Источник

278. Один из способов отравления ядом сектантства

Враги святой Православной Церкви не дремлют. Следуя примеру и заветам своего семитысячелетнего, нестареющего, впрочем, злобного и коварного «старца"- наставника, они воюют против Церкви и десными и шуими. Как тот, еще в раю, успел обольстить наших праотцев легким средством – быть яко бози, так и они соблазняют сынов Церкви обещанием легких способов спасения. Их главная цель – подорвать доверие к Церкви, увлечь неопытную душу в дебри самочинного мудрования в многотрудном деле разумения Священного Писания, а там они уже изловят ее в свои сети и будут постепенно отравлять ее пагубными лжеучениями, по каплям вливая яд вражды к матери-Церкви. Это обычный прием всех сектантов.

Еще древние язычники подметили, что «капля долбит камень не силою, а частым падением» А в наше время придают большое значение гомеопатии. Думают, что чем микроскопичнее доза, тем глубже проникает в клеточки организма, тем сильнее действует лекарство. Враги Церкви не пренебрегают и старыми, и новыми теориями, лишь бы достигнуть своей цели. Приходится считаться со всем этим и верным сынам родной Церкви, особенно ее пастырям. Так, недавно появился «ежемесячник», ценою всего 20 к. в год, а в розницу 2 к. Редакция обещает и совсем даром высылать всем желающим какие-то брошюры или отдельно изданные статьи духовного содержания. Какие, подумаешь, благодетели! А и цель то издания поставлена, по-видимому, самая высокая: легко сказать – толкование Священного Писания! Дело, кажется, ведется опытным сектантом. Он еще не нападает прямо на Церковь: он только совершенно замалчивает ее. На 16 столбцах текста – ни единого упоминания о Церкви: как будто ее вовсе нет и ей никакого дела нет до «исследования Священного Писания». На первой странице статья как будто самого невинного содержания: «Бытие Всевышнего премудрого Творца доказано». В подзаголовке говорится о «внебиблейских доказательствах в свете знания и разумения, о разумном воззрении, о сущности Бога (?!)». В содержании самой статьи – общие места, которые можно читать в любом курсе так называемого «Основного Богословия», хотя в курсах и дело излагается обстоятельнее, и язык грамотнее. Но начиная со второй страницы яд уже начинает вливаться в душу читателя и «благодетели-издатели» выдают свой облик. В статье «Катастрофы и почему Бог их попускает» говорится, что «от некоторых обманов, унаследованных от темных веков суеверия и ослепления, человечество освободилось и со времени реформации значительно прояснились некоторые стороны промысла или плана Божия, но в общем, осталось еще много глубокой тьмы». Дальше уже открыто выступает учение адвентистов о тысячелетнем царстве Христовом на земле, о том, будто «темное средневековье изобрело будущую жизнь в вечных мучениях», что «это учение целиком-де противоречит слову Божьему и есть явная клевета на Бога», есть «плод воображения, не имеющий под собой почвы Писания» и прочие неумные глаголы. Почему-то раз пять-шесть повторяется, что мир существует шесть тысяч лет, тогда как по принятому летосчислению Библии теперь уже близко к половине восьмой тысячи. Редакция говорит, что все статьи «являются отрывками из громадного сочинения «Лекции по Священному Писанию», приобретшему в настоящее время всеобщую известность в христианском мире, доказательством чего служат многочисленные переводы на разные языки», следует перечень этих языков (до 13-ти). Но странно: умалчивается главное: да чье же это сочинение? А судя по содержанию и изложению, если и есть какой-то таинственный автор сего сочинения, то сидит он в редакции листка, о коем у нас сейчас идет речь, и никому не было нужды его переводить: так бездарно его произведение. Впрочем, писал или переводил, во всяком случае не русский человек: это доказывают такие выражения, как например: «зло допущено для того, чтобы при его посредстве достигнуть более великого спасения»; «выполнение собственных замыслов Бога»; «познание добра и зла как элемент подобия человека, к Творцу» и т. п. Русскому человеку просто не додуматься до таких выражений. Чье же это дело? Кому нужно блазнить простых людей всякими ересями и лжетолкованиями слова Божия? Нет нужды долго искать этих непрошеных радетелей духовного развращения православной души: это все те же сектанты – союзники немцев, от них получающие и средства на это, ибо смешно говорить о какой-то подписке в 20 коп. за 12 № №, которых одна пересылка бандеролью стоит 24 коп.

Я не стал бы говорить о таком ничтожном листке, как тот о коем говорю. Но в том то и опасность, что он может проникнуть именно благодаря своей дешевизне (2 коп. за №) в каждую деревенскую хату, а известно, как наш народ доверчиво относится к печатному слову, особенно когда на строках видит слова «Священное Писание», «Бог», «Спасение души» и проч. К великому сожалению, наш простой народ мало знаком с учением своей родной Церкви, не привык обращаться с книгами Священного Писания, не всегда найдется сообразить, например, что как же можно опровергать учение о вечных мучениях грешников, когда Сам Господь наш Иисус Христос ясно и непреложно говорит в Своем пророчестве о страшном суде Своем: «и идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный»? Если нельзя перетолковать слово «живот вечный» в смысле «жизнь временная», то ведь слово это стоит рядом со словом «мука вечная» и уж никак нельзя истолковать в смысле какой-то муки срочной, временной. А бессовестный – иначе не умею назвать – автор листка утверждает, будто учение о вечных мучениях есть «плод воображения, возникший исключительно благодаря ложным воззрениям темных средних веков»!

В наше печальное в духовном отношении время дельных, хороших книг почти не читают. Я не говорю о беллетристике: романы и повести писателей известного типа, потворствующего страстям человеческим, молодежь поглощает большими томами. Но от такого чтения молодые люди не становятся вдумчивее, не зреют, ни в умственном, ни в нравственном отношении. Даже так называемые толстые журналы разрезаются, главным образом, только на тех местах, где есть повесть или рассказ. Читают и отдел политики, но это уж – не книга, скорее, та же газета, та же злоба дня, которая ныне положительно убивает и книгу, и дельный журнал. Быстрое сообщение по железным путям, почта, телеграф, телефон – совсем отучили нас от столь потребной в жизни добродетели терпения, от усидчивости в труде, в мысли, в работе ума. В столицах не довольствуются уже утренней газетой: ждут вечерней, которая иногда выходит даже два раза вечером. До книг ли тут? До вдумчивого ли размышления? Ловят новости на лету, не проверяя их, хватают все, что ни поднесет им «редакция». А редакции, как известно, захвачены в плен в огромном большинстве неверами, чаще – врагами Церкви, явными и тайными. Это страшно понижает умственный уровень массы среднего класса читателей: они просто становятся неспособными прочитать более или менее дельную статью, написанную научным, хотя бы общедоступным языком. Как ни прискорбно это явление, но с ним нельзя не считаться. Вот враги Церкви и считаются. Они не задумываются распространять свой яд и в форме той же газеты, к какой так привык современный читатель. Копеечный листок скорее попадет в руки простеца, скорее им прочтется, а прочтется – что-нибудь да в душе и останется, посеется некая мысль, которая остановит на себе внимание человека, а если это будет повторяться часто, то мысль эта пустит и росток, укрепится в уме, спустится в сердце, где легко найдет себе благоприятную почву в страстях, нас обуревающих, и вот – искушение готово. А враги Церкви умеют всегда придать авторитетный тон своим ложным положениям: смотрите, например, с какою уверенною авторитетностью говорит хотя бы этот адвентист в своем летучем листке о том, будто учение о вечных мучениях «целиком противоречит слову Божию» и «обесчещивает» Бога! Он даже «не желает распространяться» с целью опровержения учения Церкви о сем предмете: все-де и без опровержения так ясно, что только разве глупец не поймет нелепости такого учения! И вот простец, сам того не замечая, глотает яд и отравляет себя еретическим мнением.

Но всякий яд имеет свое противоядие. Апостол Павел говорит о себе: всем бых вся, да всяко некия спасу. Он применялся ко всякому возрасту, положению, воспитанию своих слушателей. Его пример для нас – священный завет. Мы, пастыри Церкви, должны принимать во внимание все, что творится вокруг нас, и когда наша совесть не только не препятствует, но и соизволяет, так сказать, – благословляет нас, – должны бороться с врагами Церкви их же оружием. Я разумею те средства, которые в нравственном отношении совершенно безупречны. Пусть ложь, обман, недобросовестное отношение к слову Божию будет их, врагов Церкви, как бы привилегией, если они того хотят: мы должны с ними бороться оружиями чистыми, хотя, по слову Апостола, сии оружия могут быть и десными и шуими.

Позволю себе сослаться на свой личный опыт. 36 лет я издаю «Троицкие Листки» и видел много опытов воздействия благодати Божией чрез это малое, так сказать, микроскопическое средство в деле спасения людей, еще не потерявших совесть. Некоторые случаи описаны мною в моей книжке «Чем жива наша русская православная душа». Да и каждый добрый пастырь найдет в своей памяти подобные случаи.

Отсюда вывод: в противовес сектантским листкам в виде газеты, – потребно издавать противосектантские листки, как опровергающие заблуждения сектантов, так и обосновывающие учение Православной Церкви. И эту святую задачу должны взять на себя Советы при Святейшем Синоде – Миссионерский и Издательский.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 6. 1915 г. - 1915. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 251-300).

Комментарии для сайта Cackle