды в вино, всегда называется Каной Галилейской, в отличие от другой Каны, находившейся в Целе-Сирии218. Галилейская Кана находилась в одном часе пути от Назарета. Нафанаил, как видно из Ин.21:2 был родом из Каны. Господь с Иордана шествовал уже окруженный теми учениками, которые удостоились быть призванными там. Третий день Евангелист считает от того дня, в который Господь «восхотел идти в Галилею» (Ин. 1:43), и в который по-видимому произошло и призвание Нафанаила. Может быть Нафанаил просил Господа осчастливить его дом в Кане Своим посещением, и вот почему Господь, приидя в Кану с учениками, был немедленно позван на брачный пир вместе с хозяином дома, у которого Он остановился. По указаниям Английской Комиссии для исследования Палестины от места, где по всем соображениям должен был крестить Иоанн, до Назарета около 60 миль (около 75-ти верст) и туземцы считают это пространство трехдневным путем, хотя оно может быть пройдено в более короткое время.
В первом стихе мы находим указание, что пресвятая Дева Богоматерь была на браке ранее Господа и учеников Его: можно даже думать из последующих событий, что она с особенною любовью и заботливостью относилась в тому семейству, в котором праздновался брак. По-видимому Иосифа, нареченного мужа Марии и отца Господа Иисуса, в это время не было уже в живых: так надо думать по молчанию о нем всех Евангелистов во время проповеди Господа, хотя о Богоматери и о братьях Господних неоднократно упоминается219. Не следует упускать из виду, что никакие добрые, честные, чистые и родственные чувствования, свойственные человеку, не были чужды святому семейству и Сыну человеческому. Не холодность и индифферентизм пришел Он утвердить на земле, а любовь и мир и радость и сочувствие к братьям своим.
Ин.2:3. И недоставшу вину, глагола Мати Иисусова к нему: вина не имут.
Ин.2:4. Глагола ей Иисус: что есть мне и тебе, жено? не у прииде час мой.
Святая Дева Богоматерь с полною верою относится в сыну, который, как она знает, есть Богочеловек. Она не просит Его, а только обращается к Нему, предоставляя Ему судить, что следует сделать. Господь отвечает ей, называя ее «жено», и также обратился Он к ней, когда она стояла у креста и жизнь человеческая Его кончалась. В этом обращении к Богоматери есть напоминание о ее человеческой природе. Господь и разделяет в Своем ответе Свою деятельность от ее деятельности: «что есть мне и тебе, жено?» Матерь Господа в тайне души своей, не высказывая этого на словах, но желала чуда и обращалась к сыну, как к власть имущему над природой, как к Богочеловеку. Господь отвечает ей на тайные мысли ее, указывая притом, что со дня выступления Его на служение человечеству все дела Его имеют цель высшую, не могущую быть вмещенной в тесный круг семейных и дружеских отношений. Вероятно еще, что Матерь Господа ожидала явного публичного чуда и желала прославления сына своего, но Господь отклоняет это указанием: «не у прииде час мой». Господь исполняет просьбу матери Своей, но так, что никто из гостей, собравшихся на пир, ни даже жених и его распорядитель не знают, как и кем совершено чудо.
Ин.2:5. Глагола Мати его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите.
Матерь Божия немедленно сознает, что Господу не угодно было, чтобы чудо огласилось между многочисленными гостями брачного пира. Но зная также, что Господь не откажет ей в просьбе, она с полною верою приказывает служащим (διακὸνοις) исполнить то, что сын ее скажет. Нельзя не заметить, что Богоматерь распоряжается в доме, как почетная гостья, имеющая право приказывать и притом может быть как родственница этой семьи.
Ин.2:6. Беху же ту водоносы каменни шесть; лежаще по очищению Иудейску, вместящые по двема или трием мерам.
Ин.2:7. Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха.
Ин.2:8. И глагола им: почерпите ныне и принесите архитриклинови. И принесоша.
Ин.2:9. Якоже вкуси архитриклин вина бывшего от воды и не ведяше, откуду есть: слуги же ведяху почерпшии воду: пригласи жениха архитриклин.
Ин.2:10. И глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты же соблюл еси доброе вино доселе.
Для ясности надо сказать несколько слов об обычаях, на которые указывает здесь Евангелист.
Каменные водоносы, которые видели сами на востоке многие путешественники220, суть большие, выдолбленные из цельного камня сосуды, напоминающие по форме своей ступы. Их не переносят с места на место, но очищают их, опрокидывая на бок, чтобы сбежала застоявшаяся вода: вот почему в сказании Евангелиста они представлены лежащими; чтобы наполнить их, надо было их поднять. Вмещали каменные сосуды (ст. 6) по две или по три меры (μὲτρον). По всей вероятности221 под именем меры разумеется здесь еврейский бат, заключавший в себе три саты и который был по-видимому несколько менее ведра222. Эти водоносы служили для тех частых омовений и очищений, о которых упоминается напр. в Мк. 7:3, 4. Во время пира они были не нужны, а потому лежали на боку вероятно вымытые, готовые быть наполненными водою, когда потребуется вода по окончании пира. Слуги, которым Господь приказывает наполнить водоносы, ничего не знают о происходящем при их главах и под их руками чуде. Они несут воду, превращенную в вино, к архитриклину или распорядителю пира. По всей вероятности это не дворецкий из слуг – τραπεζοποιός, и не председатель пира: симпозиарх Греков или arbiter bibendi Римлян, а особое лицо из друзей жениха, который, взявши на себя все хлопоты по хозяйственному управлению пиром, освобождал тем жениха или хозяина от этих забот, и давал ему возможность заниматься исключительно гостями. Может быть игумен, (ἡγούμενος), Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова223 лучше всего отвечает значению архитриклина, ибо Бен Сира (сын Сирахов) описывает обычаи исключительно Иудейские.
К таковым обычаям относится также замечание архитриклина о худшем вине, подаваемом в конце пира, когда гости уже не в состоянии различать вкус подаваемого им напитка.
Истина события, рассказанного Евангелистом устанавливается, – говоря с человеческой точки зрения, – двумя независимыми друг от друга свидетельствами. Слуги знают, что они наполняли водоносы водою из колодца и черпали воду из водоносов, архитриклин, вкусив этой воды, видит, что это вино высокого качества и обращается к жениху для разъяснения своего недоумения.
Ин.2:11. Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей, и яви славу свою: и вероваша в него ученицы его.
От Господа, как от источника света, начинают возгораться светочи веры, которые передадут огнь истины миру.
Знаменательность настоящего чуда превращения воды в вино224 вполне могло быть понято лишь позже по установлении св. таинства Евхаристии в воспоминании прободенного и воскресшего Господа. Но в начале служения Господа это был «начаток знамений» или знаков (σημεὶα, signa), по которым ученики могли узнать, что творивший сии знамения есть властелин природы. Господь, как сказано «яви славу свою», да «прославится Сын Божий» (Ин. 11:4) и да «прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13) ибо «знающий Сына знает и Отца» (Ин. 8:19; 14:7–11).
Ин.2:12. По сем сниде в Капернаум сам и Мати его и братия его и ученицы его: и ту не многи дни пребыша.
Сниде Господь в Капернаум, потому что из страны возвышенной Он спускается к низменному берегу озера. Капернаум отожествляется225 с нынешним селением Тель-Хумом.
«Не многи дни пребыша в Капернауме» Сам Господь, который вскоре посетил Иерусалим; но по-видимому семейство Господа, Мать Его и братья Его переселились совершенно в Капернаум, и там отныне считался дом Господа, ибо св. Евангелист Матфей Мф. 4говорит: «И оставив Назарет пришел и поселился в Капернауме приморском».
В стихе 12 изображено последнее событие из семейной жизни Господа. Хотя дом Господа по-видимому считался в Капернауме (ср. Ин. 6:24–25), но отныне Господь идет на служение; для Него нет более семейной жизни, «Ему негде преклонить голову» (Мф. 8:20; Лк. 9:58).
Братья Господни, о которых упоминается здесь и в Ин. 7:5226, по всей вероятности суть сыны Иосифа, нареченного мужа Богоматери, рожденные от первого брака Иосифа и перечисленные в Мф. 13:55. Эти только братья Господа (как сыны нареченного отца Его) по-видимому и называются в Евангелиях братьями Господними, Иаков же, двоюродный брат Господа, сын Марии Клеоповой, (которую считают родною сестрою Богоматери), в Евангелиях никогда не носит имени брата Господня, а назван он так в послании к Гал. 1:19. Апостолы Иаков Алфеев, и Иаков и Иоанн Зеведеевы жили своими собственными домами, хотя были по плоти родственниками Господа; жили же несомненно в одном доме с Богоматерью сыны Иосифа, которые «не веровали в Господа», как указывает Ин. 7:5227.
Ин.2:13. И близ бе пасха Иудейска, и взыде во Иерусалим Иисус.
Ин.2:14. И обрете в церкви продающие овцы и волы и голуби и пеняжники седящие.
Ин.2:15. И сотвори бичь от вервий, вся изгна из церкве, овцы и волы: и торжником рассыпа пенязи и дски опроверже.
Ин.2:16. И продающим голуби рече: возмите сия отсюду и не творите дому Отца моего дому купленного.
Евангелист упоминает о первой Пасхе во дни служения и проповеди Господней и дает весьма важное указание, что Господь Иисус немедленно после явления Своего народу поступал как «власть имущий» (Мф. 7:29; Мк. 1и др.).
Изгнание торжников, о котором повествует св. Иоанн Богослов, не есть то самое событие, которое три первые Евангелиста (Мф. 21:1–13; Мк. 11:1–17; Лк. 19:29–46) помещают после торжественного входа Господа в Иерусалим перед третьей Пасхой и перед страданием Господа. В начале Своей проповеди Господь изгоняет из пределов храма торжников и перед страданиями Своими повторяет то же деяние: в первый раз Он являет Себя народу как Христос, а в последний раз Он предрекает и этим действием и словами Своими (см. указанные тексты) разрушение Иерусалима и храма.
По поводу последнего слова мы заметим, что в греческом тексте для обозначения храма употребляемо слово Иерон. Это слово означает всю совокупность строений храма с его дворами, из которых один назывался притвором чужеземцев228. Самый храм, т. е. священная часть храма по-гречески называется в Евангелиях наос и это именно слово употреблено в стихах 19, 20, 21 этой главы, когда говорится о святилище и о храме тела Господа Иисуса229. Из всего этого видно, что продающие сидели не в самом храме, а в одном из дворов, или притворов храма; но тем не менее присутствие их в пределах храмовых построек было грубым нарушением и закона и самых религиозных чувств, а попущение торговать в храме доказывает, как мало религиозного чувства имели в душе первосвященник и его ближайшие помощники. По всей вероятности позволение торговать в ограде храма составляло доход первосвященника. Замечательно, что торговцы ни в первый раз, ни во второй не оказывают по-видимому никакого противодействия; за них вступаются «Иудеи» (стих 18), но ни эти последние, ни торговцы не смеют сказать Господу, что Его действие незаконно, они только спрашивают, какою властию Он действует. В сущности ясно, что торговля в пределах храма незаконна. Продавцы волов (читай рогатого скота, т. е. быков и телиц) и овец и голубей продавали их для узаконенных (см. Левит, главы Лев. 1–7; 11; 14; 15; 17) жертвоприношений вероятно не перед одними только праздниками, но имели здесь постоянные места торговли, ибо жертвы повинности и очистительные жертвы, предписанные законом, должны были приноситься по каждому случаю греха или осквернения, а жертвы мирные приносились по поводу каждого семейного торжества или семейной радости. Те же торговцы, которых славянский текст называет «пеняжники», т. е. менялы, играли потому важную роль, что в храме не принимались монеты с изображением богов или императоров. Всякая такая монета, прежде чем быть отданной в храм, должна быть обменена на монету Иудейского чекана230.
По поводу стиха 13-го мы еще заметим, что Господь «восходит» в Иерусалим «в страну горную» (ср. выражение в Лк. 1:39) по сравнению с Галилеей и по гористому ее строению. Идет Господь в «Иерусалим, избивающий пророков» (Мф. 23:37), ибо как Он Сам глаголал: «Обаче подобает ми днесь и утре и в ближний итти: яко невозможно есть пророку погибнути кроме Иерусалима» (Лк. 13:33).
Ин.2:17. Помянуша же ученицы его, яко писано есть: жалость дому твоего снесть мя.
Ин.2:18. Отвещаша же Иудее и реша ему: кое знамение являеши нам, яко сия твориши?
Псалом Пс. 68переводится: «ревность по доме Твоем снедает меня». Это место Священного Писания вспоминают ученики Господа по поводу изгнания торжников из храма. Действие, произведенное этим изгнанием на разных лиц отмечается Евангелистом: в стихе 17 он говорит об учениках, в ст. 18 об Иудеях; или другими словами о верующих и неверующих. Первые, т. е. ученики, применяя к Господу слова псалма 68-го, видят перед своими глазами исполнение пророческих слов псалмопевца. Ревность Ζῆλος, есть высшая степень любви, страдание при виде неуважения к предмету любви и стремление восстановить, – не смотря ни на какие препятствия, – попранные права его. В отношении к Богу ревность – Zelus231 есть стремление заставить уважать Его Имя, Его храм, все, Ему посвященное. Все эти чувства были совершенно заглушены в Иерусалимских Иудеях во времена Господа нашего Иисуса Христа и в особенности в сердцах атеистов саддукеев, державших в руках своих власть, и в сердцах фарисеев, заменивших ревность Моисея и Финееса (Чис. 25:7) и Самуила и Давида и Илии и пророков и Маккавеев буквальным толкованием закона, допуская в угоду своему корыстолюбию и тщеславию мелкую казуистику, по которой все, что не было оговорено прямо в законе, допускалось, хотя бы оно противоречило духу закона. Против именно этого небрежения к духу закона и небрежения к Богу восстал Господь, положив первым Своим действием в Иерусалиме начало той борьбе, которая должна была стереть «Иудейство» с лица земли, заменив поклонение Богу в букве – поклонением Богу в духе и истине (Ин. 4:24).
Эти неверующие и озлобленные Иудеи приступают к Господу с коварным вопросом. Они не настаивают на том, что торжище может быть допущено в храме. Умалчивая об этом, они явно показывают, что они сознают, что Господь поступил справедливо, но они спрашивают Господа, кто дал Ему власть распоряжаться во храме. Видя, что Господь действует как власть имеющий, Иудеи смутно понимают, что Он есть ожидаемый Мессия232, но именно это и озлобляет их. Христос, разрушающий их власть и влияние на народ, ниспровергающий их обычаи, упрекающий их в корыстолюбии и нечистоте сердца, не мог быть признан этими мелкими, жадными, неправедными душами: поэтому они решились погубить Его. С этой целью они и ставят свой коварный вопрос. Если Господь объявит всенародно, что Он Христос, тогда у Иудеев есть повод обвинить Его и перед синедрионом, как ложного пророка на основании Втор. 18и др., и перед Римской властью как опасного претендента на независимую царскую власть в Палестине.
Ин.2:19. Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь (ναόν) сию, и треми денми воздвигну ю.
Господь, зная коварство Иудеев, не дает им намеренно прямого ответа и повода к обвинению «не у бе пришел час Его» (Ин. 7:30). Вместо ответа Господь произносит великое таинственное пророчество, которое впоследствии служит основанием обвинения Господа перед синедрионом в буквальном его смысле233, и исполняется в другом таинственном его значении, которое понято учениками лишь после славного воскресения храма тела Господня, которое Он с Собою возносит на небо, как вечный храм, в котором обитает для нас земных Господь, с упразднением навсегда храма Иерусалимского, временного святилища, которое должно было упраздниться, когда пришло на землю воплощенное Слово.
Храм в Иерусалиме в ветхом завете был знаком, залогом и доказательством пребывания Господа Бога среди народа Израильского, доколе он пребывал верным Богу своему. «И сказал Господь Соломону: Я услышал молитву твою и прошение твое... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во вся дни»234.
Но с пришествием Господа нашего Иисуса Христа, Бога воплощенного, единым храмом Бога Всемогущего, стало тело человеческое, в которое облекся Сын Божий, освятив человека в полном его образе соединением с человеком Божества235. Не здание стало храмом Бога живого, а честное тело Господа нашего Иисуса Христа: «Глаголю же вам, говорил Господь о Себе Иудеям, яко церкве боле есть зде»: (Мф. 12:6), или, как прекрасно передает наш русский перевод – «здесь Тот, кто больше храма». «Истинный храм, говорит св. Афанасий великий, есть единение Божества и человечества»236; и еще говорит тот же Отец церкви: «Если Отец сотворил все чрез собственное Слово Свое и чрез Сына, то явно, что чрез Него же совершил и воскресение плоти Его237. Воскрешается Господь наш Иисус Христос по плоти как человек, «образом обретеся бо яко же человек» (Флп. 2:7); но как Бог Он Сам воскрешает Свой храм и дает жизнь плоти Своей»238. Таково есть значение слов «треми денми воздвигну ю».
Пророческое слово о разрушении храма знаменовало то грядущее убийство Иудеями Господа Иисуса, на которое Он дал Свое соизволение ради любви Своей к людям. «Распятие, говорит св. Иоанн Златоуст, совершилось не по немощи Распятого, и не потому, что восторжествовали над Ним Иудеи, а потому что возлюбил Бог мир. Вот почему одушевленный Его храм подвергся распятию: да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный»239. Но это не освобождало от страшной ответственности перед Вечным Судиею тех, чья злая воля совершила преступление над праведным. Заметим еще притом, что Господь предсказывает им, прямо указывая: «вы разрушьте храм сей, а Я воздвигну его». В этом слове предначертаны и злоба Иудеев и славное Господне воскресение.
Но пророческое слово Господне знаменовало и нечто другое, находящееся в связи с отвержением Богочеловека и убийством Иисуса как человека. Слово Господа указывало на действительное уничтожение излюбленного Иудеями каменного храма их, указывало на разрушение самой Иудейской церкви, самой нации в ее самостоятельном существовании. Воздвижение в три дня разрушенного храма знаменовало славное Господне воскресение, а с ним восстановление Господня святилища на земле и вечное присутствие Бога среди человеков, соединенных во имя Господа Иисуса Духом Божиим в церковь, которая на земле есть тело Христово240. В сем теле Христовом, в церкви Его созревает дух человеческий в жизнь вечную. Это есть духовный храм, воздвигнутый навечно на земле.
Когда Господь глаголал Иудеям о разрушении храма и о восстановлении его в три дня, то Он сказал: «разорите церковь сию и треми денми воздвигну ю». Лжесвидетели перед синедрионом (Мф. 26:61) извращают смысл этих слов, говоря яко бы Господь сказал: «могу разорити церковь Божию и тремя денми создати ю». Но Господь именно говорит Иудеям, что они разорят храм, разумея храм тела Его, и как последствие сего убийства будет разрушение как бы их собственными руками храма Иерусалимского. Во 2Пар. 7:19–20 Господь глаголал Соломону в видении: «Если вы отступите... истреблю Израиля... и храм сей». И действительно истребление Израиля и разрушение храма несколько раз в жизни народа указывало ему на гнев Божий241. Но ныне в последний раз Господь Иисус Христос сказал Иудеям: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38).
Только те, которые воскликнули: «благословен грядый во имя Господне», (Мф. 23:39) те восприняты в общение с Богом.
Ин.2:20. Реши же Иудее: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и ты ли треми денми воздвигавши ю?
Ин.2:21. Он же глаголаше о церкви тела своего.
Ин.2:22. Егда убо воста от мертвых помянуша ученицы его, яко се глаголаше: и вероваша писанию и словеси еже рече Иисус.
Сорок шесть лет, о которых говорят Иудеи, слагаются следующим образом: возобновление храма, который существовал при Господе нашем Иисусе Христе, когда Ему во плоти был 31 год, – начато Иродом 1 за 15 лет (так Dom Calmet) до Рождества Христова. Хотя работы Ирода I продолжались только девять с половиною лет242, но и после этого в храме продолжались дополнительные работы вплоть до 60 года по Р. Хр. (т. е. при Ироде Агриппе). В год же первого выступления на проповедь Господа нашего Иисуса Христа от начала работ Ирода протекло 46 лет. Надо еще присовокупить, что в сущности храм Ирода 1 был храм совершенно новый (Fl. Ios. Loco supra cit.), ибо даже старые основания храма Зоровавеля, заложенного 520 лет до Р. Хр. после пленения243, были разрушены и заменены новым фундаментом. При Маккавеях храм Зоровавеля в 163–164 году до Р. Хр. был только очищен от осквернения и обновлен, но не перестраивался заново244.
По поводу того, что ученики Господа только впоследствии могли понять таинственный священный смысл слов Господа, мы заметим, что и восклицания народа, встречавшего Господа на горе Елеонской, вполне были поняты учениками лишь по прославлении Господа. «Сих же не разумеша ученицы его прежде, но егда прославися Иисус, тогда помянута», говорит об этой встрече Иоанн (Ин. 12:16). То же самое надо разуметь и здесь: все события земной жизни Господа освещаются для учеников ярким светом воскресения Христова, а их души и умы просветляются воспринятием Духа Святого в первый же день воскресения Господа, когда Он, дунув, глаголал им: «приимите Дух Свят» (Ин. 20:22) и «отверзе им ум разумети писания» (Лк. 24и Деян. 1:3); а позже, в великий день Пятидесятницы они получили и силу Духа Святого на проповедь и борьбу с миром.
«Вероваша писанию» ученицы, т. е. по просветлении духа своего Духом Божиим, они начинают понимать, что «ни йота едина, или едина черта не прейдет от закона, Дóндеже вся будут» (Мф. 5:18); но вместе с сим они уразумевают, что исполнение закона и пророчеств предначертано премудростью Божией иначе, чем сложилось в народе убеждение об образе исполнения сих пророчеств, и что все народные верования и надежды Иудеев суть только призраки их гордого самообольщения, ибо милосердие Божие объяло в любви Своей весь мир, и создало не Иудейски плотское, а духовное всемирное царство.
Ин.2:23. Егда же бе во Иерусалимех в праздник пасхи, мнози вероваша во имя его, видяще знамения его, яже творяше.
Ин.2:24. Сам же Иисус не вдаяше себе в веру их, зане сам ведяше вся.
Ин.2:25. И яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: сам бо ведяше, что бе в человеце.
Святой Евангелист умалчивает о тех чудесах и исцелениях, кои совершены Господом в Иерусалиме, но мы знаем их: «слепии прозирают, хромии ходят, прокаженные очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют» (Мф. 11:5; Лк. 7:22) там где находится Богочеловек. «Видяще его знамения мнози вероваша». Но чему поверили эти люди, видевшие эти знамения? Что Иисус есть Христос? или что Иисус есть пророк? По-видимому даже те из Иерусалимских Иудеев, которые готовы были поверить, что явился Мессия, боялись заявить свою веру «страха ради начальников», с первой же минуты враждебных Господу245. Притом самая вера этих испорченных людей была не глубока и не искренна, что видно из 24-го стиха этой главы. И в Ин. 8мы видим, что «многие уверовали в Него», но вслед же засим эти уверовавшие, которых сердце было тронуто благодатными словами Господа, начинают спорить с Ним, как только Господь указывает им, что преимущество плотского происхождения от Авраама, не имеет значения для Бога, и что только истина может сделать их свободными (Ин. 8:31–39). Поэтому и здесь Господь не вверяется этим уверовавшим. Господь знает сердце человека: «Ты Господи разумел еси помышления моя издалеча» (Пс. 138:2) «Господь есть испытуяй сердца и искушаяй утробы еже воздати комуждо по пути его»... «ведаяй утробы и сердца» (Иер. 18:10; 20:12). Человек со всеми его грехами и пороками и злыми помышлениями246 открыт перед Сердцеведцем: потому Господь Иисус по замечанию Евангелиста не нуждался в том, чтобы кто-нибудь предупредил Его о неискренности заявлений преданности тех, которые как придорожная земля притчи (Мф. 13:4–23) воспринимали семя Слова лишь временно, доколе не похищал оное диавол, более всего среди Иудеев пользовавшийся их гордостью и презрением ко всему человечеству. Гордость сия была так сильна среди Иудеев, знавших писание, и в особенности среди Иерусалимлян, что даже единоплеменники их Галилеяне и самые Иерусалимские жители, – если они не изучала закона, – были глубоко презираемы теми самодовольными личностями, которых тип выражен в молящемся фарисее247. Гордость книжников развивала и гордость народа до жестокости, в особенности свойственной этому по природе злобному племени, «племени злодеев», как называл их пророк Исайя248. Ни единым словом не останавливали народ на ложном пути, по которому он шел, начальники и ученые народа Израильского; напротив они сами развивали в нем худшие страсти и наклонности – злобу, лицемерие, гордость и сребролюбие.
Потому «Господь не вдаяше себе в веру их, зане сам ведяше вся... и ведяше, что бе в человеце».
* * *
Последнюю называют и Канат. О двух Канах см. Иосифа Иуд. древн. 15и Dorn Calmet, Dict de la Bible ad. voc. Cana.
См. Мф.: 12:46; 13:55; Мк. 3:31; 6:3; Лк. 8:19; Ин. 7:5. Сыном же Иосифа Господь называется неоднократно во всех Евангелиях, как напр. Ин. 6:42 или сыном плотника Мф. 13и др.
Тристрам, Фан Леннеп, Стэнли и др.
Кальмет в Dict. de la Bible; Шмидер в комментарии и Уэсткотт в Speaker’s Bible in loco.
Так Saalshütz в Smith’s Bibl. Dict, в статье «Weights and Measures», ибо она считает бат в 2,6 галлона. Если же принять мнение Бевана, что бат – 3,9 Англ. галлона, то бат будет более ведра (там же). Указания Флавия Иосифа в Antiq. 3весьма неясны.
Обязанности игумена пира смотри в 32 главе Славянск. перевода кн. Прем. Иис. сына Сирахова. В греческом тексте Библии это глава 35.
Cиe чудо ежегодно совершается в плодах виноградной лозы, питаемой дождями, замечает (in loco) св. Иоанн Златоуст бес. 22 на Иоанна в изд. 1862 ч. 1, стр. 256.
Комиссией Palestine’s Exploration Fund, и Вильсоном в See of Galilee и Тристрамом в Land of Israel.
Сравни еще Мк. 3и 31–38.
Так и св. Епифанй Еписк. Саламинский (на Кипре), умерший в 403 году в его книге против ересей (Ancoratus sive de Fide Sermo § 78 в ссылках, Лейфута и Манселя в Speaker’s Commentary.
Dom Calmet; Dict de la Bible, Temple.
Слово Иерон напр. употреблено в Мф. 4:5; 12:6; 24:1. Лк. 2:37; Ин. 10:23. Слово наос Мф. 23:17, 35; Лк. 1:21; Ин. 2и др.
Об этих последних с изображениями их см. у Кальмета в его Библейском Словаре в 1-м томе: «Dissertation sur les monnoies».
Так перев. Biblia Sacra латинизируя греческое слово Ζῆλος;. Впрочем Zelus встречается и у лат. писателей напр, у Авгония (4 века по Р. Хр.) Эпигр. 77. истинное лат. слово ardor, fervor.
Ин. 7:26, 41; 10и мн. др.
Синод. русск. пер. 3Царств 9и всю главу эту, и 2 Парал. 5:14; 6:6, 20, 41; 7:1–2.
Мы отсылаем выше к выпискам из творений св. Отцов, собранным под рубрикой «кто есть Сын человеческий».
Слово на Ариан 4-е; в изд. 1852 ч. 2 стр. 519.
Ср. Галат. 1:1.
Афанасий великий Слово 28-е о Явлении во плоти Бога-Слова ч. 3 стр. 287. ср. 297, 350 (1853).
Иоанн Златоуст: беседы на Иоанна Богосл. ч. 1 бес. 37 стр. 311 (изд. 1862), со ссылкой на Ин. 3:15.
Навуходоносор 586 г. до Р. Хр. 4 Царств. 25:9, разрушает храм; восстановленный при Кире и Дарии Зоровавелем в 520 году (Ездры 3:8; 6:3, 15) храм осквернен в 168 году Антиохом Епифаном 1Мак. 1:21, 54. Последний храм, восстановленный Маккавеями (2Мак. 10:3–5) в 163 году, перестроен и увеличен Иродом 1 (Flav. Ioseph Antiq. Lib. XV, cap. XIV) за 6 лет до Р. Хр. (см. ниже).
Флавия Иосифа др. Иуд. Ист. кн. 15, гл. 14, кн. 16, гл. 9; и Война Иудейск. кн. 1, гл. 16. D. Calmet Dict. de la Bible v. 2 p. 223 (ed. 1730 in fol).
Ездры 5:2; 6и прив. выше место.
1Макк. 1:10, 21, 54; 4:56–59.
Ср. Бытия 8:21.
О презрении к Галилеянам ср. Ин. 7:52; о презрении к народу Ин. 8:49; о молящемся фарисее Лк. 18:11.