Отдел третий. О Боге Спасителе и особенном отношении Его к роду человеческому
§ 65. Содержание учения о Боге Спасителе
Премудрый и Всеблагий Бог не восхотел оставить падшего человека на безвозвратную погибель, в жертву вечной смерти и злу. Он определил избавить его от осуждения, – спасти его, но способом, не лишающим падших употребления дара свободы. Совокупность благодатных действий Бога, как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти (искупление со всеми его предварительными действиями и со всеми его последствиями) называется божественным домостроительством (οἰκονομία, в ц.-слав. Библии – смотрение, напр. Еф.1:10; 3:2, 9; Кол.1:25) человеческого спасения. Ясное созерцание тайн домостроительства недоступно и светлым бесплотным умам (1Пет.1:12), тем более помраченному грехом уму человеческому. Однако тайна эта не совершенно недоступна и человеческому разумению. Слово Божие открывает нам премудрость домостроительства в такой мере, в какой, конечно, находит это для нас необходимым и спасительным. Сущность великой тайны домостроительства, насколько она открыта нам, состоит в следующем.
Бог от вечности, по бесконечной любви Своей, по определению предвечного совета Пресвятой Троицы, благоволил избрать чрезвычайное средство ко спасению падшего человека чрез единородного Сына Своего и животворящего Духа Святого. Обетование о спасении Он благоволил дать людям тотчас по грехопадении раскаявшихся прародителей и в течении веков приготовлял их к принятию Искупителя и свободному усвоению плодов искупления. Когда пришла полнота времени, единородный Сын Божий по воле Отца благоволил нас ради и нашего ради спасения воспринять в единство Своей ипостаси человеческое естество, воплотиться от Духа Свята и Марии Девы, вочеловечиться и совершить дело искупления рода человеческого от осуждения на вечную смерть, дав возможность и право для всех людей быть чадами Божиими и наследниками Его царствия. Дух Святый, ниспосланный от Бога Отца, искупленным по заслугам Сына Божия, пребывая неразлучно с верующими, вселяясь и в самые души покорных Искупителю, силою Своей благодати прилагает и усвояет людям спасительные плоды искупления, совершенного Сыном Божиим. Для той же цели – совершения в душах верующих дела спасения и приведения их в царство Божие – основана воплотившимся Сыном Божиим церковь, которой дарованы все необходимые к освящению людей благодатные средства (таинства) и в которой члены, подвизаясь совокупными силами в деле общего спасения, могут успешнее совершать оное и достигать жизни вечной. Таковы основные черты богооткровенного учения, содержимого православною церковью (никео-царегр. симв. в.), о тайне домостроительства человеческого спасения, иначе – об особеннейших действиях промысла Божия о падшем человечестве, преимущественно в условиях настоящей, земной жизни человека. Завершение же тайны домостроительства имеет последовать по втором пришествии Христовом, кончине мира и всеобщем воскресении мертвых.
Сообразно с открытою в св. Писании историей домостроительства человеческого спасения, изложим предварительно в чертах более частных учение об особенных промыслительных действиях Бога-Спасителя, предъустроявших спасение чрез воплотившегося Сына Божия – Искупителя мира и Духа Святого – Осветителя.