Источник

6. Об эонах

Валентин, Секундин, Марк и их преемники утверждают, что многие эоны старее Создателя, не из божественных словес дознав это, но сложив сии басни. Но не разумели сии малосмысленные, что эон не есть какая-либо самостоятельная сущность, означает же некое протяжение времени, то бесконечного, когда говорится о Боге, то соразмерного твари, иногда же и жизни человеческой. О них говорит божественный Давид: "Век (ὸ άιών) наш в просвещение лица Твоего» (Пс. 89, 8). О твари же сказует Господь: «се Аз с вами есмь... до скончания века» (Мф. 28, 20). И о Боге всяческих говорит опять блаженный Давид: «от века и до века Ты еси» (Пс. 89, 3), то есть не имеешь ни начала ни конца. И поскольку эон (век) означает некое протяжение, то, чтобы не подумал кто по неразумию, будто бы прежде эонов не было Бога всяческих, тот же Пророк в другом псалме сказал: «услышит Бог, и смирит я Сый прежде век» (Пс. 54, 20).

Поэтому Бог всяческих, Создатель всего, не после тридцати эонов произошел от страсти Ахамофовой, вслед за осмерицею, десятерицею, двадцатерицею, Ахамофою, пределом, сыном и духом. Напротив того, Он прежде всех эонов, не этих мерзких, баснословно производимых от взаимного совокупления, но означающих всякое, какое бы то ни было, протяжение.

Посему-то блаженный Павел Отца и Сына нарек Творцом веков, ибо говорит: «глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» (Евр. 1, 2). Словом же «сотвори» Апостол означает не сущность эонов, но то, что никто не старее Бога всяческих. И в другом месте говорит он: «Царю веков, нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков, аминь» (1Тим. 1, 17); и сим не внушает той мысли, что есть какие-то самостоятельные эоны, но провозглашает вечное Божие Царство. И тот же еще Апостол говорит: «премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих: но глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век» (1Кор. 2, 6–7). Если же таинство Домостроительства, по Божию определению, ранее веков, то крайнее нечестие говорить о Боге всяческих, что Он позднее веков. И пророк Исаия взывает: «Бог вечный,... устроивый концы земли» (Ис. 40, 28); и еще: «от века не слышахом, ниже очи наши видеша Бога, разве Тебе» (Ис. 64, 4). Посему прежде эонов Бог, Создатель всяческих.


Источник: Творения блаженного Феодорита епископа Кирского / [Общ. ред.: проф. А.И. Сидоров]. - М. : Паломникъ, 2003. - 717, [1] с. - (Библиотека отцов и учителей церкви) / Сокращенное изложение Божественных догматов. 9–83 с. ISBN 5-87468-203-1

Комментарии для сайта Cackle