301. Наше счастье – в обновлении жизни (К Новому году)
Благослови, Господи, венец лета благости Твоея.
С такою молитвою святая Церковь обращается в день Нового года к Творцу времен и Царю веков, единому безначальному и превечному, Который положил времена и лета в Своей власти и Един ведает, когда кончится самое время и настанет вечность. “Всему свое время и время всякой вещи под небом, – говорит премудрый Соломон. – Время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать насажденное. Время строить и время разрушать; время плакать и время смеяться. Время искать и время терять; время молчать и время говорить; время любить и время ненавидеть; время войне и время миру” (Эккл. 3:1–8). Но повторяю, будет, наконец, время, когда и самому времени придет конец. Настанет вечность.
Мы и живем на свете только для того, чтоб приготовиться к вечности. И все, что нас окружает, напоминает нам о том, что ничто не вечно на земле. Подумать только, какие были великие царства: Египет, Вавилон, Ассирия, Рим, Византия – где они? Где, много ли осталось от них памятников их славы, могущества, роскоши и искусства? Да что говорить о древних народах, оглянитесь на современные царства: в несколько месяцев не стало трудолюбивой Бельгии, истерзана прекрасная Франция, наша Польша, родная нам Сербия, разрушены чудные памятники зодчества вроде Реймского собора, уничтожаются с какою-то сатанинской, непонятной для здравомыслящего человека злобою музеи древностей, искусства, а об истреблении, почти поголовном истреблении людей и говорить нечего... Мы переживаем ужасы, каких, кажется, не было от создания мира, по крайней мере, в истории народов земных ничего не было подобного по тем размерам этих ужасов, какие проходят на наших глазах. Не напрасно иные добрые люди говорят: блаженны мертвые, умирающие о Господе: они почивают от трудов своих, они не видят того, что терзает наше сердце; они почили мирным сном и ждут всеобщего воскресения, ждут трубы архангельской, которая разбудит их в последний день для встречи грядущего судить живых и мертвых Господа. Они ушли в ту страну, где, по обетованию Церкви, для верующих и в вере и уповании жизни вечной скончавшихся уже нет ни печали, ни воздыхания. А мы, грешные... Мы все еще стенаем в юдоли плачевной, все еще обуреваемся волнами не только житейских попечений, но и тяжких бед и напастей и переживаем страшное время, когда смерть, как темная тень, летает над головами близких нам воинов, родных наших братьев, сынов, дорогих наших друзей. И кто знает, что ждет нас в наступающем году? Скоро ли и чем кончится эта ужасная война? Скоро ли Господь снимет с наших подвижников-воинов тяжелый голгофский крест? Скоро ли настанут времена мирные и нашим братьям-беженцам приведет Бог вернуться на свои пепелища, восстановить родные храмы Божии, устроить свои разоренные гнезда?..
Но не будем, братья, унывать! Уныние есть один из смертных грехов. Да и нет причины к безнадежному унынию. Ведь надо твердо помнить, что Бог одного от нас хочет – сыне, говорит Он, даждъ Ми твое сердце! А чтоб отдать Богу свое сердце, надо прежде очистить его слезами покаянными. А у Бога уж такой закон: сердце сокрушенно и смиренно Он никогда не уничижит. Грядущего ко Мне, говорит Господь наш, не изждену вон. Кто себя всецело предал Богу, того Бог и очистит, и обновит, и соделает новым творением во Христе Иисусе. “Предай себя Богу, как глина горшечнику”, – говаривал один старец, – “и Бог соделает из тебя сосуд благопотребный для благодати Своей”! Не напрасно устами одного невинного младенца Дух Божий изрек, что во всей молитве Господней самое главное, самое нужное прошение: да будет воля Твоя, Отче наш! Это прошение совмещает в себе, в сущности, все другие прошения. В самом деле, есть воля Божия на то, чтобы в нас и чрез нас святилось и прославлялось всесвятое имя Божие; есть воля Божия на то, чтоб соделались мы причастниками Царствия Его; хочет Бог питать нас и хлебом насущным, хочет, чтоб мы подражали Его милосердию в прощении ближним нашим, дабы самим нам заслужить прощение от Бога; не хочет Господь вводить нас в непосильное искушение и всегда готов избавить нас от лукавого – как от отца всякого лукавства – диавола, так и от всех исчадий его – всех бед и напастей. Итак, хочешь ли себе и родной своей России счастья, мира, всего, чем благословляет Господь любящих Его? – Не мудрствуй много – предай себя всецело воле и водительству Божию и сам исполняй волю Божию, в чем всегда готов тебе помогать Господь Своею благодатью, и ты увидишь, яко благ Господь ко всем ищущим Его и исполняющим святые заповеди Его. Твое сердце ощутит желанный мир, ты готов будешь понести все скорби, все лишения, если судит сие Господь; а если и все мы, русские люди, пойдем сим путем, то для всех нас, для всей Русской земли начнется новая жизнь, новое счастье. Исчезнет всякая тень уныния, ибо благословит Господь всех нас, всю нашу Русь православную, во всех путях наших, и увенчает победами воинство наше и миром Отечество наше.
Видите, возлюбленные: все зависит от нас, от нашего доброго произволения – обратиться к Господу целым сердцем и взыскать пути Его покаянием и исправлением жизни своей. Повторяю, Господь всегда готов со Своею благодатною помощью, чтоб встретить с распростертыми объятиями, Он ждет нас, как благостный отец встречал блудного сына. Надо начать новую жизнь. Мы вступаем в новый год: пусть и жизнь наша начнется по-новому, по-Божьи. Се ныне начах, как говорит песнопевец. “Каждый день полагай начало”, говорят и святые отцы. – Аще падеши – восстани, помни: не тот грешник, кто падает и тотчас же встает, кается, от греха своего отрекается, а тот, кто пал и лежит, не хочет встать, валяется в грязи греха своего и не хочет видеть простертую к нему десницу Божию, зовущую его к покаянию, указующую ему путь спасения в делании заповедей Господних.
Начнем же с нового года новую жизнь: к этому зовет нас Господь и словом евангельским, и нашею совестью, и самыми бедствиями тяжкой, жестокой войны. Благослови, Господи, венец лета благостию Твоею! Аминь.