4. О творении
Прежде всего надлежит доказать, что есть Создатель твари, не образовавшийся, как баснословил Валентин, по Ахамофовой страсти, и по изникновении тридцати пяти эонов родившийся вследствие взаимного общения и страсти; а также и не какие-либо Ангелы, по учению Василида, Керинфа и других, состоящие, как говорят они, под начальством Иадаваофа, создали тварь. Не говорим и с мерзким Маркионом, будто бы кроме благого Творца есть некий иной.
Напротив того, и сами научены, и других учим, что все создал Бог всяческих с Единородным Словом и Всесвятым Духом; потому что «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6). И в другом месте, упомянув о видимой и невидимой твари и повелев песнословить Творца, Давид присовокупил: «яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс. 32,9); и еще: «простираяй небо яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя» (Пс. 103, 2–3); и чрез несколько слов: «основаяй землю на тверди ея» (Пс.103,5); и еще: «Сотворшему небеса разумом,... утвердившему землю на водах» (Пс. 135, 5–6). И прежде Давида великий Моисей еще удостоверительнее научает нас, что сей Бог сотворил небо и землю со всеми стихиями, что Он создал естество света и украсил небо светилами, а землю лесами, лугами и жатвами; Он же произвел и роды животных, и птицам местом жительства определил воздух, плавающим отделил влажную сущность, а скотам и зверям – сушу и что после всего создал и естество человеческое. Согласно же с сим учат нас и все Пророки. Исаия взывает: «Сотворивый небо и водрузивый е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем,... и дух ходящим на ней» (Ис. 42, 5); и еще: «Поставивый небо яко камару и простер е, яко скинию» (Ис.40, 22). И Сам Бог говорит устами его: «распрострох небо един» (Ис.44, 24). А блаженный Иеремия сказал так: «сей Бог показавый землю» (Ис. 45, 18), «наполни ю скотом двуножным и четвероножным. Посылаяй свет, и идет, призва его, и послуша Его с трепетом» (Вар. 3, 32–33).
Но нет мне нужды в пророческих изречениях, потому что прежде закона и пророков обучила этому людей сама природа. И оный древний Мельхиседек так сказал, благословляя Авраама: «благословен Авраам Богом Вышним, иже созда небо и землю» (Быт. 14, 19). И сам патриарх то же изрек содомлянам: «Воздвигну руку мою к Богу Вышнему, Иже сотвори небо и землю» (Быт. 14,22). И еще Авраам, посылая служителя для сговора невесты, сказал ему: «положи руку твою под стегно мое. И заклену тя Господем Богом небесе и Богом земли» (Быт. 24, 2–3). И мужественный Иов, еще до законоположения отличавшийся добродетелию, признавал Создателем истинного Бога. Ибо говорит: «Прострый един небо, и ходяй по морю, яко по земли» (Иов. 9, 8). Да и Сам Подвигоположник победоносного сего подвижника научает многому о твари.
Но чтобы неприемлющим ветхозаветного Писания не подать случая прекословить сказанному, перейдем к Писанию новозаветному и покажем, что оно говорит согласно с ветхозаветным. Таким образом окажется, что те и другие токи имеют один источник. Посему выслушаем, как богомудрый Иоанн сказует, что все приведено в бытие Словом. Ибо Иоанн говорит: «без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1, 3). Выслушаем и божественного Павла, который взывает: «яко Тем создана быша всяческая,... видимая и невидимая» (Кол. 1, 16); и еще: «Имже и веки сотвори» Отец (Евр. 1, 2). И говоря народу в Ареопаге, сказал он так: «Бог сотворивый мир и вся, яже в нем, Сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмах живет, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся: сотворил же есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному» (Деян. 17, 24–26); и в Листрах намеревавшимся принести жертву Павел сказал следующее: «и мы подобострастна есма вам человека, благовествующа вам от сих суетных обращатися к Богу живу, Иже сотвори небо и землю и море и вся яже в них» (Деян. 14, 15). И в последующих за сим словах заключается та же мысль.
Но излишнее дело распространяться о сем и из Божественного Писания приводив многие свидетельства, потому что и у эллинов особенно отличившиеся любомудрием утверждали, что Бог есть Создатель. И Сократ, сын Софронискин, и Платон, сын Аристонов, и их преемники, и весьма многие другие держались сего мнения, утверждали же, что Бог средства к созиданию заимствовал в готовом уже веществе. Посему и в этом отношении покажем превосходство церковных догматов.