302. Нечто о переоценке идейных ценностей
Мы живем в век переоценки всех ценностей. Как будто люди согласились в том, что все, кто жил раньше нас, не умели оценить, как следует, все, что подлежит оценке, а вот теперь люди стали-де умнее и, отвергая прежнюю оценку, все переоценивают по-новому, по-своему. Всем хочется сказать какое-то новое слово, всем хотелось бы показать, что они – не отсталые “ретрограды”, а люди “просвещенные”, с “прогрессивным направлением”. Одно только забывают, чтоб быть оценщиком, надо быть, во-первых, совершенно честным человеком, а во-вторых, – сведущим в той области, к какой относится переоцениваемый предмет. Честный человек не станет оценивать то, в чем малосведущ. Особенно это надо сказать в отношении к печатному слову. Уж если хочешь говорить о чем в печати, то, прежде всего, спроси себя: достаточно ли знаешь, о чем будешь говорить? Если да, то помни еще: надо говорить честно, не искажая чужой мысли, не подменивая авторитетов, говори, как пред Богом.
Так и было в доброе старое время. А ныне повелось не так. Ныне берут мысль, подлежащую модной переоценке и принадлежащую авторитету великого мыслителя и гениального учителя мудрости, и, сознавая, что с таким авторитетом им не под силу бороться, что он еще достаточно силен в умах даже наших современников, что восставать против него значило бы подвергать себя опасности известного маленького существа, что вздумало оскорблять слона, – эту мысль приписывают маленькому человеку, как будто это – его мысль, а с ним уж нечего церемониться: его можно и осмеять, и окритиковать, и таким образом подорвать доверие, если не к великому авторитету, о коем обычно умалчивается, а к мысли, им высказанной; ведь цель все равно будет достигнута; эта мысль, как мысль маленького человека, будет искажена, подвергнута злой критике, лишена доверия, отброшена, как старая ветошь. Явление печальное и не делает чести нашему “просвещенному прогрессивному” времени.
На эти мысли навел меня г. В. Рязанский (известный псевдоним) в “Колоколе”, передающий свою беседу с “московским канонистом”, присяжным поверенным Н. Д. Кузнецовым. По словам г. Рязанского, г. Кузнецов будто бы сказал: “Мы никогда не забудем, как в 1909 году (не 9, а 8-м), на миссионерском съезде в Киеве член его архиепископ Никон, бывший тогда вологодским епархиальным архиереем, прочел лекцию. (Лекции я не читал, а вел устную беседу). В ней была проведена мысль, что человеческая, земная жизнь должна служить отражением небесной. (Моя тема беседы была об основном начале христианской жизнедеятельности по православному воззрению). На небе, как старался разъяснить почтенный лектор, оказывается строй самодержавный, а потому этот последний непременно должен быть и на земле. (Было сказано только, что именно такой строй можно считать наиболее соответствующим идеалу власти). Ссылка архиепископа Никона на небесный порядок для оправдания известного политического строя (только политического строя, а не народного идеала?) на земле казалась нам тем большим соблазном для многих, что другой архиерей (г. Рязанский называет его, но я не хочу пятнать имя собрата) старался доказать, что на небе господствует как раз не самодержавная идея, а конституционная, и потому конституция в России оправдывалась бы высшей небесной жизнью”.
Ясно, что и г. Кузнецов, и г. Рязанский приписывают мне высокую честь указания на небесный идеал самодержавной власти. Но пусть простят мне почтенные публицисты, если я скажу откровенно: не верю я, чтоб они забыли, что я не свои мысли тогда высказывал, а прямо назвал великого святителя, мужа мудрости и разума, совета и духовного рассуждения Московского митрополита Филарета. А чтобы их читатели не впали в заблуждение и не подумали, что мне принадлежит такая, по моему убеждению, высокая мысль, приведу точные слова премудрого Филарета: пусть с ними, а не со мною считаются упомянутые выше публицисты, пусть и читатели знают, кого обвиняют они в “понижении вселенского церковного сознания”, в коем видят “опасность для русской церковной жизни”. И тот и другой настолько учены и просвещены, что, конечно, знают государственное учение Филарета, а следовательно, позволительно думать, что намеренно умалчивают о нем, приписывая мне мысли великого святителя, чтоб легче было убедить читателей, что эти мысли – политиканство. Нужно ли спрашивать: честно ли это?..
Вот что говорит митрополит Филарет: “Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего вседержительства – Царя самодержавного; по образу своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – Царя наследственного. О, если бы – восклицает святитель, – все цари земные довольно внимали своему небесному достоинству и к положенным на них чертам образа небесного верно присоединяли требуемые от них богоподобную правду и благость, небесную недремлемость, чистоту мысли, святость намерения и деятельности! О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовью к Царю, смиренным послушанием его законам и повелениям, и взаимным согласием и единодушием удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия!.. Все царства земные были бы достойным преддверием Царства Небесного. Россия! ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. Держи, еже имаши, да никто же приимет венца твоего!” (Апок. 3:11).
Вот то, на что сослался я в моей Киевской беседе. Как видит читатель, царство земное, по учению святителя Филарета, глубоко обоснованному на слове Божием, устрояется по образу небесному, царское самодержавие – по образу Божия вседержительства, и царь, и подданные его должны отражать черты образа небесного. Странно после этого, что гг. Рязанскому и Кузнецову мои слова показались чем-то новым и повели якобы к “большому соблазну”.
Великий святитель Филарет пророческим взором своим как бы предвидел наше время, наши “соблазны” и смуту мыслей и вещал вдохновенно: “Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Россия! Береги и возжигай сильнее твой домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю и мрак на языки... Шаташася язы́цы и людие поучишася тщетным. Перестав утверждать государственные постановления на слове и власти Того, Кем царие царствуют, они уже не умели ни чтить, ни хранить царей. Престолы там стали не тверды; народы объюродели. Не то, чтоб уж совсем не стало разумевающих: но дерзновенное безумие взяло верх и попирает малодушную мудрость, не укрепившую себя премудростью Божией. Из мысли о народе выработали идола и не хотят понять той очевидности, что для столь огромного идола не достанет никаких жертв. Мечтают пожать мир, когда сеют мятеж: не возлюбив свободно повиноваться законной и благотворной власти Царя, принуждены раболепствовать пред дикою силою своевольных скопищ. Так твердая земля превращается там в волнующееся море народов, которое частью поглощает уже, частью грозит поглотить учреждения, законы, порядок, общественное доверие, довольство, безопасность”.
Приводить ли дальнейшие златые слова великого иерарха? Можно ли в наше время повторить их со всею ободряющею их силою?
“Но благословен Запрещающий морю! Для вас (русских людей) еще слышен в событиях Его глас: до сего дойдеши и не прейдеши. Крепкая благочестием и самодержавием Россия стоит твердо”.
Можно только молиться: Утверди нас, Господи, на камени заповедей Твоих, ибо возмутилось страстей море и грозит той скале, о которой говорил великий Филарет...
Странную претензию заявляет г. Скворцов в своем “Колоколе”. По его мнению, выходит, что С. Синоду не следовало открывать своего “Прих. Листка” потому, что существует “добровольный полуофициоз” (читай – самозваный) “Колокол” и с открытием “Прих. Листка” его “издательская касса лишилась чувствительной подписной суммы”.
Но кто же давал право “Колоколу” считать себя полуофициозом С. Синода? Да и сам он не открещивался ли от такого названия, когда левые газеты называли его официозом Синода? Что же касается иудея Рубинштейна, он не просто член, а директор Русско-французского банка, следовательно, важное лицо в банке. Слышится попрек и в том, что я употребил слово “жид”. Но почему не употреблять этого слова, когда оно не только имеет право гражданства у всех народов Запада, но и в нашем славянском Евангелии? Да и “Колокол” до несчастного займа в жидовском банке нередко употреблял это слово. Я спросил бы г. Скворцова, что значит его фраза в письме ко мне, что он “бесповоротно разочаровался в старом режиме”?