IX. Казнь Содома
Вечером пришли два Ангела в Содом, когда Лот сидел у ворот города; движимый тем же духом страннолюбия, как и Авраам, он встал в сретение им и поклонившись до земли, умолял их войти в дом его, чтобы омыть ноги свои и отдохнуть, а на утро продолжать путь. Отрекались небесные странники, испытывая добродетель Лотову, и наконец согласились на убедительный зов его. Но еще не предались они покою, как внезапно все люди Содомские, от юноши до старца, обступили с шумом дом Лота, требуя, чтобы выдал пришельцев их неистовству. – Ужаснулся праведник и, выступив за двери дома, умолял народ не делать поругания гостям его, но тщетны были моления Лота; разъяренный народ с воплем наступал и хотел выломать двери. Тогда обнаружили себя небесные гости, и приняв Лота во внутренность дома, поразили слепотой неистовствовавшую толпу. – Испытав довольно добродетель старца, они спросили его: «не имеет ли кого из близких в городе, чтобы спасти их от гибели, предстоящей Содому?» но Лот не мог убедить, даже и двух нареченных женихов дочерей его, бежать от предстоящей погибели.
Так и последнее призвание милосердия Божья оказалось безполезным для Содомлян! Взошла заря, Ангелы стали понуждать медлившего Лота, чтобы не погиб с беззаконными; они вывели его за руки, с женой и детьми, из стен города, строго запретив им озираться вспять. Чувство сострадания, одушевлявшее Авраама, отразилось и в Лоте. «Господи, сказал он Ангелам, повелевавшим ему бежать в горы, не успею спастись на гору; но вот ближе есть малый город, позволь мне там укрыться, чтобы не застигла меня беда сия на пути; не малый ли этот город? – там пусть сохранится жизнь моя». И Господь ответствовал: «сотворю тебе и сию милость; не погублю города ради твоей молитвы, но не медля в него спасайся.»
Солнце взошло над землей, Лот пришел в Сигор. Тогда Господь послал на Содом и на Гоморру серный, огненный дождь, и истребил города и всех жителей, всю равнину и все произрастения земли; доселе сохранилось свидетельство сей страшной казни в долине Иорданской, где мертвая пучина, смрадными, неподвижными волнами, тяготеет над цветущей некогда страной, навлекшей на себя гнев Божий.
Но и малом числе спасаемых из Садома, явилась преступница заповеди Божьей; жена Лотова оглянулась на Содом и за сие пристрастие к жилищу разврата, обратилась в соляной истукан, на память грядущим родам. – Утром пришел опять Авраам на то место, где накануне стоял пред лицом Господа; он воззрел к Содому и Гоморре и на окрестную страну, и увидел только дым, восходящий от земли, как дым печной. – Так исполнилась мера беззакония и совершилась казнь! Содом и Гоморра, по словам Апостола Иуды (ст. 7) предлежат нам в пример и знамение огня вечного; день же исшествия Лота от Содомлян, Господь И. Христос уподобляет дню своего явления и повелевает воспоминать жену Лотову; (Лук. XVII. 28–32) ибо, как говорит Он в другом месте, «никто взявшись за соху и оглядываясь назад не управит себя в царствие Божие» (Лук. IX. 62.)
Искушение постигло Лота, едва только усомнился он обрести безопасность в том малом городе, которому сам испросил спасение. По малодушию оставил он Сигор, с двумя дочерьми, и стал жить в пещере горной; но там безумная мысль обуяла их сердце, ибо они почитали себя, как Ной с его семейством, остатками от всего человеческого рода, и хотели беззаконно возстановить свое племя.
И Авраама, удалившегося от видения казни Содомской к полудню, в землю Герарскую, постигло искушение, подобное тому, какое с ним случилось в Египте. Оно научает нас, что и величайшие праведники могут иметь такие же претыкания, в исходе пути своего, какие и в начале, и что вера их, иногда и после яснейших обетований, имеет временное помрачение. Опять возмутил страх сердце Патриарха, и он назвал жену свою сестрою, и опять владетель земли, куда уклонился, взял её в дом свой, хотя уже не за красоту, а вероятно для брачного союза с могущественным домом Авраама. Но Господь посетил, в ночном видении, Царя Авимелеха и грозил смертью за Сарру, если не возвратит её супругу, дабы тот о нем помолился. В простоте сердца исповедал Авимелех свою невинность пред Господом, который удержал его от греха, ради чистоты намерения, и на утро, в присутствии всех домашних, Царь упрекал Авраама за наведенную на него опасность. Он возвратил ему супругу, со многим богатством, и предложил место для жительства; молитва же праведника исцелила Царя и весь дом, от приразившегося им неплодия.