Источник

251. Господь зовет нас к духовному обновлению

Благословиши венец лета благости Твоея, Господи!

Новый год. Сколько дум, надежд, опасений и предугаданий пробуждает это слово в душе человека! Но будущее всегда было и есть – в руках Божиих. Когда мы встречали минувший год, думали ли, могли ли думать о том, что судил Господь пережить нам в этом году? Многие, конечно, задумывались над тем, как Бог даст провести этот год: доживут ли они еще до нового, сегодня наступающего года, что ожидает их в их семейной или общественной жизни? Но кто думал, что сотни тысяч наших молодых людей – сыновей, братьев, мужей в этом году лягут на поле брани, в битвах с одичавшими немцами и изуверами турками, положат душу свою за Веру Православную, за Царя и Родную землю? С другой стороны – кто мог, кто смел ожидать, что Господь сотворит с нами, недостойными, чудо неизреченной милости Своей? А чудо это совершилось воочию пред нами: случилось то, чего никак нельзя было ни предвидеть, ни ожидать.

Что же это за чудо?

Оглянемся назад. Припомним, чем мы жили в последние десять лет. Смута умов, казалось, расшатала все устои нашей семейной, общественной, государственной и отчасти даже религиозной жизни. Вера оскудела, семейная жизнь ослабела, в жизни общественной начиналось какое-то духовное разложение, в государственной, казалось, колебались исторические основные начала жизни. Смута проникла в школу, в печать, в самые сердца многих русских людей. Плакало сердце того, кому были дороги предания и заветы родной старины, раздавались обличительные словеса пастырей Церкви, громко взывали и миряне в защиту дорогих им духовных сокровищ народного духа; но, казалось, будто никто не слушал этих жалоб, не внимал плачу и скорбным голосам тех, кто стоял еще на страже родной земли, родного народа и его святынь. И в периодической печати, в большинстве захваченной людьми левого лагеря, и в общественных собраниях, и на лекциях в высших учебных заведениях, и – даже в государственных учреждениях не переставали звучать голоса в защиту самых либеральных, на деле же – разрушительных начал, которые, при проведении их в жизнь, неизбежно вели бы к разложению и духовному отравлению народа.

Но – неисповедимы судьбы Божии! Внезапно, как гром небесный среди ясного неба, в знаменательный день грозного пророка Божия Илии, пронеслась по лицу Русской земли весть о том, что гордая Германия объявила нам войну. Не прошло недели, как за Германией последовала и Австрия, эта «первая зачинщица мировой смуты». Высочайшие манифесты возвестили народу, что «силы неприятеля умножаются, но что навстречу им с удвоенной силой растет и справедливый гнев мирных народов. Видит Господь, говорил Государь в Своем манифесте от 26 июля, что не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли Мы оружие, но ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой Нашей Империи, боремся за правое дело».

Так началась война, это страшное бедствие народное; разразилась буря, какой не знала еще история народов земных.

И на Руси совершилось чудо.

По мановению царского слова сразу все стихло, всякая смута исчезла, раздоров как не бывало, пред нами как будто повторилось чудо евангельское: сказал Господь морю и волнению водному: молчи, престани, и бысть тишина велия.

Русь встала вся как один человек на защиту невинно гонимых, порабощаемых братьев наших, встала за Веру Православную против немцев, зараженных лютеровою ересью, против турок неверных, исконных утеснителей Христовой веры и славян, стала на защиту всего человечества от новых варваров, этих зверей в образе человеческом.

Встала наша матушка – Русь Православная во весь свой богатырский рост, и все партии слились в один великий народ: и бастовавшие рабочие, и шумевшая молодежь, и даже инородцы – все оказались верными и усердными сынами единой великой Руси родной. Все те, на кого рассчитывал враг как на своего союзника, кого он подбивал на бунты наемными пропагандистами и разными прокламациями, – даже и те стряхнули с себя вражье наваждение и будто прозрели духовно и, к изумлению врага, оказались верными долгу и родной земле.

Скажите: разве это не чудо? Не очевиден ли тут перст Божий, Божия милость к нам, грешным, милость тем более великая, что она ничем нами не заслужена?

А это внезапное отрезвление народа по слову Царя, эта всеобщая радость народа при закрытии винной продажи, эти ходатайства отовсюду, чтобы так и осталось навсегда, эти благословения народа своему Царю-Отцу за такое великое дело – разве все это не напоминает нам времена библейские, когда ниневитяне, по слову пророка Ионы, все как один человек обратились к Богу с покаянием и молитвою о помиловании?.. Не напрасно же один государственный человек заметил, что Россия вдруг как будто вся обратилась в монастырь: храмы Божии наполнились молящимися, пьяные исчезли, полицейские участки, коих прежде недоставало, опустели, и – повсюду начался великий подвиг милосердия и к раненым воинам, и к их семьям, к вдовам и сиротам убитых, – даже малые дети несли свои лепты на это святое дело, отказываясь добровольно от гостинцев, – умилительное зрелище!..

Нужно ли говорить о великих, неслыханных во всемирной истории подвигах самоотвержения, мужества, великодушия и благородства наших поистине христолюбивых воинов и их вождей, удививших мир столько же своими победами, сколько и своими христианскими добродетелями? Не очевидно ли для нас почило на них Божие благословение? Во всей духовной красоте явилась миру смиренная русская православная душа, и всемирная беспристрастная история запишет на своих скрижалях все эти подвиги, отметит в поучение народам эту духовную их красоту, и померкнут пред нею все герои Древнего Рима, Древней Эллады, ибо здесь проявили себя не просто человеческие свойства, но, что главное, здесь во всем величии, во всей духовной красоте и животворящей силе явило себя миру наше родное Православие.

Да, все, что мы видели и видим доброго, трогательного, величественного в наши дни, все это плод воспитания русской народной души под воздействием, на протяжении почти тысячи лет, матери – Церкви Православной, все это – плоды заветов великих русских подвижников, от Антония и Феодосия Печерских и Сергия Радонежского до Серафима Саровского и Амвросия Оптинского. Вот кто были истинными воспитателями русского народного духа. Вот на кого смотрел народ Русский, молясь Богу в своих убогих храмах; вот кого носил в душе, призывая помощь Божию среди бед и скорбей своей исторической жизни... Ведь он, народ наш, как ни грешен пред Богом, живет, однако же в постоянном благодатном общении с небом, со своими родными угодниками Божиими; к ним он прибегает во всех своих бедах и скорбях, и они всегда внимают мольбам родного народа, и их теплые молитвы восходят к Престолу Божию, как чистый фимиам кадильный. Так и ныне призрели они, заступники и молитвенники наши, с высоты небесной на родную свою Русь, и смиловался над нею Господь, и не помянул грехов и беззаконий наших, и благословляет оружие наше победами.

Вот что, судьбами Божиими, совершенно неожиданно произошло с нами, с народом нашим, в минувшем году, братия мои! Разразилась гроза Божия, и мы перекрестились, по старому русскому обычаю, и эта гроза стала для нас милостью Божией, и мы освежились, духовно обновились, – мы, дай, Боже, чтобы я не ошибся, мы стали уже не те, какими были год назад. Не стали мы сами лучше, – нет, но грехи наши стали нам виднее, чем тогда было, а это – первое и главное, с чего надо начинать свое исправление. «Егда, сказано у святых отцов, узрит человек грехи свои яко песок морской – се начало здравия души ». И мы узрели свой первый грех – удаление от родной Церкви, а следовательно, и от Главы Церкви – Христа Спасителя. Мы погрузились в суету сует, забыли о небе, потеряли смысл и цель жизни земной, стали служить только плоти и сами становились плотью, как допотопные грешники. Гроза Божия вразумила нас, и мы вспомнили Бога. И слава Ему, нашему Отцу Небесному, за таковое вразумление, и дай, Господи, чтобы, испытав наказующую и милующую нас десницу Божию, мы не успокоились, не обленились, не заснули духовно и снова не погрузились в прежнюю суету сует до забвения Бога. Дай, Боже, чтобы Церковь Христова, наша благодатная мать, только радовалась о нас и руководила нас к вечному счастью и здесь еще на земле, поскольку оно возможно здесь, и там, на небе, как сказано Апостолом: благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешнего и грядущего.

Узрели мы, братие, и другой свой грех – забвение заветов предков наших благочестивых, недоверие к тем началам, коими жила Русь тысячу лет. Воочию Бог показал нам всю жизненность, всю животворность этих начал – беззаветной любви и преданности Царю Самодержцу и верности исконным преданиям и добрым вековым обычаям родной старины. Старая Русь завещала нам сокровище самодержавной власти Царской: «Бог, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – по образу Своего вседержительства дал нам Царя Самодержавного». На это сокровище были великие покушения в последние десять лет, но слава Богу: оно уцелело непорушным, и вот в минувшем году мы видели всю благотворность его. Подобно тому, как Бог Творец и Вседержитель повелевает и так бывает, рече и бысть, повеле и создашася, так повелел наш Самодержец, и слово Его стало делом, и Русь перестала предаваться позорному пороку пьянства, Русь готова на все жертвы для Отечества, и сыны ее с веселием и радостью идут на врага и супостата, с радостью умирают на полях битв, поражая врага не только оружием, но и своим благородством, своим истинно христианским, православно-христианским великодушием, скажу больше – любовью к побежденным врагам. В то время, когда обезумевший в гордыне и злобе своей враг добивает наших раненых или же бесчеловечно издевается над ними, выкалывая им глаза, отрезая носы и уши, – наши санитары подбирают раненых врагов наравне с своими воинами и лечат их, как и своих.

Узрели мы и еще грех свой – это эгоизм, безраздельное служение только своему «я», самому себе, с забвением нашего долга в отношении к ближнему. Очерствело наше сердце, у всякого на уме был только свой личный интерес, никому дела не было до нужды, до скорби его ближнего, будто и есть только на свете один сам он и все должно служить только ему. Но грянул гром войны, и совесть наша заговорила: надо было позаботиться о раненых воинах наших, о семьях тех, кто грудью отстаивает Отечество, кто душу свою полагает за други своя – за Веру, Царя и Родную землю. И началось великое дело служения ближнему на Святой Руси: и земства, и города, и сословия, и частные лица – все отдались заботам о раненых, о семьях воинов, всюду стали открываться лазареты, приюты, попечительства. Не забыты и сами воины, сидящие в окопах, мерзнущие на поле брани: и для них собирают теплую одежду и обувь, шлют им всякие нужные вещи в подарок. Открылось широкое поприще для проявления любви христианской и в тех местностях, где прошел беспощадный, бессовестный враг, там все разорено, разграблено, сожжено, там плачут сироты мирных жителей, беспощадно убитых врагом за одно только то, что они носили имя русское, были подданными России или проявляли как-нибудь свое сочувствие России. И сколько там горя, сколько слез льется – кто это измерит, кто скажет?..

Много и еще грехов раскрылось в нашей растревоженной совести, грехов и личных, и общественных, грехов и против семьи, и против государства, и особенно против родной Церкви: кто их перечислит, кто итог им подведет?.. И разве это не милость Божия, разве не суд Божий, что вдруг открылись очи наши, и мы увидели эти грехи свои, что коснулась сердец наших Божья благодать и сердца эти согрелись, ожили, рванулись на дела милосердия?

Итак, вот что произошло на Руси во второй половине минувшего года. В наследство грядущему новому году он оставил много забот, много тревог для верных сынов родной земли. Но вместе с тем и много самых святых побуждений делать как можно больше добра, трудиться над исполнением святых Христовых заповедей и тем еще и еще очищать, согревать, освящать свое сердце. Миллионы вдов и сирот ждут нашей помощи, утешения, ободрения; сотни тысяч раненых – доброй ласки и посильного содействия к их выздоровлению; целые области взывают к нам все о том же – о помощи обездоленным, ограбленным, обесчещенным мирным жителям. Вот когда невольно воскликнешь со св. Златоустом, различен, бесконечно различен милования образ и широка, беспредельно широка заповедь сия!..

Братия и сестры, православные русские люди! Кто Бога помнит? Кто хочет, чтобы Бог был с ним? Кто стосковался сердцем о своем Спасителе и печалится истинной печалью о Боге, тою печалью, которая бывает неизменною во спасение, по слову Апостола Христова? Чье сердце еще изнывает в суете сует, измучено страстями, воюющими на его душу? – Се ныне время – благоприятно, се ныне – день спасения! Господь всех зовет к обновлению духа, к новой благодатной жизни под руководством матери-Церкви, к жизни, полной духовного подвига, но и духовного утешения, духовной радости. Поспешите же сделать над собою усилие, понудить, победить себя, призвав Господа на помощь. Отдайте Ему свое сердце. Он повелит Ангелам-хранителям нашим, и они, наши небесные друзья, будут подсказывать каждому из нас, что и когда надо делать, чтоб исполнить Христову заповедь. Соревнуйте друг другу в доброделании. Ободряйте, возбуждайте друг друга к делам милосердия, и вы опытом сердца познаете великую истину, возвещенную тем же великим милостивцем, св. Иоанном Златоустом: «Добродетель милосердия делает наше сердце милующим». Чтобы укрепить себя в делах милосердия, читайте жития святых милостивцев: Илии Чудотворца, Филарета Милостивого, Иоанна Милостивого, Петра Мытаря, нашего о. Иоанна Кронштадтского и др. Читайте писания о милосердии св. Златоуста, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Илии Минятия. Воспитывайте в своем сердце святое милосердие: оно оправдает вас на суде Божием, оно очистит, преобразит и обновит ваше сердце: оно сделает вас счастливейшими людьми на земле! Споручником в том – Сам Христос. Он сказал: блажени милостивии, яко тии помилованы будут.

Вот к чему зовет нас новый год. Вот способы и средства начать для нового года новую жизнь, обновиться духом, стать новыми людьми, возлюбленными чадами Божиими. Много милостей явил нам Господь в минувшие дни великих испытаний. Но кто много получил, с того много и взыщется, как говорит Господь в Евангелии. Господь открыл нам очи, и мы увидели грехи свои. Да не возвратимся же к ним вспять! Да исчезнут отныне, да не возникнут вновь те распри и раздоры, какими мы жили в последние десять лет! Да исчезнут навсегда с лица родной земли все эти нехристианские мечты о каких-то, неблагословенных Богом, осуждаемых Церковью «свободах», под именем коих плохо скрываются желания произвола, распущенности, простора для всякого зла в жизни религиозной, государственной и общественной! Да водворится мир не только с соседними народами, но и у себя дома, в родной земле! Да укрепятся в сознании и в жизни те святые идеалы, которые, милостью Божией, как-то вдруг, сами собою, выплыли из забвения и блеснули пред нами во всей своей красоте и величии – идеалы Православия, самодержавия и красоты православной народной души! Русский народ – в это мы глубоко верим – призван Богом хранить святыню Православия для всего мира; эта святыня, в сии многоскорбные дни, просияла в нашей народной душе во всей своей апостольской чистоте и небесной красоте – не в теории, а в самой жизни. Помните же, что незримый враг Бога и людей зорко следит за всем, чем живет наш народ, и стремится чрез своих слуг отравить его лживыми идеями либерализма, социализма, материализма, атеизма и всяких измов, но жива наша народная душа, и Православная Церковь бодро стоит на ее страже. Берегите же и вы, православные русские люди, святыню Православия, как бесценное сокровище, Богом вам врученное. Мы верим, что те народы, в душе которых не погасла искра Божия, которые искренно ищут истины, найдут эту истину в Православии и воспримут ее от народов православных, впереди коих стоит наш Русский народ. Да будет тако! Да благопоспешит Господь всем нам в обновлении духа во славу Свою, да не угаснет та искра Божия в народной душе, которая вспыхнула во дни скорби и осветила потемки его духовной жизни, – да разгорается она ярким пламенем к духовному оздоровлению народа, и да расточатся все враги Божии, враги Церкви Православной, кто бы они ни были: еретики ли, раскольники ли, или же Магомета и Лютера последователи!..

Се здрав был еси, ты положил по крайней мере начало своему оздоровлению, православный Русский народ, смотри же – ктому не согрешай, а, положив доброе начало, в предняя простирайся и духом обновляйся!

С новым годом, с началом духовного обновления приветствую вас, братия мои! Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 6. 1915 г. - 1915. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 251-300).

Комментарии для сайта Cackle