Беседа 43. Евангелие от Матфея, глава 12, 38–50. «Знамение Ионы пророка»
Мы продолжаем беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня рассмотрим темы: «Знамение пророка Ионы», «Возвращение нечистого духа» и «Мать и братья Иисуса Христа». Мы будем читать текст 12-й главы, с 38-го по 50-й стих.
И мы читаем 38-й стих:
Мф.12:38. «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Евангелист как бы с удивлением присовокупил – ″тогда″: ибо, когда надлежало покориться вследствие бывших чудес, тогда они просят знамения. Хотят видеть знамение с неба, как говорит другой Евангелист, поскольку им думалось, что земные знамения производит Он силою дьявольскою».
Трудно и представить такое упрямство! Апостол Павел пишет в 1-м Послании к Коринфянам: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:22–23).
В явлении Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа на землю, исполнились многие и многие пророчества, относящиеся к Его Первому Пришествию. В наше же время исполняются пророчества относительно Его Второго Пришествия.
Но иудеи по-прежнему ожидают пришествия Мессии, опираясь менее на Закон, пророков и Писания, а более доверяя нелепым предсказаниям из своих талмудических текстов. А действительно, исполнения каких знамений и пророчеств они ожидали?
Следующая раввинская история хорошо показывает, чего иудеи ожидали от Мессии: «Когда ученики спросили одного раввина о времени пришествия Мессии, он ответил: ″Боюсь, что вы еще потребуете, чтобы я указал вам знамение″. Когда ученики обещали, что этого они не сделают, раввин сказал, что врата Рима падут и будут отстроены вновь, и падут вновь, и уже не будет времени на то, чтобы восстановить их, прежде чем придет сын Давидов. Тогда ученики, несмотря на его протест, потребовали, чтобы он назвал им знамение. Он назвал им: вода, вытекающая из пещеры Баниас, обратится в кровь» (Баркли). То есть их отрицание факта Первого Пришествия Христова зиждется не на Танахе (Ветхом Завете), а на полу-шуточных эзотерических намеках их учителей и наставников.
Действительно, не только проповедь о Христе но и Сама Его личность вызывала и вызывает целый ряд вопросов. Критики Евангелия и поныне продолжают спорить с Богом и Словом Его. Но иудеи?.. Нация, взращенная пророками: неужели они были настолько бесчувственными, чтобы возражать против очевидного? Они видели Его чудеса на земле, и им этого мало: они требуют чудес с Неба.
Может быть, они предполагали, что земля – во власти диавола, а Небо –всецело под контролем Бога? Но в Писании сказано: «Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое [и силу Твою,] и крепкую руку Твою [и высокую мышцу]; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое?» (Втор.3:24); и еще: «Итак, знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Втор.4:39). То есть, нет другого такого Бога, как Бог наш. И власть Его распространяется и на небо, и на землю.
Хотя мятежники и пытаются узурпировать власть Бога на Земле, их власть никогда не будет признана народом Божьим легитимной. Вот почему в Социальной концепции РПЦ МП, сказано, что Церковь не может отождествить себя ни с какой человеческой формой правления. Единственное, что абсолютно приемлемо для нас, это теократия – власть Бога. А все остальные формы правления, в той или иной степени, ущербны. Как и сказано в Писании: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» (Пс.145:3–4). То есть в момент физической смерти человека все его претензии на мировое господство, власть и силу, амбиции и фантазии его исчезают. И только Слово Божие остается с ним, как сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:12–13).
Во время Французской революции Робеспьер, выступая перед толпою революционеров, сказал: «Через сто лет никто не будет читать Библию!» Парадокс заключается в том, что через сто лет в том здании, где произносились эти слова, открылось Французское Библейское Общество! А что стало с идеями самого Робеспьера? Наверное, они превратились в прах, как и человек, их провозгласивший...
Итак, иудеи требуют чудес с Неба и не хотят замечать того, что творится на земле, перед их глазами. Это явный мятеж, бунт и восстание против Бога, Его прав и приоритетов.
Сын Божий отвечает мятежникам. Мы читаем далее:
Мф.12:39. «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка».
Вы слышите, братия и сестры, как называются те люди, которые гоняются за чудесами и знамениями: «род лукавый и прелюбодейный». Ибо истинная вера в Бога основывается на любви к Нему и не нуждается ни в каких «чудесных подпорках» (костылях). Сын Божий творил чудеса для неверующих, но в случае с иудеями мы видим, что и это нисколько им не помогало.
Истинная Невеста Христова, Его Церковь, верит в Него, потому что любит Его. А прелюбодейная «невеста» хочет чудес и знамений, ибо сомневается в Женихе. Блаженный Иероним пишет: «Превосходное выражение: ″прелюбодейный″, потому что этот род оставил Мужа и, как говорит Иезекииль, вступил в связь со многими любовниками». Кто-то может удивиться, что Сын Божий употребляет такие резкие слова: «род лукавый и прелюбодейный». Святитель Иоанн Златоуст дает этому такое истолкование: «когда они грубо предлагали Ему вопросы и поносили Его, Он отвечал им кротко; а когда стали льстить Ему, Он обращается к ним со всею строгостью и изрекает против них слова поносные, показывая тем, что Он выше и той, и другой страсти, и что как тогда они не могли рассердить Его, так теперь своею лестью не могут смягчить Его».
«Прелюбодейным» называется этот род Спасителем потому, поскольку в Ветхом Завете уклонение от истинной веры называется «прелюбодеянием». Так, например, пророк Иеремия изрек: «И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер.3:8–9).
Но какое знамение имеет ввиду Христос, когда говорит: «и знамение не дастся… кроме знамения Ионы пророка»?
Далее сказано:
Мф.12:40. «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Под тремя днями и ночами разумей неполные дни и ночи. Он умер в пятницу, – вот был первый день; субботу оставался мертв, – вот другой день; ночь на воскресенье застала Его тоже мертвым. Так насчитываются трое суток неполные, как и мы часто имеем обычай считать время».
Ты спросишь: но откуда взялись три ночи? Одна ночь с пятницы на субботу, другая с субботы на воскресение. А первая (третья) ночь наступила сразу, как Он умер на Кресте. Сказано: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк.23:44–46).
А пророк Иона прообразовал сие событие, на третий день освободившись из чрева кита, как из некоей одушевленной могилы.
Ты спросишь: а как кит, который питается только планктоном, мог проглотить Иону, имея столь узкое горло? Отвечу словами святителя Филарета (Дроздова), который на подобное саркастическое замечание ответил: «Если бы в Писании было сказано, что не кит проглотил Иону, а Иона – кита, я и тому бы поверил, ибо Слово Божие есть Слово Божие!»
Далее Господь говорит о том, что язычники порою оказываются более восприимчивыми к Слову Божию, чем иудеи, и приводит им известные из Писания примеры:
Мф.12:41–42. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона».
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Ионе, проповедавшему по выходе из кита, говорит, поверили, а Мне, и по воскресении Моем вы не поверите; посему и будете осуждены ниневитянами, которые поверили рабу Моему Ионе, без знамений и чудес, хотя они были варвары… »
И в наше время люди других вер, принимая Православие, становятся ревностными последователями Христа, а рожденные в православных семьях живут хуже язычников.
Я был в Индии и наблюдал тамошних язычников: они почитают своих родителей, ведут трезвый образ жизни, преступность там не такая, как у нас. Так было и в древности, так и сейчас! Сходите в Москве на собрания православных татар: вы будете поражены их ревностью о Боге и о Православии! Так что «пришельцы» в истинную религию могут духовно опередить коренных (по происхождению) верующих.
Блаженный Иероним Стридонский в этом смысле и толкует эти слова: «Царица южная осудит народ иудейский таким же образом, как ниневитяне осудят неверного Израиля. А это есть та царица Саба [Савская], о которой мы читаем в свитке Царств и Паралипоменон; она, несмотря на столь многие трудности, оставив свой народ и царство, пришла в Иудею, чтобы послушать премудрость Соломона и принесла ему многие подарки. Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровенно предпочитается вера язычников вере народа израильского».
Как такое может быть, что образ жизни язычников и их открытость к проповеди единобожия предпочитается вере народа израильского? Им много было дано, но о многом и спросится. Феофилакт пишет об иудеях: «Осуждены будете, потому, что вы выросли с пророками, видели знамения и чудеса и, несмотря на то, не поверили».
Далее мы переходим к теме, обозначенной нами, как «Возвращение нечистого духа».
Сын Божий продолжает Свое наставление верующим. Он говорит:
Мф.12:43–44. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным».
Блаженный Иероним дает такое истолкование: «Нечистый дух вышел из иудеев, когда они приняли закон, и бродил по безводной пустыне, ища себе успокоения, – именно: изгнанный из среды иудеев, он скитался по пустыне народов языческих; когда же последние потом уверовали Господу, он, не находя себе места у других народов, сказал: ″Возвращусь в дом мой, откуда я вышел″. – То есть пойду к иудеям, которых прежде оставил».
«Безводными местами» Сын Божий называет те места, где живут люди, которые не руководствуются Словом Божиим. Ибо воды в Писании часто символизируют собою и Благодать, и Слово Божие. Блаженный Феофилакт видит и другой смысл в этих стихах, он пишет: «А ты разумей еще вот что: посредством крещения нечистый дух изгоняется и бродит по безводным местам и душам некрещеным, но в них не находит покоя». Видим, что одно истолкование дополняет собою другое. Далее сказано:
Мф.12:45. «тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».
«семь других духов, злейших» – означает, что дух неверия может притащить за собою и семь смертных грехов: гордыню, жадность, блуд, гнев, чревоугодие, зависть и уныние. Справиться с семью смертными грехами довольно трудно. Гордости необходимо противопоставить смирение; жадности – благотворительность; блуду – целомудрие; гневливости – кротость; чревоугодию – воздержание; зависти – доброжелательность; унынию – упование (надежду).
Итак, неверие – мать всяческому греху. Даже если верующий согрешает, это означает, что он подпал под воздействие сего порока – неверия, и грешит как бы в забытьи, не помня, кто он в глазах Бога. Преподобный Варсонофий Оптинский писал: «Хулой на Духа Святаго, непростительной и ведущей к погибели, называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший, не покаявшись в своем неверии, погиб».
Ты спросишь: а где увидеть явные чудеса? А я отвечу: посмотри на небо, солнце, звезды и луну, посмотри и на себя самого, и вникни, разве не Бог все это создал? Сказано: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12:7–10); и еще: «От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования. Внимай сему… стой и разумевай чудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало? Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить. Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему? Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов.37:10–24). Поистине, как сказано в богомудрой Псалтири, «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2).
И мы читаем далее:
Мф.12:46–47. «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою».
Толкование блаженного Феофилакта на эти стихи туманно и неопределенно. Он пишет: «По-человечески мать хотела показать, что имеет власть над сыном, ибо в то время она еще ничего особенно великого не помышляла о Нем». С таким истолкованием трудно согласиться! Ибо Дева Мария первая была посвящена в тайну Богоявления. И само Евангелие, которое мы изучаем, изошло из сердца Девы Марии! Ибо многие события, описанные Евангелистами, списаны с Ее слов. Сказано: «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк.2:18–19); и еще: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2:51).
Здесь более подходит истолкование Блаженного Иеронима. У него сказано: «Господь был занят делом проповедования, учения народов, служения слову, а Матерь и братья Его подходят, стоят у дверей, вне дома, и выражают желание говорить с Ним. Тогда некто извещает Спасителя, что Его Матерь и братья стоят возле дома, спрашивая о Нем. Мне кажется, что этот, возвещающий Господу, делает это не случайно и не просто; но он замышляет козни против Спасителя, чтобы испытать, не предпочтет ли Он плоть и кровь духовному делу. Поэтому Господь отказался выйти, но не потому, что Он отрицал Матерь и братьев, а потому, что давал ответ злокозненному».
И далее мы читаем:
Мф.12:48–50. «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Блаженный Феофилакт, толкуя эти стихи, как бы выправляет неясность вышестоящего истолкования. Он пишет: «Не в укор матери говорит это, но для исправления человеческой мысли ее; ибо не сказал: она Мне не Мать, но дал знать, что если она не будет исполнять воли Божией, то ей нисколько не принесет пользы то, что она родила Меня. И так Он не отрекается от естественного родства, но восполняет его родством по добродетели; потому что недостойный человек не получает никакой пользы от плотского родства». Толкование Иеронима Стридонского согласуется здесь с толкованием Феофилакта. Блаженный Иероним пишет: «Те – мать Моя, которые ежедневно порождают Меня в душах верующих; те – братья Мои, которые творят дела Отца Моего. Итак, Он не отрицал Матери Своей, как полагали… (еретики – О.С.) Он только предпочел апостолов Своим единокровным, чтобы и мы в любви своей отдавали сравнительное предпочтение духу перед телом».
Если кто спросит: а кто такие названные здесь «братья Его»? Некоторые отцы говорили, что это дети Иосифа Обручника. Но блаженный Иероним с этим категорически не соглашается. Он пишет: «Некоторые толкователи под братьями Господа разумеют сыновей Иосифа от его второй жены, следуя бредням сокровенных (подложных – О.С.) книг и размышляя некую женщину Мельху или Ельку. Мы же, как говорится в книге, написанной нами против Гельвидия, под братьями Господа разумеем не сыновей Иосифа, а двоюродных братьев Спасителя, сыновей Марии, тетки Господа по Матери Его; она, говорят, была матерью Иакова Младшего, Иосифа и Иуды, которые, как мы читаем в другом Евангелии названы братьями Господа».
Такая неопределенность по данному вопросу промыслительна, ибо Сам Христос учил: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Этими словами Он не разрушает Свою собственную семью и тем более не нарушает союза любви со Своею Матерью. Напротив! Он приглашает и нас с вами присоединиться к этой семье. Приглашает через Самого Себя усыновить нас, раскрыть в нас сыновство Богу Отцу. Само древнееврейское слово «ах» (брат) может иметь более широкое значение, чем греческое «адельфос» (это слово имеет более узкий смысл). Конечно, то, что евангелист Матфей, точнее, переводчики его Евангелия с арамейского на греческий, могли употребить это слово тоже в широком смысле.
В словах Христа речь идет именно о новом родстве, следовательно, преимущество его действительных сродников могло заключаться только в том, что они раньше других людей вступили в этот новый союз рода человеческого, который позже получит наименование Церкви. Впрочем, в Евангелии от Иоанна есть и такие слова: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин.7:5). Возможно, что изначала из его родственников и близких только Дева Мария, Иосиф, Елизавета и Иоанн Креститель веровали в Него, были посвящены в тайну Его Небесного происхождения.
В действительности же мы не знаем, исходя из контекста рассматриваемого евангельского отрывка, зачем родные с Матерью пришли к Нему. Возможно, они опасались за Него, или же этот визит носил более житейский характер... Но несомненно то, что Иисус воспользовался возникшей ситуацией для того, чтобы призвать слушающих вступить в семью принявших евангельскую весть о спасении.
В конце концов его братья уверовали в Него. Сказано: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14); и еще апостол Павел писал: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:19). Апостол Иаков, брат Господень по плоти, не только имел статус апостола, но и возглавлял Иерусалимскую Церковь. В Священном Писании неоднократно упоминается о братьях Иисуса Христа и даже некоторые называются по имени, как то: Иаков, Иосия, Симон и Иуда.
Святая Церковь почитает и чествует их как истинных апостолов Иисуса Христа.
Итак, сегодня мы завершили изучение 12-й главы Евангелия от Матфея. Если будем живы и Господь позволит, то далее начнем изучение 13-й главы Евангелия от Матфея.