5. О веществе
Итак, эллинские философы, как сказал я, утверждают, что все создано из готового вещества. Но называя оное и совечным Богу, виновником его именуют Бога; не провозглашают же вещества злым, по злочестивому учению Маркиона и Манеса; потому что почитают весьма великою хулою утверждать, будто бы творец зла есть Бог. И сии философы заслуживают, может быть, некоторое извинение как не слыхавшие пророческих глаголов, не имевшие руководителями божественных Апостолов, ведение же сущего предоставившие одному рассудку.
Но какое наказание, достойное своего нечестия, понесут еретики, которые имели в руках Божественное Евангелие и бежали от света его, возлюбили же тьму, подобно нетопырям? Им, заградившим слух свой и не хотевшим выслушать словес Божия Духа, должно было, по крайней мере, поддерживать мнение оных философов и хотя допускать вещество, однако же не называть его злым.
Но и мнение философов служит признаком немощи человеческого рассудка. Поскольку у людей всякое искусство имеет нужду в готовом веществе, и гончарному нужна глина, строительному нужны камни и кирпичи, плотничному и корабельному – дерева, ткацкому – шерсти, кожевенному – кожи, живописному и лепному – краски, одним словом сказать, всякое искусство требует пригодных ему веществ, то малосмысленные сии предположили, что и Бог не может созидать без вещества, и не выразумели, сколько разности между человеком и Богом, и что невозможно образу иметь все, что имеет Первообраз, и что человек, как образ, созидает из существующего, а Бог из существующего и несуществующего. И сему ясно научило нас Божественное Писание. Ибо Апостол говорит: «верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти» (Евр. 11, 3); и еще: «нарицающий не сущая яко сущая» (Рим. 4, 17).
Описавший же миротворение ясно показал, что Создатель сотворил из не сущего и что из сущего, именно же учит он, что небо, землю и прочие стихии сотворил Бог из не сущего. Ибо говорит: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). А также и свет создал из ничего. Сказано: «рече Бог: да будет свет, и бысть свет» (Быт. 1, 3). А твердь произвел из приведенного уже в бытие, ибо «рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды» (Быт. 1, 6) И семенам и растениям повелел произрасти из земли: «рече...: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, ему же семя его в нем по роду» и по подобию «на земли» (Быт. 1, 11). Так произвел и роды бессловесных животных, и именно из вод – животных, летающих по воздуху, и живущих в водах, и так называемых водоземных; «рече...: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающия... по тверди небесней» (Быт. 1, 20); а из земли произвел четвероногих и пресмыкающихся, ибо сказано: «да изведет земля душу живу..., четвероногая, гады и скоты" (Быт. 1, 24). Человека же сотворил из сущего и из не сущего, потому что тело образовал, «персть взем от земли» (Быт. 2, 7), душу же создал из не сущего. Ибо душа не подобосущна сотворшему Богу, как учит злочестивый Маркион, но сотворена из ничего.
Бог без всякого затруднения созидает, что Ему угодно; и силы Творца не надлежит измерять тем, что приведено уже в бытие; для Него нетрудно произвести и во много крат большее сего. И сие дал разуметь богомудрый Давид, ибо говорит: «вся елика восхоте Господь, сотвори» (Пс. 113, 11); не сказал, что был в силах, но: «елика восхоте», потому что сила Его равномерна изволению; посему и созидает не только из сущего, но и из не сущего. Посему-то учение о веществе изгнано из догматов истины. И охуждающие тварь, предприемлющие клеветать на всестройное создание и поэтому вводящие учение о веществе, пусть слышат словеса Божии, взывающие: «виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело» (Быт. 1, 31). Ибо ничто из получившего бытие от Бога по естеству не зло. Но учение о сем раскроем впоследствии, а между тем скажем кратко о баснословном учении об эонах.