272. Доброе слово русским штундо-баптистам
Сказано в Божественном Писании: «не обличай злых, да не возненавидят тебе, обличай премудра и возлюбит тя» (Притч. 9:8). Почему так? Почему злые люди не терпят обличений? Премудрый Соломон отвечает: «обличение бо нечестивому – раны ему». Человек, потерявший совесть, влюбленный в самого себя, не хочет знать истины, не дорожит ею: он считает себя непогрешимым во всем, что ему нравится, и если правда колет его в глаза, то он ненавидит правдолюбца, который вздумал бы ему говорить эту правду. Вот почему и обличать такого бесполезное и безнадежное дело; вот почему Премудрый и говорит: не обличай злых, или, как в русском переводе с еврейского: «не обличай кощунника».
Но есть люди, добросовестно заблуждающиеся, искренно искавшие правды, но в своем искании по неведению уклонившиеся от прямого, Богом указанного пути и впадшие в заблуждение. Такие люди рады бывают проверить себя, выслушать и обличение, лишь бы только познать спасительную истину. Пусть это – простецы, неученые люди, а все же можно их назвать мудрецами, как и Премудрый о них говорит: «обличай премудра и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, продолжает он, и премудрший будет», – дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Кто любит истину, тот не станет щадить своего самолюбия, никогда не откажется от слова вразумления, хотя бы это слово и не по сердцу ему было, и жестко показалось; он знает, что «правда груба, да Богу люба». Ведь больной, желающий выздоровления, хотя и морщится, а все же пьет горькое лекарство. А знать спасительную истину Божию несравненно важнее, чем обладать телесным здравием. Вот почему и долг повелевает, и душа просит обратиться к таким людям с добрым словом вразумления, совета, увещания, с словом братской любви. Верится, что они спокойно выслушают такое слово, задумаются над ним, а совесть христианская, за молитвы святой матери нашей Церкви, подскажет им, что истина Божия, в Церкви хранимая, есть единый истинный путь ко спасению, ибо слово Божие говорит, что Церковь и есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15).
К кому же я на сей раз обращаю мое скорбное слово?
Конечно, не к тем, которые не могут мирно принять его, которые, по слову Премудрого, способны только ненавистью отвечать на него, которые не поверят искренности обращения к ним православного пастыря. Нет, такие пусть лучше не читают сих строк, чтоб не грешить лишний раз грехом ненависти к нам, православным пастырям. Я обращаю мое слово к вам, братья русские люди, когда-то бывшие верными сынами Церкви Православной, а ныне покинувшие дом отчий, увлеченные немецкими проповедниками в штунду, в баптизм, в так называемые евангельские общины, в адвентизм, методизм и разные другие секты, немцами распространяемым! 900 лет тому назад наш просветитель, наше Красное Солнышко, князь Владимир принял от греков святую веру Православную, во всей апостольской чистоте сохраненную, святыми Вселенскими и Поместными Соборами раскрытую и утвержденную, – принял и заповедал родному своему народу Русскому крепко держаться этой веры, хранить ее как заветное небесное сокровище. И свято соблюдали завет равноапостольного просветителя нашего наши предки благочестивые: за веру Православную они кровь свою проливали на полях битв и с татарами, и с турками, и с немцами, которые сначала были верными слугами Папы Римского, держали веру латинскую, а потом явился у них расстрига-монах, Лютер, поставил себя выше всех святых отцов, выше Вселенских Соборов, даже выше святых Апостолов; он отверг все таинства церковные, отрекся от почитания Матери Божией и святых угодников Божиих, отверг посты, церковные обряды, почитание икон, святых мощей, стал самое слово Божие, Священное Писание, толковать по своему горделивому смышлению, выкидывать из него все, что ему не нравилось, и таким образом сочинил свою веру, не Христову, не Апостольскую, а лютеранскую, еретическую. И раскололись сами лютеране на многое множество сект, которые спорят между собою, и каждая секта уверяет, будто только у нее одной правда Божия, спасительная, будто все прочие стоят на пути погибельном. И что ни голова у них, то вера своя, и дошло до того, что сами пасторы их, то есть их наставники и учители веры, перестают веровать в Божество Господа нашего Иисуса Христа, уже считают Его простым человеком таким же, каким был Моисей, даже Будда, Конфуций, Магомет, и теперь в самой столице немецкого царства, в Берлине, больше половины немцев некрещеных, потому что совсем изверились, веру потеряли, безбожниками стали. И вот, такую-то веру, веру без таинств, без Церкви, без всякого общения со святыми Божиими, без надежды на молитвы за умерших, – такую-то вот веру немцы принесли к нам на Святую Русь Православную, сначала в свои колонии, а затем стали ее распространять и среди русских православных людей, подобно тому, как в притче Христовой сеял враг плевелы на ниве среди доброй пшеницы. Подумайте же, какое сокровище они похищают из русской души? Они отторгают русского человека от его любящей матери-Церкви, уводят из храма Божия в свои самочинные сборища, заставляют его забыть родные молитвы, священные песнопения церковные и изучать вместо них нескладные стихи, переведенные с немецкого языка, в коих не услышите вы ни превожделенного имени Матери Божией, нашей Заступницы, ни покаянных стонов души, плачущей у подножия Креста Христова; ненавидят они и Крест Господень, кощунственно называют его виселицею, а святые иконы – идолами. Господи! Какое ослепление! Какая гордыня! И таким-то проповедникам верят русские люди! Как будто нет у них пастырей Церкви и учителей веры Православной, которые с любовью объяснят всякое недоразумение, покажут, почему и как подобает веровать, почему то или другое лжеучение немцев – ложно, богопротивно, душепагубно. В гордыне своей немецкие лжеучители знать не хотят, что от времен Апостольских в Церкви Божией были мужи благодатные, Духом Божиим просвещаемые, были ученики Апостольские, которые от самих Духоносных Апостолов слышали, как надо веровать, как понимать слово Божие, которые сами оставили нам свои писания; что за 19 веков были миллионы верующих и среди них были люди, Богу угодные, Богом прославленные, которые свято соблюдали веру непорочную, от Апостолов преданную. И ужели же расстрига Лютер и его последователи, ужели нынешние немецкие мудрователи умнее всех сих богоугодных людей? Ужели сии богоугодные люди были – прости мне Господи слово сие – глупее каких-нибудь немцев, проповедников ересей, да и наших отступников от веры Православной? Что за гордыня! Что за самомнение! Господь сказал еще в Ветхом Завете: прославляющих Меня прославлю, и прославил Он многих святых Своих, Ему благоугодивших, многими чудесами и знамениями свидетельствуя, что они право веровали, истинным спасительным путем в Царствие Божие шли. Немецкие учители скажут, что все это выдумки, все – ложь. Но чем они докажут это? Ужели миллионы верующих православных, на себе испытывающие силу благодати Божией, в Церкви Православной обитающую и у святынь церковных, у чудотворных икон и св. мощей воочию являемую, – ужели все сии верующие и по вере своей благодатью утешаемые, заблуждаются, лгут, а вот эти гордые, непризванные учители, от врагов нашей веры, нашего народа пришедшие, они-то и проповедуют истину?
Теперь не тайна, ради чего немцы так стараются совращать простых русских людей в баптизм и другие немецкие ереси. Не о спасении русских душ у них забота. Нет – они видели и знают, что наша матушка-Русь только дотоле и крепка, и сильна, и непобедима, пока она хранит святую веру Православную. Эта вера и есть ее сила, ее могучая опора, только эта вера и привлекает к Руси милость Божию, и покров Матери Божией, и святых Божиих. Чтобы победить Русь, погубить Российскую Державу, надо подорвать в ней веру Православную, надо совратить русских людей в секты и расколы, даже всякую веру уничтожить в народе, развратить его, а если удастся, то и душу русскую онемечить. Тогда немцам будет простор на Руси: что хотят, то и делают. Вот и теперь – что говорят те баптисты и штундисты, у которых душа русская вытравлена, онемечена? Они говорят: что воевать будто бы грешно, потому что сказано: «не убий», а того знать не хотят, что в той же самой книге Закона Моисеева, в коей написана заповедь Божия: «не убий», там же читаем во многих местах, за многие преступления наказание Божие: «смертию да умрет, камением да побиется!»
Да и Сам Господь Бог в Писании именуется Господом воинств, Господом сил, говорится, что Он, Господь наш, Сам научает руки верных Своих на ополчение и персты их на брань (Пс. 14:31). Притом же, не убивать идет воин христолюбивый, а от убийц защищать и Родину-мать, и близких своих. Мы знаем из истории, как беспощадны были дикари-народы, монголы, гунны, татары, а теперь на наших глазах те же немцы беспощадно истребляют не только раненых и пленных воинов, но и жен, и детей, тысячами топят мирных путешественников на морях, не разбирая даже, какому народу они принадлежат: англичане ли, французы ли, американцы, или, может быть, даже свои же немцы. Режут уши, языки, отрубают руки, ноги: так что же – и с такими зверями не воюй? Они будут обращать в рабство другие народы, а мы все иди к ним в рабство? Вот ведь о чем хлопочут все эти проповедники баптизма, все эти Фетлеры, Боннекампферы, да и наши, ослепленные ими, онемеченные душой, Прохановы, Павловы, Степановы и им подобные! Известно ведь теперь, что и жалованье все они получали и, может быть, и теперь получают из Германии, известно, что еще при знаменитом враге России Бисмарке Германия решила не жалеть миллионов на духовное отравление нашего русского православного народа, на совращение его в штунду, в баптизм, в якобы «евангельскую» веру, чтобы убить в нем душу православную, чтобы онемечить его. Сами немцы не скрывают этого: они, например, сообщают, что на это недоброе дело, в течение только одного 1908 года, израсходовано 18 миллионов в России!.. Какие, подумаешь, благодетели! А почему бы им не расходовать эти миллионы на обращение в веру Христову каких-нибудь китайцев, японцев, дикарей Африки, Америки, те ведь совсем не ведают истинного Бога, а мы, русские люди, слава Богу, веруем в Бога так, как научила нас святая Апостольская Православная Церковь. Но в том-то и дело, что немцам то и нужно, чтоб истребить веру Православную в русской душе, а там уже они сумеют русского человека переделать по своему образу и подобию.
Вот – цель наших врагов, братья русские люди! Вы, конечно, искали истины, спасения души, когда шли к ним на беседы, слушали их проповеди, а они к душам вашим подкрадывались, чтобы похитить из них ваше сокровище многоценное – святую веру, завещанную князем Владимиром... чтобы из русских сделать вас немцами. Скажите, что смущает вас? Святая Церковь разрешит все ваши недоумения, только будьте искренни, только не заражайтесь духом гордыни, каким дышат все эти хулители Церкви, все слепые вожди, променявшие веру Православную на ересь Лютерову.
Мы переживаем тяжелые для русского сердца дни. Кто любит свою Русь, тот не может двоиться в душе. Если наши инородцы, по крови не русские люди, воодушевляются любовью и преданностью России, любовью к ее православному Царю, если даже татары, кавказские горцы и другие народности, живущие в пределах России, стоят грудью против общего врага-немца, то можно ли допустить самую мысль о том, чтобы вы, наши братья, русские по крови люди, хотя и переставшие быть православными, не страдали душой за родную вам Русь? И вот благоприятное для вас время подумать: да и в самом деле не обманывают ли вас все те же немцы, совращая в свою пустую веру? И хорошо ли, право ли вы поступили, самонадеянно бросив веру Православную и чрез то отделившись от родной семьи православных русских людей – духовных верных чад равноапостольного князя Владимира?
Помолись, благоверный княже Владимире, ко Господу, да вразумит Он и просветит заблудших светом истинной веры, тобою завещанной, но по неведению ими покинутой! Да возвратятся они в недра своей любящей матери – Церкви Православной и, согретые ее любовью, ее благодатью, сольются сердцем со всем стомиллионным родным своим народом Русским! Ей, буди, буди!..
Знаю, что на это мое «доброе слово» посыпятся ругательные анонимные письма от сектантов-вождей измены Церкви Православной. На анонимы я не отвечаю: пусть их авторы тешат себя, сколько угодно, если они полагают, что ругательство есть доказательство их правоты, а не бессилия. На честное, спокойное слово недоумения, по мере сил и свободного времени, готов ответить, если будет дан точный адрес вопрошающего.