Екклесиология
Что Господь совершает в каждом верующем, то совершает и во всем мире через Церковь Свою544, которая есть тело Его545, получающее от Него силы к обожению546 и объединяющее собой всех людей – и иудеев и язычников, «два народа»547, как любили выражаться в древности548. Как тело Христово, Церковь есть непрестанно продолжающееся и ширящееся воплощение Господа549, подобное воплощению Его в маленькой церкви души каждого верующего. Оно имеет охватить собой всех, предназначенных быть членами тела Его550. В этом именно теле Христовом и совершается спасение каждого верующего: в нем заключены все благодатные и нравственные условия спасения – благодать таинств, с одной стороны551, и живая вера во Христа552, жизнь553 и учение христианское554, с другой. Все это здесь содержится в живых сосудах духа, каковы: апостолы555, священнослужители556; верующие (разные ступени совершенства которых образуют полноту Церкви557, святые558, ангелы559. Как ни различны проявления церковной жизни, однако везде в них таинственно воплощается Господь, и каждый член Церкви может духовно сростись с какой-либо частью питающего всех Агнца и занять свое место в великом организме Церкви560.
Идея Церкви, как выражение высочайшей тайны воплощения, имеет такое же широкое и всеохватывающее значение, как и самое воплощение. Проследить значение этой идеи можно по тому внешнему, но вполне адекватному выражению, которое она находит себе в храме («церкви»). Храм символически всецело отражает смысл и значение Церкви (объединение в ней всего божеского и человеческого). Он является образом и Логоса, охватывающего творческой силой весь мир и приводящего все к единству561, и двух миров – мысленного и чувственного, составляющих единый тварный мир562, и человека, гармонией частей своих намечающего пути морального объединения всего бытия563; наконец, Он заключает в себе выражение идеи Христа, воплощающегося в нем («на жертвеннике» в Евхаристии)564 не просто только творчески, как в природе, и не промыслительно только, как в человеке565, но существенно, как при Своем вочеловечении.
Вся полнота духовных благ, охватываемых идеей Церкви, реально-мистически выражается в ее благодатной жизни, сосредоточивающейся, как в центре, – в богослужении. Внутреннее благодатное содержание церковной жизни скрывается здесь, правда, под покровом символов, однако так, что через них всегда сообщается та благодать, которая соответствует таинственному смыслу каждого символа566. В частности, литургия в главной части своей есть отражение высших моментов обожения будущей жизни567; в этом смысле она и ее центр – Евхаристия – есть предначатие будущей блаженной жизни в прославлении, созерцании и вкушении Бога568. Отличие от самоличной реальности будущей жизни заключается только в том, что мистическая сторона в богослужении сокрыта под чувственными символами569.
Конечное назначение Церкви – объединить собой всех к тому предопределенных и привести их к Богу. По исполнении этого назначения настанет кончина мира. «Большой человек» – мир – умрет, как умирает и малый, чтобы в воскресении восстать обновленным570. Тогда все одухотворится, все тленное перейдет в нетление571; ради человека и природа получит вечнобытие572. После страшного суда573 определится окончательная участь людей. Праведных ждет обожение574, а грешных – лишение его575, что составит источник их вечного мучения576. Это мучение будет тем более ужасно, что, при восстановлении естественных действований души577 и обнаружении истинного положения вещей по прехождении суетного вещественного обольщения, познана будет ими вся справедливость кары и вся нелепость пройденного жизненного пути578: их будет мучить бессильное раскаяние при безблагодатном (παρά χάριν) соединении с Богом579, в то время как на человека и на всю тварь разольется благодать обожения, и Сам Бог соединится теснейшим образом с душой человека, а через нее и с телом и, наконец, и со всей видимой природой, и «будет Бог всяческая во всех» (1Кор.15:28)580.
* * *
Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 685C, p.246–247. Учение о Церкви как воплощении Христовом не так развито у преп. Максима, как учение о воплощении в «малой церкви» души каждого верующего (ради которой существует и великая Церковь, resp. храм; ср. Mystagogia 5, PG.91, 681D, p.505 [р.п.I,166]) и даже не так, как у св. Мефодия Олимпийского (Convivium, III,8–9. VIII,6 (Церковь); VIII,8,9. VII,4 (душа), PG.18, 73А-76А, 148АВ; 149В; 152В. 129В-С; р.п.(2 изд.,1905), с.51–53,93–94;95,97,83), которому преп. Максим следует в учении о том и другом воплощении, как и в некоторых других пунктах, например, в истолковании Зах.4:1–3 в приложении к Церкви (Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 665C,677В. 688А, p.235,242,247; cp.Convivium, V, 8. X, 6, PG.18, 112A-B,204A; р.п., с.73,128), в символике чисел (Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [р.п.II,123]; LV; 545D, p.171 [р.п.II, 201–202]; cp.Convivium, VIII,11, PG.18, 156AB; р.п.,с.99). О церковном устройстве преп. Максим почти не говорит ничего, сосредоточиваясь главным образом на созерцании внутренней стороны жизни Церкви и на истолковании богослужения.
Mystagogia I, PG.91, 665С-668В, p.494–495 [р.п.I,157–158].
Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 685С,672В, р.246–247,238.
Ibid. XLVIII,433C, р. 110 [р.п.II, 146]; LIII,501A, р. 146 [р.п.II,180].
Св. Иртей Лионский, Adv. haer. V, 17,4. IV, 21,2, PG.7, 1171С,1044В; р.п., с.484,379. Св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 25, PG.25 140A; р.п.I,2,222.
Ambigua, PG.91, 1281A, f.212a; 1365C, f.246a.
Ibid. 1097B, f.131b. Cap.theol. II,25 [р.п.I,238].
Mystagogia 24, PG.91, 704A,712B, p.518,523 [р.п.I,177,181]. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 685C, p.246–247; 672B-C, p.238.
Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 521A, p.158 [р.п.II,191]; LXIII, 668A-B, p.236.
Ibid. LV, 557B, p.178 [р.п.II,208].
Ibid. XLVIII,433D, p.III [р.п.II, 146]; ср. Mystagogia 9.23, PG.91, 689A. 700A, p.509б515 [р.п.I,169–170,175].
Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 701B, p.255; XXIX, 365D, p.72 [р.п.II, 104].
Ср. Ер. 31, PG.91, 625A-B, p.364 (св.Григорий Богослов, Or.2, n.73, PG.35, 481В; р.п.I, 49; ср. Дионисий Ареопагит, De coel. hier. III, 1, PG.3, 164D); Mystagogia 2, PG.91, 669A, p.496 [р.п.I,159].
Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 557AB, p.177–178 [р.п.II, 208]; LXIII,673D, p.239; LXIV, 708C, p.259. Среди них выделяется «духовное священство» (XLV, 417D-420A, р.101–102 [р.п.II,137]) – духовные руководители (может быть, представители старчества), святые люди.
Expositio in psalm. LIX, PG.90, 864C, p.339 [р.п.I,211], ср. 865А, p.340 [р.п.I,211]; cp.Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400C-D, p.91 [р.п.II,126].
Mystagogia 24. 12, PG.91, 701D,689D, p.518,510 [р.п.I,177,170].
Ambigua, PG.91, 1365В-С, f.246a (в толковании на св.Григория Богослова, Or.45, n.16, PG.36, 645А; р.п.IV.3,136–137).
Mystagogia I, PG.91, 664D-668B, p.493–495 [р.п.I, 157–158].
Ibid. 2, 668C-D, p.496 [р.п.I,159].
Ibid. 4, 672BC, p.498 [р.п.I, 160–161] (о человеке см. гл. «Учение о человеке», прим. 24–30); 5, 681CD, p.504–505 [р.п.I,166].
Ibid. 21, 697A, p.514 [р.п.I,174]; ср. ibid.4, 672C, p.498 [р.п.I,161].
См. выше, с.76,93.
Mystagogia 24, PG.91, 701D-705A, p.518 [р.п.I,177].
Ibid. 14–21, PG.91, 692D-696D, p.511–514 [р.п.I,171–174].
9 Ibid. 21, 696D-697A, p.514 [р.п.I,174]. В толковании литургии Ареопагит оказывает влияние на преп. Максима только в некоторых деталях (Eccles.hier. III,III,4. 7, PG.3, 429D,436C; Mystagogia 10,11,18, PG.91, 689В-С. 696В, р.509–510. 513 [р.п.Ï170,173]).
Mystagogia 24, PG.91, 704D-705A, p.519 [р.п.I,179].
Mystagogia 7, PG.91, 685B-C, p.507 [р.п.I, 168]. Св. Григорий Богослов, Or.6 (de pace I), n.14, PG.35, 740C; р.п.I.3,188; Or.7, n.21, 781C-784A; р.п.I,213; Or.32, n.8; Or.38, n.11. PG.36, 184В. 324С; р.п.III.3,116,200. Cp.Ambigua, PG.91, 1157B, f.159a.
Ambigua, PG.91, 1252A, f.199b-200a. Св. Григорий Богослов, Or.7, n.21, PG.35, 784A; р.п.I,213.
Ambigua, PG.91, 1348D-1349A, f.239a.
Ep.1, PG.91, 380C-381A, p.211–212; Ep.4, 416C, p.233. Страшный суд описывается словами св. Григория Богослова, Or.16, n.9. 8, PG.35, 945С. 944С; р.п.II.3,47. 46.
Ambigua, PG.91, 1088В-С. 1392C-D, f.127a-b. 255a-b. Блаженство обожения будет состоять в созерцании Бога: 1088А-В, f.127a; св. Григорий Богослов, Or.16, n.9, PG.36, 945С; р.п.II.3,47.
Ер. 1, PG.91, 389АВ, р. 217. Oral. Dom. expositio. PG.90, 893D, p.357 [р.п.I, 195].
Ambigua, PG.91, 1392C-D. 1252В. 1172В, f.255b. 200a. 165b. Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 524C, p.159 [р.п.II, 193] (cap.quing. III, 42).
Quaest. et dubia, 13, PG.90, 796B, p.304; 73, 848A, p.330. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 684A, p.245. Души грешников получат способность духовного ведения и нравственной оценки, для того, чтобы они могли признать силу Бога и глубину своего падения, и, таким образом, επιγνώσει, ου τη μεθέξει των αγαθων достигнуть αποκατάστασις᾿а (Quaest. et dubia 13; ср. схолию анонима на соч. св. Григория Нисского De anima et resurr., PG.46, 136D; р.п.IV,305: «в рассуждении богопознания все будут согласны между собой, грешные и праведные; но не одинаковой будут пользоваться участью»). Восстановление, таким образом, коснется λόγος᾿а ειναι человека, но не приведет к тому содержанию, которое дается λόγος᾿ом ευ ειναι, а следовательно, и αει ευ ειναι. – Сам преп. Максим большей частью говорит или об αποκατάστσις᾿е в сей жизни – к добродетели: Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р.п.II, 112–113] (cp.XVI,301D, p.36); XLVII,425D, p.106 [р.п.II, 142]; LIV, schol.27, 533C, p.163 [р.п.II,315] (cap.quing. III, 44), или о восстановлении в будущей жизни в нетление при воскресении: XLII,408А, р.95 [р.п.II, 130]; Or.Dom. expositio, PG.90, 876C, p.346 [р.п.I,186]; Ambigua, PG.91, 1240A, f.194b (св. Григорий Нисский, De anima et resurr., PG.46, 148A; р.п.IV, 314). Оригенистического апокатастасиса он не признает. См. гл. «Преп. Максим как выразитель...», прим. 2.
Ер. 1, PG.91, 384B-D, р. 213; 388А-С, р.216. Ambigua, PG.91, 1252В, f.200a.
Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 609C, p.203; LXI,schol.19, 645A-C (cap.quing. IV, 53–55); cp.XXXIX, schol.3, 393C-D, p.88 [р.п.II, 259] (cap.quing. II,39). Св. Григорий Богослов, Or.9, n.2, PG.35, 821A; р.п.I.3,235.
Ambigua, PG.91, 1092C, f.129a; 1088B, f.127a; 1077A, f.122a-b. См. гл. «Екклесиология», прим. 28.